Формирование познавательного интереса к музыке в дополнительном образовании
статья

Макшаков Бронислав Макеевич

статья на тему: Формирование познавательного интереса к музыке в дополнительном образовании

Аннотация
В статье расматриваются проблемы музыкального обучения и  воспитания в дополнительном профессиональном образовании. Раскрывается понятие познавательного интереса к музыке в допоплнительном профессиональном образовании детей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса к музыке
в дополнительном образовании

Современное музыкальное образование представляет собой взаимосвязанный процесс музыкального обучения, воспитания и развития учащихся, в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности. Слушание музыки, занятия вокалом и игрой на музыкальных инструментах оказывают благотворное влияние на развитие ребенка и формирование личности. Во время слушания музыки у детей происходит развитие центральной нервной системы, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление и чувство прекрасного.

Занятия музыкой способствуют развитию речи, внимания, организованности, быстроты реакций и развитию мелкой моторики. Музыка воспитывает в ребенке дисциплинированную и ответственную личность, также дает ему правильное направление в жизни. Обучение музыке способствует развитию таких качеств личности как: ответственность, целеустремленность, организованность, трудолюбие, пунктуальность, самостоятельность, смелость и собранность. Данные качества необходимы детям и подросткам для успешной учебы, а во взрослой жизни окажут значительную поддержку в профессиональной самореализации. Современная система образования устроена так, что дополнительное обучение играет значительную роль в становлении личности каждого ребенка и в его развитии.

На современном этапе развития общества проблема формирования познавательного интереса детей к музыке в процессе их музыкального образования имеет особую актуальность. В науке и практике феномен «познавательный интерес» является центром внимания многих исследователей, что порождает разнообразие его трактовок. Однако, общим в представленных определениях является утверждение о том, что он характеризуется активностью личности, ее мотивацией и деятельностью; акцентируется эмоционально положительная окрашенность интереса, организующее начало и воздействие на сознание человека.

 В нашем понимании «познавательный интерес» проявляется в особом отношении личности к определенному предмету или объекту, испытывая при этом сильное эмоциональное влечение. В работах ученых отмечается, что интерес, в том числе и познавательный, социально обусловлен, следовательно, его можно стимулировать, развивать и формировать.

Безусловно, познавательный интерес формируется и в семье, и в образовательных учреждениях, однако, в контексте нашего исследования мы посчитали необходимым рассмотреть особенности его формирования в учреждениях дополнительного образования, поскольку, с одной стороны, нас интересует форма индивидуального обучения, а с другой - именно в учреждениях дополнительного образования происходит углубленное изучение музыкального искусства, обучая игре на музыкальных инструментах, формируют в целом основы художественной культуры детей, их духовного становления, развивают интерес к музыке и пониманию высокой роли искусства, классической и современной музыки, расширяют и развивают общий кругозор. Учебно-воспитательные задачи, решаемые преподавателями учреждений дополнительного образования, в своей основе едины для всех реализуемых дисциплин, взаимодействие которых обусловлено особенностью музыкальных занятий (музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания), а также условиями и возможностями общения с ней (слушание, разбор и исполнение и т.д.).

Обучение в таких учреждениях охватывает детей различного возраста, поэтому при определении содержания, форм, средств организации учебной деятельности и общения на уроке, педагогу следует учитывать возрастные особенности детей, которые определяют психолого-педагогическую характеристику каждого возраста, не забывая об индивидуальных особенностях обучающихся, специфике их проявления в разных ситуациях. Как правило, родители стараются отдать ребенка как можно раньше, и большинство из них, находятся в возрасте 6-10лет. Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, характеризуемое своей результативностью, обязательностью и произвольностью; восприятие, с одной стороны, неустойчиво и не организовано, а с другой - отличается остротой и свежестью; внимание - ограничено по объему; мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому; память характеризуется, в большинстве своем, наглядно-образностью. В итоге, практика показывает, дети младшего школьного возраста безошибочно запоминают материал интересный, конкретный, яркий; поскольку для них характерна моторная активность, важно включать в процесс музицирования различные двигательные упражнения, кроме того, в этом возрасте рациональнее отдать предпочтение словесным методам подачи материала. Следующий период (10-12лет), захватывает младший подростковый возраст, который также имеет свои специфику: происходит существенная гормональная перестройка в организме; на смену конкретному приходит логическое мышление, с активным развитием которого наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний; обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников.

Учитывая данные возрастные особенности детей целесообразнее использовать методы интенсивного обучения: развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей; формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Одним из важных моментов является – обучение «графическому» восприятию нот, умению видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. Так же в этом возрасте имеет положительный отклик организация концертов, с привлечением знакомых и друзей обучающегося, т.к. выступления на публике – это, с одной стороны, волнения для учащегося, а с другой, это возможность продемонстрировать приобретенные умения. К тому же, что в любом возрасте не теряется значимость роли педагога-музыканта, являющегося для обучающегося главным авторитетом.

 Преподавателю необходимо как можно внимательнее относиться к особенностям поведения детей, найти ключ общения с каждым из них. Ни для кого не секрет, что музыка оказывает благотворное воздействие на человека. Не умаляя достоинства музыкально-теоретических дисциплин в музыкальном развитии обучающихся, акцентируем внимание на уникальных возможностях музыкально-исполнительских дисциплин, т.е. именно индивидуальные занятия по специальности, вокалу, которые учат не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. В результате, происходит развитие различных видов восприятия и памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной и т.д. Кроме того, именно музыка и индивидуальные уроки в учреждениях дополнительного образования развивают ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств; формируют основы художественной культуры детей, их духовного развития, развивают интерес к разнообразной музыке и пониманию высокой роли искусства.

Безусловно, обучение в учреждениях дополнительного образования – сложный и многогранный процесс, нацеленный не только на приобретение профессиональных навыков, но и общее музыкальное развитие учащихся. В связи с чем, педагогу-музыканту надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим. Весьма важно воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждать глубокий длительный интерес к музыке. Это поможет повысить работоспособность обучающегося, добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля. Повышение познавательного интереса к музыке благотворно сказывается на художественной стороне исполнения, которое сразу становится более осмысленным, выразительным, ярким. Добавим, для того, чтобы развивать в детях познавательный интерес к музыке педагог сам должен быть заинтересованным музыкой, т.е. создавать не только комфортные условия для знакомства с музыкальным искусством, но и в целом культурнообразовательную среду, способствующую увлеченности обучающихся.

Успех педагога в большей мере определяется не только профессионализмом преподавателя, но и реализацией личностно-ориентированного подхода в ходе музыкальных занятий на разных этапах обучения школьника. Несомненно, при этом, следует учитывать и особенности детской психологии. Так, приходя первый раз в ДШИ или ДМШ, дети встречаются с неизвестной для них областью, где, безусловно, возникают явления, вызывающие интерес. И от того, получит ли он убедительные ответы на его многочисленные вопросы, зависит залогом его самостоятельности в дальнейшем профессиональном образовании. В заключение следует отметить, что педагог-музыкант – это та профессия, где никогда не бывает скучно, т.к. каждый день, каждый урок наполнен впечатлениями, новыми эмоциями и разнообразными идеями. К тому же, чтобы быть хорошим педагогом необходимо одновременно быть артистом, психологом, организатором, исполнителем, оратором, органично сочетая в себе все эти роли на каждом занятии в учреждениях дополнительного образования.

Преподаватель музыки должен быть достойным примером для детей, каждый день учиться, развиваться, расширять кругозор и совершенствоваться. Только таким образом, возможно, воспитать активную, творческую личность, увлечь ребенка музыкальными занятиями и добиться того, чтобы он поверил в свои силы несмотря ни на что.

Литература:

1. Журбина Т.А. Интеграция общего и дополнительного образования в новых социально-экономических условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/node/ (дата обращения 30.03.2017).

2. Вихорева О.А. Дополнительное образование детей: теория и практика / О.А. Вихорева - Монография - Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. ун-т», Классический ун-т. Челябинск, 2010. – 179 с.

3. Нестерук В.В. Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/node/1806099 (дата обращения 30.03.2017).

4. Одинокова Н.А. Использование музыки в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27 июня 2016 г. / отв. ред. Е.Л.Сорокина. – Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. – С. 113- 120.

5. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - URL: https://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya (дата обращения: 11.02.2020) 3. Павлова, Е.В. Музыкальное образование как часть эстетического воспитания молодежи / Е.В. Павлова // Образование, наука и производство. 2016. № 2 (15). С. 25-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

презентация к статье о формах и методах организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, на формирование у них познавательных способностей. В этой ...

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА

Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене...

Формирование познавательных интересов учащихся на уровках физики. Методическая разработка

Рассмотрены проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и методы оптимизации учебного процесса...

Использование дифференцированных заданий на уроках в начальной школе как средства формирования познавательного интереса обучающихся

Учебно-методический материал представляет возможности реализации дифференцированного подхода на уроках в начальной школе, как средства формирования познавательного интереса обучающихся....