Памятка "Рекомендации по взаимодействию детского сада и семьи"
методическая разработка

Болотова Марина Александровна

В памятке изложены основные этапы работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_vzaimodeystviyu_s_semey.doc639 КБ

Предварительный просмотр:

Литература:

  1. Интернетресурсы:

- URL (унифицированный указатель ресурса): http://www.semya-rastet.ru;

- URL: http://www.psyvision.ru;

- URL: http://www.psyera.ru 

  1. Н.В.Микляева Создание условий эффективного взаимодействия с семьей//Методическое пособие для воспитателей ДОУ – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006
  2. В.Н.Белкина, Н.Н.Васильева ДОШКОЛЬНИК: обучение и развитие воспитателям и родителям – Ярославль: «Академия развития», 1996
  3. Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М.И.Левиной // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.
  4. Зиммель Г. Социальная дифференциация. // Тексты по социологии ХIX – XXвеков. Хрестоматия. – М., 1994
  5. В.А.Петровский Учимся общаться с ребенком//руководство для воспитателей д/с -  М.: «Просвещение», 1993
  6. О.Л.Зверева, Т.В.Кротова Общение педагога с родителями в ДОУ//методический аспект – М.: СФЕРА, 2005

МБДОУ ЦРР ДС №51 «Солнышко»

«Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В.А.Сухомлинский

       Составил: 

                          старший воспитатель первой квалификационной категории М.А.Болотова

г. Озерск, 2015г.


Направления работы с родителями:

  1. Диагностический блок

    II. Коррекционно-развивающий блок

  1. Диагностический блок
  1. Сбор анамнеза.
  2. Мониторинговые исследования:

- характеристика состава семей;

- характеристика количественного состава детей в семье;

- материальное и социальное положение;

- возраст родителей, образование, хобби;

- тип семей.

      3. Исследование особенностей детско-родительских отношений:

            - анкетирование;

            - проективные тесты (например, «Моя семья»);

            - психологические игры;

            - интервью детей:

а) любишь ли ты свой дом, своих родных (маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер)?

б) что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям? Как заботишься о них?

в) как ты проводишь выходные дни?

г) читают ли тебе сказки перед сном?

д) что ты делаешь, когда мама сердится? И т.п.

     4. Наблюдение

II. Коррекционно-развивающий блок

  1. Формы информационного обеспечения взаимодействия с семьей:

- наглядные формы агитации;

- выпуск газеты для родителей;

- тематические выставки;

- демонстрация видеофильмов;

- папки-передвижки;

- дневники наблюдений за детьми;

- «Почтовый ящик»;

- календарь традиционных дел;

- тетради взаимосвязи;

- фотоальбомы различной тематики («Наши игры», «Мы гуляем», «Хотим все знать», «Растем здоровыми» и т.д.)

      2. Создание условий для самообразования родителей:

             - тематические родительские собрания;

             - «школы» общения;

             - педагогический университет для родителей

      3. Совместный поиск оптимальных путей решения трудностей.

Программа работы педагога с семьей.

Цель: поиск эффективных путей объединения усилий воспитателей д/с и родителей в процессе воспитания детей.

Этапы построения общения с семьей:

1 этап. Трансляция родителям положительного образа ребенка.

Так  как  часто в повседневном общении родители упускают из вида положительные черты личности ребенка, поэтому нужна перестановка акцентов.

2 этап. Просвещение родителей.

Трансляция знаний, которые помогли бы им в воспитании.

3 этап. Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка.

Использование партнерского диалога, анкетирование родителей об индивидуальных особенностях ребенка.

4 этап Совместное исследование и формирование личности ребенка.

Показателем при организации такого доверительно-делового контакта является динамика внешних и внутренних целей этапа.

На 1 этапе: внешняя цель – «перестановка акцентов»

                     внутренняя – установление доверительных отношений с родителями.

На 2 и 3 этапах: внешняя цель – ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка.

                            внутренняя – формирование и подкрепление установки к  сотрудничеству.

На 4 этапе: девиз «Давайте узнавать вместе»

                     цели совпадают: совместное исследование и формирование личности ребенка на основе перестройки собственных стереотипов общения с ними.

Новые подходы в работе с семьей.

  • Вечер вопросов и ответов

Родителям заранее предлагается подать вопросы  на интересующие их темы по воспитанию детей. В первой части вечера на вопросы отвечают специалисты ДОУ, во второй – родители отвечают на вопросы воспитателя, решают педагогические задачи.

  • Практические занятия

Их можно проводить в конце собрания, это может быть:

 - решение педагогических задач «Как бы вы поступили, если…?»

 - показ и анализ детских работ

 - проведение мастер класса по какому-либо продуктивному виду деятельности

 - прослушивание магнитофонных записей с детскими рассказами, их анализ

 - составление примерного плана, как организовать праздник дома

 - комплектование детской библиотеки и игрового уголка

 - психологический тренинг детско- родительских отношений

  • Деловые игры

  - «Вечер молодой семьи» - участники имитируют типичные ситуации из семейной жизни, жюри оценивает правильность их решения;

 - «Цветик-семицветик» - обмен опытом семейного воспитания;

 -  Обучение сервировке стола для семьи и праздничного стола.

Основные этапы подготовки родительского собрания:

1. Анкетирование родителей по теме собрания

Анкеты заполняются дома, их результаты используются в ходе проведения собрания.

2. Изготовление приглашений каждой семье с учетом темы собрания.

3. Изготовление оригинальных памяток на тему собрания

Содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Подготовка конкурсов, выставок по теме.

Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон

5. Продумать размещение родителей.

Примерные варианты  этапов проведения родительского собрания:

1.Вступление

Оно должно быть кратким, эмоциональным, настраивающим на тему предстоящего разговора.

2.Дискуссия.

Важно:

- не затягивать беседу,

- не рассматривать большое количество вопросов,

- не просить участвовать всех присутствующих,

- не упрекать и не поучать родителей,

- рассказывая об отрицательных поступках детей не называть фамилии,

- чаще использовать в качестве примеров моменты и ситуации из жизни детей группы.

3.Самоанализ.

Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют фишку красного цвета, если не всегда – желтого, не выполняют вовсе – синего. Результат будет на лицо. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость данных правил и выразить надежду, что в дальнейшем все родители будут ими руководствоваться.

4.Практическая часть.

Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление игрушек, разучивание пальчиковой или артикуляционной гимнастик, и др.) соответственно теме собрания.

5.Вручение призов, грамот, медалей за активное участие в жизни группы, успехи в воспитании детей.

6. Высказывание великих людей по теме собрания.

7. Работа с памятками

8. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

9. ОКНО – очень короткие новости.

Ведущий знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей. Можно использовать высказывания великих детей по теме собрания.

10. Слово – эстафета.

Родители должны продолжить начатое ведущим предложение: «Мой ребенок будет успешно учиться, если я…» Лучше, если родители будут при этом передавать друг другу какой-нибудь предмет.

11. Подведение итогов.

Здесь же следует определить тему следующего собрания сроки его проведения, запланировать участие родителей в его подготовке.

12. Чаепитие. Дегустация блюд

Примерные темы родительских собраний

Ранние и первая младшая группы

  • «О здоровье всерьез»
  • «Зачем детям мама?»
  • «Об упрямстве и капризах»
  • «Игра в жизни ребенка»
  • «Адаптация в жизни ребенка»
  • «Влияние взаимоотношений взрослых в семье на его психическое развитие»
  • «Как обеспечить эмоциональное благополучие ребенка»

Младшая группа

  • «Будем знакомы»
  • «О гигиене и правилах хорошего тона за столом»
  • О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
  • «Истоки доброты»
  • «Во что и как играть с ребенком дома»
  • «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»
  • «Родительский авторитет – из чего он складывается»
  • «Круглый стол» - встреча со специалистами ДОУ

Средняя группа

  • «Мужская рука» - о роли отца в воспитании
  • «Путь к здоровью, силе, бодрости»
  • «Пока не поздно» - воспитание любви к природе
  • «О любви к живому»
  • «О воспитании любознательности»
  • «Азбука здоровья»

Старшая группа

  • «Труд – лучший воспитатель»
  • «Семейные традиции»
  • «Азы воспитанности»
  • «О слове, о речи, о культуре общения»
  • «Общение ребенка с членами семьи»
  • «Воспитание любви к природе (в форме игры «Счастливый случай» или КВН

Подготовительная группа

  • «Помочь учится»
  • «Воспитание интереса к чтению»
  • «Искусство хвалить»
  • «Готовность к обучению в школе»
  • «Охрана нервной системы ребенка»

Цикл занятий по теме «Семья»

Первая младшая группа

  • «Мама, папа, я – это все моя семья» - закрепить знания о близких членах семьи

Вторая младшая группа

  • «Мамочка и папочка – самые любимые» - помочь ребенку раскрыть проявление теплых взаимоотношений между членами семьи.

Средняя группа

  • Ввести понятие «семья» - закрепить знание о членах семьи и их взаимоотношениях. Проследить их связь с возрастом и полом.
  • «Кто они – близкие люди?» - показать детям, что у каждого человека свой круг близких людей. Обсудить понятие «близкий человек»

Старшая группа

  • «Чем мы заняты дома?» - закрепить представление детей о домашнем труде; познакомить с некоторыми предметами помощниками в домашнем труде; нацелить детей на посильную помощь дома
  • Составление альбома «Наши славные дела» - закрепить знания детей о распределении обязанностей среди членов семьи. Помочь осознать значимость домашнего труда каждого для общего блага.

Подготовительная группа

  • «Чудо-дерево» - познакомить с генеалогическим древом. Определить, кто кому кем приходится. Учить называть полное имя, отчество, фамилию  родственников.
  • «Моя семья» - учить детей с помощью схем изображать родственные отношения. Закрепить знания о генеалогическом древе.
  • «Я и моя семья» - познакомить с детей с понятием «род». Способствовать осознанию ребенком его социальной роли в семье, принадлежности к своему роду. Закрепить умение составлять рассказы на заданную тему. Воспитывать доброе отношение к членам семьи.

ВОПРОСЫ

для анализа родительского собрания.

1 Эффективность собрания:

а) актуальность темы;

б) количество присутствующих родителей

заинтересованность родителей;

в) заинтересованность родителей;

г) количество и качество вопросов к воспитателю;

д) желание родителей обратиться к педагогической литературе;

2. Уровень подготовки собрания

а) размещение родителей;

б) наглядность;

в) были ли приглашения;

г) продуманность и четкость выступлений

3. Длительность собрания

4. Принятие решения.

5. Ведение протокола.

Типология семей

Неполная семья – это семья с одним родителем

Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. 

Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. 

По количеству брачных партнеров:
1) моногамная семья – один муж и одна жена;
2) полигамная семья:
а) полиандрия – многомужество;
б) полигиния – многоженство.

По количеству поколений:
1) простая (нуклеарная) семья – состоит из представителей только двух поколений (родители и дети);
2) сложная (расширенную) семья – состоит из представителей не мене трех поколений (прародители, родители, дети)

По целям и характеру партнерских отношений:
1) традиционная семья – характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, творчества, свободы, привязанности к быту, наличием собственнических инстинктов. Основной целью такой семьи является продолжение рода, сохранение стабильности, желание не выделяться;
2) зависимая семья – также характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, привязанностью к быту, любовной иллюзией, наличием всевозможных комплексов, зависимостей, патологических привязанностей и т. д. Основной целью такой семьи является удовлетворение психологических потребностей, избегание страха одиночества, ответственности;
3) партнерская семья – характеризуется осознанностью, развитием, ответственностью, участием в делах семьи обоих всех членов, стремление к открытости, к договору по спорным вопросам, гибкости отношений, взаимопомощи и т. д. Основной целью такой семьи является саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру.

По критерию гармоничности:
1) гармоничная семья – характеризуется открытостью, творческим ростом и личностным развитием всех ее членов, теплыми эмоциональными отношениями между родителями и детьми;
2) дисгармонические психологические типы семей:
а) «внешне спокойная семья» – характеризуется внешней уравновешенностью, за которой скрывается накопленная годами неудовлетворенность, преобладанием чувства ответственности над искренностью чувств;
б) «вулканическая семья» – характеризуются неуравновешенностью отношений: скандалы и разводы чередуются с признаниями вечной любви и объединением. Отношения открыты, спонтанность и эмоциональная неуравновешенность доминируют над чувством ответственности. Ребенок в такой семье живет как на пороховой бочке, даже когда все хорошо, он чувствует опасность, что приводит к невротизации;
в) «семья-санаторий» – характеризуется в повышенной тревожности за жизнь или здоровье одного из членов семьи, которая проявляется в ограничении обязанностей «драгоценного» члена семьи и увеличении обязанностей у остальных. Подобная забота приобретает форму культа. Приводит к физической и нервной перегрузке, неврозам;
г) «семья-крепость» – характеризуется внешней стабильностью, сплоченностью, против некой опасности, исходящей извне. Создается иллюзия полного взаимопонимания, выраженное «мы-чувство», за которой скрывается душевная пустота или нарушение сексуальных отношений. Жизнь семьи жестко регламентируется и подчиняется определенным целям;
д) «демонстративная семья, семья-театр» – характеризуется разыгрыванием друг перед другом спектакля, который призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию;
е) «семья – третий лишний» – характеризуется концентрацией внимания друг на друге, при игнорировании или скрытом неприятии ребенка;
ж) «семья с кумиром» – характеризуется гиперопекой ребенка, которая скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом;
з) «семья-маскарад» – характеризуется несогласованностью жизненных целей и планов супругов непоследовательным воспитанием, нездоровой конкуренцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Учебное пособие - презентация «БЕСЕДА в детском саду»

Презентация раскрывает тематику бесед с дошкольниками, методику работы с указанием приёмов и их примерами. Пособие предназначено для студентов педагогических колледжей и воспитателей дошкольных учрежд...

Игры с песком на участке детского сада

В статье предложено содержание, темы построек из песка, даны рекомендации выполнению постороек. К статье приложен проект творческой игры....

роль совместного творчества в детском саду и семье

взаимодействие детского сада с семьёй...

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах социально-коммуникативного развития дошкольников

Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-пра...

Использование экскурсий выходного дня во взаимодействии детского сада с родителями

Экскурсии выходного дня - совремееная форма взаимодействия воспитателя с родителями. Важность использования данной формы в том, что дети, воспитатели, родители оказываются в неформальной обстановке. В...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Жизнь в XXI веке ставит много новых проблем,...