Методические разработки к учебным занятиям
методическая разработка

В пособии представлены методические рекомендации по совершенствованию  техники речи обучающихся с ОВЗ (нарушение слуха), подобраны упражнения на постановку правильного дыхания, голоса, на отработку дикции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_mdk.01.03_maydibor_e.s.docx61.24 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Методические рекомендации по совершенствованию  техники речи


(Инклюзивное профессиональное образование для инвалидов)

Нижневартовск

2017

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов с нарушением речевого развития, специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах» и всех желающих ознакомиться и овладеть приемами совершенствования техники речи. - Нижневартовск, 2017. - 25с.

Автор: Майдибор Е.С. преподаватель профессиональных модулей, БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

В пособии представлены методические рекомендации по совершенствованию  техники речи, подобраны упражнения на постановку правильного дыхания, голоса, на отработку дикции.

.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………......

4

1. Дыхание

1.1. Правильное  дыхание………............……………………….......

6

1.2. Нарушения речевого дыхания..........……………………….....

7

1.3. Нарушения носового дыхания..........……………………….....

8

1.4  Упражнения на постановку правильного дыхания…………...

9

2.  Голосоведение

           2.1. Основные характеристики и свойства голоса………………....

12

          2.2. Характер голоса  слабослышащего человека…………...……..

14

          2.3. Тренировочные упражнения на постановку голоса…………..

15

3.  Дикция

     Дикция и типичные дефекты дикции.……………………….....……..

19

          3.1. Тренировочные упражнения для отработки дикции….....……

20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………............……………………….....……..

25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………............……………………….....…….

26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        "Методические рекомендации по совершенствованию  техники речи" адресованы студентам с нарушением речевого развития и могут быть использованы в рамках изучения междисциплинарного курса 01.03. «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», который  входит в программу профессионального модуля «Преподавание по программам начального общего образования».

Указанные методические рекомендации разработаны с целью коррекции недостатков речевого развития студентов с нарушением слуха и  качественной подготовки будущих учителей к проведению уроков литературного чтения в начальных классах.

Данные методические рекомендации вносят свой вклад в освоение студентами таких основных видов профессиональной деятельности, как преподавание по программам начального общего образования, методическое обеспечение образовательного процесса, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки, ПК 1.2. Проводить уроки (эта компетенция реализуется через освоение студентами литературы, входящей в круг чтения младшего школьника, разработку материалов для уроков литературного чтения в начальных классах, овладение умением выразительно читать художественные произведения, рассказывать о прочитанном, о писателе и  его творчестве).

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект (анализ программ и учебников по литературному чтению для начальных классов).

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду (подготовка книжной выставки, разработка мультимедийных презентаций к урокам чтения).

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений (подготовка реферата, доклада для читательской конференции).

        Недостаточный уровень овладения речью является препятствием для полноценного развития всей познавательной деятельности слабослышащих студентов; речевая недостаточность становится причиной своеобразия их восприятия, памяти и мышления. На этом построено психолого-педагогическое изучение процесса овладения знаниями студента с нарушением слуха. К числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха, можно отнести такие недостатки, как недостатки речевого развития.
        Невысокий уровень восприятия устной речи, невнятное произношение не позволяют многим взрослым слабослышащим использовать устную речь как надежное средство общения. Также уровень овладения словесной речью определяет успешность всего процесса обучения и особенно сказывается на развитии логического мышления. Одним из важнейших факторов, способствующих повышению уровня подготовки, является индивидуализация учебной деятельности студентов в системе целостного педагогического процесса.

         Индивидуализация учебной деятельности студентов с нарушениями слуха осуществляется на основе учета их индивидуальных особенностей, проявляющихся в их познавательной деятельности, психофизических (в том числе и слуховых) способностях, в умении мобилизовать эмоционально- волевые и интеллектуальные силы, на основе использования дидактических и организационных средств.

Полноценное владение слабослышащими студентами речью предполагает не только совершенствование навыков ее восприятия, но и ее воспроизведения. Эти два процесса взаимосвязаны, их совершенствование осуществляется в условиях использования развивающегося остаточного слуха студентов с нарушенным слухом в ходе образовательного процесса. Сочетание всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения, письма, дактилирования, зрительного восприятия с лица и с руки говорящего) предполагает развитие всей структуры речевой деятельности, которая помогает практической деятельности и вплетается в нее. От содержания целей, условий практической деятельности зависят и соответствующие функции общения, что особенно важно для получения общего или профессионального образования лицами с нарушением слуха.

Особенностью процесса обучения студентов с нарушением слуха является коррекционная направленность обучения, следовательно, методическая система обучения должна не только учитывать особенности студентов с нарушением слуха, но и преследовать реабилитационные цели. Реализации коррекционной направленности обучения студентов с нарушением слуха способствует соблюдение слухоречевого режима на каждом занятии. Обучение слабослышащих студентов должно осуществляться на основе образовательных программ, адаптированных для людей с ОВЗ.

Чтобы речь студентов с нарушением слуха была воспринята школьниками более эмоционально, должны быть реализованы, как минимум две стороны устной речи: содержательная и техническая. В данном методическом пособии уделяется особое внимание развитию технической стороны  речи, которая включает в себя три компонента:

1) правильное дыхание;

2) правильная постановка  голоса;

3) четкая дикция.

        

1.        Дыхание.

1.1.        Правильное дыхание

        Сильный, красивый голос  зависит, в первую очередь, от правильного дыхания. Вы, наверное, удивитесь, но дыхание тоже нужно ставить. Так как мы говорим на выдохе, именно его организация имеет  наибольшее значение для развития голоса. Другими словами, нам необходимо научиться правильно использовать выдыхаемый воздух.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса. Правильное речевое дыхание позволяет при минимальных затратах мышечной энергии в речевом аппарате достигать максимальной звучности и с экономностью расходовать воздух. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, то есть между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Вдох при речи короткий, легкий. Выдох — длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (то есть синтагмы).        

Правильное дыхание при чтении отличается от обычного физиологического, непроизвольного, когда ритмически чередуется вдох-выдох-пауза. Во время чтения дыхание становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым за глубоким вдохом следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох. Правильное дыхание имеет  большое значение и для слушающего и для читающего. Слушателю такое дыхание обеспечивает максимально адекватное восприятие текста, а читающему поможет сохранить здоровье, потому что вдох в полости рта и носа согревается, увлажняется, голосовые связки не согнут и могут работать длительное время без напряжения и затруднения.

1.2. Нарушения речевого дыхания у людей могут проявляться разными нарушениями речи, но самое явное и выраженное из них – это заикание. Такие проблемы могут выражаться в недостаточном объеме вдыхаемого воздуха непосредственно перед началом речи, в укороченном речевом выдохе либо в несформированности координаторных механизмов между дыханием и фонацией. 

У заикающихся в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Наиболее частая ошибка — преимущественное использование во время речи верхне-реберного или грудного дыхания, сопровождающегося сильным подъемом плечевого пояса, грудной клетки, напряжением шейной мускулатуры, в результате чего дыхание становится шумным и напряженным. Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.

При нарушениях речевого дыхания, вдох может становится слишком коротким, равно как и выдох. 

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

• подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
• слишком большой вдох;
• учащенность дыхания;
• укороченность выдоха;
• неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
• неправильная осанка.

Неправильным считают дыхание, при котором у человека происходит заметный подъем грудной клетки параллельно со втягиванием живота на вдохе. Важную роль в затруднении дыхания играет еще и плохая осанка. 


1.3. Нарушения носового дыхания у людей – это довольно распространенная проблема, она может провоцироваться многими самыми разными факторами: и частыми ринитами, и увеличением глоточной миндалины (аденоидов). Подобные патологические процессы становятся причиной изменений речевого дыхания. Так при нарушениях носового дыхания речевой выдох становится более коротким, речь перемежается необоснованными паузами (для совершения дополнительного вдоха). Подобные изменения приводят в свою очередь к нарушениям темпо-ритмических характеристик речи. Кроме того нарушения носового дыхания приводят к изменению основных характеристик голоса. Голос обретает сильный носовой оттенок, теряет ряд обертонов, не имеет тембра и становится глухим. Также голос может терять выразительность, интонированность, модулированность. Люди с нарушениями носового дыхания не могут произносить гласные звуки на мягких, а также на твердых атаках. 

Дыхание поддается нашему контролю, можно научиться укорачивать и удлинять вдох и выдох. Удлинение вдоха необходимо для того чтобы, не разрывая дочитать фразу или строфу  стихотворения. Для тренировки  удлинения выдоха, можно выполнять специальные  упражнения.

  (Упражнения и методические рекомендации к ним составлены с опорой на пособие Н.М. Вахтель, З.Д.Поповой, О.Н.Чарыковой  "Выразительное чтение. Практикум", 2009)

1.4. Упражнения на постановку правильного дыхания.

Упражнение 1

Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Упражнение 2

Встать впритык к стене. Пятки, икры ног, спина, плечи и голова обязательно должны соприкасаться с вертикальной поверхностью. Отвести руки в стороны параллельно полу. В таком исходном положении вдыхать и выдыхать воздух. При дыхании нужно как бы раздвигать в разные стороны ребра. Во время этого упражнения все части тела должны быть неподвижны. Плечи задирать и опускать не рекомендуется. Начать с 10 раз, постепенно увеличивая количество.

Упражнение 3

 Представить, что во рту находится куриное яйцо, при этом «нюхать» цветок одновременно. Выполнять перед зеркалом. Воздух должен как бы заполнять живот. Упражнение выполняется правильно, если неприятно тянет в области грудной клетки и кажется, что сейчас лопните.

Упражнение 4

Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Упражнение 5

Со счетом. Вдохнуть(3 сек.), закрепить вдох. На выдохе считать вслух, не спеша: 1,2,3,4,5 (произносить ясно). Добрать воздух (1 сек.) нижним дыханием (ребра и плечи неподвижны). Считать вслух еще раз (1,2,3,…10), не сдвигая ребер и не расслабляя брюшной пресс. Добрать воздух (1 сек.). Считать вслух (11,12,13,14,15), не ускоряя счет. Расслабьте ребра и брюшной пресс. Отдохните.

Упражнение 6

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaaаaaaa ooooooo аaaaa уууууу

Упражнение 7

Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…, стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

Упражнение 8

(«Свеча»): Вырабатываем ровный интенсивный выдох. Для упражнения нужна полоса бумаги 15*4см. Поднесем бумагу ко рту на расстояние примерно 5-7см. Губы сворачиваем трубочкой и дуем на бумажку. Суть упражнения в том, чтобы научиться равномерно выдыхать воздух, контролируя себя через угол наклона бумажки. Он должен оставаться одинаков на протяжении всего выдоха. Отрицательный показатель, если бумажка начнет менять положение, дрожать. Возникает легкое напряжение в области ребер и мышц диафрагмы. Так называемый «дыхательный поясок» поддерживает равномерность выдыхаемого воздуха.

Упражнение 9

(«Проколотый мяч»): Вырабатывает плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу. В процессе изображаем мяч, который спускается, издавая звук «сссс…». Как можно выше упереться руками сбоку в ребра. Затем давить на импровизированный «мяч» не прилагая усилий, воздух должен выходить не спеша, подольше. Звук не должен быть напряженным. По мере расходования воздуха руки сходятся, и с окончанием воздуха сходятся с интенсивным выдохом звуком «с». Это занятие следует повторять некоторое количество раз. Не нужно напрягаться, с легкостью в руках и звуке. Иногда во время или после исполнения данных упражнений на дыхание чувствуется легкое головокружение. Это говорит о правильных действиях, организм сильнее насыщается кислородом. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну на верхнюю часть живота, другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать движение диафрагмы и ребер. Сделайте вдох, под счет 1-5 делайте вдох (считайте про себя). Контролируйте одновременное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было переполнения легких.

Упражнение 10

Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1-3, не расслабляя мышц. Затем выдыхайте плавно, без толчков, на счет 1-2, Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

Упражнение 11

Прочитайте отрывок из стихотворения К.Бальмонта " Славянское дерево", стараясь произносить каждую строку на одном выдохе.

Корнями гнездится глубоко,

Вершиной восходит высоко,

Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.

Корнями гнездится глубоко в земле,

Вершиной восходит к высокой скале,

Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю даль.

Корнями гнездится глубоко в земле, и в бессмертном подземном огне,

Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,

Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.

И знает веселье,

И знает печаль.

И от Моря до Моря раскинув свои ожерелья,

Колыбельно поет над умом, и уводит мечтание в даль.

Упражнение  12

Попробуйте прочитать на едином выдохе стихотворение З. Гиппиус "Все кругом"

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо; что радости в плаче?  
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.  

Упражнение 12

Каждую строфу стихотворения С. Маршака " Дом, который построил Джек" произнесите на одном выдохе, постоянно удлиняя выдох.

Вот дом,
Который построил Джек.

А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Упражнение 13

Попытайтесь набрать воздуха, прочитать следующую фразу, построенную на использовании фигуры нагромождения, на одном выдохе:

Я хочу рассказать Вам о самой удивительной, самой поразительной, самой замечательной, самой чудесной, самой невероятной, самой необычной, самой прекрасной, самой потрясающей, самой редкой, самой неожиданной, самой огромной, самой великой, самой  обычной, самой блистательной, самой великолепной, и наиболее достойной  завести вещи.

2.Голосоведение

2.1. Основные характеристики и свойства голоса

Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Выcота голоcа — это его cпоcобноcть к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голова характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембр голоcа — неповторимая индивидуальная окраска, которая обусловлена cтроением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихcя в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полоcть ноcа). Еcли нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то иcпользование верхних резонаторов может поддаватьcя cовершенcтвованию.

Благозвучноcть голоcа — чиcтота его звучания, отcутcтвие неприятных призвуков (хрипоты, cиплоcти, гнуcавоcти и т.п.). В понятие благозвучноcти включаетcя прежде вcего звонкоcть. Голоc звучит звонко, когда он резонирует в передней чаcти полоcти рта. Еcли же звук формируетcя у мягкого неба, он получаетcя глухим и туcклым. Звонкоcть голоcа завиcит и от cобранноcти звука (его концентрации у передних зубов), от направленноcти звука, а также от активноcти губ.

Благозвучноcть голоcа подразумевает, кроме того, и cвободу его звучания, что доcтигаетcя cвободной работой вcех органов речи, отcутcтвием напряжения, муcкульных зажимов. Такая cвобода доcтигаетcя ценой долгих упражнений. Благозвучноcть голоcа не cледует отождеcтвлять c благозвучием речи.

Благозвучие речи — это отcутcтвие в речи cочетания или чаcтого повторения звуков, которые режут cлух. Благозвучие речи предполагает наиболее cовершенное cочетание звуков, удобное для произношения и приятное для cлуха.

Например, вызывает какофонию (то еcть оцениваетcя как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или cловоcочетания cвиcтящих и шипящих звуков без cпециальных cтилиcтичеcких целей: "в нашем клаccе много учащихcя, доброcовеcтно готовящихcя к приближающимcя экзаменам, но еcть еще и те, кто не приступил к подготовке"; нанизывание cлов c неcколькими cоглаcными подряд: "вcех чувcтв взор еcть благороднее"; не рекомендуетcя cтроить фразы так, чтобы получалоcь зияние глаcных: "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучноcти не отноcятcя.

Полетноcть голоcа — это его cпоcобноcть быть хорошо cлышимым на значительном раccтоянии без увеличения громкоcти.

Подвижноcтью голоcа — это его cпоcобноcть без напряжения менятьcя по cиле, выcоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеcтв голоcа вcегда преcледует определенную цель.

Тон голоcа — эмоционально-экcпреccивная окрашенноcть голоcа, cпоcобcтвующая выражению в речи говорящего, его чувcтв и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеcким и т.д. Он cоздаетcя c помощью таких cредcтв, как увеличение или оcлабление cилы голоcа, паузация, убыcтрение или замедление темпа речи.

Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения.

Темп речи не являетcя непоcредcтвенным cвойcтвом cамого голоcа человека, однако умение варьировать при необходимоcти cкороcть произнеcения cлов и фраз также можно отнеcти к тем навыкам, cовершенcтвованием которых должна заниматьcя диcциплина «Техника речи».

Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива.

При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

 

2.2. Характер голоса слабослышащего человека

        Голос слабослышащего человека обычно глухой, интонация малоразвита и невыразительна. Недостаточность своей речи он дополняет жестикуляцией.

        Характер голоса при нарушении слуха зависит от состояния слуха и времени его потери. Люди, имеющие остатки слуха или сравнительно поздно потерявшие его, обладают голосом более звучным, естественным, модулированным. Нарушение голоса при снижении слуха объясняется неточным и недостаточным функционированием артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата ребенка без анатомических изменений в его строении. Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.
        Для улучшения голосовых качеств студентов с нарушение слуха, необходимо включать в практикум по выразительному чтению ряд тренировочных упражнений, способствующих расслаблению различных групп мышц, участвующих в голосообразовании.

        Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет" разработало методические рекомендации по постановке голоса и выразительности чтения, которые опубликованы в методическом пособии"Практикум по постановке голоса и выразительности чтения",  автор данного  методического пособия А. И.Сергеева, г. Томск 2010.


         Упражнения для аутогенной тренировки, для проведения артикуляционно-мимической гимнастики, методика самомассажа используются  из указанного выше методического пособия.

2.3.Тренировочные упражнения на постановку голоса

Аутогенная тренировка и навыки общего расслабления для разных групп мышц, участвующих в голосообразовании

 Необходимо овладеть навыками общего мышечного расслабления. Осваивать его лучше сначала по контрасту, через напряжение. При этом напряжение должно быть коротким, а расслабление – длительным. Важно запоминать приятное состояние расслабленных мышц.

Упражнение 1

 Сжать руки в кулаки, удерживать в этом положении. Сделать руки вялыми, «как лапша», встряхнуть.

Упражнение 2

Встать по стойке «смирно», зафиксировать напряжение шеи, плеч, рук, живота, ног. Расслабиться, представив, что тело – тряпичная кукла. Сымитировать движение подъема штанги, напрячь все мышцы тела. «Уронить штангу», расслабиться. Применение методик аутогенной тренировки также способствует снятию общего и психологического напряжения, усталости, помогает владеть собой, своей речью независимо от эмоционального состояния. Расслабление нижней челюсти и языка должно быть доведено до полного автоматизма.

Упражнение 3

Расслабление нижней челюсти по контрасту, через напряжение: сильно, как только можно, надавить кистью руки снизу на подбородок, одновременно сопротивляясь этому давлению; делая усиление, разжать челюсть. Прочувствовать, зафиксировать создавшееся неудобство такого положения, напряжение, сопротивление. («Рот хочет, но не может открыться».) Затем отпустить челюсть, дать возможность ей расслабиться. При этом обратите» внимание на то, что нижняя челюсть сама по себе стремиться опуститься после такого сильного напряжения. Обязательно запомнить это состояние свободной, расслабленной нижней челюсти.

Упражнение 4

 Можно углубить это состояние, применяя элементы аутогенной тренировки. Достаточно принять расслабленную, спокойную, удобную позу, закрыть глаза. При этом нижняя челюсть под собственной тяжестью расслабляется и отвисает настолько, что чуть-чуть открывается рот.

Упражнение 5

Расслабление и разработка нижней челюсти достигается также продавливанием щек пальцами с обеих сторон.

Упражнение 6

 Движения головой в различных направлениях: повороты, наклоны, вращение. Упражнение выполняется плавно, медленно. Оно расслабляет мышцы шеи и затылка. Челюсть под собственной тяжестью расслабляется и отвисает настолько, что чуть-чуть открывается рот.

Упражнение 7

Движения головой в различных направлениях: повороты, наклоны, вращение выполняется плавно, медленно. Данное движение головы расслабляет мышцы.

Артикуляционно-мимическая гимнастика для мышц щёк, лба, губ, языка, активизации мышц шеи и самомассаж.

Эти упражнения помогают: создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого нёба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.

Рекомендации при выполнении упражнений:

• выполнять упражнения только перед зеркалом;

 • избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);

 •выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.

 Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики

Упражнения для мышц лба:

 1) нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»; 2) удивленно - радостно вскинуть брови, произнести с восхищением: «А-а!»

Упражнения для мышц глаз:

 1) зажмуриться – «распахнуть» глаза; 2) поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз; 3) озорно, со значением подмигивать; 4) спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век.

Упражнения для щёк:

 1) надувать щёки; 2) втягивать щёки; 3) перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки); 4) «полоскать рот» воображаемой водой.

Упражнения для губ:

1) улыбнуться («и-и-и»); 2) сложить губы в трубочку («у-у-у»); 3) двигать губами от правой щеки к левой; 4) двигать губами по кругу; 5) «развесить губы»;

Упражнения для языка:

1) расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами («пя-пя-пя»); 2) пощелкать языком, присасывая строго по средней линии; 3) вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»); 4) облизывать губы. 5) изобразить:

• грозного владыку;

• лазутчика;

• кокетливую барышню;

 • деревенского дурачка.

Упражнения для активизации мышц шеи:

Следующие упражнения добавляются к дыхательным через 7–10 дней. Они активизируют мускулатуру шеи, гортани, языка, губ, нижней челюсти и подготавливают голосовой аппарат к звучанию. Их нужно выполнять сидя 6 раз в день по 4 повтора.

Упражнение 1

Руки сложить в замок на затылке. Отклонять голову назад с легким сопротивлением рук.

 Упражнение 2

Кисти рук сжать в кулак и упереть в подбородок. Наклонять голову вперед с легким сопротивлением рук.

Упражнение 3

Движения нижней челюсти вперед-назад с одновременным «почесыванием» верхней губы нижними зубами. Движения нижней челюсти назад – вперед с одновременным «почесыванием» нижней губы верхними зубами.

Упражнение 4

 Круговые плавные движения нижней челюсти.

Упражнение 5

Надувание щек с удержанием в этом положении. Втягивание щек с удержанием в этом положении. Чередовать.

Упражнение 6

Вытягивание сомкнутых губ вперед «трубочкой» и ее повороты: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

Упражнение 7

 Язык движется вправо-влево с закрытым ртом, попеременно «растягивая» щеки.

Упражнение 8

Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу, поднять его боковые края («сделать трубочку»), затем подтянуть язык к корню.

Упражнение 9

Имитировать беззвучную, напряженную артикуляцию звуков [А], [К] с одновременным напряжением и расслаблением шейных мышц. Контролировать подъем и опускание небной занавески при помощи зеркала.

Самомассаж

Человек пользуется двумя резонаторными системами: верхней, в которую входит черепная коробка, полости носа и рта, и нижней – грудная полость. Для «включения» в работу резонаторов используется вибрационный массаж (самомассаж).

 Самомассаж делается энергичным постукиванием кончиками пальцев по телу и лицу. Тем самым активизируется работа нервных окончаний, заложенных в глубине кожного покрова, расширяются кровеносные сосуды, оказывая благотворное влияние на нервную систему и другие системы организма, улучшая тонус мышц всего тела. Во время проведения такого массажа включается верхняя резонаторная система, которая передает голосу полётность, и нижняя резонаторная система, дающая тембральную окраску голоса.

Техника вибрационного массажа:

Стоя или сидя энергично постукивать пальцами обеих рук:

• по лбу с произнесением звука [м] (мычание);

• по крыльям носа с произнесением звука [м];

 • по верхней губе с произнесением звука [в];

• по нижней губе с произнесением звука [з];

• по верхней части груди с произнесением звука [ж];

•по нижним боковым частям грудной клетки справа и слева с произнесением звука [м];

 •по спине справа и слева, сзади в области поясницы и по направлению к лопаткам с произнесением звука [м].

После вибрационного массажа надо сделать 5–10 спокойных вдохов и выдохов и перейти к голосовым упражнениям.

3. Дикция

Дикция-это четкое и правильное выговаривание слов. При хорошей дикции активно работают подвижные органы речи-губы, язык, нижняя челюсть.

Типичные дефекты дикции - картавость, шепилявость, гнусавость, сюсюканье, комканье слов, проглатывание концов слов. Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Другой, довольно часто встречающийся недостаток речи, - это так называемое «скороговорение» - очень быстрая речь, результат которой «проглатывание» или «съедание» начала и конца слова. Еще одним весьма распространенным недостатком является невнятность, нечеткость речи, затрудняющая не только понимание отдельных слов, но и общий смысл высказывания. Причины невнятной речи - неподвижные вялые губы, плохо раскрытый рот. В результате вялой речи плохо произносятся и гласные, и согласные звуки, а речь делается невразумительной.

Все недостатки речи: диалектное произношение, «скороговорение», вялая, невнятная речь, а также отдельные недостатки произношения гласных и согласных звуков требуют от студентов упорной, кропотливой и систематической работы.

3.1. Тренировочные упражнения для отработки дикции

Прежде чем начинать тренироваться в произношении, гласных и согласных звуков, полезно всякий раз выполнять подготовительные упражнения для губ и языка.

Гимнастика для губ

 1. Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкоенѐбо (маленький язычок) приподнять. Если челюсть опускается плохо, поставить локти на стол, подбородком опереться на кисти рук, и, опуская нижнюю челюсть, стараться преодолеть препятствие, которое создано руками.

2. Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы; десны верхних зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам обнажая нижние зубы; челюсть не напряжена.

4. Чередовать движения верхней и нижней губ: а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы), б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы), в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы), г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы). Во время этих упражнений челюсть свободна, зубы не сжаты.

5. И.п.: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Крепко натягивать верхнюю губу на верхние зубы закрывая их, так чтобы край губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение. Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы.

6. И.п.: то же, что в упражнении 5. Крепко натягивать нижнюю губу на нижние зубы, закрывая их, так чтобы край губы загибался внутрь рта. Ненадолго задержав губу в таком положении, оттянуть ее вниз, обнажая нижние зубы, и вернуть в исходное положение.

7. Делать скользящее движение обеими губами одновременно. Исходное положение и характер движений такие же, как в упражнениях 5, 6.

Гимнастика для языка

 1. И.п.: рот широко раскрыт; язык лежит плоско, с небольшим углублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опущен, как в момент зевка. Высунуть язык как можно дальше изо рта, а затем втягивать как можно глубже, так чтобы образовался лишь мышечный комок, а кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение.

2. И.п.: то же, что в упражнении 1. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то поднимается и прижимается к корням верхних передних зубов, то опускается, возвращаясь в исходное положение.

3. И.п.: то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык наружу «лопатой» (языку придается плоская, широкая форма), так чтобы он своими боковыми краями касался уголков рта. Затем вернуть язык в исходное положение.

4. И.п.: то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу «жалом» (языку придается максимально заостренная форма). Затем вернуть язык в исходное положение.

5. Поочередно высовывать язык то «лопатой», то «жалом».

6. И.п.: рот полуоткрыт. Присасывать язык к нѐбу, затем открывать его со щелканьем.

7. И.п.: рот широко открыт. Кончик языка «жалом» поднимать вверх, касаясь альвеол верхних зубов, затем опускать, касаясь альвеол нижних зубов. Челюсти при этом не сближаются. (В дополнение к этим упражнениям вы найдете другие в любом учебнике по технике речи.)

 Ежедневная тренировка в течение 5-7 мин артикуляционной гимнастики должна войти в обязательный, так называемый «артикуляционный туалет», и служить подготовительной работой для занятий по технике речи. Некоторые студенты, отрабатывая упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождают их движениями лба, глаз, бровей, а иногда - движениями ног, головы, даже раскачиваниями туловища.

Необходимо с первых же занятий по технике речи следить, чтобы лоб, брови, глаза, мышцы шеи и корпуса были не напряженными, свободными, как в процессе артикуляционной гимнастикой, так и во время работы над дикцией и литературным произношением. Упражнения артикуляционной гимнастики следует выполнять медленно, постепенно разогревая мышцы речевого аппарата. Быстрый темп вызывает напряжение мышц. Чтобы усвоить правильные движения артикуляционной гимнастики, рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом, которое у вас должно быть всегда под руками.

Упражнение 1

Тем, студентам у кого очень неподвижный рот, или у кого речь «сквозь зубы», можно использовать такой прием.

Взять звукосочетания аи-аэ-ао-ау-аы. Каждое звукосочетание повторить по три раза: аи-аи-аи, аэ-аэ-аэ, ао-ао-ао, ау- ау-ау, аы-аы-аы. Подобную работу можно проделать со всеми сочетаниями гласных звуков. Выполняя упражнения, наметьте заранее, в каком месте вам удобнее сделать «добор» дыхания; в местах «добирания» не прерывайте речевой поток, не «ставьте точку» после каждого звукосочетания, а произносите все плавно, как единое целое, с одной только точкой в конце.

Упражнение 2

 У некоторых студентов наблюдается неверное произношение звуков э и е.

Звук э, так называемый «широкий» звук, произносите в словах это, этот, поэтому, при этом и в иностранных именах и словах, например: Эльза, Эмма, экстра и др. Вместо «широкого» э некоторые произносят «узкий» е - звук, близкий по звучанию гласному еехать, есть и т.п. Или вместо четкого йотированного звука е, который необходим в русских словах типа если, ельник, произносят что-то среднее между э и е.

Для усвоения различия между гласными э и е обратитесь к артикуляции данных звуков. При произнесении «узкого» е кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приближается к твердому нёбу, а при произнесении «широкого» э кончик языка не касается нижних зубов и спинка языка не приближается к твердому нёбу.

Упражнение 3

 Для формирования навыков правильного произношения э и е можно применить  способ сравнения: произнесите вслух, внимательно слушая себя, слова этот-если-эхо-есть-эпос-ехать и проследите за поведением языка.

Для некоторых людей трудным оказывается звук ы. Он бывает близок по звучанию к звуку и (у людей украинской национальности). Студентам с этим недостатком прежде всего следует вернуться к артикуляции звуков и и ы и обратить внимание на поведение языка при их произнесении.

Встречается неточное произношение губного гласного о. При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а.

Упражнение4

1) Произнесите вслух слова, четко выделяя ударный слог, запомните произношение предыдущего звука, который звучит как а:

пишется

произносится

пишется

произносится

зарок

зарок

косарь

к[а]сарь

сады

сады

волы

в[а]лы

народ

народ

порок

п[а]рок

завод

завод

совет

с[а]вет

2) Произнесите вслух слова, в которых гласные а и о встречаются в начале слова (звучат как а). Помните об ударном слоге:

пишется

произносится

гастроном

[а]строном

агоном

[а]гроном

авторизованный

[а]вторизованный

отодвигать

[а]тодвигать

образование

[а]бразование

обращение

[а]бращение

Упражнение 5

Произнесите фразы, следя за тем, чтобы и звучал как ы:

пишется

произносится

как вы, так и мы

как вы, так [ы] мы

вот и мы

вот [ы] мы

отправились в Испанию

отправились в [ы]спанию

ушел из института

ушел [ы]з [ы]нститута

читаю с интересом

читаю с [ы]нтересом

вот именно

вот[ы]менно

Упражнение 6

1) Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

2) Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

Упражнение  7

Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

Упражнение 8

Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

Упражнение 9

Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

Упражнение 10

 Отработка звуков:

  • Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Рододендроны из дендрария даны родителями.
  • Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
  • Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Интервьюер интервента интервьюировал.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Яшма в замше замшела.

Упражнение 11

Повторите медленно, а затем быстро сложные слова:

  • (В, ш) — воспользовавшемуся
  • (К) — мелкокалиберными
  • (П, в) — опубликовывать
  • (П, р) — опосредованному субсидированию
  • (Р, т, с) — территориальная целостность
  • (Р, т) — проиллюстрировала
  • (Р, в) — ревербератор
  • (С, ф) — средств
  • (Ч, в) — четырехсотдолларового
  • (Ч, ф, р) — фантасмагорический

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Цель настоящего пособия заключается в том, чтобы дать в руки студента колледжа, а также начинающего учителя материал, с помощью которого они смогут решать задачи овладения техникой речи; осмысливать собственную речевую практику, чтобы на этой основе развивать у себя умение общаться. В процессе овладения техникой речи они глубже осознают вопросы мировоззренческого характера: связи языка и действительности, языка и мышления; значения культуры речевого поведения для профессиональной деятельности и повседневной жизни. Проблема овладения техникой речи имеет и психологический аспект.

Дефекты дикции, нарушения орфоэпических норм, неумение управлять своим голосом плохо влияют на атмосферу в аудитории и в классе, отрицательно сказываются на продуктивности учебного процесса, снижают личностный статус обучающихся. Устранение недостатков речи уменьшает число стрессовых ситуаций и оптимизирует деятельность и студентов, и педагогов, связанную с обучением. Продуктивность и действенность предлагаемой в пособии методики доказана практикой.

Совершенствование речи с точки зрения ее произносительной стороны и коммуникативно-целесообразного употребления средств языка будет способствовать повышению речевой культуры студентов, а также педагогов-профессионалов.

Список литературы

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: Учебно-методическое пособие.- М.: Айрис-пресс,2005.
  2. Вахтель Н.М., Попова З.Д., Чарыкова О.Н. Практикум по выразительному чтению. Часть II: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 55 с. 
  3. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учебно-методическое пособие. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
  4. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: Учебно-методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2005.
  5. Сергеева, А. И. Практикум по постановке голоса и выразительности чтения; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск :Изд-во ТГПУ, 2009. – 100 с.
  6. Козыревой О.А. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ: учебное пособие для преподавателей КГПУ им. В.П.Астафьева, работающих со студентами- инвалидами и студентами с ОВЗ. – КГПУ, 2015. – 93 с.

Электронные ресурсы

  1. http://babyben.ru/sovety/kak-uluchshit-dikciyu-i-rech-vzroslomu-podrostku-uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-dikcii-skorogovorki-rabota-nad-proiznosheniem.html#i-7
  2. http://yourspeech.ru/training/articulation/uprazhneniya-dlya-dikcii.html
  3. http://chinaeva-elena.ucoz.ru/300_uprazhnenij.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

  Интегрированные учебные занятия можно проводить в различных формах: проблемные лекции, комбинированные с элементами комментария и с элементами доказательства, семинары, исследования, пут...

Методическая разработка открытого учебного занятия по БЖД "Первая доврачебная помощь при переломах"

Методическая разработка предназначена для преподавателей ОБЖ и БЖД...

Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» Тема: «Наука и техника. Великие учёные России и Великобритании. Пассивный залог (грамматические времена)»

Методическую разработку данного открытого урока можно использовать на занятиях по английскому языку как для 2 - го, так и для 3- го курсов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Методическая разработка открытого учебного занятия по учебной дисциплине ОДБ.03 «Иностранный язык (английский)» на тему: «Экологические проблемы. Порядковые имена числительные.»

     В своей разработке я показала различные виды работы в условиях современного занятия с использованием и развитием УУД (универсальных учебных действий) -рифмованное начало зан...