Олимпиадные задания для учителей русского языка и литературы, старшеклассников
олимпиадные задания

В работе собраны задания для  проведения райнной олимпиады для учителей русского языка и литературы и для для подготовки старшеклассников к ВОШ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районная олимпиада учителей русского языка и литературы

_____________________________________________

  1. Распределите существительные на 2 группы, учитывая категорию одушевленности/ /неодушевленности.  Обоснуйте свой выбор (по 1 баллу за каждое правильное слово  и 2 балла за обоснование ответа).

батальон, войско, мертвец, народ, неваляшка, покойник, полк, русалка, стадо, толпа, ферзь

неодушевленные

одушевленные

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Раскройте скобки, выбрав слитное, дефисное или раздельное написание:

                            (пол)кухни, (пол)лица, (пол)овина, (пол)очка, (пол)слона.

Сколькими способами это можно сделать, чтобы из каждого выражения получилось правильное слово или словосочетание? Поясните каждый случай написания примерами  (по 1 баллу за написание и пояснение).

написание

пример

3. В каждой паре одно слово написано правильно, а другое – с ошибкой. Ваша задача – выбрать правильное слово и поставить отметку в клеточку рядом с ним (по 1 баллу за слово).

апелляция

аппеляция

индифферентный

индефферентный

привередливость

превиредливость

поскользнуться

подскользнуться

вполоборота

в пол оборота

4. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода единственного числа. (по 1 баллу за правильно слово)

Им. п., м.р., ед.ч.

Им. п., ж.р., ед.ч.

Архангельск

Вологда

Липецк

Смоленск

Хабаровск

Томск

Красноярск

Новосибирск

5. Предложите варианты раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры словосочетаний или предложений с предлагаемыми Вами словами (по 1 баллу за слово, обоснование и пример).

слово

обоснование, пример

6. Выполните клоуз-тест: на основе контекста восстановите пропущенные слова. (по 1 баллу за слово).

"_______________________, - говорит Цветаева, - есть соучастие в творчестве". Это, конечно же, заявление поэта: Лев Толстой такого бы не сказал. В этом заявлении чуткое - по крайней мере, в меру настороженное - ухо различит чрезвычайно приглушенную авторской (и женской к тому же) гордыней нотку отчаяния именно поэта, сильно уставшего от все возрастающего -с каждой последующей строчкой - разрыва с аудиторией. И в обращении поэта к _________________ -к этой априорно "нормальной" форме общения с читателем - есть всегда некий мотив снижения темпа, переключения скорости, попытки объясниться, объяснить себя. _________ без соучастия в творчестве нет постижения: что есть постижение как не соучастие? Как говорил Уитмен: "Великая поэзия возможна только при наличии великих __________________".  Обращаясь к прозе, Цветаева показывает своему читателю, из чего слово - мысль - фраза состоит; она пытается - часто против своей воли - приблизить читателя к себе; сделать его равно_______________________.

                                                                                                                          (И. Бродский. Поэт и проза)

7. Прочитайте фрагмент романа Б. Акунина «Квест». Действие происходит в первой половине 20-века. Герой должен собрать команду помощников, с которыми ему предстоит выполнить опасное задание на вражеской территории. Назовите настоящие имена членов этой команды (по 1 баллу). Какой литературный прием подсказал вам ответ? (1 балл). Из произведения какого  писателя взяты эти герои? (по 1баллу за автора и название произведения)

«Вторая команда отличается от первой точной сбалансированностью. Это тоже три человека, но, как вы увидите, функции между ними строго распределены. Группа имеет кодовое название „Волшебники“ — она действительно умеет творить настоящие чудеса. Специализация — работа в экзотических странах.

Аналитиком, ответственным за планирование операций, является мистер Али Шартс, полуамериканец-полуегиптянин. Это, так сказать, интеллект в чистом виде. Мягок характером, приятен в общении, скромен. В схватке или потасовке пользы от него будет мало, зато разум острый, как игла. Как сотня игл! Телосложения он, прямо скажем, неатлетического и вообще внешне непривлекателен, но вам ведь это неважно? Зато чудесный товарищ, душа компании. Мои психологи утверждают, что такой человек для слаженной работы группы просто находка.

Потом там есть некто Кес О'Ворд, полуголландец-полуирландец, специалист по техническим средствам. Мастер на все руки. В его арсенале множество самых разных инструментов и изобретений, которые могут вам пригодиться… Что из недостатков? Несентиментален до черствости. Слишком прямолинеен. Зато воля железная.

Ну и третий. Это типичный „муж силы“. Предпочитает, чтобы его называли просто Вел. Простой парень из Канзаса. Незаменим в острых конфронтационных ситуациях. Склонен к излишней нервозности, но делу это не мешает».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Стиль какого писателя (1 балл), какого литературного направления (1 балл) пародируется автором?

Назовите другие произведения автора, которого пародируют? (по 1 баллу)  Какое произведение стало основой для пародии (1 балл).

Любезный читатель! Сколь приятно и умилительно сердцу видеть дружбу двух существ любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка любила серенького козлика; знайте же, грубые сердцем, что и крестьянки чувствовать умеют.
         Но увы! Сколь часто неблагодарность, сия змея, на груди человеческой отогретая, свивает себе гнездо в душах существ обожаемых.
         Сей серенький козлик был склонен более к опасностям жизни бурной, нежели к прелестям мирного существования селянина на лоне сладостной Натуры под кущами зеленых садов, среди цветущих дерев и приятного ручейков лепета.
         В чаще непроходимых дубрав нашел наш серенький козлик погибель свою от острых когтей и зубов косматого чудовища лесов Гиперборейских — серого волка. Лишь в знак любезной памяти дружбы и умиления сердечного оставило оное чудовище бедной старушке, горькие слезы в тиши ночной проливавшей, рожки и ножки существа, столь горячо любимого и столь печально погибшего.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Прочитайте отрывок  из романа Т. Толстой «Кысь», в котором герой располагает книги в определенном порядке. Назовите авторов известных Вам произведений, перечисленных в третьем абзаце? (1 балл за правильный ответ)

«На полках в складе давно порядок заведен: сразу видно, какой книге где место. А то у тестя Гоголь рядом с Чеховым стоял, - сто лет ищи, не найдешь. А на все наука должна быть, али сказать, система. Чтобы не тыркаться без толку туда-сюда, а сразу - пошел и взял.

... Нет восьмого номера. Ну, может, и ошибся, может сунул не туда... бывает... тут "Северный Вестник", тут "Вестник Европы", "Русское Богатство", "Урал", "Уральские Огни", "Пчеловодство"... тут нет... "Знамя", "Новый мир", "Литературият Башкортостон"... читал, Тургенев - читал, Якуб Колас - читал, Михалков, Петрарка, Попов, другой Попов, Попцов, Попеску,…- все читал...

"Красное и черное", "Голубое и зеленое", "Голубая чашка", "Аленький цветочек" - хорошая... "Алые паруса", "Желтая стрела", "Оранжевое горлышко", "Дон Хиль - зеленые штаны", "Белый пароход", "Белые одежды", "Белый Бим - Черное ухо", Андрей Белый, "Женщина в белом", "Багровый остров", "Черная башня", "Черноморское пароходство. Расписание", Саша Черный, сюда "Черный принц". Так...

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Фраза-загадка, вычитанная у Ф.М.Достоевского: "Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он ________________________.

Хорошо  ______________________человек — значит хороший человек."

Что же у Ф.М.Достоевского вместо многоточия?  (1 балл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения квалификации учителя русского языка и литературы на 2016-17 учебный год

Индивидуальный план повышения квалификации учителя составлен на один год. В нём указана методическая тема учителя, цель, задачи, планируемые результаты и пути их достижения....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

статья, посвященная применению современных ИКТ на уроках русского языка и литературы в основной школе...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы учителя русского языка и литературы)...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)

Особенности использования технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы (из опыта учителя)...

"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"

quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...

"Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"

quot;Формирование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО"...