Программа учебной дисциплины История физической культуры
рабочая программа

Каменева Валентина Михайловна

 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_fk_i_sporta.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Обоянский педагогический колледж»

Принято:

 Протокол заседания ЦМК преподавателей

профессионального цикла по специальности

_________________________

 от 10. 12. 2017 г. № 8

Утверждено:

Приказом ОБПОУ «ОПК»

от 25.01.2018 г. №  01-11/17

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебной   дисциплины

        ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Специальность 44.02.03

 Педагогика дополнительного образования

2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский педагогический колледж»

Разработчики:

Иванов В.Ф., преподаватель Обоянского педагогического колледжа.

Каменева В.М., преподаватель Обоянского педагогического колледжа.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История физической культуры и спорта

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  дисциплина «История физической культуры и спорта» является вариативной частью общепрофессионального учебного  цикла (специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования).

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в истории развития физической культуры и спорта;

- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-оздоровительной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;

- правильно использовать терминологию в области физической культуры;

- находить и анализировать информацию по истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- историю становления и развития отечественных систем физического воспитания;

- историю становления и развития зарубежных систем физического воспитания;

- историю международного олимпийского движения.

1.4. Рекомендованное количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практические занятия

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа за счет различных форм занятий в спортивных клубах, секциях

Итоговая аттестация в форме экзамена    

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «История физической культуры и спорта»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 История возникновения и развития зарубежных и отечественных систем физического воспитания

48

Тема 1.1 Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе

Содержание учебного материала

6

2

Основные теории происхождения физической культуры: трудовая, культовая, биологическая. Роль труда, культовых и других обрядов в становлении и развитии общества и его культуры. Охота, появление новых форм трудовой деятельности (скотоводство, рыболовство и др.) и их влияние на возникновение физических упражнений и игр. Игры натуралистические, символические и состязательные. Физическое воспитание в родовом обществе, его связь с военным делом, трудом, культовыми обрядами и другими сторонами общественной жизни. Игры и физические упражнения у древних народов Австралии, Европы, Африки, Азии, Америки. Физическое воспитание в период разложения первобытного общества в различных регионах мира.

Самостоятельная работа обучающихся:

- Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на контрольные вопросы.

- Подготовка рефератов на темы: «Роль инициации в воспитании молодежи в родовом обществе», «Особенности развития игр и физических упражнений в период распада родового общества».

3

Тема 1.2.

Физическая культура и спорт в государствах древнего мира

Содержание учебного материала

6

2

Особенности развития физической культуры и спорта в странах древнего Востока. Физическая культура и спорт в Древней Греции. Спартанская и афинская системы физического воспитания. Гимнастика и агонистика, их содержание и направленность. Физическая культура и спорт в Греции в конце классического периода и в период эллинизма.

Физическая культура в Древнем Риме. Физическая подготовка в римской армии. Физическая подготовка в гладиаторских школах. Основные итоги развития физической культуры и спорта в древнем мире.

  1. Самостоятельная работа обучающихся:

- Подготовка и защита презентаций, представляющей историю развития избранного вида спорта.

- Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов.

3

Тема 1.3.

Физическая культура и спорт в Средние века

Содержание учебного материала

6

2

Особенности развития ФКиС в феодальном обществе. Физические упражнения, игры в быту, трудовой и военной подготовки. Стрелковые и фехтовальные братства. Военно-физическая подготовка феодальной знати. Рыцарская система физического воспитания в странах Европы. Возникновение дворянской системы воспитания. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения в трудах гуманистов. И. Меркуриалис “Об искусстве гимнастики” и его значение в развитии методики физического воспитания и лечебной гимнастики. Ф. Рабле, М.Монтень о физическом воспитании. Физическое воспитание в учении Яна Амоса Коменского. Т.Мор, Т. Кампанелла о физическом воспитании.

Самостоятельная работа обучающихся:

- Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия.

- Подготовка рефератов на темы: «Отношение средневековой церкви к физическому воспитанию в различных регионах мира», «Значение развития физической культуры и спорта в средние века для последующих столетий».

3

Тема 1.4.

Физическая культура и спорт Нового времени в разных странах мира

Содержание учебного материала

6

2

Характеристика и особенности развития физической культуры и спорта в буржуазном обществе. Развитие педагогических и идейно-теоретических основ физического воспитания и спорта. Система гимнастики Ж. Демени. Естественный метод Ж. Эбера. Индивидуальные гимнастические системы (Мюллер, Далькроз и др.). Развитие любительского и профессионального спорта. Итоги первой мировой войны и их влияние на развитие физической культуры и спорта в обществе. Усиление государственного контроля за деятельностью спортивных организаций. Спортивное движение накануне второй мировой войны. Усиление милитаризации физического воспитания и спорта. Участие спортсменов в отрядах сопротивления и их борьба против фашизма в годы второй мировой войны. ФКиС в учебных заведениях.

Практическое занятие №1. Характеристика немецкой, чешской, шведской и французской системы физического воспитания.

Самостоятельная работа обучающихся:

- Накопление методического материала по теме занятия.

- Подготовка к практическому занятию.

- Подготовка рефератов на темы: «Рекреационное движение в области физической культуры и спорта», «Причины возникновения рабочих спортивных организаций».

2

4

2

Тема 1.5. Физическая культура и спорт в России и в СССР

Содержание учебного материала

16

3

Физическая культура в России с древнейших времён и до второй половины XIX века. Физическая подготовка в армии и в учебных заведениях. Развитие спорта и первые международные связи русских спортсменов. Физическая культура и спорт в СССР.

Самостоятельная работа обучающихся:

- Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на контрольные вопросы.

- Накопление методического материала по темам: «Своеобразие физического воспитания у древних славян», «Физическое воспитание молодежи в древнеруском государстве», «Спартакиада народов СССР и их роль в развитии советского физкультурного движения»

8

Тема 1.6.

Физическая культура и спорт в Российской Федерации

Содержание учебного материала

6

3

Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культуры и спорта в Российской Федерации. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры.

Самостоятельная работа обучающихся:  

- Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов.

- Подготовка реферата на тему: «Развитие профессионального спорта в Российской Федерации».

3

Раздел 2. История международного спортивного и олимпийского движения

24

Тема 2.1.

Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции

Содержание учебного материала

8

3

Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Программа

Олимпийских игр

Самостоятельная работа обучающихся:

- Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на контрольные вопросы.

4

Тема 2.2. Олимпийские игры современности

Содержание учебного материала

6

3

Развитие спорта и создание первых международных спортивных федераций. Первый Международный атлетический (Олимпийский) конгресс. Образование Международного олимпийского комитета (МОК).

Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских игр. Вступление России в олимпийское движение. Игры I Олимпиады. Влияние Олимпийских игр на развитие международного спортивного и олимпийского движения, рост спортивных результатов.

Самостоятельная работа обучающихся:

- Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов.

3

Тема 2.3.

Олимпийские зимние игры

Содержание учебного материала

6

3

История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги выступления Российской Федерации на Олимпийских зимних играх в г. Сочи.

Практическое занятие №2. Презентация на тему: «Возрождения и развитие Олимпийских игр современности»;

 Практическое занятие №3. Составление списка российских чемпионов и призёров Олимпийских игр.

Самостоятельная работа обучающихся:

- Накопление методического материала по теме занятия.

- Подготовка к практическому занятию.

2

2

5

Всего:

72

Всего:

аудиторно- 72 часа;

из них практических – 6 часов;

самостоятельная работа студентов – 36 часов;

максимальная учебная нагрузка – 108 часов

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета теории и методики физического воспитания.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места – 26;

- рабочее место преподавателя – 1;

- компьютер с лицензионным программным  обеспечением и мультимедиапроектором.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Антипов В.А., Разумахина Е.Г. Реализация функций физической культуры и спорта в государственной молодежной политике./ ТиПФК.- 2008. - № 3.- С.12.
  2. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие / Сост. Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков, А.В. Овчинников. - М., 2000.
  3. Визитей Н.Н, Курс лекций по истории спорта: учеб.пособие. – М: Физическая культура, 2006. – 328 с.
  4. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры. – Пенза, 1995.
  5. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. Р.Голощапов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004.-312с.
  6. Голощапов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2005
  7. Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. Издательство «Просвещение». М. 1982.

Дополнительная литература:

  1. Жолдак В.И., Камалетдинов В.Г. Очерки истории физической культуры и спорта. - Челябинск:УралГАФК, 2005.
  2.  Комков А.Г., Филиппов С.С., Малинин А.В., Шаробайко Е.В., Антипов Е.В. Развитие педагогических направлений физического воспитания./ТиПФК.- 2008.- № 3. - С.22-26.
  3. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности./ ТиПФК. – 2008. – № 11, 12.
  4. Лубышева Л. И. Социология физической культуры. – М.: «Академия», 2004.-240 с.
  5. Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации./ ТиПФК. – 2005. – № 3. – С. 11.
  6. Лях В. И. Спортивная наука России между «вчера» и «сегодня»./ ТиПФК. – 2007. – № 8.
  7. Нахаева Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций / Е.М. Нахаева. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 88 с.
  8. Пивоваров Г. А. Философско-культурологический анализ физической культуры и спорта. – Челябинск, 2006.
  9. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. - М., 2003.
  10. Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход)/ ТиПФК. – 2008. – № 5.
  11. Сутула В. А. Предпосылки физкультурологии./ ТиПФК. – 2006. – № 3. – с. 15.
  12. Хрестоматия по истории физической культуры и спорта. / Сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура, 2005.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов обучения

Умения:

- ориентироваться в истории развития физической культуры и спорта;

- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-оздоровительной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;

- правильно использовать терминологию в области физической культуры;

- находить и анализировать информацию по истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.

- способность применять определения и термины физической культуры на практике;

- решение и выполнение целей и задач в процессе физического воспитания и спортивной тренировки, интерпретирование результатов при выборе методов, приемов, методик решения задач физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки;

- способность отбирать и применять необходимую информацию по истории физической культуры и спорта из учебно-методической литературы, Интернет-ресурсов для решения профессиональных проблем;

Знания:

- историю становления и развития отечественных систем физического воспитания;

- историю становления и развития зарубежных систем физического воспитания

- историю международного олимпийского движения.

- определение особенностей становления и развития систем физического воспитания, международного олимпийского движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРАпо специальности: 060101«Лечебное дело», 060501«Сестринское дело»3 курс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ: Физическая культура специальность 38.02.07 Банковское дело, курс 2, 3.

Рабочая программа учебной дисциплины по физичечкой культуре. Специальность 38.02.07 Банковское дело, 2, 3 курс....

Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры"

Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры" для специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис"...

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга"

Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности "...

Рабочая программа по учебной дисциплине "История мировой культуры"

Рабочая программа по учебной дисицплине "История мировой культуры" для студентов 3 курса СПО...

Контрольно оценочные средства по дисциплине История физической культуры и спорта

Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной   дисциплины История физической культуры и спорта....