Лекция: Понятие, формы и причины умственной отсталости
методическая разработка

Разенков Артем Олегович

ЧМ Лек.№1 Понятие, формы и причины УО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_formy_i_prichiny_uo.docx108.2 КБ

Предварительный просмотр:

Методика адаптивной физической культуры детей с нарушениями психического и интеллектуального развития

Понятие, причины и формы умственной отсталости

Самостоятельная работа: Создать учебный пакет по заданной структуре:

текст, вопросы для обсуждения, творческие задания, задания на усвоения материала

Содержание лекции

  1. Понятие умственной отсталости;
  2. Понятие центральной нервной системы (ЦНС);
  3. Причины и формы умственной отсталости.

  1. Понятие умственной отсталости

- обратить внимание на то, что УО – не заболевание, а состояние

- определить разницу между двумя понятиями УО

-

Согласно определению умственной отсталости (как синоним часто употребляют термин «интеллектуальная недостаточность»), которое содержится в МКБ 10 пересмотра, «это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей». Там же подчеркивается, что у таких детей «адаптивное поведение нарушено всегда»

Умственная отсталость — нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий необратимый характер.

Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (М.С. Певзнер, 1979; В.И. Лубовский, 1989; и др.).

В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное слабоумие олигофренией (от греч. «oligos» - «мало», «phren» - «ум»). Это понятие столь обширно, что не имеет четких границ, поэтому в разных странах появились новые термины, заменяющие понятие «олигофрения». В англоязычной литературе этому термину соответствует «mental retardation» - «отставание в интеллектуальном развитии».

Встречаются и такие термины, как «психическая отсталость», «психический дефицит», «психическая субнормальность», «умственная недостаточность», «умственный дефицит».

Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью.

Задержанное психическое развитие (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. В МКБ-10 на смену категории «ЗПР» пришло понятие «расстройство психологического (психического) развития».

ЗПР особенно ярко проявляется в начале школьного обучения, когда обнаруживаются недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, незрелость эмоциональной сферы и мотивации (отсутствие познавательных и преобладание игровых мотивов), несформированность произвольного поведения, отставание в развитии речи.


  1. Понятие центральной нервной системы (ЦНС)

        Центральная нервная система (ЦНС) - основная часть нервной системы животных и человека, состоящая из скопления нервных клеток (нейронов) и их отростков.

        Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга и их защитных оболочек, а периферическая — из отходящих от них нервов и нервных узлов, расположенных за пределами черепа и позвоночника.H:\тут\колледж сейчас\РП и КТП\КТП 2016-2017 2сем ЧМ\КТП_ЧМ 2016-2017 Интеллект\Умственная отсталость\ltext_3004181215.p_2009201950.cns.jpg

        ЦНС образована из серого и белого вещества. Серое вещество отвечает за обработку поступающей информации, обеспечивая многие функции нервной системы.

Белое вещество состоит из аксонов, которые выполняют роль проводников, передающих импульсы из одного центра в другой. H:\тут\колледж сейчас\РП и КТП\КТП 2016-2017 2сем ЧМ\КТП_ЧМ 2016-2017 Интеллект\Умственная отсталость\1279848114_11383e3b3e33384f-213f4030323e473d4b35-3c3042354038303b4b-45.jpg

Результат деятельности нервной системы – та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез.

  1. Причины и формы умственной отсталости

        Формы умственной отсталости чрезвычайно многообразны и различаются по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Однако объединяющим признаками, сформулированными Г. Е. Сухаревой (1959), являются два основных клинико-психологических «закона» умственной отсталости: для всех без исключения форм является иерархичность и тотальность недоразвития всех нервно-психических процессов.

Понятие «тотальность» означает, что в состоянии недоразвития находятся
все нервно-психические и в определенной мере даже
соматические функции, начиная от:

* врожденной несформированности ряда внутренних органов:

  • порок сердца;
  • нарушение строения желудочно-кишечного тракта
    и других систем;

*недоразвития роста, костной, мышечной и других систем

*несформированной сенсорики, моторики, эмоций и кончая недоразвитием высших психических функций, таких, как  речь, мышление, формирование личности в целом.

Второй особенностью психического недоразвития при олигофрении является его иерархичность. Это выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления. Более того, если при легкой степени олигофрении нередко можно условно говорить об относительной сохранности более элементарных процессов то недоразвитие высших форм мышления составляет обязательный признак.

Дальнейшее физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе. Таким образом, умственная отсталость — неоднородное состояние, она имеет множество проявлений, обусловленных врожденными и приобретенными причинами, в том числе и неблагоприятными условиями воспитания, которые могут усилить дефект.

        Этиологические факторы (происхождение болезней, условия и причины их возникновения) умственной отсталости делятся на эндогенные (генетические/внутренние) и экзогенные (внешние). Генетически обусловлены около 50—70% дифференцированных форм умственной отсталости.

        К экзогенным факторам относятся прежде всего внутриутробные инфекции. Наиболее опасен в этом отношении вирус краснухи.

[Краснуха (лат.rubeolla) или третья болезнь — эпидемическое вирусное заболевание с инкубационным периодом около 15-24 дней. Это обычно неопасное заболевание, затрагивающее в основном детей, однако оно может спровоцировать серьёзные врожденные пороки, если женщина заражается в начале беременности. Первичная материнская инфекция проходит незамеченной в 50 процентах случаев.

Проявление: Иногда возникает незначительный насморк и сухой кашель, чувство першения в горле, слезотечение. Наиболее тяжело краснуха протекает у взрослых: характерно повышение температуры тела (до 38-39°С ), головная боль, боли в мышцах, снижение аппетита. В первый день болезни у 75-90% больных возникает характерная сыпь на коже. Название «третья болезнь» происходит из времён, когда был составлен список болезней, провоцирующих детскую сыпь, в котором краснуха стояла на третьем месте]

Аномалии физического и психического развития, часто сочетающиеся с врожденными аномалиями зрения и слуха, наблюдаются у 25% детей, матери которых перенесли краснуху в первые 12 недель беременности.

Почти также опасен вирус эпидемического паротита(свинки).

У женщин, перенесших эпидемический паротит в первом триместре беременности, в 20—22% случаев рождается неполноценное потомство. На более поздних стадиях беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода.

[Свинка - Инкубационный период длится от 11 до 23 дней (чаще 13-19 дней). У некоторых за 1-2 дня продромальные явления (разбитость, недомогания, боли в мышцах, головные боли, познабливания, нарушения сна и аппетита). С развитием воспалительных изменений слюнной железы интоксикации становятся более выраженными, отмечаются признаки поражения слюнных желез: сухость во рту, боли в области уха, усиливающиеся при жевании, разговоре].

        Алкоголизм и наркомания могут быть причиной умственной отсталости как экзогенного, так и эндогенного характера. В первом случае продукты распада алкоголя и наркотиков (токсины), благодаря общей системе кровообращения матери и плода, отравляют развивающийся плод. Во втором случае длительное употребление алкоголя и наркотиков (и их заменителей) вызывает необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей и является причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребенка.

        Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода оказывают хронические инфекционные болезни, заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени, нарушения обмена веществ у матери, влияние радиоактивного и рентгеновского облучения на половые клетки родителей и сам плод.

По клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делятся на неосложненные, осложненные и атипичные:

  • Неосложненные формы характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств.
  • Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, в частности, эмоционально-волевой сферы (нарушение эмоционального контакта с окружающими, эмоциональная возбудимость, немотивированные колебания настроения).         
  • Атипичные формы характеризуются нарушениями познавательной деятельности с частыми эпилептическими припадками, прогрессирующей гидроцефалией, эндокринными расстройствами, нарушениями зрения и слуха.

ВОПРОС: Для педагогического прогноза наиболее перспективны дети с неосложенными формами умственной отсталости.

Чем ближе к моменту рождения реализуется действие патогенного фактора, тем разнороднее может быть картина психического дефекта. В период родов патогенный фактор связан с травматизмом, асфиксиями, нарушениями внутриутробного кровообращения. Нарушение психического развития ребенка может оказаться следствием взаимодействия многих вредностей, действующих внутриутробно (пренатальный период), в течение родов (натальный период) и в раннем постнатальном периоде.


Формы умственной отсталости

        В соответствии с международной классификацией болезней, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

        

Прочитать один раз, а потом они попробуют сказать, что запомнили

  • Категория детей с легкой умственной отсталостью составляет 70—80% от общего количества. Они отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, овладевать навыками самообслуживания. Эти дети неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не проявляют любопытства к процессам и явлениям, происходящим в природе, социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему. Онине понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживатьбеседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих детей формируется только предметная деятельность. В младшем дошкольном возрасте у них преобладают бесцельные действия с игрушками, к старшему дошкольному — появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), не сопровождающиеся эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра без специального коррекционного обучения не формируется.

Дети с легкой умственной отсталостью воспитываются в специальных детских садах, специальных группах в обычных детских садах, где созданы особые образовательные условия для их развития. Возможно включение двух-трех детей с незначительной степенью умственной отсталости в коллектив нормально развивающихся сверстников. Если ребенок не получил в детском саду специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению. Дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются в условиях массового детского сада, если их отставание выражено не ярко. Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение, остаются на второй год, но при повторном обучении не усваивают программный материал. После медико-психолого-педагогического обследования дети переводятся в другие типы образовательных учреждений. С семи-восьми лет дети с легкой степенью умственной отсталости поступают в специальные(коррекционные) школы VIII вида, где обучение ведется по специальной программе. За 9 лет обучения они получают начальное образование. Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с незначительной умственной отсталостью имеют возможности для развития. У них сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, у большинства эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность. Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психологическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в производственные коллективы, создают семьи, имеют детей.


Прочитать один раз, а потом они попробуют сказать, что запомнили

  • При умеренной степени умственной отсталости поражены кора больших полушарий головного мозга и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать голову (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладевают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление, лепет. Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей. Ограничены школьные успехи, но часть детей осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены моторика, сенсорика, память, внимание, мышление, коммуникативная функция речи, неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят преимущественно бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно.

В дошкольном возрасте они посещают специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7—8 лет — специальные(коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Дети с умеренной умственной отсталостью способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире. Они достаточно мобильны, физически активны и большинство из них обнаруживает признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. По окончании школы юноши и девушки живут в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда. Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости справляются с сельскохозяйственным трудом.

Прочитать один раз, а потом они попробуют сказать, что запомнили

  • Тяжелая умственная отсталость по клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Дети с данной степенью интеллектуальной недостаточности обладают возможностями к частичному овладению речью, усвоению элементарных навыков самообслуживания. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми. У большинства детей наблюдаются моторные нарушения, выражающиеся не только в запаздывании актов прямостояния, ходьбы и бега, но и в качественном своеобразии и недоразвитии всех движений. Особенно грубо недоразвиты тонкие дифференцированные движения рук и пальцев детей замедленны и неуклюжи. При тяжелой умственной отсталости моторная недостаточность отмечается в 90—100% случаев. Соматическая симптоматика у большинства больных — часть клинической картины, наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов, внутренних органов. В правовом отношении дети являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или заменяющих их лиц. До совершеннолетия они находятся в специализированных детских домах для глубоко умственно отсталых, а потом переводятся в учреждения социального обеспечения. Эти дети также могут воспитываться в домашних условиях.

Прочитать один раз, а потом они попробуют сказать, что запомнили

  • Глубокая степень умственной отсталости. Диагностика грубых нарушений возможна уже на первом году жизни ребенка. Среди многочисленных признаков выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение, позднее появление стояния, ходьбы, лепета и первых слов, слабый интерес к окружающим объектам. Диагностика основывается на данных о здоровье членов семьи, течении беременности и родов, на результатах генетических и пренатальных исследований. У больных резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно осмысление окружающего, речь развивается крайне ограниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, большинство- из них неподвижны, страдают расстройствами урологических функций, неспособны или малоспособны заботиться об основных потребностях, элементарные гигиенические навыки и самообслуживание отсутствуют. В поведении апатичны, вялы или агрессивны, злобны, раздражительны. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Дети с глубокой умственной отсталостью не обучаются и находятся (с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых) системы Министерства социального обеспечения, где им оказывается необходимая медицинская помощь, наблюдение и уход. По достижении 18-летнего возраста они переводятся в специальные интернаты. Государственная система помощи глубоко умственно отсталым не исключает их воспитания в семье при установлении опеки.

Задать вопрос, что является первичным дефектом, а что вторичными отклонениями. Таким образом, умственная отсталость — это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Сложная структура аномального развития обусловлена прежде всего первичным дефектом, непосредственно возникающим под болезнетворным влиянием, а затем уже вторичными отклонениями. Первичным дефектом умственной отсталости выступает органическое поражение головного мозга. Недоразвитие мышления, речи, высших форм памяти рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднением усвоения социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность и значимость кружковой работы с умственно отсталыми детьми

статья о кружковой работе в Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

План сценарий урока производственного обучения Профессия 19727 Штукатур для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)

Тема программы: Освоение приемов штукатурных работ.Тема урока: Нанесение основного слоя штукатурки (грунта) с разравниванием.Цель урока:Обучающая: Научиться  наносить основной слоя штукатурки (гр...

Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.04 «Основы технологии отделочных строительных работ» по профессиям 13450 «Маляр строительный» адаптированная для лиц с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости)

 Настоящая рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы.  Программа предназначена для профессиональной подготовки рабочих по профессия...

«Непрерывность специального образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего и среднего общего образования, в условиях учреждений среднего професси

20 декабря 2020 года в нашем техникуме в соответствии с планом работы Совета директоров ПОУ СПО Саратовской области состоялся Круглый стол по теме «Непрерывность специального образования и профе...

Рабочая программа08.01.08 Мастер отделочных строительных работ по профессии рабочего (должности служащего) 19727 «Штукатур» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего

Рабочая программа производственной  практики разработана на основе ФГОС СПО 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ по  профессии рабочего (должности служащего) 19727 «Штукатур&r...