Формирование познавательного интереса к музыке в дополнительном образовании
статья

Макшаков Бронислав Макеевич

статья на тему: Формирование познавательного интереса к музыке в дополнительном образовании

Аннотация
В статье расматриваются проблемы музыкального обучения и  воспитания в дополнительном профессиональном образовании. Раскрывается понятие познавательного интереса к музыке в допоплнительном профессиональном образовании детей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса к музыке
в дополнительном образовании

Современное музыкальное образование представляет собой взаимосвязанный процесс музыкального обучения, воспитания и развития учащихся, в результате которого у них воспитывается эмоционально-эстетический отклик на высокохудожественные произведения народного, классического и современного искусства, формируются музыкальные вкусы и интересы, развивается широта и глубина опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и обращения к музыкально-творческой деятельности. Слушание музыки, занятия вокалом и игрой на музыкальных инструментах оказывают благотворное влияние на развитие ребенка и формирование личности. Во время слушания музыки у детей происходит развитие центральной нервной системы, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление и чувство прекрасного.

Занятия музыкой способствуют развитию речи, внимания, организованности, быстроты реакций и развитию мелкой моторики. Музыка воспитывает в ребенке дисциплинированную и ответственную личность, также дает ему правильное направление в жизни. Обучение музыке способствует развитию таких качеств личности как: ответственность, целеустремленность, организованность, трудолюбие, пунктуальность, самостоятельность, смелость и собранность. Данные качества необходимы детям и подросткам для успешной учебы, а во взрослой жизни окажут значительную поддержку в профессиональной самореализации. Современная система образования устроена так, что дополнительное обучение играет значительную роль в становлении личности каждого ребенка и в его развитии.

На современном этапе развития общества проблема формирования познавательного интереса детей к музыке в процессе их музыкального образования имеет особую актуальность. В науке и практике феномен «познавательный интерес» является центром внимания многих исследователей, что порождает разнообразие его трактовок. Однако, общим в представленных определениях является утверждение о том, что он характеризуется активностью личности, ее мотивацией и деятельностью; акцентируется эмоционально положительная окрашенность интереса, организующее начало и воздействие на сознание человека.

 В нашем понимании «познавательный интерес» проявляется в особом отношении личности к определенному предмету или объекту, испытывая при этом сильное эмоциональное влечение. В работах ученых отмечается, что интерес, в том числе и познавательный, социально обусловлен, следовательно, его можно стимулировать, развивать и формировать.

Безусловно, познавательный интерес формируется и в семье, и в образовательных учреждениях, однако, в контексте нашего исследования мы посчитали необходимым рассмотреть особенности его формирования в учреждениях дополнительного образования, поскольку, с одной стороны, нас интересует форма индивидуального обучения, а с другой - именно в учреждениях дополнительного образования происходит углубленное изучение музыкального искусства, обучая игре на музыкальных инструментах, формируют в целом основы художественной культуры детей, их духовного становления, развивают интерес к музыке и пониманию высокой роли искусства, классической и современной музыки, расширяют и развивают общий кругозор. Учебно-воспитательные задачи, решаемые преподавателями учреждений дополнительного образования, в своей основе едины для всех реализуемых дисциплин, взаимодействие которых обусловлено особенностью музыкальных занятий (музыка выступает и как объект познания, и как средство воспитания), а также условиями и возможностями общения с ней (слушание, разбор и исполнение и т.д.).

Обучение в таких учреждениях охватывает детей различного возраста, поэтому при определении содержания, форм, средств организации учебной деятельности и общения на уроке, педагогу следует учитывать возрастные особенности детей, которые определяют психолого-педагогическую характеристику каждого возраста, не забывая об индивидуальных особенностях обучающихся, специфике их проявления в разных ситуациях. Как правило, родители стараются отдать ребенка как можно раньше, и большинство из них, находятся в возрасте 6-10лет. Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, характеризуемое своей результативностью, обязательностью и произвольностью; восприятие, с одной стороны, неустойчиво и не организовано, а с другой - отличается остротой и свежестью; внимание - ограничено по объему; мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому; память характеризуется, в большинстве своем, наглядно-образностью. В итоге, практика показывает, дети младшего школьного возраста безошибочно запоминают материал интересный, конкретный, яркий; поскольку для них характерна моторная активность, важно включать в процесс музицирования различные двигательные упражнения, кроме того, в этом возрасте рациональнее отдать предпочтение словесным методам подачи материала. Следующий период (10-12лет), захватывает младший подростковый возраст, который также имеет свои специфику: происходит существенная гормональная перестройка в организме; на смену конкретному приходит логическое мышление, с активным развитием которого наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний; обострена потребность в признании своей уникальности при психологической зависимости от сверстников.

Учитывая данные возрастные особенности детей целесообразнее использовать методы интенсивного обучения: развитие творческих исполнительских и импровизационных способностей; формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Одним из важных моментов является – обучение «графическому» восприятию нот, умению видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи. Так же в этом возрасте имеет положительный отклик организация концертов, с привлечением знакомых и друзей обучающегося, т.к. выступления на публике – это, с одной стороны, волнения для учащегося, а с другой, это возможность продемонстрировать приобретенные умения. К тому же, что в любом возрасте не теряется значимость роли педагога-музыканта, являющегося для обучающегося главным авторитетом.

 Преподавателю необходимо как можно внимательнее относиться к особенностям поведения детей, найти ключ общения с каждым из них. Ни для кого не секрет, что музыка оказывает благотворное воздействие на человека. Не умаляя достоинства музыкально-теоретических дисциплин в музыкальном развитии обучающихся, акцентируем внимание на уникальных возможностях музыкально-исполнительских дисциплин, т.е. именно индивидуальные занятия по специальности, вокалу, которые учат не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. В результате, происходит развитие различных видов восприятия и памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной и т.д. Кроме того, именно музыка и индивидуальные уроки в учреждениях дополнительного образования развивают ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств; формируют основы художественной культуры детей, их духовного развития, развивают интерес к разнообразной музыке и пониманию высокой роли искусства.

Безусловно, обучение в учреждениях дополнительного образования – сложный и многогранный процесс, нацеленный не только на приобретение профессиональных навыков, но и общее музыкальное развитие учащихся. В связи с чем, педагогу-музыканту надо стремиться к тому, чтобы обучение стало воспитывающим. Весьма важно воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждать глубокий длительный интерес к музыке. Это поможет повысить работоспособность обучающегося, добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля. Повышение познавательного интереса к музыке благотворно сказывается на художественной стороне исполнения, которое сразу становится более осмысленным, выразительным, ярким. Добавим, для того, чтобы развивать в детях познавательный интерес к музыке педагог сам должен быть заинтересованным музыкой, т.е. создавать не только комфортные условия для знакомства с музыкальным искусством, но и в целом культурнообразовательную среду, способствующую увлеченности обучающихся.

Успех педагога в большей мере определяется не только профессионализмом преподавателя, но и реализацией личностно-ориентированного подхода в ходе музыкальных занятий на разных этапах обучения школьника. Несомненно, при этом, следует учитывать и особенности детской психологии. Так, приходя первый раз в ДШИ или ДМШ, дети встречаются с неизвестной для них областью, где, безусловно, возникают явления, вызывающие интерес. И от того, получит ли он убедительные ответы на его многочисленные вопросы, зависит залогом его самостоятельности в дальнейшем профессиональном образовании. В заключение следует отметить, что педагог-музыкант – это та профессия, где никогда не бывает скучно, т.к. каждый день, каждый урок наполнен впечатлениями, новыми эмоциями и разнообразными идеями. К тому же, чтобы быть хорошим педагогом необходимо одновременно быть артистом, психологом, организатором, исполнителем, оратором, органично сочетая в себе все эти роли на каждом занятии в учреждениях дополнительного образования.

Преподаватель музыки должен быть достойным примером для детей, каждый день учиться, развиваться, расширять кругозор и совершенствоваться. Только таким образом, возможно, воспитать активную, творческую личность, увлечь ребенка музыкальными занятиями и добиться того, чтобы он поверил в свои силы несмотря ни на что.

Литература:

1. Журбина Т.А. Интеграция общего и дополнительного образования в новых социально-экономических условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/node/ (дата обращения 30.03.2017).

2. Вихорева О.А. Дополнительное образование детей: теория и практика / О.А. Вихорева - Монография - Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. ун-т», Классический ун-т. Челябинск, 2010. – 179 с.

3. Нестерук В.В. Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/node/1806099 (дата обращения 30.03.2017).

4. Одинокова Н.А. Использование музыки в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 27 июня 2016 г. / отв. ред. Е.Л.Сорокина. – Новосибирск: Изд-во Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2016. – С. 113- 120.

5. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - URL: https://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya (дата обращения: 11.02.2020) 3. Павлова, Е.В. Музыкальное образование как часть эстетического воспитания молодежи / Е.В. Павлова // Образование, наука и производство. 2016. № 2 (15). С. 25-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

презентация к статье о формах и методах организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Самостоятельная работа является средством формирования активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей, на формирование у них познавательных способностей. В этой ...

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»

Курсовая работа «Формирование познавательного интереса обучающихся к занятиям математики через нетрадиционные формы обучения»...

Формирование познавательных интересов обучающихся на уроках производственного обучения

Основные методы и приемы формирования познавательных интересов....

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО УРОКА

Опыт и эксперимент моей работы, с использованием на уроках АЯ сюжетно - ролевых игр как средсво формирования познавательного интереса в начальном звене...

Формирование и диагностика компетентностей в условиях дополнительного образования

Дюсенбаева Н.Н., Дюсенбаев А.Н «Дворец творчества детей и молодежи г. Семей» ВКО, РК.В последние годы повышение качества образования достигается за счет общепредметного содержания как...

Формирование познавательных интересов учащихся на уровках физики. Методическая разработка

Рассмотрены проблемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и методы оптимизации учебного процесса...