Урок по теме "Проценты"
методическая разработка

Урок по закреплению и обобщению знаний и способов деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsenty.docx35.16 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx90.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Носова Надежда Валентиновна

Предмет: Математика

Класс: 6

Тип урока: Урок по закреплению и обобщению знаний и способов деятельности

Тема

Проценты

Цель урока

- Повторение содержания понятия "процент"

- Повторение основных приемов и методов решения задач

- Демонстрация связи математики с реальной действительностью

- Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

- Развитие мышления и речи учащихся.

Задачи

  • Образовательные. Способствовать усвоению и закреплению знаний по теме: "Проценты"
  • Развивающие. Умение обрабатывать информацию, формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать внимание, память, познавательный интерес учащихся
  • Воспитательные. Воспитывать интерес к математике, уверенность в собственных силах, осознанное отношение к выполнению задания.  

УУД

  • Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • Регулярные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать  по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предложение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и поминать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, использую учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Планируемые результаты

  • Предметные: знать определения проценты, видеть основные приемы и методы решения задач, умение применять свои знания к решению различных задач.
  • Личностные: уметь грамотно излагать свои мысли, развивать активность и находчивость, умение общаться в коллективе.
  • Метапредметные: увидеть роль и место изучаемой темы в других дисциплинах.

Основные понятия

Определение проценты, решение задач на проценты.

Межпредметные связи

Применять умение при изучении предметов математика и других предметных циклов.

Ресурсы

  • основные: учебник 6 класс (математика 6 класс, Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин)
  • Дополнительные: проектор, доска, карточки.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах.

Технология

Парно-групповая и игровая.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых ведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

1.Мотивация к деятельности

 (7 мин)

Организует актуализацию требований со стороны учебной деятельности. Создаёт условия ля возникновения у учеников внутренней потребности включения в работу.

Учитель рассказывает, что проценты были известны индусам ещё в V веке и это закономерно, так как в Индии с давних пор счёт велся в десятичной системе счисления. В Европе десятичные дроби появились на 1 000 лет позже, их ввёл бельгийский учёный С. Стевин. В 1564 г. он впервые опубликовал таблицу процентов.

Организует работу в парах по проверке домашнего задания.

Ребята меняются тетрадями, осуществляют взаимопроверку и ставят оценки друг другу

Проверка домашнего задания.

Задача 1. Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?

1) 50% = 0,5

2) 720 * 0,5 = 360 (руб) цена билета для школьника

3) 720 *2 = 1440 (руб) цена для 2 взрослых

4) 360 * 15 = 5400 (руб) цена билетов для 15 школьников

5) 1440 + 5400 = 6840 (руб) цена билетов для всей группы

                             Ответ: 6840 рублей 

Задача 2.

В городе N живет 200 000 жителей. Среди них 15% детей и подростков. Среди взрослых жителей 45% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т. п.). Сколько взрослых жителей работает?

1) 15 % = 0,15

 45% = 0,45

2) 200000 * 0,15 = 30000 (жителей) дети и подростки

3) 200000 – 30000 = 170000 (жителей) взрослые

4) 170000 * 0,45 = 76500 (жителей) не работает

5) 170000 – 76500 = 93500(жителей) работает

 Ответ: 93500 жителей

Правильность решения задач.

Корректное и уважительное отношение друг к другу. Объективность выставления оценок друг другу.

Взаимодействие с друг другом.

Осуществляют взаимопроверку и контроль изучения данной темы.

Логически рассуждают, анализирую, обобщают.

2. Актуализация знаний

(7 мин)

Учитель организует устную работу при помощи проектора и карточек на магнитах.

Ребята устно отвечают, поправляя друг друга если ответ неверный.

1-е задание в виде игры "Паровозик"

Учитель вызывает детей к доске.

1) Соотнесите процент - десятичная дробь - обыкновенная дробь

1% - 0,01- 1/100

25% - 0,25- 1/4

50% - 0,5 - 1/2

83% -0,83 - 83/100

115% - 1,15- 23/20

2) Найти число, если 1% его равен 85

3) Один ученик — это 4% всего класса. Сколько в классе учеников?

Знать определение проценты

Определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения совместной работы.

Оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать и понимать речь других.

Оценивать свои результаты.

Уметь ориентироваться в системе своих знаний.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(6 мин)

Организует проверочную работу в виде теста-игры. В конце выполнения теста при условии правильности решения получится ответ- предложение.

"Процент - сотая часть числа"

Определяют тему урока, ещё раз повторяют что такое процент и основные приёмы и методы решения задач.

Тест по таблицам 1-3.

По таблицам 1-3 выполняют тест

Отрабатывают различные виды заданий

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение

Формировать полноту и правильность усвоения информации

Целеполагание.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

3. Восприятие и осмысление изученного материала.

(15 мин)

Организует работу учащихся в группах с самопроверкой и самооценкой

Ребята в группах решают задачи на отработку вычислительных навыков.

I группа

Гидрометцентр

Задача

В ноябре было 9 дождливых дней. Какой процент всех дней ноября составляют солнечные дни?

Решение:

1) в ноябре 30 дней

30-9=21 ясный день

2) 21: 30=0,7 часть солнечных дней от всего месяца

3) 0,7 *100=70% ясных дней.

Ответ: 70%

II группа

Налоговая инспекция

Задача

Подоходный налог составляет 13% от заработной платы. После удержания налога Иван Иванович получил 11310 рублей. Сколько рублей составляет его заработная плата?

Решение:

1) 100 -13 =87% от зарплаты получил Иван Иванович

 87% =0, 87

2) 11310 : 0,87= 13000 рублей зарплата Ивана Ивановича

Ответ: 13000 рублей

III группа

Инспекция ГАИ

Задача

Путь торможения по сухому асфальту при скорости движения автомобиля 60 км/ч составляет примерно 0,038% его скорости, а по обледенелой дороге путь торможения увеличивается в 4 раза. Каков путь торможения по обледенелой дороге автомобиля со скоростью 60 км/ч?

Решение:

1) 60*0,00038 = 0,0228 (км)=22,8 (м) - путь торможения по сухому асфальту

2) 22,8*4=91,2 (м) - путь торможения по обледенелой дороге.     Ответ: 91,2 м

Здесь уместно напомнить учащимся о том, как важно соблюдать правила дородного движения.

Дополнительная задача:

Школа

В школе 1200 учеников, из них 35% ученики начальной школы. Среди учеников средней и старшей школы 25% изучают немецкий язык. Сколько учеников изучает немецкий язык, если в начальной школе немецкий язык не изучается.

Решение:

1) 100-35=65% ученики средней и старшей школы

65%=0,65

2) 1200* 0,65=780 ученики средней и старшей школы

3) 25%=0,25

780* 0,25=195 учеников изучают немецкий язык

Ответ: 195 учеников

Отработка основных приемов и методов решения задач.

Выполнять самые простые, общие для всех правила поведения при работе в группах. Вырабатывают способность к самооценке.

Умеет оформлять свои знания. Взаимодействовать с учителем, друг с другом.

Определять к какому методу применять решение задач. Осуществлять самоконтроль

Выполнять действия по алгоритму; построение логической цепочки, анализ, обобщения.

4. Домашнее задание

Рефлексия деятельности на уроке

(5 мин)

Дает домашнее задание.

Подводят итоги урока,

Учебник

№524, 525

Отрабатывают различные виды заданий

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Аргументация своего мнения

Оценивать полученные результаты.

Рефлексия способов действий.

Таблица 1

а

с

л

и

ч

1. Найдите 30%  от 60

15,25

30

32,5

180

18

2. Найдите число, если 1% его равен 56

5,6

560

0,56

5600

56

3. Найдите число, 15% которого равны 300

200

2000

3000

300

85,6

4. Найдите процентное отношение 157 и 100

1,57

15,7

157

1570

15700

5. Число 10000 уменьшили на 50%. Какое число получилось

5000

50000

500

50

5250

Таблица 2

я

о

т

с

а

1. Найдите 20%  от 65

23

25

15

13

1,3

2. Найдите число, если 1% его равен 70

70

7000

700

2700

7

3. Найдите число, 11% которого равны 440

4

40

4000

400

440

4. Найдите процентное отношение 5 и 10

5

100

5/100

5/10  

50

5. Число 4400 уменьшили на 20%. Какое число получилось

3520

352

1100

440

445

Таблица 3

т

а

с

ь

ч

1. Найдите 40%  от 55

2,2

2,25

22,5

220

22

2. Найдите число, если 1% его равен 54

5,4

5400

54

540

50

3. Найдите число, 15% которого составляют 450

30,2

300

3000

301

250

4. Найдите процентное отношение 4 и 100

4

40

400

0,4

0,6

5. Число 1000 увеличили на 50%. Какое число получилось

750

155

15500

1500

15000


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача 1. Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу? 50% = 0,5 720 * 0,5 = 360 ( руб ) цена билета для школьника 720 *2 = 1440 ( руб ) ц ена для 2 взрослых 360 * 15 = 5400 ( руб ) цена билетов для 15 школьников 1440 + 5400 = 6840 ( руб ) цена билетов для всей группы Ответ: 6840 рублей Задача 2. В городе N живет 200 000 жителей. Среди них 15% детей и подростков. Среди взрослых жителей 45% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т. п.). Сколько взрослых жителей работает? 15 % = 0,15 45% = 0,45 200000 * 0,15 = 30000 (жителей) дети и подростки 200000 – 30000 = 170000 (жителей) взрослые 170000 * 0,45 = 76500 (жителей) не работает 170000 – 76500 = 93500(жителей) работает Ответ: 93500 жителей

Слайд 2

Решение задач на проценты

Слайд 3

1) Найти число, если 1% его равен 85 2) Один ученик — это 4% всего класса. Сколько в классе учеников ? Ответ: 8500 Ответ: 25

Слайд 4

Проценты были известны индусам ещё в V веке и это закономерно, так как в Индии с давних пор счёт велся в десятичной системе счисления. В Европе десятичные дроби появились на 1 000 лет позже, их ввёл бельгийский учёный Симон Стевин . В 1564 г. он впервые опубликовал таблицу процентов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...