Методическая разработка практического занятия по теме: "Лекарственное растительное сырье потогонного действия".
методическая разработка

Сердобинцева Наталья Олеговна

Методическая разработка практического занятия по теме: "Лекарственное растительное сырье потогонного действия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка238.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Балашовский филиал        

государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области

«Саратовский областной базовый медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

« ЛРС потогонного действия».                  

ПМ.01 Реализация лекарственных средств

 и товаров аптечного ассортимента

МДК.01.01\Фармакогнозия

Специальность 33.02.01 Фармация

Курс 3

Балашов 2020


«Лекарственное растительное сырье, угнетающее центральную нервную систему. ЛРС потогонного действия» Методическая разработка практического занятия по МДК.01.01\Фармакогнозия .Автор: Сердобинцева Наталья Олеговна. Балашов, 2020 г.

«Утверждено»        

на заседании ЦМК профессионального

модуля специальности «Фармация»

Протокол №__ от «__» ____ 20__ г.

Председатель ЦМК _____________

Сердобинцева Н.О.

«Согласовано»

Методистом

Балашовского филиала

ГАПОУ СО «СОБМК»

________________________

Аристархова Н.П.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка ………..……………………………………..

4

2.

Технологическая карта практического занятия …………………….

5

3.

Критерии оценок различных видов работ на занятии………………

8

4.

Контрольно-оценочный материал……………………………………

9

5.

Список рекомендуемой литературы…………………………………

15

6.

Приложения…………………………………………………………….

16

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия в соответствии с рабочей программой  по ПМ.01 МДК 01.01\ «Фармакогнозия» специальность 32.02.01 « Фармация» по теме: «ЛРС потогонного действия».

На изучение темы отводится 8 часов (из них: 4 часа теоретических занятий и 4 часа практических занятий) по рабочей программе. Методическая разработка отражает практическое занятие по теме,2 часа отводится на внеаудиторную самостоятельную работу ввиде изготовления гербария, а так же включает работу  с аннотациями и образцами лекарственных средств растительного происхождения. Тема занятия имеет тесную междисциплинарную связь с такими дисциплинами ,как латинский язык, анатомия  человека, патология, фармакология.        

Назначение практического занятия - формирование у студентов практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Практическое занятие способствует:

1. Обобщению, систематизации, углублению, закреплению знаний о лекарственных растениях.

2. Закреплению умений, навыков и практического опыта в проведении

различных видов анализа в определении подлинности лекарственного сырья.

3. Формированию профессионально значимых качеств, таких как

самостоятельность, коммуникативность, ответственность, развитие творческого

профессионального мышления, профессиональная мотивация.

Практический опыт приобретается обучающимися через проведение

макроскопического и товароведческих анализов лекарственного растительного сырья в рамках практической работы.

Обучающийся должен знать:

- лекарственные растения и лекарственное растительное сырье, обладающие

потогонным действием;

- внешние признаки сырья по ГФ – XIII;

- виды анализа на определение подлинности, доброкачественности лекарственного

растительного сырья;

- химический состав лекарственного растительного сырья;

- этапы товароведческого анализа лекарственного растительного сырья;

- методику проведения макроскопического анализа;

- применение в медицине лекарственных средств растительного происхождения.

Технологическая карта практического занятия

Учебные цели занятия:

знать:

  1. Характеристику лекарственного растительного сырья потогонного действия, латинские названия растений и семейства;
  2. требования к качеству лекарственного растительного сырья;
  3. современный ассортимент  лекарственные средства растительного происхождения и их применение;
  4. правила техники безопасности при работе с ЛР и ЛРС.

уметь:

  1. определять по морфологическим признакам ЛР и гербаризированном виде;
  2. использовать макроскопический  анализ для определения подлинности ЛРС; оказывать консультативную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.

ПК:        

  • ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств, лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями нормативно-правовой базы.
  • ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе по льготным рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 1.3. Продавать изделия медицинского назначения и другие товары аптечного ассортимента.
  • ПК 1.4. Участвовать в оформлении торгового зала.
  • ПК 1.5. Информировать население, медицинских работников учреждений здравоохранения о товарах аптечного ассортимента.
  • ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
  • ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь.
  • ПК 1.8. Оформлять документы первичного учета.

ОК

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  • ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
  • ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
  • ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Уровень освоения: 2

Материальное обеспечение учебного занятия:

1. рабочая программа, технологическая карта практического  занятия, конспект,  учебник, гербарии;

2. презентации, созданные в программе Power Point: презентация занятия, презентация доклада «Лекарственные растения, потогонного действия»;

3. листы рабочей тетради и самоконтроля.

Распределение рабочего времени на учебном занятии (180 мин.):

Содержание занятия

Время

Методические указания

1.Организационный момент 

2 мин.

Преподаватель приветствует обучающихся. Создает эмоциональный настрой, предлагает сформулировать тему практического занятия, обсуждает актуальность темы, знакомит с системой оценки работы на занятии.

2.Формулировка темы, ее мотивация

2 мин.

Преподаватель сообщает тему занятия, обосновывает ее мотивацию.

3.Определение целей занятия

2 мин.

Преподаватель формулирует цели занятия, план занятия.

4.Предварительный контроль

20 мин.

Проводит фронтальный опрос («по цепочке»): предлагает ответить на вопросы по темам предшествующих теоретических занятий, вспомнить термины, необходимые для выполнения практической работы, методы анализа лекарственного сырья на определение подлинности.

5. Проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

50 мин.

Проверка домашнего задания, предлагает выступить с индивидуальным сообщением на тему «ЛРС потогонного действия». Обучающимся группы предлагает обсудить предложенную в сообщении информацию, оценить ее качество.

6. Вводный инструктаж

10 мин.

Пояснения к выполнению самостоятельной аудиторной работы по этапам.

7. Самостоятельная работа (расписать по этапам)

50 мин.

Предлагает обучающимся выполнить практические задания № 1- 2 в листах рабочей тетради, провести взаимопроверку,  демонстрирует правильные ответы на слайде.

  • Размещение обучающихся

10 мин.

Делит бригаду на 4 стола с ЛРС

  • Определение объекта исследования для каждого стола

30 мин.

Озвучивает задание «Определение подлинности лекарственного растительного сырья»

  •  Оценить самим свою работу на пройденном этапе занятия, заполнить лист самоконтроля.

10 мин.

Предлагает обучающимся заполнить лист самоконтроля.

8. Подведение итогов занятия. Задание на дом

24 мин.

Преподаватель подводит итоги практической работы обучающихся: - указывает на допущенные ошибки, совершенные во время проведения анализа лекарственного растительного сырья, отмечает лучшие работы - проводит обобщающую беседу. Предлагает обучающимся рассчитать среднюю оценку за занятие, сдать листы самоконтроля.

Преподаватель формулирует домашнее задание. Обучающиеся записывают домашнее задание

Критерии оценок различных видов работ на занятии

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

ФИО _____________________________________________________ гр ______________

КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА

1. Выполнение заданий на листе рабочей тетради

2. Фронтальный опрос

3. Участие в обсуждении индивидуального сообщения

ИТОГО: _______________

Оценка (лист контроля заполняется каждым обучающимся самостоятельно)

1. Критерии оценок опроса «по цепочке»:

  1. 100% -90% правильных ответов – 5 баллов (2 ошибка)
  2. 89% -80% правильных ответов-4 балла (3 ошибки)
  3. 79% -70% правильных ответов-3 балла (4ошибки)
  4. менее 69% правильных ответов-2 балла (более 4 ошибок)

2.Критерии оценок выполненных заданий в листах рабочей тетради:

  1. 5 (отлично) от 9 до 10 правильных ответов
  2. 4 (хорошо) от 6 до 8 правильных ответов
  3. 3 (удовлетворительно) от 4 до 5 правильных ответов
  4. 2 (неудовлетворительно) менее 4-х правильных ответов

По итогам данных видов работ, фронтального опроса и самостоятельной работы ставится итоговая оценка.

Контрольно-оценочный материал

Фронтальный опрос «по цепочке» в начале практического занятия:

Дайте определение понятию «лекарственные растения».

2. Какие лекарственные растения применяются в «народной медицине» с целью понижения температуры?

3.  Что такое биологически активные вещества?

4.Какие биологически активные вещества, содержащиеся в растениях, будут оказывать преимущественно потогонное действие?

5. Дайте определение термину «лекарственное сырье»?

6. Какие требования предъявляются к лекарственному сырью?

        

1. Организационный момент 

1.1. Вступительное слово преподавателя с элементами беседы - Здравствуйте! Проверьте ваши рабочие места. Они должны быть обеспечены следующим оборудованием: папки с гербарным материалом лекарственных растений, листы рабочей тетради, лист самоконтроля.

- На слайде вы видите изображения растений. Назовите эти растения? Как вы думаете, что их объединяет? (На слайдах демонстрируются изображения растений: липа сердцевидная и плосколистная, бузина черная, череда трехраздельная, малина обыкновенная. Вывод: это лекарственные растения, оказывающие противопростудное действие) - Попробуйте сформулировать сами тему нашего практического занятия:

«Лекарственное растительное сырье потогонного действия»

- Какое практическое значение имеет данная тема в профессиональной деятельности фармацевта?

На теоретических занятиях мы отмечали важность изучаемого материала в практической медицине, так как широко применяется и присутствует в ассортименте аптек. Данные растения являются растениями безрецептурного отпуска, поэтому фармацевтам приходится ежедневно решать профессиональные задачи по рациональному выбору, а также их адекватной замене.

Цель занятия: закрепить знания о лекарственных растениях и лекарственном растительном сырье, биологически активных веществах, методах определения подлинности.

Задачи занятия:

Рассмотрим лекарственные растения и сырье, оказывающие потогонное действие, их применение в медицине.

Русское, латинское названия производящего растения, сырье, семейство.

Провести макроскопический  анализ лекарственного растительного сырья.

Разберем правила хранения лекарственного растительного сырья, срок годности, фармакологические группы и механизм действия

 

В начале занятия вспомним и повторим те знания, которые у нас уже имеются по данной теме.

1 Проверка опережающего домашнего задания – чтение сообщения с демонстрацией мультимедийной презентации, обсуждение озвученной информации Сообщение «Лекарственные растения, потогонного действия». К лекарственным растениям и лекарственному растительному сырью, содержащим биологически активные вещества (БАВ), оказывающие преимущественное противопростудное действие относятся липа сердцевидная и плосколистная, бузина черная, малина обыкновенная, череда трехраздельная.

Простуда — общее название острых респираторных заболеваний (ОРЗ), возникающих, как правило, после охлаждения. Заболевания вызываются преимущественно вирусами и характеризуются воспалением слизистой оболочки дыхательных путей при умеренных явлениях интоксикации. В амбулаторной практике при простудных заболеваниях часто применяют лекарственные средства неспецифического действия. К лекарственным растениям, из которых получают такие средства, относятся липа сердцевидная и плосколистная, малина обыкновенная, череда трехраздельная, бузина черная. Во всех четырех растениях содержится сумма БАВ, обладающих потогонным, жаропонижающим, противовоспалительным, антимикробным и мочегонным действием. Терапевтическое действие цветков липы и бузины, плодов малины и травы череды связано с наличием в них флавоноидов, эфирного масла, органических кислот и других природных соединений. Препараты липы сердцевидной, малины обыкновенной, бузины черной, череды трехраздельной иногда условно включают в группу сердечно-сосудистых средств на том основании, что вызываемое ими потоотделение в значительной степени обусловлено расширением поверхностных сосудов кожи, а также некоторым усилением сердечных сокращений. Потогонное действие препаратов этих растений, по видимому, осуществляется путем возбуждения центров, регулирующих потоотделение. Настои из цветков липы и бузины, плодов малины и травы череды назначают главным образом при простудных заболеваниях в качестве потогонных, жаропонижающих, противовоспалительных и антимикробных средств, способствующих выведению из организма токсичных продуктов жизнедеятельности возбудителей болезней. Лекарственные растения противопростудного действия содержат БАВ: флавоноиды, антоцианы, тритерпеновые гликозиды,сапонины,каротиноиды, органические кислоты (салициловая, аскорбиновая, лимонная, яблочная), витамины группы В, фенологликозиды. Лекарственное растительное сырье входит в состав сборов: «Бруснивер», « Элекасол», «Аверин чай», сбор М.Н.Здоренко. Для правильного выбора средств лечения или при необходимости адекватной замены одного растительного препарата другим следует учитывать все виды их фармакотерапевтического воздействия на организм больного.

2. Фронтальный опрос («по цепочке»)

Вопросы:

1. Дайте определение понятию «лекарственные растения».

2. Какие лекарственные растения применяются в «народной медицине» с целью понижения температуры?

3.  Что такое биологически активные вещества?

4.Какие биологически активные вещества, содержащиеся в растениях, будут оказывать преимущественно потогонное действие?

5. Дайте определение термину «лекарственное сырье»?

6. Какие требования предъявляются к лекарственному сырью?

3. Выполнение заданий в листе рабочей тетради

Выполните письменно задания в листе рабочей тетради.

Выполните взаимопроверку, оцените работу друг друга (Правильные ответы демонстрируются на слайде, критерии оценки прописаны в листах рабочей тетради).

4.Самостоятельная практическая работа обучающихся

Постановка задачи.

В аптеку поступило лекарственное растительное сырье потогонного действия. Требуется выполнить анализ лекарственного растительного сырья на определение подлинности. Что необходимо выполнить для решения данной задачи?

Выбор путей решения задачи (фронтальный опрос).

 Вопросы: 

1.Какие знания необходимы для определения подлинности лекарственного растительного сырья противопростудного действия? (биологически активные вещества, оказывающие противопростудное действие, внешние признаки лекарственного растительного сырья противопростудного действия по ГФ-XIII, химический состав лекарственного растительного сырья, применение в медицине, противопоказания, условия хранения, срок годности) - Какие виды анализа лекарственного растительного сырья на определение подлинности существуют?

2.Назовите этапы фармакогностического (товароведческого) анализа лекарственного растительного сырья макроскопическим методом, последовательность их выполнения.

5.Получение задания для практической работы,(деление на группы, выбор объекта исследования).

 Задание для практической работы:

 1. Определить подлинность ЛРС макроскопическим методом

2.  Сформулировать вывод о подлинности ЛРС.

 Для выполнения практической работы обучающимся предлагается организоваться в группы согласно размещению за рабочими столами.

Объект исследования предлагается каждой группе по вариантам, всего 6 вариантов в соответствии с номером рабочего стола:

 №1. Цветки липы

 №2. Цветки бузины черной

Описание: рисунок бузина черная

№3. Плоды и листья  малины обыкновенной

№ 4  Трава череды

6. Выполнение практической работы

Организация обучающимися рабочего места.

Соответствующий объекту анализа гербарный материал, образцы сырья для анализа (цельное), ГФ-XIII, лупы.

В процессе выполнения обучающиеся заполняют таблицы в соотвествующих листах рабочей тетради.

 Во время выполнения практической работы преподаватель при необходимости консультирует обучающихся, контролирует правильность выполнения работы.

7.Подведение итогов практической работы 

Вопросы:

  1. Какой опыт работы с лекарственным растительным сырьем приобрели?
  2. Можно ли определить подлинность лекарственного растительного сырья с помощью только одного анализа?
  3. Для выполнения каких трудовых действий профессиональной деятельности фармацевта будут востребованы приобретенные умения?
  4.   Оцените свою работу.
  5. Что оказалось наиболее сложным?
  6.  Почему?

Сдайте выполненную работу.

8.Оценивание 

Обучающимся предлагается в листе самоконтроля рассчитать среднюю оценку за занятие, лист самоконтроля сдать преподавателю.

9. Домашнее задание 

В качестве домашнего задания обучающимся предлагаются ситуационные задачи (на выбор 1 задача из 5).

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Беспалова Н.В., Пастушенков А.Л. Фармакогнозия с основами фитотерапии/ Н.В.Беспалова, А. Л. Пастушенков. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.
  2. 2.Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия/ И.А. Самылина, Г.П. Яковлев.- Москва: ГОЭТАР-Медиа, 2015.
  3. 3.Жохова Е.В. Фармакогнозия/ Е.В Жохова.- Москва: ГОЭТАР-Медиа, 2015.

Дополнительная литература:

  1. Государственная фармакопея РФ, XIII издание, М., «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», 2018
  2. Периодические издания по специальности.

Интернет – ресурсы:

  1. Электронный  РЛС http://www.rlsnet.ru/.
  2. Государственный реестр лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru .


ПРИЛОЖЕНИЯ

 


                                                  Дата ____________                     Приложение 1

Практическое  занятие  №

Тема: «Лекарственные  растения  и  

   сырье, потогонного действия»

 Аудиторная самостоятельная работа

Задание №1. Дайте определение:

Назовите основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях, за счет которых лекарственное растительное сырье обладает потогонным действием________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Запишите лекарственные растения, произрастающие в Саратовской области, обладающие потогонным действием:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Определите ЛРС, найдите ошибку в описании:

Олиствённые стебли и их кусочки, цельные или измельчённые листья и цветочные корзинки. Листья очередные, на коротких черешках, срединные – трёх-пятираздельные с ланцетовидными перистыми долями, верхушечные – цельные, широколанцетные. Стебли округлоовальные, продольно-ребристые. Соцветия – корзинки. Наружные листочки обвёртки зелёные, удлинённо-ланцетовидные, опушённые по краю, равные или в 2 раза превышающие корзинку. Внутренние листочки обвёртки более длинные, удлинённоовальные, по краю плёнчатые, буровато-жёлтые с многочисленными тёмно-фиолетовыми жилками. Цветки мелкие, трубчатые, с тремя зазубренными остями вместо чашечки. Цвет листьев зелёный или буровато-зелёный, стебле – зелёный или фиолетово-зелёноватый, цветков – грязновато-жёлтый. Запах слабый. Вкус горьковатый, слегка вяжущий. ____ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отдельные цветки и бутоны на коротких голых цветоножках или без них. Цветки со слабо заметной пятизубчатой спайнолистной чашечкой и венчиком из 5-6 лепестков, сросшихся у основания. Тычинок 5, приросших к трубке чашечки, завязь нижняя, трёхгнёздная. Цвет желтоватый. Запах ароматный. Вкус пряный. ___________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Щитковидные соцветия из цветков на удлинённых цветоножках, сидящих на общем цветоносе, сросшемся в нижней части с главной жилкой прицветного листа. Цветки неправильные, 1-1,5 см в диаметре. Чашечка из 5 продолговато-яйцевидных чашелистиков, слабо опушённых по краю и с внутренней стороны. Венчик из 5 сросшихся яйцевидных лепестков, длиннее чашечки. Тычинки многочисленные, с 2 жёлтыми пыльниками на длинных нитях, сросшихся в 5 пучков. Пестик один с нижней шаровидной завязью, покрытый волосками. Прицветный лист плёнчатый, с густой сетью жилок, продолговато-эллиптической формы с притуплённой верхушкой, в нижней половине сросшийся по главной жилке с цветоносом. Цвет лепестков беловато-жёлтый, чашелистиков – зеленовато- или желтовато-серый, прицветных листьев – светло-жёлтый или зеленовато-жёлтый. Запах слабый, ароматный. Вкус сладковатый, слегка вяжущий, с ощущением слизистости.  _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4. Найдите соответствие.

1) тритерпеновые гликозиды, флавоноиды,

    цианогликозиды, антоцианы,                        а) липа сердцевидная

    органические кислоты, эфирное масло.

2) флавоноиды, катехины, антоцианы,

    сахара, пектиновые вещества,                        б) малина обыкновенная

    витамины C, B, P, E, каротиноиды.

3) витамины C, P, эфирное масло,

    дубильные вещества, кумарины,                        в) бузина черная

    флавоноиды, полисахариды.

4) флавоноиды, полисахариды,                

    эфирное масло, сапонины, витамины.                 г) череда трёхраздельная


Задание № 9. Проведите макроскопический анализ предложенных образцов. Зарисуйте и опишите.

       

     

 

         Цветок бузины чёрной

       

     

 

     Цветок липы сердцевидной

       

     

  Лист череды трёхраздельной


Задание №10. Заполните таблицу

ЛРС, производящее растение, семейство, на русском и латинском языках

Внешние признаки сырья, особенности заготовки и

сушки

Химический

состав

Применение  и препараты

Противопоказания, побочные

действия

Липа сердцевидная

Малина обыкновенная

Бузина чёрная

Череда трёхраздельная

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        

Основная литература:

1.Беспалова Н.В., Пастушенков А.Л. Фармакогнозия с основами фитотерапии/ Н.В.Беспалова, А. Л. Пастушенков. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.

2.Самылина И.А., Яковлев Г.П. Фармакогнозия/ И.А. Самылина, Г.П. Яковлев.- Москва: ГОЭТАР-Медиа, 2015.

3.Жохова Е.В. Фармакогнозия/ Е.В Жохова.- Москва: ГОЭТАР-Медиа, 2015.

Дополнительная литература:

1.Государственная фармакопея РФ, XIII издание, М., «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», 2018

2.Периодические издания по специальности.

Интернет-ресурсы:

1. Электронный  РЛС http://www.rlsnet.ru/.

2. Государственный реестр лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru

Приложение 2

Макроскопический анализ лекарственного растительного сырья «Листья» - «Herba»

  Определите морфологические (внешние) признаки сырья: размер (визуально, т.е. невооруженным глазом, с помощью лупы, с помощью линейки), окраска, запах, вкус сырья (для неядовитых растений!):

 1. Размеры листовой пластинки Длина и ширина листовой пластинки и черешка (длина, диаметр) ____________________________________________

Примечание: Для крупных объектов (от 3 см и более) проводят 10 – 15 измерений линейкой, мелкие объекты раскладывают на миллиметровой бумаге, проводят 20 – 30 измерений и рассчитывают среднее значение.

2. Сложность листовой пластинки Лист сложный (тройчатосложный, пальчатосложный, парноперистосложный, непарноперистосложный и др.) или простой______________________________________________

3. Прикрепление листа к стеблю, черешок Лист черешковый, длинночерешковый, короткочерешковый, сидячий, влагалищный, с раструбом, стеблеобъемлющий _____________________________________________________

4. Форма листовой пластинки (листочков сложного листа) Округлая, овальная, ланцетовидная, яйцевидная, обратнояйцевидная и др., описать верхушку и основание листовой пластинки ___________________________________ _____________________________________________________

5. Цельность листовой пластинки Цельная, рассеченная (перисто -, пальчато- и др.) _____________________________________________________

6. Характер жилкования Перистое (сетчатое), параллельное, дуговое и др., особенности жилкования _____________________________________________________

7. Характеристика края листовой пластинки. Цельнокрайний; край зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый, волнистый и др. _____________________________________________________

8. Опушение Лист без опушения, сильно опушен с двух сторон, слабо опушен, опушение по краю листа и крупным жилкам и др. _____________________________________________________

9. Специфические особенности Наличие усиков, колючек, секреторных вместили и др. образований на поверхности листа при исследовании под лупой ×10 ____________________________________________ _____________________________________________________

10. Цвет _____________________________________________________

Примечание: определяют при дневном освещении с верхней и с нижней сторон листовой пластинки

11.Запах _____________________________________________________

Примечание: определяют при растирании между пальцами или при смачивании водой

12.Вкус _____________________________________________________

Примечание: определяют непосредственной дегустацией, не проглатывания или пробуя вкус 10 % отвара (только для неядовитых растений!) Вывод:____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

        

Приложение 3

Макроскопический анализ лекарственного растительного сырья «Цветки» - «Flores»

 Определите морфологические (внешние) признаки сырья: тип соцветия, опушенность, размеры, строение цветка (соцветия) и др.

Примечание: В сырье определяют тип соцветия, опушенность; затем сырье размачивают, опуская его в горячую воду на 1 мин, и рассматривают невооруженным глазом или с помощью лупы (10Х) строение цветка (или соцветия). Цветок помещают на предметное стекло и под лупой разделяют его препаровальными иглами на отдельные части.

1. Тип соцветия Корзинка (особенности строения корзинки), кисть, початок, зонтик и др. ____________________________________________________

2. Размеры соцветия и цветка Диаметр цветка (соцветия)______________________________

3. Наличие прицветников _____________________________________________________

4. Строение цветка Околоцветник ________________________________________ Симметрия___________________________________________ Чашечка______________________________________________ Венчик_______________________________________________

Тип андроцея_________________________________________

Тип геницея__________________________________________

Особенности строения завязи

 5. Опушение _____________________________________________________

6. Цвет _____________________________________________________

Примечание: определяют при дневном освещении

7.Запах _____________________________________________________

8.Примечание: определяют при растирании между пальцами

9. Вкус _____________________________________________________

Примечание: определяют непосредственной дегустацией, не проглатывания или пробуя (только для неядовитых растений!) Вывод:____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________

        

Приложение 4

Макроскопический анализ лекарственного растительного сырья «Плоды» - «Fructus» .

 Определите морфологические (внешние) признаки сырья: строение, размер, форма и др. Примечание: Плоды исследуют сухими, рассматривая их невооруженным глазом или с помощью лупы (10Х). Сочные плоды, изменившие во время сушки форму, рассматривают сначала в сухом виде, а затем после размачивания в горячей воде или кипячения в течение 5—10 мин.

1. Строение и вид плода Монокарпный (простой), апокарпный (сложный), ценокарпный, псевдомонокарпный ____________________________________________________

2. Размеры Длина, ширина, толщина______________________________ ____________________________________________________

3. Форма Шаровидная, продолговатая, серповидная ____________________________________________________

4. Строение околоплодника Сухой, мясистый, форма околоплодника, характер поверхности кожуры, особенности строения, количество гнезд в плоде_______________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________

5. Описание семян (косточек) Количество семян (косточек), их форма, строение, структура поверхности __________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________

6. Специфические особенности Опушение, выросты и др. _____________________________________________________

7. Цвет _____________________________________________________

Примечание: определяют цвет наружной поверхности при дневном освещении

8.Запах _____________________________________________________

Примечание: определяют при разламывании, растирании или соскабливании

 9. Вкус _____________________________________________________

Примечание: определяют непосредственной дегустацией, не проглатывания или пробуя (только для неядовитых растений!) Вывод:____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия по ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» Тема: Действия медперсонала при возникновении аварийной ситуации

    В лечебно-профилактических учреждениях постоянно существует риск заражения инфекционными заболеваниями. Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или гр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...