Программа предшкольного образования
рабочая программа

Исакова Наталья Александровна

Программа предшкольного образования "Капитошка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_predshkolnogo_obrazovaniya.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Программа предшкольного образования

ШРР «Капитошка»

Исакова Наталья Александровна

учитель высшей квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….….4-9
  • Дошкольное образование. Общее………………………………………………….4-6
  • Цели и задачи………………………………………………………………………..6-7
  • Ожидаемый результат………………………………………………………………7-8
  • Структура и содержание программы……………………………………………...8-9
  1. Технология организации учебно-познавательной деятельности………………. 10 
  2. Направления развития детей дошкольного возраста……………………….…11-12
  3. Старший дошкольный возраст……………………………………………………13-23
  • Возрастные особенности детей 6 года жизни……………………………………..
  • Задачи развития и воспитания………………………………………………………
  • Игровая деятельность………………………………………………………………..
  • Познавательная деятельность…………………………………………………........
  • Воспитание и развитие личностных качеств………………………………………23
  1. Условия для обучения и содержания детей дошкольного возраста……………..24
  2. Мониторинг уровня обученности дошкольников………………………………….25
  3. Литература и интернет ресурсы………………………………………………………26


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее - как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание, каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка, доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества - все эти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет.

Дошкольное (предшкольное) образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество (социализацию).

В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующаяся на его индивидуальные особенности.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Сегодня мы пытаемся синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

  • Разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
  • развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
  • развитие эмоциональной сферы;
  • цельность детского мировоззрения.
  • Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
  • Формирование опыта самопознания.

Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

  • Личностно-ориентированные принципы:
  • Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
  • Принцип развития. Основная задача детского сада – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  • Культурно-ориентированные принципы:
  • Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  • Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
  • Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  • Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  • Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
  • Деятельностно-ориентированные принципы:
  • Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
  • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
  • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

С позиций гуманно-личностного отношения к ребенку программа направлена на развитие духовных и общечеловеческих ценностей.

   При разработке программы учитывались традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

 В условиях современных преобразований воспитание и обучение направлены на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных).

В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от 5 до 7 лет, продуман  переход от одного уровня образования к последующему, более совершенному.

Обучение на каждом уровне ведется большей частью в зоне ближайшего развития. Она позволяет учитывать расхождение между уровнем решения задач под руководством взрослого и уровнем решения задач, доступных ребенку при самостоятельной работе. Для успешного обучения важно в зоне ближайшего развития умело и целенаправленно управлять познавательной деятельностью детей, а в зоне актуального развития предоставлять им возможность работать самостоятельно.

Образовательная программа школы развития «Капитошка» по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе разработана в соответствии с:

  • федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 г. N 655;
  • концепцией предшкольного образования в ОС «Перспективная начальная школа» (Составитель комплекта программ профессор Р. Г.Чуракова);
  • комплексной программой развития и воспитания дошкольников в ОС «Перспективная начальная школа» (авторы программ О.А.Захарова, Н.А.Чуракова, И.С.Рукавишников, А.К.Сундукова, О.В.Малаховская, О.Н.Федотова, Т.Г.Раджувейт, Л.В.Харазова, Л.Г.Кудрова)

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на всех уровнях предшкольного образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста и базируется на следующих основных линиях развития дошкольника: 1) формирование произвольного поведения, 2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, 3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека), 4) мотивационная готовность. Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые подходы в данной области.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Перспективная начальная школа».

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Ведущие цели программы:

  • создание благоприятных условий и формирование основ базовой культуры личности;
  • всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка ребенка к жизни в современном обществе, развитие мыслящей, деятельной личности.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи:

  • забота о здоровье,  эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного центра развития и семьи;
  • соблюдение преемственности в работе школы развития и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка.

Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в школе развития. От педагогического мастерства каждого педагога, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, педагогический коллектив (учителя, психологи, педагоги дополнительного образования) находится в постоянном и тесном сотрудничестве с семьей.

Программа по адаптации и подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе реализуется путем использования конкретных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов. Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

Предполагается что программа, во-первых, поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания содержания образования в период дошкольного детства, использования неспецифических для него форм. Поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника. Во-вторых, обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребенка на всех последующих этапах образования в условиях единой образовательной системы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в Школе развития «Капитошка» является:

  • максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала;
  • гармоничное развитие его личностных качеств;
  • осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей;
  • умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • общая готовность к школьному обучению, т.е. физическая, личностная, интеллектуальная.

Физическая готовность – это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Личностная готовность – это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. Личностная готовность предполагает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность определяется сформированностью социальных мотивов (стремление к социально-значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга) и учебных и познавательных мотивов. Существенным критерием мотивационной готовности является первичное соподчинение мотивов с доминированием учебно-познавательных.  Сформированность Я-концепции и самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, определенным уровнем развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Эмоциональная готовность выражается в освоении ребенком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать свое поведение  на основе эмоционального предвосхищения. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является развитие  высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических чувств (чувство прекрасного). На ступени предшкольного образования выражением и квинтэссенцией личностной готовности к школе является сформированность «внутренней позиции школьника», как готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей развитие высокой учебно-познавательной мотивации.

Интеллектуальная готовность – это развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) - выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Все эти характеристики готовности к школьному обучению у ребенка формируются в течение нескольких лет жизни в процессе воспитания и обучения.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает возрастной период физического и психического развития детей: старший дошкольный возраст – 5-7 лет.

В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического развития детей, определены задачи воспитания и обучения. Предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно-важных умений и навыков в процессе обучения детей.

  Основной формой образовательной деятельности являются занятия, на которых широко используются разнообразные игры, упражнения и игровые ситуации, демонстрационные картины, раздаточный материал.

Внутри каждого возрастного периода (старший дошкольный возраст) программа представлена следующими разделами:

  • Возрастные особенности детей
  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Воспитание и развитие личностных качеств

Раздел «Познавательная деятельность» состоит из ряда направлений, каждое из которых, сохраняя свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими, последовательно реализуя выделенные ранее линии развития дошкольников. В данном разделе структурно не выделены как самостоятельные следующие направления: «Развитие элементарных естественно-научных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», поскольку их содержание в полной мере представлено в таких направлениях познавательной деятельности, как «Ознакомление с окружающим миром», «Занимательная  математика» и «Введение в математику».

Для детей 5-7 лет

  • Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
  • Ознакомление с окружающим миром
  • Введение в математику
  • Художественно-конструкторская деятельность
  • Психология «Мы готовимся к школе»
  • Английский язык

Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.

Реализация принципа преемственности проявляется в том, что помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность дошкольников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений. Дальнейшее развитие данной группы умений осуществляется в начальной школе средствами всех учебных предметов.

Основные группы общеучебных умений:

  • интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
  • организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
  • коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
  • оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа» Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания дошкольного образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ.

Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК.

Типические свойства методической системы: комплектность, инструментальность и интеграция

КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство ОС предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша, Кронтик)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.

Кроме того, инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач. Инструментальность — это не только организация использования дошкольником различных инструментов на всех занятиях, но и подготовка «инструментов» на занятиях технологии для других.

 Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

ИНТЕГРАЦИЯ — важнейшее основание единства методической системы. Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира» — картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию  старшего дошкольника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т. д.

ОБЩАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.)

Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения (дети 5–6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.

Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

  • понимать, что от него требуется в игре;
  • определить, может он играть в эту игру или не может;
  • определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.)

В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Таким образом выявляются детские вопросы и определяется тема занятия.

Открытие нового знания или умения (5–7 мин.)

Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.)

На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

Повторение и развивающие задания

Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

Итог занятия

Дети фиксируют в речи:

  • что нового узнали;
  • где новое пригодится.


НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

           

В программе выделены следующие направления развития детей:

  • Умственное воспитание;
  • Нравственное воспитание;
  • Художественно-эстетическое воспитание;
  • Игровая деятельность.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Программа предусматривает развитие у детей, в процессе различных видов деятельности, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а так же способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи).

Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.

          Введение в предметный мир предполагает:

  • ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, классификация);
  • восприятие предмета, как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд взрослых.

          Экологическое воспитание включает ознакомление с миром природы. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируется элементарные экологические представления.

          Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности, обогащено  современным развивающим содержанием и обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

          Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи.

          Определено содержание работы по овладению детьми звуковой системы языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью.

          Важно использовать материл программы для развития умения чётко и последовательно излагать свои мысли, общаться друг с другом, включаться в разнообразную игровую, предметно-практическую и проектную деятельность для решения различных повседневных жизненных проблем.

          Большое значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений. Цель программы – формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

          В рамках гуманистической концепции дошкольного воспитания предусмотрено максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

          Нравственное воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрено во всех её разделах.  В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения  к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться.

          Необходимо развивать социальные чувства детей, коллективные взаимоотношения; создавать благоприятные условия для формирования индивидуальных способностей каждого ребенка.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

          Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетичекой деятельности.

          Программа предусматривает:

  • развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка);
  • формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
  • развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;
  • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;
  • развитие сенсорных способностей: восприятие, чувство цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах.

 

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

         Раздел «Игровая деятельность» связан с постепенным продвижением современного ребенка-дошкольника в пространстве и времени игры. В период с 3 до 6–7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и ее отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей в следующем возрастном периоде.

Формирование у детей позиции субъекта игровой деятельности предполагает использование пошаговой педагогической технологии, обеспечивающей нарастание их игровой самостоятельности и творчества. По мере взросления воспитанников и овладения ими сложными видами игр меняется игровая позиция взрослого: он последовательно выступает как носитель нового содержания игр и игровых умений, соигрок (партнер), координатор игровых замыслов детей, наблюдатель за играми и помощник-консультант в случае возникновения затруднений.

Гибкая тактика руководства детской игровой деятельностью является одним из основных условий, для успешного и полного раскрытия ее богатого воспитательного, развивающего, социализирующего и адаптирующего потенциала.

Игра является ведущим видом деятельности и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

          В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а так же игровых действий с игрушками и предметами-заместителями. Все виды игр широко используются в организации познавательной, художественно-эстетической деятельности и в социализации детей.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7 ЛЕТ)

ВОЗРОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие.

В этом возрасте очень важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога – пробудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Педагог поддерживает инициативы детей, создает атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Серьезное внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Организованное обучение осуществляется у старших дошкольников в группах по 15-20 человек и включает занятия познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты, по ознакомлению с окружающим миром, по развитию художественно-продуктивной деятельности. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ

  • Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  • Развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение детей к художественной культуре.
  • Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
  • Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
  • Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

 

ИГОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Главные педагогические задачи, которые решаются в этой возрастной группе, направлены:

  • на создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;
  • на формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;
  • на освоение ими позиции субъекта игровой деятельности;
  • на поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников и др.

В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение; развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложениями сверстника, его действиями по распределению ролей, игрушек, обязанностей.

В сюжетно-ролевых играх дети самостоятельно выбирают тему для игры, развивают сюжет на основе опыта, приобретенного при наблюдениях положительных сторон окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, труд и отдых людей, яркие социальные события), а также знаний, полученных на занятиях, при чтении литературных произведений, сказок, просмотре детских телевизионных передач. Старшие дошкольники проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры. Появляются игры с элементами фантазирования: дети не только обобщают игровые действия в слове, но и переносят их во внутренний воображаемый план.

Во взаимоотношениях по ходу игры педагог стимулирует следование детей усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных взаимоотношений. В организационный период игры (при необходимости и по ходу ее) он помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью; ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т.п. Предметом заботы педагога является воспитание у детей ответственности за свое поведение в совместной игре, стремления реализовывать игровой замысел.

В обучающих играх продолжается развитие интеллектуально-перцептивных способностей дошкольников; формируются наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал); определять изменения в расположении предметов (спереди-сзади, справа-слева, под-над, посередине-сбоку); развивается умение узнавать по описанию животное, растение, вид транспорта и пр. (отгадывание загадок). Такие игры активно используются для создания мотивации к занятию и открытия нового знания.

Игры подвижного характера помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют взрослому оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение учебного занятия.

Постепенно у детей формируется умение четко выполнять правила игр, действовать быстро, ловко, применяя накопленные двигательные умения и навыки. Старшие дошкольники могут самостоятельно организовывать подвижную игру и доводить ее до конца; играть в игры с элементами соревнования между группами детей. Внимание взрослого направлено на воспитание у детей нравственных качеств: справедливого отношения к играющим сверстникам, умения поддержать и проявить взаимопомощь.


ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

И.С. Рукавишников «Друзья Кронтика учатся читать»

И.С. Рукавишников, Т.Г.Раджувейт «Кронтик осваивает звуки»

О.В. Малаховская «Кронтик учится слушать и рассуждать»

Т.Г. Раджувейт «Учимся писать буквы»

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

ЦЕЛЬ КУРСА:

Освоение образцов речи в ситуациях активного говорения и общения. Развитие фонематического слуха, правильного звукопроизношения и мелкой моторики руки.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  2. Развитие грамматического строя речи.
  3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
  4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
  5. Обучение звукослоговому анализу слов.
  6. Развитие мелкой моторики руки.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

  • Лексическая и грамматическая работа:
  • обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
  • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
  • Развитие связной речи:
  • ответы на вопросы, участие в диалоге;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
  • Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
  • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
  • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
  • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
  • Обучение звукослоговому анализу:
  • звуковой анализ состава слогов и слов;
  • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
  • соотнесение букв и звуков.
  • Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате работы дети могут:

  • конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
  • отвечать на вопросы педагога;
  • задавать свои вопросы;
  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
  • выделять звук в начале слова;
  • различать звуки и буквы;
  • узнавать и называть буквы русского алфавита;
  • соединять звуки в слоги.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

О.Н. Федотова «Миша и Маша изучают окружающий мир»

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога – помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Воспитание у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • расширить представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения природы.
  • формировать элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
  • обогащать и уточнять знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

  • Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.
  • Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.
  • Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.
  • Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.
  • Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы, их доставка.
  • Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.
  • Осень – время года. Признаки осени. Растения и животные осенью. Оседлые и перелетные птицы.
  • Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.
  • Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.
  • Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.
  • Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары тайги (орехи, грибы). Тайга – наше богатство.
  • Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.
  • Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.
  • Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.
  • Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.
  • Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись. Золотая Хохлома.
  • В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка. История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь. Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки. Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.
  • Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.
  • Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).
  • Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.
  • Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.
  • Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).
  • Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).
  • Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате работы дети знают:

  • элементарные правила поведения в городе и природе;
  • о правилах личной безопасности;
  • о службах помощи;
  • свой адрес, название страны, города;
  • родственные отношения;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • об условиях, необходимых для роста растений;
  • основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
  • зимующих птиц.

Дети имеют представление:

  • о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
  • о строении своего тела;
  • о погоде в разных частях света в разное время года;
  • о растительном и животном мире разных частей света;
  • об образе жизни людей в других странах;
  • о народных промыслах;
  • о трех состояниях вещества на примере воды;
  • о животных, растениях (обобщенное представление);
  • о сезонных явлениях (обобщенное представление).

Дети могут:

  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
  • пользоваться календарем погоды;
  • ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.


ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИКУ

Р.Г.Чуракова Кронтик учится считать

О.А. Захарова Кронтик учится записывать числа

О.А.Захарова, Р.Г.Чуракова Кронтик учится рисовать фигуры

ЦЕЛЬ КУРСА:

Комплексное развитие личности ребенка: развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих сил, полезных качеств личности.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • увеличить объем памяти и внимания;
  • формировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • способствовать развитию образного вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
  • способствовать развитию речи, умения аргументировать свои высказывания и простые умозаключения;
  • учить детей установке правильных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

  • Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
  • Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
  • Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
  • Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
  • Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
  • Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
  • Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).
  • Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
  • Знакомство с элементами арабских цифр.
  • Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.
  • Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.
  • Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.
  • Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Различные виды классификаций геометрических фигур.
  • Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций. Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.
  • Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.
  • Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.
  • Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета. Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.
  • Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.
  • Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу.
  • Моделирование новых геометрических фигур.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В результате работы дети могут:

  • называть числа от 1 до 10;
  • продолжить заданную закономерность;
  • производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
  • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
  • объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
  • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
  • моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
  • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С.Г. Ашикова Учимся рисовать

Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к мотивированным процессам в окружающем мире, объяснению многообразных явлений и процессов. К этому периоду уже накоплен достаточно большой опыт репродуктивной деятельности, что дает возможность строить работу на активизации творчества, креативности. Акцент на продуктивную деятельность позволит ребенку осознать себя в контексте духовного мира. Различные формы театрализации помогут ему в этом.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Пробуждение самостоятельности и инициативности, расширение возможностей в фиксации своего образа мира.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Закреплять навыки работы карандашом, гуашью, акварелью, использовать бумагу разной фактуры, пользоваться ножницами, использовать различные техники для достижения художественного замысла, совершенствовать владение различными техниками, их смешением и использованием дополнительного материала (манка, соль; перепад температурного режима и др.).
  • Знать холодные и теплые цвета, уметь передавать их особенности и состояние в различное время суток, владеть способами передачи фактуры (гладкая, пушистая), закреплять знание об эмоциональных характеристиках цвета и его особенностях при создании образа. Познакомить с техникой создания монотипий.
  • Закреплять навыки построения линейной композиции, работать над выразительностью формы, учить передавать пропорции фигур в рисунке и композиции, уметь выделять смысловой центр в композиции. Дать представление о воздушной перспективе и возможностях ее передачи. Углублять представление об орнаменте, его особенностях и стилевом своеобразии; совершенствовать навык декоративной росписи на фоне (бордюр в квадрате, круге, овале). Познакомить с сюжетным многообразием жанровой живописи (сказочная, фантастическая), уметь создавать рисунки на заданные сюжеты; углублять знания о жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт). Учить передавать движение в рисунке. Учить изготавливать и расписывать декорации-задники.
  • Уметь соотносить живопись с музыкой (по настроению), с литературой (по общности и похожести сюжета), отличать изделия декоративных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, дымковская игрушка, богородская игрушка, региональные промыслы).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети имеют представление:

  • о холодных и теплых цветах;
  • о характеристиках света (дневного и искусственного);
  • о психологических характеристиках цветовых тонов;
  • об основах перспективы (линейной и воздушной);
  • о характеристиках пластического рельефа;
  • об эстетических особенностях декоративно-художественных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, дымковская игрушка, богородская игрушка);
  • об основах орнамента (бордюра).

Дети могут:

  • самостоятельно применять различные техники в рисовании;
  • использовать в работе колорит для создания образа, холодные и теплые цвета;
  • выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке;
  • уметь передавать в рисунке движение и его характер;
  • использовать основные и производные цвета в работе;
  • самостоятельно подбирать светлые и темные тона, смешивать их с белилами;
  • подбирать колорит для рисунка;
  • рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции;
  • изготавливать и расписывать декорации-задники.

ЛЕПКА. АППЛИКАЦИЯ. КОНСТРУИРОВАНИЕ.

С.Г. Ашикова Учимся лепить и конструировать

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в материалах и приспособлениях для работы, с легкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счет дополнительных деталей. У детей достаточно развит глазомер и мелкая моторика.

ЦЕЛЬ КУРСА:

Развитие пространственных представлений, усвоение физических закономерностей, овладение разнообразными способами практических действий.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Дальнейшее развитие мелкой моторики;
  • Развитие навыков самообслуживания и аккуратности.

Успешное развитие мелкой моторики стимулирует лучшее развитие речи, мышления, памяти. Наглядное представление результатов труда создают благоприятный эмоциональный настрой, повышают ценность деятельности для ребенка.

ЛЕПКА

ЦЕЛЬ КУРСА:

Передача формы, строения, пропорций и величин.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Учить новым способам крепления элементов изображения, правилам передачи движения человеческой фигуры и животных;
  • Познакомить с правилами составления узоров на плоских и объемных формах, с историей, культурой и традициями родной страны, с художественными промыслами;
  • Учить создавать целые композиции, объединенные сюжетом, передавая при этом пропорции, расположение и движения изображаемых фигур.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети могут:

  • под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы;
  • объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;
  • изготавливать объемные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;
  • дополнять и украшать свою работу новыми деталями;
  • поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • использовать знания и умения, полученные на других занятиях.

АППЛИКАЦИЯ

ЦЕЛЬ КУРСА:

Обучение детей правилам работы с шаблонами и трафаретами, готовыми выкройками, линейкой. Знакомство с таким понятием как «симметрия».

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Учить вырезать из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой, изображения или повторяющиеся элементы;
  • Самостоятельно создавать работу из вырезанных форм, добавляя элементы по своему желанию;
  • Составлять узоры на бумаге разной формы по мотивам народных промыслов; работать с шаблонами и трафаретами.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети могут:

  • рационально использовать материалы для работы;
  • выбирать и обосновывать приемы работы и использовать различные инструменты;
  • строить свою работу в соответствии с правилами композиции, перспективы;
  • изображать (вырезать, наклеивать и т.д.) предметы по памяти, с натуры, обращая внимание на форму, пропорции, объем, перспективу;
  • правильно изображать основные элементы изделий народных промыслов (филимоновского, дымковского, гжельского, хохломского, городецкого и т.д.);
  • правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • привлекать знания и опыт, полученные на других занятиях.

КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД

ЦЕЛЬ КУРСА:

Познакомить с правилами работы с различными природными материалами, с правилами работы с рисунками, готовыми выкройками, шаблонами, трафаретами и чертежами.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • Учить анализировать свою работу (передача характера, формы, объема, сюжета, подбор цветовой гаммы; вся работа в целом), анализировать образцы, вносить изменения, дополнения.
  • Учить планировать свою работу (выделять в ней этапы, работать по рисункам и чертежам, по шаблонам и трафаретам, по готовой выкройке).
  • Учить новым способам складывания бумаги: гармошкой, вчетверо, в разных направлениях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети могут:

  • при работе с бумагой сгибать лист гармошкой, вчетверо, в разных направлениях;
  • анализировать предстоящую работу и определять последовательность действий;
  • выполнять работы по условиям и по замыслу;
  • усложнять, преобразовывать работу;
  • правильно использовать шаблоны, трафареты и готовые выкройки в работе;
  • анализировать свою работу;
  • поддерживать порядок на рабочем месте.

УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И СОДЕРЖНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для детей дошкольного возраста в образовательном учреждении имеются специально оборудованные помещения большой площадью: учебные классы с детскими столами и стульчиками, регулируемые по росту; кабинеты логопеда и психолога для индивидуальной работы и работы в малых группах; зал лечебной физкультуры; зал для танцевально-музыкальных занятий. На занятиях дети могут неоднократно подниматься, садиться, перемещаться по собственному желанию. Планировка и оборудование помещения класса, где проходят занятия, отвечает принципам комфортности: диванчики, паласы, сухой бассейн, игрушки. Дети могут работать в подгруппах или индивидуально.

Кабинеты для занятий старших дошкольников оснащены мультимедийным и проекционным оборудованием для интерактивного обучения, младших – дидактическими ковриками, сенсорными дорожками, напольными играми «Головоломками», способствующими правильному развитию ребенка. Имеется санузел, оснащенный сантехническим оборудованием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами для учреждений дошкольного образования.

В возрастных группах от 5 до 7 лет занятия проводятся с 1 октября по 30 апреля. Для каждой возрастной группы предусмотрено  свое расписание с продолжительностью учебного года 28недель.

  • Для детей от 5 лет (группы развития) – 1 занятие в неделю, состоящее из 5  тематических блоков продолжительностью 25 минут каждый.

Штат педагогических работников, осуществляющий деятельность по направлению «Дошкольное образование» на 80% укомплектован из числа постоянных работников образовательного учреждения: учителя начальных классов высшей квалификационной категории, педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования. К работе по данному направлению на договорной основе привлекаются специалисты в области дошкольной педагогики: воспитатели детского сада, музыкальный работник, а также профессиональные дизайнеры и оформители.

По решению администрации вопросами предшкольной подготовки наряду с прочими (педагогами, принятыми по договору для осуществления данного рода деятельности) занимаются и учителя выпускных 4 классов, в связи с этим около 1/3 педагогов занятых в этом направлении подвергается ежегодной смене.


МОНИТОРИНГ

В процессе мониторинга путем наблюдения за ребенком, бесед и экспертных оценок мы составляем характеристику будущего первоклассника (Приложение 1), что помогает быстро понять и раскрыть возможности и способности детей для учителя начальных классов.

Также составляем психологический портрет, в котором отображены основные качества ребенка. Используем тест К. Ирасека в начале и в конце учебного года, который показывает школьную зрелость и динамику развития.

Периодически проводим промежуточную диагностику, которая позволяет определить необходимый запас знаний, умений и навыков, владение мыслительными операциями (анализ и синтез, обобщение, классификация). Проводим графические диктанты по Д.Б. Эльконину. Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.


ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm - графические диктанты по Д.Б. Эльконину http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-1.htm - ФГОТ
  2. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/ - дошкольное образование
  3. http://www.mucb.ru/articles.php?id=11 – СанПиН для дошкольных учреждений
  4. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_01s.shtml - психология дошкольников
  5. http://lingvist.ucoz.ru/forum/67-174-1 - конфликты дошкольников
  6. Некоторые аспекты разработки примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст]/ Н. В. Федина// Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С. 13-16.
  7. О «Программе воспитания и обучения в детском саду»[Текст]/ Г. Новикова//Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - С.21-22.
  8. О программе воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ В.В. Гербова, Т.С. Комарова// Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С. 26-27.
  9. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с. ISBN 5-7695-3712-4

  1. Курченова Ж.В. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста социально – педагогической направленности. – 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное об

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Комплект контрольно - оценочных средств для квалификационного экзамена по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование е

Комплект контрольно - оценочных средств для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИспециалистов среднего звенапм.03Организация занятий по основным   общеобразовательным программам дошкольного образов...