Восприятие
план-конспект занятия

Тарасенко Вера Леонидовна

Как мы воспринимаем мир? Людей? Ситуацию? Себя? Даже будучи лишённый главного источника  - части анализаторов...Для этого необходимо понимать психологию восприятия. О.Скороходова - яркий тому пример. В качестве наглядного примера, этот жизненный образец можно использовать на уроках психологии. Что я и сделала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_predmetu_psihologiya_vospriyatie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Психология человека», с последующей формой контроля

тема урока: СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Преподаватель:

Тарасенко В. Л.

Пояснительная записка

Данный конспект занятия используется на уроках по предмету «Психология человека». Данный вид конспекта проходит в рамках контекстного обучения, где предполагается усвоение студентами информации в рамках профессиональной деятельности. Базовая форма деятельности – это лекция – визуализация, где помимо основной теоретической информации используется дополнительный наглядный материал, который помогает  глубже понять изучаемый материал.

В конце занятия для обеспечения эффективности понимания материала предлагаются учебные психологические задачи, как форма самоконтроля.

Свойства восприятия

Ощущение и восприятие — составляющие психических познавательных процессов личности. Каждый из нас без затруднений видит, слышит и ощущает то, что вокруг нас. А как же слепоглухонемые люди?

Слепоглухонемая от рождения кандидат психологических наук Ольга Скороходова научилась воспринимать скульптуру, слушать музыку, писать стихи:

Думают иные те, кто звуки слышат, Те, кто видят солнце, звезды и луну: Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?! Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю. Утопая в сумрак, я пройду по саду, И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос ласковый, живой,

Но слова без звука чувства трепетанье

Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова Так, как любят запах нежного цветка.

Так, как любят в дружбе дорогое слово.

Так, как любит трепет сжатая рука….

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но, кроме внутривидовых, существуют и общие свойства восприятия:

 1) осмысленность и обобщенность;

2) предметность;

 3) целостность;

 4)структурность;

5) избирательная направленность;

6) апперцептивность;

7) константность.

1. Осмысленность и обобщенность восприятия. Воспринимая предметы и явления, мы осознаем, понимаем то, что воспринимается. Восприятие связано с отнесением данного предмета к определенной категории, понятию, с его вербальной номинацией.

Только определив категорию воспринимаемого объекта, мы распознаем его признаки.

Процесс опознания воспринимаемого объекта имеет следующую структуру:

  • выделение из. потока сенсорной информации таких стимулов, которые
    можно объединить в самостоятельные комплексы; принятие решения об их
    отнесенности к определенному объекту;
  • актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотносится вос
    принимаемый объект (узнавание);

•        отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов,
поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих

правильность принятого перцептивного решения; окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.

Например: рис. Ваза-профиль людей, дерево-человек, старуха-девушка.

Наиболее простая форма осмысливания предметов и явлений - узнаванием. Оно может быть обобщенным, когда предмет относится к какой-либо общей категории, и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.

Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных признаков. Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называется порогом восприятия.

Поле восприятии шире, чем сфера распознаваемых объектов. Существует и подпороговое восприятие - неосознаваемая сфера отражаемой действительности.

2.        Предметность восприятия - отнесенность мозговой информации
о        предметах        к        реальным        предметам.

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

Например: Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако по свойствам эти предметы разные).

3.        Целостность восприятия - это отражение предмета в качестве
устойчивой системной целостности.

В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и

       свойства находятся в постоянной устойчивой взаимосвязи. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.

Видя главное, мы не замечаем деталей. Ряд линий воспринимается как узор, характер которого обычно определяется какой-либо одной его частью, организующей все целое. Мы ведь привыкли читать слева направо. Араб, читающий справа налево, увидит на этом рисунке иной узор,

Почти каждый, посмотрев на рис. 3, а, увидит треугольник. Дело в том, что при любом восприятии прежде всего бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали; благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки видимого объединяются в фигуру (рис.

Рис. 3. Отдельные линии и точки объединяются в целое

Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. Целостность музыкального образа в нашем сознании проявляется при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в данных случаях.

Разговаривая по телефону, мы слышим не все буквы, но вряд ли кому-либо это мешает. Да и в обычной речи мы ведь не произносим всех букв слова. Вот как  звучит просьба подать полотенце: - Даить, пжаста, п'лтенц.

Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты
благодаря         устойчивой         структуре         их         признаков.

В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением смысловых отношений между элементами воспринимаемого объекта.

Например: Слушая музыку воспринимается она целиком, а не по отдельным нотам.

5.        Избирательная     направленность     восприятия.        Это преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон выполняет функцию   системы   отсчета,   относительно   которой   оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры. Объект выделяется из фона по его контуру.

Избирательность восприятия сопровождается центрицией восприятия -субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны.

6.        Апперцепция (от лат. ad-ка perceptio - восприятие) - зависимость
восприятия от опыта, знаний, профессиональной направленности, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различные стороны предметов.

Апперцепция бывает личностном и ситуативной.

7.. Константность восприятия (от лат. conslantis - постоянный) - это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, характерного цвета) от измененных условий их восприятия -освещенности,  расстояния,  угла зрения.  Одни и те же предметы воспринимаются нами в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, разного расстояния. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.

Например: с высоты всё маленькое, дом  вдалеке – маленький.

Аконстантность – это зрительные иллюзии (искажения). Они вызываются физическими, физиологическими и психическими причинами.

ПАРАДИГМА СИЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Я жаловался на то, что у меня не было

обуви, до тех пор, пока я не встретил человека, у которого не было ног. Персидская пословица

Шесть слепых мудрецов захотели узнать все о слонах. Они не могли его увидеть, и потому каждый из них дотронулся до слона, чтобы описать его внешний вид. Каждый высказал свое заключение:

             


Первый облокотился о бок слона и сказал, что слон похож на

стену.

Второй дотронулся до бивня и сравнил слона с копьём.

Третий схватил слона за хобот и решил, что слон похож на

змею.

Четвертый ощупал ногу и сказал, что слон очень напоминает дерево.

Пятый, держа ухо слона, заявил, что слон похож на опахало. Шестой, ухвативший слона за хвост, решил, что все слоны, как верёвки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста

В пособии подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста.Данные игры направлены на узнавание и различение неречевых звук...

Восприятие и моральная оценка исторических событий современной молодежью

Восприятие и моральная оценка исторических событий современной молодежью и старшего поколения существенно различается. В чем заключаются причины? Каковы средства преодоления этого раскола?...

ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ВАРИАТИВНОСТИ ГЛАГОЛОВ ВОСПРИЯТИЯ

С.О.АйыырОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ВАРИАТИВНОСТИГЛАГОЛОВ ВОСПРИЯТИЯ     Способность человека воспринимать реальный мир относиться к числу фундаментальных способностей. Информация о...

ОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ВАРИАТИВНОСТИ ГЛАГОЛОВ ВОСПРИЯТИЯ

С.О.АйыырОСОБЕННОСТИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ВАРИАТИВНОСТИГЛАГОЛОВ ВОСПРИЯТИЯ     Способность человека воспринимать реальный мир относиться к числу фундаментальных способностей. Информация о...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ДШИ

Рассмотренытеоретические аспекты музыкального восприятия и методы его развития вусловиях ДШИ...

Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».

Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...