Неравенство образовательных ресурсов в условиях пандемии.
статья

Степанова Светлана Алексеевна

При переходе на дистанционное обучение растет неравенство образовательных ресурсов у обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_kruglyy_stol.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

для кругло стола на тему

«Неравенство образовательных возможностей в условиях пандемии.»

Добрый день уважаемые коллеги.

Современная система образования уверенно вошла в информационно насыщенное пространство. Успешно существовать в этом мире можно, только грамотно применяя информационные технологии. Образовательные организации осваивают и внедряют эти технологии на протяжении уже  нескольких десятилетий.

Сегодня накоплен богатый опыт применения цифровых технологий в образовании.

 Все мы конечно знаем ,что эффективное применение информационных технологий в образовательном процессе открывает новые возможности для построения качественной цифровой образовательной среды, которая позволяет каждому обучающемуся получать необходимую актуальную информацию, выстраивать знаниевый сегмент под индивидуальную образовательную траекторию и этот индивидуализированный сегмент будет органично взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса и образовательными институтами.

Но в  условиях массового перехода к дистанционным форматам обучения растет образовательное неравенство.

Неравенство есть всегда .Неравенство – как возможностей, так и результатов – есть всегда, в том числе и в образовании.

Перевод учебных заведений на дистанционный формат или их закрытие, пусть даже временное, имеет большие социальные и экономические последствия, особенно для малоимущих слоев населения.

  • Прерванное обучение. Дети лишаются возможностей для роста и развития, причем главным образом это сказывается на обучающихся из малообеспеченных семей, для которых образование вне государственной системы недоступно.
  • Питание. Вне учебного заведения многие обучающиеся  не получали  бесплатное или льготное питание.
  • Дети без присмотра. Работающие родители вынуждены оставлять детей одних, что может быть опасным для их жизни и здоровья.
  • Экономические издержки. Работающие родители вынуждены пропускать работу, чтобы заботиться о детях, что во многих случаях приводит к снижению заработной платы и негативно влияет на производительность.

На данный момент в мире мало систем образования, обладающих хорошим техническим обеспечением, чтобы осуществить быстрый переход на онлайн-обучение.

Переход на дистант  потребовал  больших затрат. Нужно  было не только сформировать инфраструктуру, но и обеспечить:

  1. Поддержкупедагогов , предоставлением качественных и актуальных цифровых учебных материалов,
  2. развитие у обучающихся навыков эффективного использования технологий для обучения,
  3. внедрение вспомогательных систем управления учебным процессом и информацией.

Дистанционное обучение способствует росту  расслоения учащихся. Переход в онлайн принёс  непропорционально большую пользу обучающимся с изначально более выгодным положением. Расслоение наблюдается, например:

  • по финансовым возможностям семей - (состоятельные / малоимущие),
  • по территориальному признаку (проживающие в городе / в сельской местности),
  • по школьной успеваемости (с хорошими показателями / неуспевающие),
  • по опыту (уже учились дистанционно / не было такой практики).

Для большинства обучающихся «дистанционка» создала  трудности и принесла  меньше пользы, чем традиционный формат обучения, особенно для детей в бедных районах, не имеющих компьютеров и доступа в интернет.

Поначалу учащиеся показывают более слабые результаты, что объясняется и нехваткой опыта обучения в новом формате, и сложностями создания дома благоприятных условий для учебы, и отсутствием мотивации.

 Учебным заведениям приходится  выбирать, чему обучать, а что оставить обучающимся  для самостоятельного освоения. Некоторые предметы и мероприятия перенести в онлайн-среду сложно или невозможно.

Педагоги, обучающиеся и их родители после введения в России дистанционного обучения в учебных заведениях из-за пандемии коронавируса больше всего жаловались на технические сбои, а также неготовность оборудования и самих педагогов к работе онлайн. Эксперты Института прогрессивного образования решили изучить мнения рунет-сообщества о первых итогах такого перехода. Рабочая группа аналитиков провела экспресс-мониторинг интернета и систематизировала основные жалобы на онлайн-уроки от учителей, школьников и их родителей. В дайджест исследования вошли запросы поисковой выдачи ведущих систем (Яндекс, Google, Рамблер и Mail.ru), а также социальные сети, наиболее популярные среди россиян (ВКонтакте, Одноклассники и Facebook).

  1. Не все учителя  способны осуществить быстрый и эффективный переход на новый формат, поскольку процессы преподавания удаленно и в классах значительно отличаются. Педагогам понадобилась поддержка и дополнительное обучение.
  2. В условиях дистанта родители сыграли ключевую роль в поддержке своих детей, но большинство из них плохо к этому подготовлены, поскольку не обладают достаточными техническими навыками. У родителей может быть несколько детей, посещающих школы, поэтому они столкнутся с проблемой распределения устройств между ними.
  3. В мировом сообществе не выработан опыт для определения объемов и механизмов финансирования системы онлайн-обучения. Выяснилось, что ряд  обучающихся жалуются на платные задания."Более 13% участников тематических коммуникаций также обратили внимание, что часть занятий на образовательных платформах остается платной. Особенно это заметно, по оценкам родителей, в разделах контрольных и проверочных работ. Несмотря на то, что многие онлайн-школы временно открыли бесплатный доступ к своим ресурсам и библиотекам, значительная доля контента, рекомендуемого образовательными учреждениями, требует вложений. И даже сами педагоги ограничены в выборе бесплатных заданий",
  4. Помимо этого, 10% сообщений связаны с жалобами на недостаток необходимого оборудования для онлайн-обучения.

"Никто и никогда в современной России не анализировал, готовы ли дети к "дистанционке". Не у каждого в доме есть стабильный высокоскоростной интернет, необходимый для виртуальных уроков. А в условиях, когда и родители вынуждены работать удаленно, детям порой просто не хватает компьютеров. В особой зоне риска здесь ноказались многодетные и малоимущие семьи".

Да. бесспорно учебное заведение  старалось оказать своим обучающимся  техническую поддержку .но оно не в силах обеспечить всех нуждающихся из-за ограниченного количества техники. Да и сама техника не всегда удовлетворяла техническим возможностям.

Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход  получает  широкое развитие. Педагоги  после пандемии  еще активнее осваивают новые инструменты, а сама роль педагога в образовательном процессе трансформируется: возрастает значимость преподавателя как наставника, его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.
Таким образом, сегодня  в результате роста цифровизации образовательных процессов   для сохранения качества образования  популярными становятся  смешанное обучение и  обучение по  запросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе

Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

В работе преподавателя часто приходится обращатся к опыту других людей. Для этого я использую совершенно разные электронные образовательные ресурсы....

Статья: "ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Цель: повысить эффективность образовательного процесса, разнообразить формы и методы проводимых уроков, для подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к про...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Вопросы подготовки учащихся к поступлению в музыкальное училище в условиях пандемии COVID-19

Статья написана на основе личного опыта подготовки учащихся к поступлению в музыкальные училища в 2019-2020 учебном году...

Актуальность и востребованность новых ЛЕ в современном немецком языке в условиях пандемии коронавируса

Обзор неологизмов в немецком языке, возникших во время пандемии коронавируса, примеры новых лексических единиц...