УП Профессиональные знания и умения педагога
учебно-методический материал

УП Профессиональные знания и умения педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon up_professionalnye_znaniya_i_umeniya_pedagoga.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ: 1. Изучить информацию, оформить в тетради схему или бортовой журнал (схема бортжурнала прилагается)

                   2. Объединиться в группы по 4 человека, изучить ситуации, письменно ответить на вопросы и  выполнить задания.  Оформить на листочке (один от группы).

           3. Спроектировать свою ситуацию, в которой учитель проявил или не проявил профессиональные знания или умения (можно взять из личного опыта). Оформить на том же листочке.

Профессиональные знания и умения педагога.

Рассматривать данный вопрос можно с разных позиций. Одни авторы говорят о процессе и результате труда учителя; другие оценивают знания и умения с позиции сфер деятельности педагога (работа с детьми, родителями, администрацией).

Взгляд Н.И.Болдырева.

Для выполнения большого многообразия функций учителю, по мнению Н. И. Болдырева, необходимы следующие умения:

  • устанавливать деловые отношения с администрацией школы, с родителями, общественностью (умения общения, по сегодняшним представлениям, близкие к коммуникативным);
  • информационные умения и навыки;
  • умение ярко, выразительно, логично излагать свои мысли (по сегодняшним представлениям — дидактические и речевые);
  • умение убедить, привлечь к себе, сделать своим сторонником (по сегодняшним представлениям — дидактические, коммуникативные).
  • хорошо было бы овладеть некоторыми прикладными творческими художественными умениями:
  • рисовать (изобразительные),
  • играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные);
  • выразительно читать (художественно-литературные),
  • танцевать (хореографические),
  • ходить в походы (спортивно-туристские или спортивно-трудовые).

Классному руководителю важно знать основы теории и методики воспитания, уметь:

  • работать с родителями (общественностью);
  • планировать воспитательную работу;
  • отбирать на основе диагностики коллективов (групп), отдельных личностей необходимые виды деятельности;
  • правильно учитывать и оценивать результаты воспитания;
  • выявлять и организовывать актив;
  • осуществлять контроль и помощь в выполнении поручений.

Знания и умения педагога в процессе обучения.

В условиях личностно-ориентированного обучения необходимо предоставить каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.

Последние достижения отечественной экспериментальной психологии и педагогики (В.В.Давыдов, И. Зак, А.Н.Тубельский и др.) дают основание утверждать, что дети, начиная с младшего школьного возраста, способны не просто воспринимать и осмысливать учебный материал, а вступать в диалог, ставить конкретные цели, анализировать способы своей деятельности (осуществлять рефлексию) и благодаря этому преобразовывать учебный материал, что существенно улучшает его усвоение.

Действительное усвоение возможно только тогда, когда ученик активно действовал с учебным материалом, пробовал применять соответствующие знания, что способствовало выработке определенных умений и навыков. Отсюда является важным, как была организована познавательная деятельность школьников, какая познавательная активность была при этом обеспечена, при каких педагогических условиях она наиболее ярко проявлялась.

Дидактические умения учителя начальных клаcсов, которые в своей совокупности определяют содержание понятия «управление процессом усвоения знаний и способов деятельности»:

  • умение осуществлять постановку целей усвоения учебного материала;
  • умение стимулировать положительную мотивацию в процессе усвоения;
  • умение организовать успешное восприятие учебного материала;
  • умение обеспечить осмысливание изучаемого;
  • умение организовать закрепление и применение знаний, выработку умений и навыков;
  • умение осуществлять контроль за ходом усвоения знаний;
  • умение выполнять корректировку процесса усвоения.

 

 Опорные дидактические знания

  1. Знание сущности процесса обучения, его движущих сил и функций.
  2. Знание основных этапов усвоения знаний.
  3. Знание дидактических принципов и их реализации в процессе обучения.
  4. Знание содержания школьного образования.
  5. Знание методов обучения, требований, предъявляемых к ним в настоящее время, различных классификаций методов обучения.
  6. Знание о проблемном и программированном обучении.
  7. Знание типологии уроков и их структуры, современных требований к уроку.
  8. Знание педагогических требований, предъявляемых к проверке знаний, умений и навыков школьников, видов и функций проверки.
  9. Знание критериев оценок устных и письменных ответов учащихся.

 Опорные психологические знания

  1. Знание о деятельности, ее строении и различных типах, об освоении деятельности.
  2. Знание направленности личности: мотивах поведения и интересах, потребностях и особенностях их проявления в младшем школьном возрасте.
  3. Знание о видах и свойствах внимания, его особенностях и формировании у детей младшего школьного возраста.
  4. Знание о познавательных процессах личности: восприятии, мышлении, памяти, воображении и способах их развития у младших школьников.
  5. Знание сущности эмоционально-волевой сферы личности и ее проявлений.
  6. Знание психологических особенностей личности: темперамента, характера, способностей.
  7. Знание анатомо-физиологических, возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.

В деятельности учителя выделяется две стороны: процесс труда и результат труда. Каждая из этих сторон предполагает несколько компонентов, а каждый из компонентов предполагает наличие профессиональных знаний и умений:

Профессиональные знания и умения.

Стороны труда учителя

Проф. знания

Проф. пед. умения

Процесс труда

1. пед. деятельность учителя

Самостоятельная постановка пед. целей и задач; владение широким спектром воздействия на учащихся; постоянный самоконтроль за ходом и состоянием своей пед. деятельности.

1. умение планировать обучение на основе результатов психологического изучения учащихся.

2. «чему учить» - умение работать с учебным материалом, выделять ключевые моменты, осуществлять межпредметные связи.

       «кого учить» - умения изучать учащихся, умение выявлять ЗБР, умение работать с разными категориями детей.

       «как учить» - умение отбирать и применять сочетания приёмов и форм обучения и воспитания.

3. умения производить самоанализ.

2. пед. общение учителя

Знание типов общения; знания о строении общения;  знания способов общения; знание стилей руководства.

1. умения создать условия психологической безопасности в общении.

2. умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, умение встать на точку зрения ученика, умение владеть разными ролями как средством предупреждения конфликтов в общении, умение воздействовать на ученика не только прямо, но и косвенно.

3. личность учителя

Знания структуры личности; знание индивидуальных стилей деятельности.

1. умение удерживать устойчивую проф. позицию, умения развития своих пед. способностей, умение управлять своим эмоциональным состоянием.

2. умения осознавать перспективу своего проф. развития, умение осознавать и развивать инд. Стиль.

Результат труда

4. обученность школьников

Знание понятий обученность и обучаемость

Диагностические умения для анализа и развития обученности и обучаемости.

5. воспитанность школьников

Знание понятий воспитанность и воспитуемость.

Диагностические умения для анализа и развития воспитанности и воспитуемости.

Б О Р Т О В О Й    Ж У Р Н А Л

Фамилия Имя___________________________________ Группа_________

ТЕМА: «.................................................»

Ключевые понятия темы:

Схема (рисунок), в которой можно получить представление о теме:

Связи, закономерности, логика, которые я могу установить по теме:

1.

2.

3.

4.

Оставшиеся вопросы по теме:

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Виды, функции, методы и формы контроля знаний и умений"

В презентации представлены: виды, функции, методы и формы контроля. Материал будет полезен для начинающих преподавателей (молодых специалистов), для преподавателей с небольшим опытом работы, для тех, ...

Какие знания и умения в области развития речи и готовности к овладению грамотой должны быть сформированы у будущего первоклассника

В рекомендациях дается краткое описание речевой нормы будущего первоклассника, перечислены возможные недочеты в подготовке, которые можно устранить самостоятельно, используя некоторые игровые приемы....

Урок систематизации и обобщения знаний и умений (с элементами игровых технологий) "Деньги правят миром"

Деньги ли правят миром? Они ли являются выражением наших стремлений, исканий,  достижений, всем тем,  ради чего живет и развивается человечество....

Контрольно-оценочный материал как средство контроля профессиональных знаний и умений

     В соответствии ФГОС чтобы получить качественный методический продукт в деятельностипедагога и мастера производственного обучения, необходимо владеть методикой диагностики зн...

ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Математика одна из дисциплин, которая способствует формированию профессиональных знаний и умений, имеет большие возможности для формирования ключевых ком...

Формирование предметных знаний и умений дисциплины Русский язык при реализации профессиональной образовательной программы профессии 29.01.25 Переплетчик. (опыт работы)

   Почти 10 лет назад появившийся образовательный стандарт для средней школы предлагал проверять не знания, а то, что должен уметь делать человек, прошедший курс предметной подготовки...