Сборник упражнений для студентов, имеющих сложности с запоминанием больших объемов информации
методическая разработка

Наталья Александровна Матошина

Методическое пособие вкличает в себя самые эффективные на сегодняшний день способы запоминания различной информации, в том числе и учебной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

Сборник упражнений  для студентов, имеющих сложности

с запоминанием больших объемов информации

Тема доклада: методы и способы тренировки памяти

                                                                                    Автор: преподаватель

                                                                           фармакологии

                                                                              Н.А. Матошина

Салехард 2018

Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что то, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов, крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности.

Что такое память?

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная накапливать воспроизводить использовать информацию. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти это: объем, длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность к воспроизведению. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека.Наиболее распространенной гипотезой о физиологических механизмах, лежащих в основе памяти, была гипотеза  ученого Д.О. Хебба 1949 год Предполагалось, что механизмом кратковременной памяти является реверберация электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. а долговременное хранение основано на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости.

 Процесс памяти 4х этапен:

Узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта.

Припоминание - наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.

Репродукция или реминисценция - самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже различаем, обновляется в сознании, но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: например написать, рассказать, нарисовать.

Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает целые блоки  необходимой для жизни информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.

Классификация видов памяти

Сенсорная память-осуществляющая сохранение информации на уровне рецепторов, время сохранения - 0,3- 1,0 с. Некоторые ее формы получили специальные названия: иконическая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Кратковременная память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени (около 20 с) и объемом одновременно удерживаемых в памяти элементов (от 5 до 9);oдолговременная память, обеспечивающая продолжительное сохранение материала, не ограниченная по времени хранения материала и объему удерживаемой информации. Ооперативная память, занимающая промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е., например, на время, которое необходимо для решения задачи.

2.По характеру психической активности в структуру памяти входят:

двигательная память сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека. Эмоциональная память хранит пережитые чувства, которые выступают как сигналы, побуждающие к действию или удерживающие от действий, вызвавших в прошлом положительные или отрицательные переживания. Эмоциональная память сильнее других видов памяти. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Словесно-логическая память - это память на информацию, представленную в словесной форме .Механическая память - память, направленная на запоминание не связанных между собой ассоциативно или в логически-смысловом отношении элементов.

3.По характеру целей деятельности память может быть:

Непроизвольной, когда отсутствует специальная цель запомнить что-то. Произвольной, когда перед человеком стоит цель запомнить материал.

Пути, приёмы и средства улучшения памяти

 Можно часами смотреть в книгу и не получить результата. Что значит  запоминать?  Запоминать это не просто смотреть в книгу.  Запоминать - значит использовать  индивидуальные эффективные методики.

1. Упражнение круговая память дети встают в круг (5-7 человек)( собака, кошка, корова ,попугай) либо на доске написаны слова ли определения  например ключитца по латыни клявикуля и поворачивает голову и дотрагивается рукой до соседа образуя новые межнейронные взаимодействия следующий студент называет этот термин по латыни при этом важно правильно проговаривать термин используя максимальное количество мимических мышц. В результате такого упражнения студенты за 60 минут запоминали 100 латинских терминов на пятой паре.

2. Упражнение.Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.Мнемотехника представляет собой способ формирования вымышленного слова из инициалов или первых слогов материала, предназначенного для запоминания. Это идеальный метод для запоминания списков слов.

3.Упражнение:  Обрывки слов если вам нужно запомнить список покупок, и вы должны купить СУдоку, ПЕРловку, МАкаРоны и китеКЕТ, объедините все это в одно слово: СУПЕРМАРКЕТ.Это поможет вашей памяти сконцентрироваться, когда вы будете бродить среди прилавков супермаркета. Попробуйте эту технику на практике!

4. Упрпжнение Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Например:  пять ю пять 25, 6ю6 36 , 6 ю 8 48

5.  Упрпжнение Ассоциативный ряд. Запоминание новых терминов с помощью  знакомых образов например  студенты путают тахикардия. Брадикардия такси - быстро бродим медленно. Надо придумать  такую яркую картинку которую ты не забудешь например сидит дельфин на дероеве ест яблоко.

6 Упражнение.Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату где все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе». Таким образом, раскладывая мысленно по углам и полочкам в знакомой комнате студенты учат классификацию лекарственных веществ. Например в комнате стоит комод который называется  правила по русскому языку открываем первый ящик жи-ши пиши сбуквой и. Второй прпвописание безударных гласных и т.д.

7 Упражнение цифризация. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:  например 85 - год рождения  ребенка, 314 - первые цифры числа «пи» и т. д.;  Например как быстро запомнить номер телефона 5-10- 89. Пять число пальцев на руке. 10 число пальтцев на двух руках.89 регион.

8 Упражнение рисунок. Идея этого кода состоит в ассоциировании каждой цифры с образом некоего предмета. Совсем не трудно связать в воображении цифры со следующими символами:

- тарелка

- копье

- лебедь

- вилы

- парус

- растопыренные пальцы руки

- змея

- семафор

- песочные часы

- улитка

Можно придумать другие обозначения понятные только вам.

Этот метод идеален для очень быстрого запоминания достаточно коротких чисел. Испробуйте его, когда нужно запомнить время отправления поезда, телевизионной программы, свидания или деловой встречи. Например, чтобы запомнить время  деловой встречи 8.12, перевернутая бесконечность и количество месяцев в году.

9 Упражнение - метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, схему ли таблицу в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

10. Упражнение Метаплан техника использование цвета для быстрого запоминания фармакологической классификации.  Много написано литературы о влиянии цвета на человека физиологи  проводили такой опыт  одни матери детей до года одевали обычную одежду,  матери из другой группы одевали яркую одежду и каждый день разную: желтую, оранжевую, красную. Дети у таких мам  вначале раньше начали фиксировать взгляд, раньше поворачивали голову, и как показали поздниешие истытания имели больший интерес к учебе и лучшую по сравнению с опытной гркппой память.  Используя этот опыт, я применяю на своем уроке такой метод обучения как метаплан техника. На примере средств влияющих на цнс например нейролептики транквилизаторы. седативные  одним цветом. Снотворные другим. Ноотропы третьим .

 

11. Упражнение.Метод последовательных рисунков  и таблиц  эффетивен для визуалов. Составить таблицу используя правило максимально информативно с минимальным количеством   пример таблица умножения (Таблица Пифагора).

12   Упражнение.Метод использования аудиозаписей. Педварительно на диктофон наговаривают  текст  который необходим запомнить одевают наушники и многократно прослушивают. Самое эффективное время разу после пробуждения и перед засыпанием.

13.Упражнение Повторенье Мать ученья.Повторяйте то, что вам нужно запомнить. Пока не надоест.Это особенно полезно, если у вас есть проблемы с запоминанием имен людей, с которыми вы недавно познакомились.Например, если вам трудно запомнить имена новых знакомыхв гостях, когда вам представляют 7 человек за 10 минут, рекомендуется повторить имя человека, с которым вас знакомят, и, глядя ему прямо в лицо, обменяться с ним парой фраз: «Приятно познакомиться, Иван! Чем ты занимаешься? Нравится ли тебе эта картина?» и т.д.

Это не только поможет вам быстрее запомнить имя собеседника, но и будет способствовать формированию более прочных социальных связей. У собеседника сложится приятное впечатление о вас, потому что вы запомнили его имя и проявили интерес к его персоне.

14.Другой любопытный метод, помогающий запомнить короткое слово или имя, состоит в том, чтобы повторить его 3 раза, поворачивая голову: скажите нужное слово и затем поверните голову влево, повторите это три раза.

Если вы заметили ухудшение памяти, то есть простые средства, улучшающие память: здоровый сон, правильное питание и специальные упражнения для тренировки памяти. Хорошая память это не данность, а результат работы над собой.

Правильное питание для улучшения памяти

Ограничивающие диеты для похудения отрицательно сказываются на работе мозга и часто приводят к депрессиям. Они создают дефицит жизненно важных питательных веществ в вашем теле, что приводит к ухудшению памяти. Поэтому питаться надо разнообразно и качественными продуктами. Очень полезны для работы мозга витамины, улучшающие память. Это витамин С, витамин F (Омега-3) и витамины группы В. Они находятся в следующих продуктах, улучшающих память: мед, орехи, семечки, брокколи, помидоры, бананы, морепродукты. В нашем регионе на процессы памяти также влияет низкий уровень  иода. Употреблять продукты 1 раз в неделю

Здоровый сон для улучшения памяти

Если человек спит недостаточно, то мозг не восстанавливается в полной мере, и снижаются все его функции, в том числе и память. Кроме того, очень важно спать именно в ночные часы, что соответствует естественному биоритму человека. В ночные часы происходит восстановление всех клеток организма из тех химических веществ, которые поступают с пищей, в том числе и строительство клеток мозга. Ночная работа и хроническое недосыпание могут серьезно расстроить здоровье.

Физическая активность для улучшения памяти

При выполнении упражнений или ходьбе увеличивается поступление кислорода ко всем клеткам, в том числе и клеткам мозга. Это улучшает работу коры головного мозга. Также при работе мышц выделяются важные гормоны, участвующие в работе мозга и улучшающие память.

Положительные эмоции для улучшения памяти

Плохое настроение, стрессы и депрессии отрицательно действуют на состояние мозга вообще и в частности, ухудшают память. Хорошее настроение и положительные эмоции, чувство счастья и благополучия, наоборот, положительно влияют на мозг и улучшают память. Поэтому нужно использовать любой повод порадоваться и улучшить свое настроение. Больше радости, смеха и улыбок!

 Обязательные прогулки для насыщения мозга кислородом. Очень полезно для памяти гулять после дождя. Новая методика озоно- терапии так же эффективна для памяти. По мнению ряда авторов перед экзаменом для насыщения мозга кислородом эффективны пробежки. Из запахов улучшающих память эффективен розмарин, мята, лимон. Еще один интересный факт масло ладана содержит серотонин - один из важных активаторов нейромедиаторных процессов и настроения. В состав эфирного масла бергамота, лимона и пихты сибирской входят терпены которые стимулируют выработку нейромедиатора ацетилхолина который играет важную рол в процессе запоминания.

Заключение

Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти,  просто многие не умеют ей пользоваться.

Список литературы

1.Дэниел Лапп, Улучшаем память - в любом возрасте, 1987г.

2.Основы психофизиологии: Учебник /Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.

3.Рубинштейн С. Л. 2-е изд. (1946г.) - СПб.: Питер, 2002 - 720 с. (Серия "Мастера психологии")

4.Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000, 362 с.

5.PSYHOЛОГИЯ+ [Электронный ресурс] / Статья - Пути, приемы и средства улучшения памяти - Режим доступа: http://elpsy.ucoz.ru

6.Успех и Счастье [Электронный ресурс] / Статья - Как улучшить память - Режим доступа к статье: http://www.ycnex.wellness2you.ru/kak-uluchshit-pamyat/Теги: Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студентов и преподавателей для проведения лабораторно-практических занятий по ПМ01 МДК 0102 "Основы профилактики" в объеме 12 часов

Данная разработка включает комплект анкет и опросников, позволяющих определить условия и качество жизни индивидуума, а также наличие вредных привычек и факторов риска. Это первый этап профилактическог...

учебно- методическое пособие по английскому языку для студентов специальности " Организация и технология защиты информации"

Данное пособие содержит специализированные тексты для студентов- информатиков. Главная цель пособия- развить у обучающихся навыки перевода, извлечения и обработки информации, правильного построения пр...

Конкурс профессионального мастерства для студентов III курса по профессии "автомеханик" "Большие гонки (для умных водителей)"

Профессиональный конкурс «Большие гонки (для умных водителей)» рекомендуется для обучающихся III курса по профессии «автомеханик».Данный конкурс обобщает и углубляет знания обучающихся с помощью допол...

способы эффективного запоминания английских слов

Меня заинтересовала проблема памяти, так как она очень актуальна. На своих уроках часто вижу учеников со слабо развитой природной памятью, не способных запомнить информацию.Если спросить ученика,...

Методическое пособие для запоминания новых слов

В методическом пособии рассматриваются наиболее эффективные способы и приемы запоминания новых слов на английском языке....

Методическая разработка занятия по фармакологии для студентов имеющих инвалидность по слуху в рамках инклюзивного образования

Разработка показавает различные методики  эффективного обучения  студентов имеющих инвалидность по слуху....

статья " Методы работы с детьми, имеющими сенсорные расстройства с целью качественного усвоения информации".

В данной статье представлены арт-терапевтические технологии в работе с детьми, имеющими сенсорные расстройства ....