Программа элективного курса "Я сам - актер" для учащихся 9х классов
элективный курс

Екатерина Евгеньевна Шмелева

Программа элективного курса курса "Я сам - актер" для учащихся 9х классов. Программа дает возможность старшеклассникам познакомиться с искусством театра, попробовать себя в различных аспектакх театрально-творческой деятельности, узнать возможности своего психофизического аппарата как основного инструмента актера, поможет как в профессиональном становлении, так и в практическом применении в жизни. В ходе профессиональной пробы обучающимся предоставляется возможность узнать профессию актера изнутри, познакомиться с искусством сценической речи, гримирования, сценического движения, следовательно, получить шанс для осознанного выбора будущей профессии в данном творческом направлении.

Цель программы - формирование у учащихся 9х классов интереса к профессиям театрального направления (руководитель театрального любительского коллектива, режиссер культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, организатор культурно-массовой работы) и содействие профессиональному самоопределению обучающихся посредством погружения в профессию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовская область

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт

им. С. В. Рахманинова»

Факультет довузовского образования

Программа профессиональной пробы

для учащихся 9-х классов

«Я сам – актер»

 

Тамбов – 2020 г.

Я сам – актер: программа элективного курса для учащихся 9-х классов / Е. Е. Шмелева – Тамбов: ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально – педагогический институт им. С. В. Рахманинова, 2020 г.

Программа предназначена для педагогов общеобразовательных организаций, содействующих профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов.

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова», 2020 г.

Содержание

1. Информационная карта…………………………………………………4

2. Пояснительная записка……………………………………………….....5

3. Содержание профессиональной пробы…………………………………………………………………………….7

4. Тематическое планирование…………………………………………….9

5. Методические рекомендации…………………………………………..11

6. Материально-техническое обеспечение………………………………16

7. Список литературы……………………………………………………..16

Информационная карта

Организация – разработчик

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова»

Программа профессиональной пробы

«Я сам – актер»

Автор – составитель

Шмелева Екатерина Евгеньевна, преподаватель театральных дисциплин ТГМПИ им. С. В. Рахманинова,

 I квалификационная категория

Область применения программы

Культура и искусство (театр, кино).

Аннотация

Программа «Я сам – актер» дает возможность старшеклассникам познакомиться с искусством театра, попробовать себя в различных аспектах театрально – творческой деятельности, узнать возможности своего психофизического аппарата как основного инструмента актера, поможет как в профессиональном становлении, так и в практическом применении в жизни. В ходе профессиональной пробы обучающимся предоставляется возможность узнать профессию актера изнутри, познакомиться с искусством сценической речи, гримирования, сценического движения, значит, получить  шанс для осознанного выбора будущей профессии в данном творческом направлении.

Результатом участия в профессиональной пробе будет разработка собственного этюда как сценического продукта (придуманной, сочиненной или воспроизведенной по памяти) событийной ситуации.

Программа  рассчитана на 8 ч.

Количество страниц

17 с.

Пояснительная записка

Важнейшей составляющей современного образования является формирование у учащихся осознанного подхода к выбору будущей профессии. Этому способствует разработка программ профессиональных проб и их дальнейшее внедрение в практику профориентационной работы.

     Данная программа составлена с целью содействия в профессиональном самоопределении учащихся 9-х классов. Принципиальное значение при этом имеет профессиональная ориентация, которая является важнейшим компонентом образования и его приоритетной целью. Необходимость внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных форм профессионального самоопределения продиктована насущной потребностью в выборе учащимися именно той профессии, которая наиболее соответствует их интересам, способностям и возможностям в социуме.

В современной школьной программе нет такого предмета как «театр», хотя даже в дореволюционной России он преподавался, помогая развитию у ребят эмпатии, творческого сопереживания и художественного вкуса.

        А требуется ли сегодня подростку театр, если он получает зримую информацию через видео и компьютерную технику в неограниченном количестве? Да, требуется. Разница между экранным восприятием и жизненным огромна. Накопление положительных эмоций, приобретение позитивного эмоционального опыта в пору наибольшей духовной открытости человека, в пору наивысшей его способности к сопереживанию - вещь поистине бесценная. Учить общаться в жизни, а не за компьютерным столом – одна из важнейших задач современного образования, и этому с успехом может помочь искусство театра. Выбор профессии театрального направления окажется наиболее близок ребятам с гуманитарным складом ума, с тонкой душевной организацией. Это поможет им заниматься очень интересной, творческой деятельностью, развиваясь и претворяя в жизнь творческие планы.

Область применения данной программы: искусство и культура. Получив начальные навыки профессиональной деятельности по данной программе, обучающиеся смогут реализовать себя в профессии актера или выбрать смежные профессии.

Элективный курс является составной частью предпрофильной подготовки обучающихся. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению обучающихся старших классов общеобразовательных организаций относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Элективный курс для учащихся 9-х классов «Я сам – актер» включает три основных этапа:

I этап – информирование о специфике и направлениях театрального искусства, об особенностях обучения на театральном отделении колледжа им. В. К. Мержанова при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова;

II этап – профессиональные пробы;

III этап - проверка готовности обучающегося к деятельности в области сценического искусства.

Цель программы – формирование у учащихся 9-х классов интереса к профессиям театрального направления (руководитель театрального любительского коллектива, режиссер культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений, организатор культурно – массовой работы) и содействие профессиональному самоопределению обучающихся посредством погружения в профессию.

Задачи программы:

- формирование представления о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области;

- получение начальных знаний и навыков в области театрального искусства, необходимых для определения дальнейшей профессиональной деятельности;

- определение уровня готовности обучающихся к выбору профессии данного направления;

- погружение обучающихся в профессию посредством профессиональных проб;

- информирование учащихся 9- х классов о возможных путях продолжения образования и получения профессии или специальности в области театрального искусства.

В результате освоения элективного курса обучающиеся должны овладеть следующими компетенциями:

- уметь устанавливать связь между учебными предметами, образованием и профессией;

- уметь соотносить свои личностные характеристики и способности с требованиями профессии;

- владеть простейшими методиками проведения актерского тренинга, тренинга по сценической речи, по сценическому движению.

Организация элективного курса:

на реализацию элективного курса в 9-х классах в рамках учебного плана образовательной организации следует выделять 8 часов (1 час – на теоретический этап; 6 часов – на этап профессиональных проб; 1 час – на этап проверки готовности обучающихся к деятельности в области сценического искусства).

Реализация этапов элективного курса:

на каждую группу по 15-20 человек приходится 8 часов занятий. Этапы проекта реализуются в течении ноября – февраля учебного года.

I этап - информирование о специфике театрального искусства, об особенностях обучения на театральном отделении колледжа им. В. К. Мержанова при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова (теоретический этап);

II этап - этап профессиональных проб (практический этап);

III этап - проверка готовности обучающихся к деятельности в области сценического искусства: разработка сценического этюда, его воплощение (практический этап).

Участники реализации элективного курса:

- организации общего, дополнительного, профессионального, высшего образования города и предприятия города;

- обучающиеся общеобразовательных организаций;

- родители (законные представители);

- педагоги общеобразовательных организаций, отвечающие за профориентацию;

- педагоги, реализующие практико-ориентированные курсы;

- сотрудники Управления образования и науки Тамбовской области;

- члены Экспертного совета.

В данной программе могут принимать участие учащиеся, не имеющие ограничений по медицинским показаниям. На занятиях необходима спортивная форма и легкая обувь. Количество учащихся – от 15 до 20 человек.

В процессе профессиональных проб обучающиеся приобретут начальные навыки профессиональной деятельности: выполнение упражнений актерского тренинга на развитие внимания, воображения, памяти, взаимодействия с партнером; работа в предлагаемых обстоятельствах постановочного этюда; начальные навыки работы над речеголосовым аппаратом, гримирования, в области сценического движения.

Содержание программы профессиональной пробы

Раздел 1. Специфика и направления театрального искусства

Тема 1.1. Основные направления театрального искусства. Понятие сценического действия.

Профессионально важные качества (ПВК) актера. Условия труда. Сведения о различных направлениях театрального искусства. Активное, целенаправленное сценическое действие как средство создания сценического образа. Сценическое переживание – основа актерского искусства. Основы артистической техники.

Раздел 2. Значение тренинга в творчестве актера

При разработке профессиональной пробы следует выделять следующие структурные элементы:

- специфика профессиональной деятельности: сведения о тренинге как комплексе упражнений, направленных на развитие внутренних качеств, необходимых в сценических профессиях; сведения о смежных профессиях;

- моделирование основных элементов актерской профессии: профессиональное погружение через участие в сценическом тренинге, разработку и воплощение сценических этюдов;

- рефлексия обучающимся приобретенного практического опыта, оценка своего профессионального потенциала и понимание того, какими компетенциями ему стоит овладеть для успешной реализации в сфере театрального искусства.

Тема 2.1. Тренинг на развитие внимания, воображения и фантазии, памяти, взаимодействия с партнером.

Виды внимания. Внимание на сцене и в жизни. Развитие произвольного сценического внимания в реальной плоскости. Упражнения на развитие психофизических качеств актера.

Практические занятия: выполнение упражнений на развитие внимания, воображения и фантазии, памяти, взаимодействия с партнером.

Тема 2.2. Разработка актерских этюдов на событие, его оценку, на рождение действия.

Одиночные этюды (на событие и рождение действия, на отношение и выполнение простейшей сценической задачи, на действия с изменением предлагаемых обстоятельств). Парные этюды (освоение элементов общения, ориентировка, пристройка, взаимодействие). Групповые этюды (групповое взаимодействие и пластическое решение пространства).

Практические занятия: работа в качестве актера в этюдах на рождение действия в предлагаемых обстоятельствах; на событие; на отношение и оценку события.

Тема 2.3. Словесное действие, его цель и задачи. Роль дыхания в развитии голоса.

Снятие мышечных зажимов в области речеобразующих органов. Укрепление дыхательной мускулатуры. Навыки фонационного дыхания.

Практические занятия: выполнение упражнений на снятие мышечных зажимов в области речеобразующих органов, укрепление дыхательной мускулатуры, на развитие фонационного дыхания. Самостоятельное выполнение заданий преподавателя.

Тема 2.4. Значение искусства грима в творчестве актера. 

Грим сказочного персонажа.

Практические занятия: самостоятельное выполнение грима сказочного персонажа.

Тема 2.5. Основные задачи сценического движения. Упражнения из раздела «Акробатика».

Упражнения из раздела «Акробатика» (сценические прыжки, кувырки, каскады, сценические падения).

Практические занятия: выполнение упражнений из раздела «Акробатика» (сценические прыжки, кувырки, каскады, сценические падения). Самостоятельное выполнение заданий преподавателя.

Раздел 3. Подведение итогов

Тема 3.1. Итоговое занятие. Проверка уровня готовности к выбору профессии.

Подведение итогов. Рефлексия приобретенного практического опыта.

Самостоятельная разработка актерских этюдов на событие и рождение действия, на отношение и выполнение простейшей сценической задачи, на действия с изменением предлагаемых обстоятельств; на освоение элементов общения. Элективный курс завершается показом сценических этюдов, а также обсуждением того, какими профессиональными навыками овладели обучающиеся и какие сложности они испытывали при изучении данного элективного курса.

Основная форма работы с обучающимися, используемая в реализации программы профессиональной пробы, - практическая работа.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

1.

Основные направления театрального искусства.

Специфика профессиональной деятельности актера.

Особенности обучения на театральном отделении колледжа им. В. К. Мержанова при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.

1

Разбираться в основных направлениях театрального искусства. Выявлять профессионально важные качества, необходимые для освоения профессии актера или другой профессии творческого направления. Определять цели своей будущей профессиональной деятельности. Осознавать необходимость постоянного самообразования. Понимать специфику обучения на театральном отделении колледжа.

2.

Тренинг на развитие внимания, воображения и фантазии, памяти, взаимодействия с партнером.

1

Определять понятия «внимание», «воображение», «фантазия», «память», «взаимодействие». Понимать значение этих качеств в творческой деятельности. Использовать в тренинге упражнения, направленные на развитие данных качеств.

3.

Актерские этюды.

2

Понимать, что актерский этюд – кусочек действительности, построенный на событии.

Применять полученные начальные знания при разработке сценических этюдов.

4.

Словесное действие, его цель и задачи.

1

Понимать значение слова в творчестве актера. Владеть простейшими навыками развития речеголосового аппарата.

5.

Значение искусства грима в творчестве актера.

1

Понимать разницу гримирования при создании различных образов. Владеть простейшими навыками искусства гримирования.

6.

Основные задачи сценического движения. Упражнения из раздела «Акробатика».

1

Понимать взаимосвязь сценического движения со сценическим действием. Владеть простейшими навыками развития психофизического аппарата.

7.

Проверка уровня готовности к выбору профессии (разработка и воплощение сценического этюда).

1

Анализировать полученные знания о профессиях театрального направления. Соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями. Уметь применять полученные начальные знания при реализации творческой деятельности.

Всего:

8 ч.

Методические рекомендации

    Подготовку к реализации элективного курса «Я сам – актер» рекомендуется начать в 8 классе с диагностики профессиональных интересов и склонностей обучающихся. Это позволит учащимся определить наиболее подходящие для них сферы профессиональной деятельности. При этом результаты профориентационной диагностики должны носить только рекомендательный характер для выбора профессиональных проб обучающимися. Несоответствие выбранной ребенком сферы деятельности для прохождения профессиональной пробы с результатами профориентационной диагностики не должно служить поводом для отказа обучающемуся в прохождении профпробы.

Методики, рекомендованные для проведения

профориентационной диагностики

- основные (обязательные для проведения во всех общеобразовательных организациях);

- дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова;

- дополнительные (по выбору специалистов, ответственных профориентационную работу в общеобразовательных организациях);

- карта интересов А. Е. Голомштока;

- опросник Д. Голлонда;

- опросник Йоваши («Сфера профессиональных предпочтений учащихся»);

- «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкина;

- определение профессиональной готовности (ОПГ);

- вопросник КОС (оценка коммуникативных и организаторских склонностей, Б. А. Федоршин).

     Реализация программы предполагает поэтапное знакомство с деятельностью, связанной с театральным искусством. Знакомясь на практике с различными направлениями этого вида творчества, имея возможность самостоятельного выполнения того или иного задания, обучающиеся могут сделать вывод насколько интересно и многогранно искусство театра.

I этап направлен на расширение представлений обучающихся об искусстве театра, специфике данного направления, особенностях обучения на театральном отделении колледжа им. В. К. Мержанова при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова и о структуре построения личного профессионального плана.

При построении личного профессионального плана рекомендуется придерживаться следующей структуры, включающей:

- главную цель (что я буду делать, кем буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности);

- цепочку ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства);

- пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в образовательную организацию);

- внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие);

- внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому и практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для освоения профессии);

- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.

     Теоретический этап элективного курса призван расширить представления обучающихся об области театрального искусства, составляющих профессий актера и режиссера, путях получения профессионального образования и ситуации на рынке труда. Организацию учебного процесса рекомендуется выстраивать в интерактивной форме. Данная форма работы предполагает активное вовлечение всех обучающихся в процесс познания, дает им возможность в диалоговой форме обсуждать актуальные вопросы, вносить индивидуальный вклад в содержание учебного процесса, позволяет обмениваться знаниями, идеями, способами деятельности. Рекомендуется проводить занятия в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит обучающимся не только получать новые знания, но и развить их познавательную активность.

II этап

     На данном этапе элективного курса осуществляется практикоориентированное погружение обучающихся в творческую деятельность посредством реализации программы профессиональной пробы «Я сам – актер». На реализацию программы профессиональной пробы отводится 8 часов (2 профпробы по 4 часа).

     Обучающиеся знакомятся с театральными дисциплинами (актерский тренинг, сценическая речь, сценическое движение, грим), с основными направлениями театральной деятельности, узнают специфику актерского творчества; на практике познают специфику творческой деятельности.

III этап

     В итоге каждой группой разрабатывается сценический этюд, построенный по законам сценического искусства (есть завязка, кульминация, развязка; в центре истории лежит событие). Историю учащиеся должны придумать сами, опираясь на собственный жизненный опыт и наблюдения со стороны за людьми и происходящим. Учащиеся выступают в качестве актеров и режиссеров-постановщиков. Основная задача преподавателя – мотивировать учащихся на активное участие, пробудить интерес к работе, активизировать имеющиеся знания, консультировать обучающихся при возникновении тех или иных вопросов.

     При разработке программы профессиональной пробы рекомендуется сделать акцент на следующем:

- программа профпробы должна иметь диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);

- обязательным результатом второго этапа и итогом профессиональной пробы должно быть получение завершенного продукта деятельности – сценического этюда на событие, в котором учащиеся выступают и в качестве постановщиков, и в качестве актеров;

  - программа профпробы должна иметь развивающий характер, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

- программа профпробы должна выступать как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии. Она интегрирует знания обучающегося о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности;

- программа профпробы должна быть обеспеченной основными информационными, программными и техническими средствами;

- программа профпробы должна учитывать возрастные психологопедагогические и валеологические особенности развития подростков;

- программа профпробы должна обеспечивать безопасность здоровья и жизни обучающихся. Программа профпробы должна знакомить обучающихся с одним из типов профессий согласна квалификации Е. А. Климова:

  • «человек – техника»;
  • «человек – природа»;
  • «человек – знаковая система»;
  • «человек – художественный образ»;
  • «человек – человек».

     Программа профпробы разрабатывается в соответствии с одной из сфер профессиональной деятельности согласно укрупненным группам перечня профессий среднего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 29.10.2019 (ред.: от 14.05.2014) «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования»), перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования (приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 «1061 (ред. от 25.03.2015) «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения (Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 №1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения»):

- математические и естественные науки;

- инженерное дело, технологии и технические науки;

- здравоохранение и медицинские науки;

- сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;

- науки об обществе;

- образование и педагогические науки;

- гуманитарные науки;

- искусство и культура;

- оборона и безопасность государства, военные науки.

     Учитывая, что практическая деятельность обучающихся должна составлять не менее 60% от общего объема программы профессиональной пробы, при экспертизе программ следует особое внимание уделять соответствию материально-технической базы Организаций-организаторов заявленным в программе практическим занятиям.

     Внедрение в содержание элективного курса профессиональных проб рекомендуется с целью знакомства обучающихся на практике со спецификой театрального искусства, поддержки мотивации относительно избираемых творческих направлений будущего обучения или сферы последующей профессиональной деятельности.

Деятельность участников элективного курса

Общеобразовательные организации:

- обеспечивают обучающимся своевременную психологопедагогическую помощь в профессиональном самоопределении на всех этапах реализации элективного курса;

- обеспечивают содействие обучающимся в выборе и прохождении профессиональных проб в соответствии с их профессиональными интересами и склонностями;

- своевременно оплачивают услуги Организаций - организаторов профессиональных проб;

- обеспечивают участие родителей на всех этапах предпрофильной подготовки.

Организации – организаторы курсов (колледж им. В. К. Мержанова при ТГМПИ им. С. В. Рахманинова):

- отвечает за разработку программы профессиональной пробы;

- предоставляет обучающимся информацию о реализуемых профессиональных пробах;

- обеспечивает организационное и методическое сопровождение этапов реализации элективного курса;

- организует профессиональные пробы для учащихся 9-х классов;

- обеспечивает наличие заявленных в программах условий проведения, материально-технической базы, дидактических материалах и т.д.;

- ведет документацию посещаемости профессиональных проб обучающимися и своевременно предоставляет ее в общеобразовательную организацию, ответственную за реализацию элективного курса;

- своевременно предоставляет необходимую информацию по финансовым отчетным документам ответственным за реализацию элективного курса в общеобразовательные организации.

Материально – техническое обеспечение

Для реализации программы профессиональной пробы необходимо просторное светлое помещение с хорошей вентиляцией; музыкальную аппаратуру для звукового оформления.

Список литературы

1. Блинов, В.И., Сергеев, И.С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. №4.

2. Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология [Текст] / П.М. Ершов // М.: Мир искусств. 2010.

3. Захава, Б.Е. Мастерство актера и режиссера [Текст] / Б.Е. Захава // М.: Учебное пособие. РАТИ-ГИТИС. 2008.

4. Калужских, Е.В. Технология работы над пьесой. Метод действенного анализа [Текст]/Е.В. Калужских // Лань, Планета музыки. 2017:

5. Кох, И. Э. Основы сценического движения [Электронный ресурс]: учебник / И. Э. Кох. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2019. — 512 с.

   6. Кипнис, М. Актёрский тренинг. Драма. Импровизация. Дилемма. Мастер-класс [Электронный ресурс]: хрестоматия / М. Кипнис. — 3-е, стер. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 320 с.

  1. Гиппиус, С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. В. Гиппиус. — 6-е, стер. — Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2018. — 304 с.

8. Чепурина, В.В. Сценическая речь: от слова драматургического к слову-поступку [Текст] / В.В.Чепурина // Кемеровский государственный институт культуры. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису

Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов (34 ч)

Программа данного курса предусматривает углубление темы «Механика». Этот курс дополняет базовую программу, не нарушает её целостности. Курс рассчитан на 34 часа. Программа имеет как теоретическ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)

Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...

Программа элективного курса «Дорогами Великой Отечественной войны» для учащихся 10 – 11 классов

Программаэлективного курса«Дорогами Великой Отечественной войны»для учащихся 10 – 11 классов...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа элективного курса "Финансовая грамотность", 10-11 класс

Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ .Данный элективный образовательный курс рассчитан по 34 часа в 10 и 11 классах, 1 час в неделю,...

Программа элективного курса «Дорогами Великой Отечественной войны» для учащихся 10 – 11 классов

Программаэлективного курса«Дорогами Великой Отечественной войны»для учащихся 10 – 11 классов...