Статья "ИКТ как средство достижения качества педагогического образования в области иностранного языка"
статья

Болтунова Ирина Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-_boltunova_iv_2020g_-_nsportal.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Болтунова И.В.

"ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

В современном мире огромное внимание уделяется качеству педагогического образования. Повышение качества становится основной идеей образования. Перед преподавателями стоит задача подготовить личность, уровень образования которой соответствуют условиям современной жизни и потребностям информационного общества.

Чарльз Дарвин считал, что выживает тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Поскольку одним из показателей оценки качества современного образования является учет потребностей системы образования; то для реализации данной задачи образование должно быть личностно- ориентированным и информационным. Переход к информационному обществу влечет за собой развитие информационной культуры всех членов общества. [3] Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание) и использовать ее для получения, обработки и передачи средствами информатизации и информационных технологий. [4]

Характеристикой современного качественного образования является вариативный характер обучения с широким использованием информационных технологий. [1] Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют широкие возможности по достижению этого качества. 

Информационно-коммуникационные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный). Новые технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат при изучении иностранного языка, так как создает условия для успешной деятельности каждого учащегося, вызывая у них положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. [2]

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников учебной информации можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета, презентации. В качестве инструментов учебной деятельности, используемых на уроках иностранного языка, можно рассматривать компьютерные программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, подготовленные с помощью языков программирования,  MS Excel, MS PowerPoint, специальных программ типа Hot Potatoes, оболочка Мoodle и т.д.); в качестве средства коммуникаций — локальные компьютерные сети или Интернет (социальные сети, службы мгновенных сообщений, форумы для общения, веб-конференции). Благодаря такой информационно-коммуникационной образовательной среде актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией, процесс обучения принимает динамический характер, повышается качество педагогического образования в области иностранного языка.

Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. [5] Без мотивации невозможно достичь качества. Для учащихся необходима учебная деятельность, как основа успешного функционирования в обществе, соответственно необходимо развитие мотивации обучения. Информационно-коммуникационные технологии являются одними из средств развития такой мотивации.

Рассмотрим подробнее несколько информационно-коммуникационных технологий, используемых на уроках иностранного языка, как средство достижения качества педагогического образования в данной области.

Мультимедийные презентации активно применяются на уроках иностранного языка. Оригинальные учебные обучающие продукты, созданные при помощи презентаций, увлекают, мотивируют и способствуют  успешных результатов. Презентации можно использовать на уроках грамматики, делая объяснение материала более доступным и наглядным. На уроках практики устной речи презентации также незаменимы, например, для введения, систематизации, закрепления новой лексики.

Обучающие программы на CD делают процесс обучения более эффективным. Более того, повышает авторитет учителя, так как преподавание ведется на современном, высоком уровне. Существует большое количество мультимедийных приложений к учебникам английского языка, в которых материал соответствует тематическому и поурочному планированию, Обучающие программы на CD составляются на любой возраст, на разный уровень сложности, что делает их универсальным средством для изучения иностранного языка. Учебные курсы могут содержать речевые, грамматические упражнения, упражнения для тренировки произношения, игры на тренировку правописания.

Интернет-ресурсы играют важную роль в обучении иностранному языку. Учебные Интернет – ресурсы направлены на комплексное формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, ее лингвистического, социокультурного, учебно-познавательного компонентов. Также они способствуют развитию умения использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с разнообразным культурно-историческим материалом. Учащиеся самостоятельно подбирают аутентичные тексты, адаптируют его, составляют разнообразные задания, затем проводят фрагменты урока. Кроме того, Интернет-ресурсы удовлетворяют информационные и образовательные интересы, благодаря чему развивается познавательная мотивация, а следовательно повышается качество педагогического образования в области иностранного языка.

На уроках английского языка также используются электронные учебники (Upstream, Global), электронные таблицы, тесты для текущего и итогового контроля (с использованием программ Hot potatoes, Sun Rav).

Таким образом, ИКТ имеют большой потенциал для повышения качества обучения иностранного языка. Обучение строится с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, способность осуществлять познавательную коммуникативную деятельность.

В современном информационном обществе целью образования является подготовка человека, способного к непрерывному обучению. [5] Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс изучения иностранного языка позволяет повысить эффективность деятельности человека и сделать ее более разнообразной. В заключение хотелось бы  сказать, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс несомненно способствует развитию познавательной мотивации, делая его более увлекательным и эффективным, а следовательно, повышает качество педагогического образования в области иностранных языков.

Список использованной литературы.

1) Ефремова Н.. Качество образования. // http://www.xliby.ru/nauchnaja_literatura_prochee/testovyi_kontrol_v_obrazovanii/p2.php

2) Инкина И.И. Использование ИКТ в обучении иностранному языку в средней школе. // http://festival.1september.ru/articles/559341/

3) Куликова Н.Ю. ИКТ как средство повышения профессионального мастерства преподавателей специальных дисциплин. // http://cis.rudn.ru/document/show.action?document.id=648

4) Тананыхина Ю.А. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. // http://festival.1september.ru/articles/521935/

5) Мамонтова И.А. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных телекоммуникаций. // http://festival.1september.ru/articles/532755/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.

Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...

контрольно-оценочные средства по программе учебной дисциплины ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальности 38.02.01 « Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык разработан  на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...

Комплект контрольно-оценочных средств по программе учебной дисциплины ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»

Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....

Выступление на педагогическом совете "СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете "СОВРЕМЕННЫЙ    УРОК  ИНОСТРАННОГО  ЯЗЫКА как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего пок...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» В СИСТЕМЕ СПО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Использование широкого спектра пед...