рабочая программа для 4 класса по родной литературе Школа России
рабочая программа

Гарбузюк Юлия Александровна

предлагаю рабочую программу, составленную для учащихся 4 классов по программе Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnaya_literatura.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол №

от « 28» августа  2020г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «31 » августа 2020г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 203        

от «31 » августа 2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературное чтение на родном (русском) языке

Класс:   

Учитель:   Гарбузюк Юлия Александровна

Количество часов

                               всего  - 17 часов

                               в неделю- 0,5 часов

Плановых контрольных  работ  – нет

                Учебная программа (автор): Примерные программы по учебным предметам. «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс

Планируемые результаты освоения   учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

Обучающийся научится:

  • проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
  • воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
  • понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
  • осознавать себя гражданином России, понимать ценности многонациональной литературы своей страны и мира;
  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);
  • пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
  • пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (в соответствии с индивидуальными возможностями);
  • читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм  действий;
  • пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
  • различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
  • ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
  • работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы(подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
  • понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;
  • передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
  • различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
  • пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
  • пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
  • сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
  • работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
  • сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
  • использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор — рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
  • практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
  • подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
  • находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
  • различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
  • создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
  • выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
  • писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.

Ученик получит возможность научиться:

  • пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
  • пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
  • писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своих впечатлениях о книге.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить информацию в тексте произведения;
  • прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
  • работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
  • использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
  • находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;  собирать информацию для выполнения проектов по темам.

Содержание  учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Круг чтения

Крупицы народной мудрости (пословицы, поговорки, загадки, народные песни, сказки).

Страницы старой седины (былины, из «Повести временных лет»).

Произведения писателей –классиков 19 века (И.А. Крылов, А.С. Пушкин).

Произведения писателей первой половины 19 века (Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, А.П. Платонов,            В. П. Катаев).

Произведения писателей второй половины 19 века (С.В. Михалков, В.Ю. Драгунский).

        

Виды речевой и читательской деятельности

        Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения

        Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения  литературного произведения, осознание схожести и  различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка  достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

        Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.  Умение определять  задачу чтения – что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить  средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

        Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении – реальных и фантастических.

        Чтение. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного  произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп,  логические ударения, паузы, мелодика речи).

        Работа с текстом. Установление  смысловых связей между частями текста. Определение мотивов  поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

        Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении  слов и выражений. Изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа ( изменение лица рассказчика. Продолжение рассказа о судьбе героев на основе собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выяснение  авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

Восприятие литературного произведения

            Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения. Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя. Умение определять задачу чтения, что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения. Умение сопоставлять два ряда представлений  в произведении - реальных и фантастических.

        Чтение: работа с информацией. Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотация, содержания. Информация о произведении до чтения (фамилия автора, заголовок, подзаголовок); прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Сбор информации после чтения (жанр, тема, структура). Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Работа с таблицами, схемами, моделями. Использование поискового, ознакомительного, изучающего  и просмотрового видов чтения для получения информации. Нахождение информации, применение её для решения учебных задач. Определение  порядка учебных действий, составление алгоритма (памятки) решения учебной задачи. Оценка полученной информации  о книге и литературных героев.

Календарно-тематическое планирование  по предмету

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

п\п

Дата

Тема урока

Примечание

по плану

по факту

Крупицы народной мудрости (2 часа)

12.09

Песня-слава «Русская Земля». Героическая народная песня «Суворов приказывает армии переплыть море».

26.09

Русская народная сказка «Марья-Моревна».

Страницы старины седой (3 часа)

09.10

Былина «Вольга Святославович».

23.10

Былина «Святогор».

13.11

«Повесть о Никите Кожемяке», «Наставления Ярослава Мудрого» .Из «Повести временных лет».

Произведения писателей-классиков 19 века (3 часа)

27.11

И.А. Крылов «Осёл и Соловей».

11.12

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

25.12

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Произведения писателей первой половины 19 века (5 часов)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Вертел».

А.И. Куприн «Четверо нищих».

А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

А.П. Платонов «Неизвестный цветок».

В.П. Катаев «Сын полка».

Произведения писателей второй половины 19 века (4 часа)

С.В. Михалков «Как старик корову продавал».

С.В. Михалков «Любитель книг», «Чужая беда».

В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Повторение. Проверь себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология родного края» для профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа дополнительной учебной дисциплины разработана для программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой....

Рабочая программа 2 класс. Школа России.

Рабочая программа по русскому составлена на основе Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации"....

Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"

Рабочая программа, 1 класс по УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебной дисциплины "История родного края"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Рабочая программа учебной дисциплины   «История родного края» разработана в соответствии с ФГОС по профессии 13450 «Маляр», с учетом ряда требований Федерального госу...

рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература"

рабочая программ по учебной дисциплине "Родная литература"...