ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» В СИСТЕМЕ СПО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу добиваться высоких результатов знаний, умений студентов. Обучение преподавателей информационно коммуникационным технологиям (ИКТ) должно включать изучение теоретических основ их применения — специфики их использования в той или иной конкретной дисциплине и педагогических приемов, необходимых для реализации ИКТ в условиях занятия. Модель или методика образовательного процесса “перевернутый класс” представляет собой разновидность смешанного обучения - сочетания традиционной формы получения знаний с элементами электронного дистанционного обучения и  современных информационных технологий. Перевернутый класс — это способ обучения, при котором учащиеся изучают основную предметную информацию перед классным занятием, а  в  классе получают активный опыт обучения во  взаимодействии со  своими одноклассниками и  преподавателями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sablina_t.v.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Саблина Татьяна Владимировна, 

методист

                                           ГБПОУ «Донецкий колледж ресторанного сервиса и торговли»

 старший преподаватель, специалист высшей категории

г.Донецк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПЕРЕВЕРНУТОГО КЛАССА» В СИСТЕМЕ СПО КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технологии не заменят учителей.

Но учителя, которые используют технологии,

возможно, заменят тех, кто их не использует.”
Рэй Клиффорд

Аннотация

Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу добиваться высоких результатов знаний, умений студентов. Обучение преподавателей информационно коммуникационным технологиям (ИКТ) должно включать изучение теоретических основ их применения — специфики их использования в той или иной конкретной дисциплине и педагогических приемов, необходимых для реализации ИКТ в условиях занятия. Модель или методика образовательного процесса “перевернутый класс” представляет собой разновидность смешанного обучения - сочетания традиционной формы получения знаний с элементами электронного дистанционного обучения и  современных информационных технологий. Перевернутый класс — это способ обучения, при котором учащиеся изучают основную предметную информацию перед классным занятием, а  в  классе получают активный опыт обучения во  взаимодействии со  своими одноклассниками и  преподавателями.

 Ключевые слова: перевернутый класс, активное обучение, интеграция ИКТ в  обучение, технологии в  области образования, смешанное обучение, знания и умения, водкаст, подкаст.

На  всех ступенях образования на  преподавателей сегодня возлагается задача воспитать креативных, критически мыслящих обучающихся, способных усваивать, интегрировать и  применять знания на  разных уровнях: от  простого воспроизведения фактов, понимания концепций и  применения алгоритмов для решения проблем, необходимых для анализа и реагирования на сложные проблемы в собственной жизни, обучении, будущей профессии и  в  жизни общества. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, бросают вызов системе образования, требуя от нее «шагать в ногу». Для ответа на этот вызов нужно понять, каким требованиям должны соответствовать участники образовательного процесса – и те, кто учит, и те, кто учится. 

 В  педагогической практике существует постоянно растущий запрос на  организацию усвоения «учебного материала через вовлеченность, эмпирический опыт и инновационные подходы». Для этого недостаточно осваивать информационно-коммуникационные технологии. Важно также интегрировать в процесс обучения содержательные, технологические и  педагогические знания. По этой причине обучение преподавателей информационно коммуникационным технологиям (ИКТ) должно включать изучение теоретических основ их применения — специфики их использования в той или иной конкретной дисциплине и педагогических приемов, необходимых для реализации ИКТ в условиях занятия.

Для реализации познавательной и творческой активности студента в образовательном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу добиваться высоких результатов знаний, умений студентов. 

Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность студента, вне зависимости от того, какой подход признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация образовательного процесса. Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. В современной системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется преподавателем на основе личных убеждений, предпочтений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Для успешного проведения занятия в соответствии с требованиями ГОС  СПО необходимо, в первую очередь, осмыслить по-новому собственную позицию (помощника, организатора познавательной деятельности), знать, как технологии обучения обеспечивают мотивацию обучения каждого обучающегося.

Уход от традиционного вида занятия через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебной дисциплины, т. е. конкретно от:

•  уровня знаний и умений преподавателя;

•  общей цели и задач обучения, особенностей учебной дисциплины, темы, запланированных целей и задач конкретного занятия;

•  отобранного преподавателем содержания учебного материала;

•  уровня развития студентов, их умения обучаться, возможностей и возрастных особенностей;

•  роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности обучающихся, их активности, самостоятельности и творчества;

•  материальной оснащенности образовательного учреждения;

•  времени.

В последнее время в учебных заведениях многих развитых стран широкое распространение получила система “перевернутого класса”, которая в корне изменила подход к обучению и получению знаний.

Модель или методика образовательного процесса “перевернутый класс” представляет собой разновидность смешанного обучения - сочетания традиционной формы получения знаний с элементами электронного дистанционного обучения и  современных информационных технологий. В последнее время дистанционное обучение набирает большую популярность, в связи со сложившимися проблемами заболеваемости новой короновирусной инфекцией в мире, поэтому не удивительно, что методика «перевёрнутого класса» может стать успешной и закрепиться в системе образования.

Родоначальниками модели перевернутого класса считаются два учителя – Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams), которые в 2007 году сначала придумали, как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление. Они начали размещать видеолекции онлайн, чтобы студенты в любое время могли получить к ним доступ.

“Перевернутый класс” (flipped classroom) - это модель обучения при которой преподаватель  предоставляет теоретический материал для самостоятельного изучения дома (в электронном виде), а на занятии в аудитории  студенты  проходят практическое закрепление изученной информации.

В чем заключается суть методики “перевернутый класс”? Студенты  выполняют домашнее задание в аудитории, более детально изучают тему, проходят практические задания, задают вопросы по теме, а теоретическую часть учебной программы (базовую информацию по теме) проходят в свободное от занятий время с помощью гаджетов (мобильных устройств, компьютера) в формате аудио/видео уроков, презентаций, вебинаров или интерактивных тестов.

Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast), подкастов(podcast), и преводкастинга (pre-vodcasting). Прежде чем переходить к деталям, давайте разберемся с ключевыми понятиями.

Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.

Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.

Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором преподаватель создает водкаст со своей лекцией, чтобы обучающиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода перевернутого класса.

Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства преподавателя к главенству обучающегося.

Так уж получается, что выполнять домашние задания сложнее, чем заниматься на занятиях в образовательном учреждении. На занятиях студенты слушают объяснения преподавателя, читают учебник, конспектируют материал и выполняют другие базовые задания для знакомства с новой темой. Во время выполнения домашних заданий приходится разбираться с нестандартными ситуациями, высказывать собственное мнение и самостоятельно находить ответы на непонятные вопросы. Из-за такого подхода домашние задания вызывают негатив и выполняются только формально. Со временем это приводит к тому, что студенты отдают приоритет личным делам и домашние задания перестают приносить пользу.

Перевернутый класс или перевернутое обучение — это педагогическая методика, которая решает проблему бесполезных домашних заданий. Это достигается за счет того, что дома студенты самостоятельно знакомятся с новой темой, а всю сложную практическую часть переносят в учебную аудиторию. В итоге каждый студент может в удобном темпе осваивать новый материал, уделять больше времени практики и использовать образовательное учреждение  для получения обратной связи от преподавателя и одногруппников. Во время аудиторных  занятий студенты чаще разговаривают с преподавателем  и друг с другом, поскольку вся теория уходит на изучение дома. При этом лекции доступны в любое время. Их можно посмотреть онлайн, даже если обучаемый долго болеет или не смог быть на занятии.

Новизна и значимость перевёрнутого класса заключается в содействии повышению ответственности обучающихся за собственное обучение. Как следствие, меняется атмосфера на занятии: никто ничего не боится, ни преподаватель не успеть объяснить тему, ни студент что-то не понять. Все спокойны и уверены в своих силах и возможностях. А соответственно, меняется и отношение обучаемого к дисциплине в целом. Он уверен в своих силах, создается постоянная ситуация успеха. Конечно же, при использовании данной методики нужно смотреть на желание преподавателя внедрять новые педагогические приемы и обратную реакцию обучаемых. Чтобы технология работала, информация должна постоянно обновляться и соответствовать обратной связи обучающих. 

Иногда модель перевернутого класса винят в ослаблении роли преподавателя. На самом же деле переход к этой модели открывает путь к повышению важности роли преподавателя в обучении. Высвобожденное за счет пре-водкастинга время преподаватель может тратить на более сложные профессиональные задачи – закрепление и углубление знаний, полученных студентами самостоятельно.

Перевернутый класс часто путают с дистанционным образованием. Отличие лежит на поверхности – время аудиторной работы «лицом к лицу» остается без изменения, принципиально меняется лишь ее содержание.

Главной проблемой внедрения модели перевернутого класса является значительное увеличение объема работы преподавателя в переходном периоде. Необходимо перекроить рабочую программу и разделить имеющийся материал таким образом, чтобы часть перенести в водкаст, а часть оставить для аудиторной работы. Нужно разработать тесты для контроля студентов, создать систему оценки самостоятельной работы дома и коллективной работы в аудитории, овладеть инструментами разработки водкастов и их размещения, и, наконец, создать сами водкасты.

Как можно заметить, трудоемкость этой проблемы имеет две составные части – методическую и технологическую. Технологическая часть проблемы выходит на первое место, поскольку для преподавателя всё в ней является новым.

Преимущества использования технологии «перевёрнутый класс»

Чтобы разобраться с преимуществами перевернутого класса, важно понять проблемы в традиционной системе преподавания. В традиционной модели преподаватель находится в центре внимания и на протяжении всего занятия является основным источником информации. Он должен ответить на вопросы, подробно объяснить материал, организовывать групповую и индивидуальную работу, придумать задачи, проблемные ситуации и контролировать возникающие дискуссии. В рамках выделенного времени всего не успеть и обучение сводится к трем действиям:

  • Прочесть материал и выдать теоретический минимум.
  • Составить подробное домашнее задание и дать обучающимся темы для углубленного изучения материала.
  • Организовать график сдачи практических и контрольных работ и выставить оценки.

 Как показывает практика,  у большей части студентов сейчас нет личной заинтересованности, и образование для них носит характер бесполезности. Поэтому  применяя  на занятии модель  перевернутого класса, можно достичь большее привлечение студентов для работы, т.к. в данном методе, обучение ориентировано на обучаемого,  и время в аудитории используется для глубокого изучения программы. При таком подходе обучаемые вовлекаются в процесс, проявляют заинтересованность и приобретают множество полезных навыков. Это приводит к таким результатам:

  • Процесс обучения становится осмысленным, и студенты всегда знают, зачем они изучают конкретную дисциплину или тему. Это позволяет сосредоточиться на качественной информации, которой можно пользоваться в реальной жизни.
  • Обучаемые приобретают навык самостоятельного обучения и поиска нужных данных. В будущем это помогает не привязываться к какой-то определенной специальности или профессии, не бояться сложностей и работать в той сфере, которая действительно нравится.
  • Приобретают навык сотрудничества и могут совместными усилиями решать общие задачи. Это ценится в международных компаниях, поэтому у выпускников перевернутых классов больше шансов получить желаемую профессию.

Студенты перевернутых классов перестают ориентироваться на оценки, получают свободное время и делают ставку на самообучение и это повышает качество подготовки.

При использовании «перевёрнутого класса» можно выделить преимущества для обучающихся и преподавателя.

Преимущества для обучающихся:

- осуществляется социализация и понимание студентами важности командной работы;

- возможность обучения во внеурочное время;

- более высокая ответственность за свое обучение;

- обучающиеся получают доступные и качественные электронные образовательные ресурсы для изучения нового материала;

- повышается интерес к учебным дисциплинам, к групповой работе на занятии;

- обучающиеся помогают друг другу в обучении;

- учатся критически оценивать учебные достижения;

- создаются условия для развития ИКТ - компетентности.

Преимущества для преподавателя:

- он выступает в роли наставника познавательной деятельности;

- осуществляет индивидуальный подход за счет высвобождения времени на занятии;

- обеспечивает студентов качественными электронными образовательными ресурсами;

- обеспечивает активизацию учебной деятельности во внеурочное время;

- имеет возможность проводить больше времени один на один с теми студентами, которые нуждаются в дополнительной поддержке и помощи;

- привлекает к разным видам работ всех студентов группы;

- иначе организовывает образовательную деятельность;

- имеет возможность компьютерной диагностики качества знаний;

- повышает свой уровень ИКТ - компетентности.

Как мы видим, «переворот» позволяет достичь всем участникам образовательного процесса основной цели применения технологии «перевернутый класс». Организация учебной работы на перевернутом уроке действительно позволяет формировать у студентов  универсальные учебные действия, развивать личностные качества, внутреннюю мотивацию и ответственности за свое обучение, обеспечивает возможность развития важных качеств и умений таких как, активности, самостоятельности, творческого подхода, критического мышления, коммуникабельности, сотрудничества, лидерства и ответственности. 

При внедрении «перевёрнутого класса» могут возникать определённые сложности:

  • Не все семьи имеют одинаковое социально-экономическое положение, поэтому доступ к компьютерам или технологиям просмотра видео за пределами образовательной среды возможен не для всех студентов.
  • Некоторые обучающиеся неспособны ничего выучить без четких указаний преподавателя. Это может привести к тому, что через короткое время они сильно отстанут от одногруппников и без дополнительных занятий не смогут наверстать упущенное.
  • Обучение по методу перевернутого класса приводит к тому, что к общему времени нахождения за компьютером подростки добавляют дополнительные часы. Если не дозировать нагрузку, это может навредить организму.
  • Технология перевернутого класса предполагает «переодевание» привычных знаний в новую оболочку. Например, лекцию нужно превратить в видео.  Для этого преподаватель должен провести серьезную подготовку и в свободное время бесплатно подготовить необходимый материал. Если своими силами это сделать не получается, нужно привлекать дополнительных специалистов и оплачивать их услуги. Не каждый преподаватель на такое согласится.

Повышение производительности в перевернутых классах сильно варьируется в зависимости от состава обучаемых и таланта преподавателя. Поэтому технологии, которые сработали у одного педагога, могут оказаться бесполезными у другого. Для этого под некоторые группы необходимо разрабатывать уникальные инструменты. Это усложняет подготовку и заставляет преподавателей еще тщательнее готовиться к занятию. 

Я считаю, что необходимо применять в обучении все имеющиеся ресурсы, интерактивные инструменты и методики, чтобы обеспечить обучающимся комфортную среду для изучения нового материала в  привычном контексте и  при необходимости оказывать им поддержку.

Этот метод может быть успешным, только если цели урока  тщательно продуманы, четко сформулированы и доведены до сведения обучающихся. Для успешного достижения целей обучения следует также подготовить технические средства, материалы, упражнения и формат обратной связи в рамках дисциплины. Для достижения максимальной эффективности внеклассных занятий материалы должны быть качественными в  плане звука и  изображения. При использовании видеоматериалов их длительность должна ограничиваться 3–9 минутами, чтобы студенты  не теряли концентрацию. Просмотр видео и  других материалов целесообразно перемежать вопросами или тестами, например в формате интерактивных опросов или задач.

В своей работе в прошлом году во время дистанционного обучения, когда интерес студентов к обучению не особо был велик, я первый раз попробовала внедрить методику «перевёрнутый класс», для этого мне пришлось тщательно подойти к подбору тем по конкретной дисциплине, которые я смогла бы воплотить в виде видеолекции или онлайн теста. Для меня это была несомненно творческая работа, которая сопровождалась применением ИКТ. Я снимала видеолекции для студентов, в которых подробно рассказывала тему лекции и показывала необходимые методы и способы работы, составляла онлайн тесты и контрольный работы с помощью приложений Lerning apps и Online test pad. Затем определённые моменты мы закрепляли и обсуждали в  ZOOM конференции. Затем после выхода на очное обучение мы вернулись к проработке и повтору тем, которые изучали методикой «перевёрнутого класса». Данный метод их очень заинтересовал, повысился уровень активности на занятиях, качество подготовки к занятиям стало лучше, где-то  на 70%. На все 100% повысить уровень заинтересованности не получилось, т.к. не у всех был доступ к сети Интернет, не было компьютеров или гаджетов, которые поддерживали необходимые программы, и конечно многие не смогли без моей помощи самостоятельно разобраться в темах.

Поэтому  «перевёрнутый класс» — это не панацея. Как и у любого метода обучения, у него есть свои плюсы и минусы. Преподаватель должен продумывать, насколько та или иная тема важна в дисциплине, насколько эти знания можно «перевернуть». Есть некоторые темы, которые для этого просто не подходят. От обычной аудиторной системы полностью уйти нельзя. Всё зависит от того, что преподаватель видит в «перевёрнутом» обучении. Если содержательно ваши занятия от этого ничем не дополняются, то большой пользы от «перевёрнутого класса» просто нет.

В заключении хотелось бы отметить, что сегодня мы имеем все возможности, чтобы использовать инструменты дистанционного обучения, которые способны невероятным образом повлиять на возможность получения знаний как в образовательном учреждении, так и остальных сферах. В цифровую эпоху, переход к модели, успешно совмещающей возможности традиционной и электронной форм обучения, кажется более чем логичным, ведь мы живем в «смешанном» мире, где значительная часть нашей деятельности проходит в виртуальном мире. Применять или нет, это уже дело творчества каждого преподавателя.

Список использованной литературы

  1. Басалгина, Т. Ю. Технология «Перевернутый класс» при изучении специальных дисциплин / Т. Ю. Басалгина // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития : материалы V краевой заочной научно-практической конференции, Пермь, 17 окт. 2014 г. / Пермский гос. проф.пед. колледж ; сост.: Е. М. Калашникова, Н. В. Бочкарева, М. И. Макаренко. – С. 173–175.
  2. Бондаренко, Е. А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам : сб. статей / под ред. А. В. Федорова. – Таганрог : Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. – С. 10.
  3. Курвитс М. Модель «Перевернутый класс». Что переворачиваем? / М. Курвитс, Ю. Курвитс // Управление школой. – 2014. – № 7/8. – С. 38–40.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Статья предназначена для педагогов, которые выбирают тактику преподавания учебных дисциплин (предметов) с точки зрения современных требований к занятию (уроку). Применение активных методов обучения сп...

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

Активные методы обучения как современный способ повышения качества профессионального образования

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на с...

Социальное партнерство как важнейший фактор повышения качества профессионального образования

Социальное партнерство является мощным средством повышения эффективности профессионального образования и обучения, обеспечивая связь образовательных услуг с экономической жизнью и сферой труда и необх...

«Взаимодействие с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования»

В данной публикации рассматриваются вопросы взаимодействия с социальными партнёрами-заказчиками рабочих кадров, как способ совместного решения проблемы повышения качества профессионального образования...

Презентация " Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения."

Презентация предназначена для преподавателей профессионального цика для формирования общих и профессиональныых компетенций...

Повышение качества профессионального образования как результат реализации стандартов нового поколения

Предназначено для преподавателей профессиональных циклов при формировании общих и профессиональных компитенций...