УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ по развитию скоростно -силовой подготовленности для начальных тренировочных групп.
учебно-методический материал

Есаулкова Альбина Вайдотосовна

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_1_1.odt80.97 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеская  спортивная школа

г.Ивделя

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

по развитию скоростно -силовой подготовленности для начальных тренировочных групп.

                                                                      Разработала и составила:

                                                                  тренер - преподаватель

Есаулкова Альбина Вайдотосовна

2017 г

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно- методический комплект по развитию скоростно-силовой подготовленности для начальных тренировочных групп разработан на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
  • приказа Министерства просвещения Российской Федерации  от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказа Министерства спорта от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
  • примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР, допущенная Федеральным агентством по физической культуре и спорту.

В комплекте  отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и опыт работы спортивных школ по волейболу.

Принцип системности  предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям  спортивного мастерства.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапов подготовки и индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок.

Скоростно-силовые способности считаются своего рода сочетанием силовых и скоростных способностей. В основе их заложены функциональные свойства мышечной и иных систем организма, которые позволяют совершать различные действия, в которых наравне с существенной механической силой необходима и значительная скорость движения. Необходимо иметь в виду, что проявляемые внешне в двигательных действиях скорость и сила, не беря в расчет, объединены обратно пропорционально. Один из факторов подобного соотношения - пропорция во внутренних механизмах мускульного сокращения, в этом случае, наибольшие характеристики усилия мускул достигаются лишь при довольно медленном их сокращении, а наибольшая скорость движений - только в условиях их наименьшего отягощения. Определенные из проявлений скоростно-силовых способностей получили наименование "взрывной силы".

В таком случае способность по ходу движения достигать больших показателей внешне проявляемой силы, в максимально, наименьшее время (расценивается согласно градиенту силы или скоростно-силовым индексом, который рассчитывается как отношение максимальной величины силы, выраженной в этом перемещении, ко времени достижения этого максимума)

В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей

используют упражнения, характеризующиеся большой мощностью сокращений. Для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движения, при котором значительная сила проявляется в максимально минимальное время. Из широкого комплекса упражнений для строго регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности применяют в наибольшей степени те, которые удобнее сделать по порядку по скорости и степени отягощений. Главную часть таких упражнений используют с определенными наружными отягощениями, время от времени изменяя уровень отягощения, так как неоднократный повтор перемещений собычным утяжелением, в том числе, если они выполняются с максимальной скоростью, последовательно (предоставление в относительно сжатые сроки) доводит к стабильности уровень мускульных сокращений, что ограничивает формирование скоростно-силовых возможностей).

    Для оптимального решения этой задачи используются специальные спортивные методы:

       Метод динамических усилий характеризуется формированием максимального силового напряжения при помощи работы с непредельным отягощением с наибольшей скоростью. Данный метод применяют с целью развития способности к проявлению значительной силы в условиях стремительных перемещений.

      Метод непредельных усилий характеризуется применением непредельных отягощений с максимальным количеством повторений. В связи с увеличением отягощения и направленности формирования силовых способностей применяют определенное число повторений от 10-12 и до 100.

По мере утомления уровень мускульных усилий к окончанию выполнения упражнения должна приблизиться к наибольшей.

      Метод изометрических усилий характеризуется использованием разных по величине изометрических усилий. С целью развития наибольшей силы мышц используют изометрические усилия в 80-90-процентные от наибольшего длительностью 4-6 секунд и 100% усилия продолжительностью 1-2 секунды. С целью формирования общей силы используют изометрические усилия в 60-70-процентные от наибольшего длительностью 10-15 с при каждом повторении. В каждом упражнении осуществляют 4-8 повторений. При применении данного способа следует принимать во внимание, что сила в большей мере выражается при тех суставных углах, при которых выполнялись данные упражнения.

               Метод максимальных усилий характеризуется выполнением заданий, которые связаны с потребностью преодоления наибольшего сопротивления.

Данный метод обеспечивает формирование способности к наибольшему сосредоточению нервно-мышечных стараний. Он является основным для развития максимальной силы.

               Изокинетический метод характеризуется применением особого оснащения, при помощи которого внешнее сопротивление движению автоматически изменяется, ограничивая его скорость и обеспечивая наибольшую нагрузку на мышцы в течение всей амплитуды движения.

Подчеркнем то, что задается темп выполнения перемещения, а не величина внешнего сопротивления. При увеличении скорости возрастает внешнее сопротивление движению. Изокинетический тренажер затормаживает темп движения до такого уровня, чтобы занимающийся смог целиком применять для усилия мышц полную амплитуду движения.

              Статодинамический метод характеризуется поочередным сочетанием в упражнении 2-х систем работы мышц - динамического и изометрического, выражающиеся в самых разных количественных характеристиках. С целью формирования силовых способностей используют 3-6-секундные изометрические напряжения с усилием 75-85 процентов от предельного, дальнейшей динамической работой взрывного характера, с существенным изменением отягощения до 20-30% от предельного. В ином варианте - в динамическом и изометрическом усилиях применяется непрерывное отягощение 70-80% от предельного. Этот метод более

эффективен с целью формирования специальных силовых способностей при режиме в разных вариантах работы мышц в условиях практических действий.

             «Ударный» метод формирования силы характеризуется исполнением специализированных задач с моментальным преодолением ударно- воздействующего отягощения. К примеру, соскок с незначительного возвышения, с дальнейшим моментальным выпрыгиванием вверх.

            Метод круговой тренировки характеризуется обеспечением комплексного влияния на разнообразные группы мышц. Упражнения выполняют в четкой последовательности, словно по кругу, с жестким соблюдением количества нагрузки и времени отдыха. При выборе упражнения следует соблюдать, чтобы каждое следующее упражнение включало в работу новую мышечную группу.

           Игровой метод характеризуется формированием силовых возможностей в игровой деятельности, при которой разные игровые условия заставляют изменять режимы усилий на различные группы мышц на фоне нарастающей усталости организма.

2. Учебный план.

№п/п

Наименование раздела

           Количество  часов

  Всего

  Теория

Практика

1.  

Введение.

История возникновения и развития волейбола.  Правила безопасности при занятиях волейболом. Правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена.

20

20

2.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ):

 ОРУ на месте без предметов

 ОРУ в движении без предметов

 ОРУ с набивными мячами

 ОРУ с волейбольными мячами

 ОРУ в парах

12

2

10

3.

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим.

32

2

30

4.

 Техническая подготовка (ТП)

(Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки).

34

1

33

5.

Специальная физическая подготовка (СФП)

        (Подвижные игры. Эстафеты).

48

2

46

6.

Тактическая подготовка (ТП)

(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).

30

3

27

7.

Интегральная подготовка

22

2

20

8.

Соревнования

8

8

9

Контрольно-оценочные и переводные испытания

10

4

Итого:

216

32

184

3. Методические рекомендации по реализации учебно- методического комплекта.

3.1. Организация и структура отдельного тренировочного занятия

Исходным целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия (урочного и неурочного характера).

Отдельное тренировочное занятие имеет типичные части: подготовительную (получившую в спортивной практике название «разминки»), основную и заключительную. Содержание отдельного тренировочного занятия определяется направленностью решаемых двигательных задач. Для спортивной практики не типично множество основных задач, намеченных на отдельное занятие. Повышенная сложность требований спортивного совершенствования обязывает контролировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Нередко основное содержание тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также строятся в значительной мере на содержании бега.

При более разнообразном содержании занятий его структура усложняется, прежде всего, в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередование нагрузок и отдыха. Тем не менее, структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.

 Любая физическая тренировка должна начинаться с разминки. Это жесткое и необходимое условие методики проведения занятий, и оно вполне объяснимо. Физиологической предпосылкой, способствующей совершенствованию мышечной деятельности во время занятий физическими упражнениями, должна быть определенная степень возбудимости ЦНС, соматической и вегетативной нервных систем. Это состояние организма может быть достигнуто в первую очередь подготовительными, разминочными упражнениями. Физиологический эффект разминки объясняется тем, что вегетативные органы и системы человека обладают определенной инертностью и не сразу начинают действовать на том функциональном уровне, который требуется для качественного обеспечения двигательной деятельности.

Сущность разминки заключается в повышении подвижности вегетативных органов и систем человека и возбудимости нервных процессов. Предварительная мышечная работа способствует ускорению физико-химических процессов обмена веществ, а именно в самой скелетной мускулатуре, что отражается на повышении внутренней температуры, облегчающей химические реакции. В процессе разминки работоспособность повышается постепенно, примерно до уровня, необходимого в период основной работы. Другими словами, разминка решает задачу усиления деятельности организма и его отдельных систем для обеспечения вывода на необходимый уровень работоспособности. Она вызывает новую установку в работе внутренних органов, усиливает деятельность дыхательной системы, выражающуюся в изменении частоты и глубины дыхания, что, в свою очередь, ведет к увеличению легочной вентиляции и газообмена, повышает деятельность системы кровообращения, усиливает обмен веществ в мышцах опорно-двигательного аппарата.

Все эти изменения ведут к плавному переходу организма от состояния покоя к готовности перенести определенную физическую нагрузку. Кроме того, грамотно проведенная разминка дает еще один положительный результат: снижается риск травматизма во время выполнения основной физической нагрузки. Разминка сопровождается повышением температуры кожи и тела, а при этом уменьшается вязкость мышц, т. е. их внутреннее трение, повышается эластичность связок и сухожилий, что и является положительным фактором для предотвращения травм. Помимо этого во время разминки достигается оптимальный уровень возбудимости именно тех центральных и периферических систем и звеньев двигательного аппарата, которые необходимы для выполнения предстоящего упражнения.

Возникает закономерный вопрос: как правильно построить вводную часть тренировочного занятия или предстартовую разминку к соревнованиям? Большинство исследований по вопросам разминки и практический опыт тренеров говорят о том, что разминка должна состоять из двух взаимосвязанных частей — общей и специальной. Задача первой части разминки — повысить функциональные возможности организма в целом на более высокий уровень работоспособности. При этом происходит своего рода «разогревание» организма. Поэтому она может быть почти схожей во всех видах спорта и состоять из ходьбы, медленного бега, комплекса общеразвивающих упражнений. Оптимальное время циклической части разминки 10–15 мин. Гимнастические движения должны быть составлены в виде комплекса последовательно выполняемых упражнений разной направленности. Физиологически обоснованной является последовательность всевозможных движений, начиная с верхних частей тела и заканчивая нижними:

1. Наклоны, повороты, круговые движения головы.

2. Сгибание и разгибание, круговые движения, последовательно выполняемые кистями рук, локтевыми и плечевыми суставами.

3. Наклоны, повороты, круговые движения туловища.

4. Маховые движения ногами, приседания, выпады. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений с постепенным ее увеличением.

После такого, либо подобного комплекса, можно приступать к специальной части разминки. Специальная часть разминки должна быть тесно связана со специализацией избранного вида спорта. Ее задача сводится к установлению наиболее оптимальных взаимоотношений между структурой предстоящего движения и деятельностью ЦНС. Здесь происходит основная «настройка» организма на предстоящую работу. Упражнения, используемые в специальной части разминки, по своему содержанию должны быть максимально приближены к основным тренировочным или соревновательным. Основная часть учебно-тренировочного занятия обеспечивает решение задач по обучению техники двигательных действий и воспитанию физических и личностных качеств.

 Учебно-тренировочные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности строятся на основе использования разнообразных физических упражнений — общеразвивающих, спортивных, отражающих специфику избранного вида спорта, упражнений из других видов спорта. Используются различные методы тренировки: равномерный, повторный, интервальный, круговой, соревновательный и игровой. Объем и интенсивность применяемых общеразвивающих, специально-подготовительных, соревновательных упражнений; количество повторений, серий, характер и продолжительность отдыха подбираются с учетом пола, возраста, состояния здоровья, уровня подготовленности, психофизического состояния, условий мест занятий.

Учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовленность, отличаются не высокой моторной (двигательной) плотностью занятий. Содержанием таких занятий является отработка основ, деталей техники, разучивание новых движений, совершенствование техники ранее разученных двигательных действий. В спортивной тренировке наиболее распространены смешанные (комплексные) учебно-тренировочные занятия, направленные на решение задач обучения технике, воспитания физических и личностных качеств, контроль за уровнем физической подготовленности.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия предназначена для постепенного снижения нагрузки и, соответственно, восстановления организма. В этих целях используют малоинтенсивный бег, ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на растягивание и расслабление. Хорошо заканчивать тренировку водными процедурами.

3.2. Общеразвивающие упражнения

Общеразвивающие упражнения – специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, психические качества подростка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

 Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Большинство упражнений просты по своей структуре, они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно. В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

Общеразвивающие упражнения — это специальные упражнения. Они играют важную роль в развитии и оздоровлении всего организма, содействуют развитию и укреплению крупных мышечных групп — плечевого пояса, туловища, ног, подвижности суставов, нормализации процесса напряжения и расслабления мышц. Задачей этих упражнений является формирование правильной осанки, укрепление всего опорно-двигательного аппарата и улучшение кровообращения, дыхания, обменных процессов, деятельности нервной системы.                   Общеразвивающие упражнения активизируют работу высших моторных центров, управляющих движениями; содействуют проявлению физических качеств — быстроты, ловкости, относительной силы, выносливости, гибкости; вызывают положительно-эмоциональное состояние. Определенная последовательность, в которой даются общеразвивающие упражнения, направлена на постепенное вовлечение всего организма в деятельное состояние, повышение функциональных процессов, способствующих его общей жизнедеятельности.

Общеразвивающие упражнения по анатомическому признаку (по воздействию на отдельные части тела) делятся:

Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса и рук. Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной клетки, укрепляют диафрагму, межреберные мышцы, всю дыхательную мускулатуру, вызывают глубокое дыхание, укрепляют мышцы спины, выпрямляют позвоночник, содействуют укреплению сердечной мышцы, оптимизируют ритмичность сокращений.

Вторая группа упражнений — для туловища, развития и укрепления мышц спины. Эти упражнения влияют на формирование правильной осанки и содействуют развитию гибкости позвоночника при наклонах туловища вперед и в стороны, при поворотах вправо, влево, а также при вращении туловища. (Основное условие последнего упражнения — закрепить положение таза при выполнении вращения сидя, скрестив ноги калачиком, или зафиксировать ноги (их неподвижность) при стойке ноги врозь.)

Третья группа упражнений — для развития и укрепления мышц ног и брюшного пресса. Они способствуют укреплению мышц живота, предохраняющих внутренние органы от сотрясения при интенсивных движениях (прыжки, спрыгивания и т. п.), а также препятствуют застою крови в венозных сосудах (хлопок о колено, полуприседания, приседания и т. д.).

Таким образом, рассмотренный подбор упражнений, используемый одновременно, оказывает всестороннее укрепляющее воздействие на организм подростка. Вместе с тем выполнение общеразвивающих упражнений, требующих точности, четкости, определенной расчлененности и в то же время целостности, способствует воспитанию внимания, воли, целенаправленности, тормозных реакций, умения согласовывать свои движения с действиями и движениями всего коллектива детей, ориентировки в пространстве.

Общеразвивающие упражнения поддаются расчленению и позволяют избирательно влиять на те или иные крупные и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы и др.), суставы, а также точно дозировать физическую нагрузку. Это обеспечивает своевременное равномерное развитие мышц, костной системы,опорно-двигательного аппарата.

По типу построения общеразвивающие упражнения могут выполняться

при свободном построении, построение в звенья, построение в круг, построение в колонны, построение группами, построение парами. А также общеразвивающие упражнения выполняются без предметов, с предметами на снарядах.

Характерные особенности общеразвивающих упражнений:

1. Упражнения просты и доступны всем категориям занимающихся.

2. Оказывают относительно изолированное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.

3. Позволяют легко регулировать нагрузку.

3.3. Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта.

Средствами ОФП являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности. Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются практически все слои населения — от младенческого до пожилого возраста.

Задачами ОФП являются:

1) укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения, гармоническое физическое развитие, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности;

2) развитие всех основных физических качеств — силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости;

3) создание базовой основы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности — трудовой, военной, бытовой и т. д.

Общая физическая подготовка — основная целевая задача педагогического процесса физического воспитания студенческой молодежи, ориентированной на укрепление здоровья, повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда.

3.4. Техническая подготовка

3.4.1. Приемы подачи

Подача в волейболе намного больше, чем простой ввод мяча в игру. Подача - единственный навык в игре, в  котором  успех  определен  исключительно  одним  игроком:  подающим.  Целью  подающего при вводе мяча в игру должен быть один из нескольких желательных результатов: эйс, который не может быть возвращен противником; подача произведенная таким способом, что не позволяет противнику выполнить любой вид эффективного нападения; или подача, которая устраняет, по крайней мере, один из атакующих вариантов противника, давая собственным блокирующим и защитникам наилучший шанс способа обработки и возвращения мяча. В зависимости от подающего, навыков противника и  условий, эти  три  результата  могут  быть  достигнуты  с  помощью  нескольких  видов верхней подачи: планирующая подача, стоя на полу, топ-спин (с высоким вращением) подача стоя на полу, планирующая подача в прыжке или топ-спин подача в прыжке.

Как только игроки могут выполнить, по меньшей мере, один из видов подачи с последовательной точностью, то они должны работать над совершенствованием сильного навыка во втором виде подачи. Это позволяет чередовать свои подачи, чтобы захватить принимающих врасплох. Также у них будет резервная подача, чтобы обратиться к ней, когда их предпочтительная подача не будет работать.

Также подающие должны совершенствовать их основную подачу в различные зоны площадки, так же из различных зон вдоль лицевой линии. Например, подающий планер с пола может вызвать проблемы у противника, если она может последовательно подать во все зоны площадки, включая укороченную подачу, на заднюю линию, по диагонали и по линии. Этот эффект умножается, если подающие могут поразить одну и ту же зону, подавая из правой, центральной и левой зон из-за лицевой линии. Потом принимающие, которые могут  хорошо принимать с одного угла, возможно, не настолько успешны, если они должны принимать подачу с противоположной стороны лицевой линии.

3.4.2. Нападающие удары

Самым зрелищным моментом любого волейбольного матча является атака. Именно в процессе атакующих действий команды получают 50-70% результативных очков. Вся команда стремится создать момент для удачного исполнения этого эффектного элемента. Игрок, владея техникой исполнения таких ударов, может придать ускорение мячу до 130 км/ч.

Нападающий удар– перебрасывание мяча на сторону соперника, нацеленное на затруднение его приема. Это трудные сообразно по структуре двигательные действия.  

В предоставленной ситуации атакующий удар выступает как объект обучения: для обучающего (педагога) он- объект преподавания, для обучаемого он является предметом изучения. В процессе их общей деятельности, как субъектов обучения, происходит передача («переход», интериоризация) освоенности атакующего удара и сопутствующих познаний от обучающего к обучаемому в четыре шага, что образует процесс обучения двигательному действию.

На первом этапе, при поддержке общеразвивающих упражнений, повышают степень развития основных физических свойств: силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. При помощи подготовительных упражнений повышают степень развития физических качеств, от которых зависит удачное  изучение  нападающего удара, его совершенствование. Это прежде всего скоростно-силовые свойства для увеличения высоты прыжка (прыгучесть), скорость ударного движения по мячу, быстрота перемещений на коротких дистанциях, координационные возможности. Высокая степень развития физических свойств обязательна для удачного овладения техникой атакующего удара.

Наряду, с развитием данных свойств ,обучаемый усваивает познания о роли и месте физической подготовленности в освоении опыта предоставленного приема игры.

На первом этапе у обучаемых создается правильное представление о атакующем ударе, требуемой  технике .Для этого используют просмотр видеозаписей игр высококлассных  волейболистов, приостановки (стоп-кадр), замедление движения, анализ кинограмм, демонстрацию приема тренером,  так же приглашают квалифицированных волейболистов.  

На втором этапе происходит разучивание -практическое усвоение атакующего удара,  его воссоздание  по образу, созданному на первом этапе. При разучивании этого сложного двигательного действия практикуют способ расчлененного обучения (сообразно долям).

            Нападающий удар выполняется в 4 шага: разбег, толчок, прыжок, удар по мячу. Разбег выполняется энергично в 3-4 шага. Очень важно совершить толчок и максимально высокий прыжок, одновременно помогая взмахом рук и активным разгибанием ног. В прыжке нужно выполнить замах бьющей рукой вверх-назад, прогнувшись назад. При ударе по мячу рука выпрямляется, а тело сгибается на выдохе. Приземляться следует на слегка согнутые колени ног.

         Изучают раздельно заключительное движение (финальное напряжение);

замах и удар по мячу в опорном расположении, прыжок вверх толчком двумя ногами с места и разбегу;

удар в безопорном положении (в прыжке) с места и после передвижения в один,  два, три шага;

удар с разных сообразно по высоте и расстоянию передач; удар при противодействии блокирующих.         

При разучивании главный смысл обретают  подводящие упражнения, которые формируют благоприятные условия для формирования двигательного умения, функционально и структуры, предшествующей становлению двигательного опыта.

Нападающие удары бывают следующих видов: по ходу разбега и с поворотом туловища, боковые, обманные и удары с переводом.

Техника нападающего удара «по ходу»

Разбег. Начальной фазой нападающего удара является разбег, который обычно производится под тем или иным острым углом по отношению к сетке. Конкретно угол разбега зависит от особенностей данного нападающего и качества передачи на удар. Разбег, направленный перпендикулярно к сетке, невыгоден, так как игрок может легко задеть сетку ударяющей рукой после удара, а приземляясь, часто наступает на среднюю линию. Также невыгоден разбег вдоль сетки; при таком разбеге малейшая неточность в передаче мяча резко снижает успешное проведение нападающего удара и даже при хорошей передаче трудно провести удар с переводом (такой разбег широко использовали только некоторые нападающие, как В. Свиридова, Д. Федоров, выполняющие удары с толчка одной ноги).

Начало разбега должно совпадать с приближением мяча к кистям игрока, делающего передачу на удар. Однако, если нападающий готовится к удару с низкой передачи, он должен начинать разбег значительно раньше.

Разбег начинается с ускоренной ходьбы, переходящей перед толчком в бег *. С увеличением скорости разбега центр тяжести тела постепенно понижается за счет сгибания ног и увеличения наклона туловища вперед.

Толчок. Только немногие из наших волейболистов используют толчок с одной ноги, а основным способом толчка для нападающего удара является толчок с двух ног. В последнем шаге разбега выпрямленная опорная нога, вынесенная вперед, несколько гасит инерцию разбега за счет ее сгибания в коленном суставе и стопорящего движения стопы (постановка ноги на пятку). Одновременно с этим стопорящим движением вторая нога перемещается к опорной ноге; при исходном положении для толчка обе ноги согнуты в коленных суставах и находятся почти на одном уровне.

Сам толчок производится за счет активного разгибания ног и вспомогательной работы рук. При толчке разгибание ног происходит в следующей последовательности: сначала совершается разгибание в коленных суставах, затем оно дополняется разгибанием в тазобедренных суставах, и последним производится разгибание в голеностопных суставах. В конце толчка первыми отрываются от земли пятки, затем носки ног. При резкой и координированной работе рук высота прыжка значительно повышается.

          Нападающий удар с поворотом туловища выполняется в три фазы:

  1. Подготовительные действия. Выполняется разбег, прыжок и замах как при прямом нападающем ударе. При ударе с поворотом вправо игрок оставляет мяч с правой стороны ударной зоны. При ударе с поворотом влево игрок оставляет мяч с левой стороны ударной зоны.

  1. Поворот тела в безопорном положении вправо или влево.

  1. Выполнение нападающего удара в новом положении.

        Техника обманного удара.

       Обязательным условием успешности этого приема является качественная имитация сильного нападающего удара, для чего игрок должен сделать резкий разбег и высоко прыгнуть, как и для удара, замахнуться и только в самый последний момент вместо удара перебросить мяч одной рукой через руки блокирующих. Обманный удар надо выполнять мягко, кончиками пальцев, а не кулаком или напряженной ладонью, так как тогда трудно будет направить мяч в нужное место. Так же нецелесообразно выполнять этот прием двумя руками — этим противнику преждевременно становится понятен замысел нападающего.

       Направление обманных ударов зависит от особенностей команды противника и от конкретной игровой обстановки. Обычно они выполняются по следующим зонам:

1.       Мяч опускают прямо на руки блокирующих.

2.       Обман производится около сетки вблизи боковой линии.

3.       В среднюю часть линии нападения.

4.       В район задней линии за зоной 6.

3.4.3. Защитные действия

      Под игрой в защите подразумевается прием и передача особо трудных мячей (нападающих, обманных ударов и т. д.). Для правильного выхода под мяч и выполнения верхней передачи в средней стойке в этих случаях у игроков имеется мало времени, и поэтому такие мячи игроки редко принимают способом сверху (только при очень стремительных перемещениях). Чаще трудные мячи игрокам приходится принимать за счет других защитных действий (прием мяча снизу, приемы с падениями).

       При обычных передачах главной задачей игрока является направление мяча в нужном направлении (передача «сразу» на удар и т. д.), а в защитных действиях важно принять мяч, а направление передачи — второстепенная задача, которая выполняется только по мере возможности. Поэтому основной целью игры в защите является безошибочный прием мяча; только при полной уверенности, что это основное действие будет выполнено, игрок имеет право усложнить его передачей мяча в нужном направлении. Практически в особо трудных положениях игроки должны совершенно отказываться от направления мяча в определенное место, а только поднимать мяч без ошибки высоко вверх в пределах своей площадки. Часто игроки при защитных действиях пытаются направить мяч «сразу» на удар и производят грубую техническую ошибку при приеме мяча (захват, двойной удар) — в результате команда теряет очко. Конечно, автор далек от того, чтобы толковать игру в защите как простое подбивание мяча вверх без всякого тактического замысла в любых игровых условиях. Речь идет только о таких моментах, которые таят в себе опасность привести к технической ошибке при приеме мяча. Где этой опасности нет, игроки обязаны не только принять мяч, но и направить его туда, где имеются большие возможности для нанесения неожиданного удара.

       Лучшим способом приема трудных мячей является прием мяча сверху двумя руками в средней стойке. Однако этот прием не может быть основным, так как в большинстве случаев практически его применить невозможно. Сравнительно чаще можно применить прием мяча сверху в низкой стойке и верхнюю передачу с падением-перекатом на бедро-спину; это — целесообразные приемы.

       При приеме мяча снизу используется для удара только твердая часть кисти (кулак, тыльная сторона кисти, боковая поверхность кисти со стороны большого пальца) или предплечья.

       Дополнительным элементом защиты является страховка. Можно выделить несколько видов страховки:

1. Страховка своих блокирующих игроков.

2. Страховка своих игроков, производящих нападающий удар.

3. Страховка своих игроков, принимающих трудный мяч.

4. Страховка своих игроков, слабо владеющих приемом подачи.

       

4. Специальная техническая подготовка

Специальная техническая подготовка включает в себя комплекс упражнений и нагрузок, направленных на формирование следующих качеств волейболистов:

1. Быстрота перемещения;

2. Навык быстрого рывка с места и быстрых ответных действий;

3. Быстрота двигательных реакций и быстрота перемещения;

4. Сила и скорость сокращений мышечных групп, участвующих в выполнении подачи мяча;

5. Сила и скорость сокращений мышечных групп, участвующих при выполнении нападающих ударов;

6. Прыгучесть;

7. Увеличение силы удара.

5. Тактическая подготовка

Тактическая подготовка спортсмена предполагает усвоение теоретических основ спортивной тактики, практическое освоение тактических приемов, их комбинации, вариантов, воспитание тактического мышления и других способностей, определяющих тактическое мастерство.

       Тактическая подготовка сводится к рациональному распределению сил спортсмена в ходе соревнований и целесообразному использованию техники для решения конкретных спортивных задач, к повышению эффективности во взаимодействиях с партнерами по команде или к быстрому переключению с одной системы тактических действий на другую. Тактическая подготовка предусматривает предварительную разработку своих действий и последующую их реализацию в условиях соревнований. Тактическая подготовка формируется исходя из функциональных возможностей спортсмена, технического совершенства, психической готовности, уровня соревнований.

        Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

       Основу тактического мастерства составляют следующие понятия:

     Тактические знания – совокупность представлений о средствах, принципах, видах и формах спортивной тактики, особенностях их применения в тренировочной и соревновательной деятельности избранного вида спорта.

     Тактические умения – форма проявления сознания спортсмена, отражающая его действия на основе тактических знаний. Могут быть выделены умения разгадывать замыслы соперника, предвидеть ход развития соревновательной борьбы, видоизменять собственную тактику и т.п.

      Тактические навыки – это заученные тактические действия, комбинации индивидуальных и коллективных действий.

     Тактическое мышление – это мышление спортсмена в процессе спортивной деятельности в условиях дефицита времени и психического напряжения, непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и навыков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное — кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

  1. Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике;
  2. Создание целостного представления о соревнованиях (условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране);
  3. Изучение основных соперников, сильных, слабых сторон их подготовки. Сбор информации о соперниках;
  4. Разработка плана выступления спортсмена на соревновании, индивидуальной тактики, исходя из готовности, включая все стороны подготовленности (функциональная, техническая, психическая, физическая);
  5. Освоение и совершенствование тактических приемов ведения соревновательной борьбы;
  6. Формирование тактического мышления и непосредственно связанных с ним способностей – наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, предвидения тактических замыслов противника, результатов его и своих действий, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника;
  7. Максимальное использование своих преимуществ и недостатков соперника;
  8. Овладения приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

Виды тактики:

- Наступательная (атакующая);

- Оборонительная (защитная);

- Контратакующая (комбинация защитных и атакующих действий с учетом возникающей ситуации).

      Активная тактика – это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного наступательного боя в боксе к замедленному. Частая смена технических приемов и комбинаций в футболе, гандболе; достижение высокого результата сразу же в первой попытке, заезде, заплыве – в прыжках в длину и в высоту, метаниях, велоспорте, плавании и др.

       Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы сопернику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный «бросок» из-за спины в беге, велосипедном спорте, контратака в боксе, фехтовании, в футболе и др.

    Смешанная тактика – включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

    По характеру применения тактика бывает:

- Индивидуальная (применяемой одним спортсменом);

- Групповая (использование нескольких групп спортсменов с различными действиями);

- Командная (с участием нескольких спортсменов).

Разновидности тактических схем:

  1. алгоритмическая (заранее подготовленную и строго выполняемую вне зависимости от ситуации);
  2. вариантностная (использование спортсменом нескольких тактических схем);
  3. эвристическая (без специальной разработки тактических схем с учетом собственного опыта - новая);
  4. экспромтная тактика (по сложившейся ситуации).

      Тактика спортсменов в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. От решения какой-либо одной из задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда.

     Формы ведения соревновательной борьбы:

1) Тактика рекордов. Основная задача: показать максимальный, рекордный результат. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия основных конкурентов, заставить их

нервничать, менять свои тактические планы.

2) Тактика выигрыша соревнований. Основная задача: победить соперника. Обычно применяют в финальных соревнованиях: «тактика отрыва», «тактика финишного спурта» сохранение сил для финального броска, «тактика изматывания спортсмена».

3) Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом. Основная задача: выиграть соревнования и показать одновременно высший результат.

4) Тактика выхода в очередной тур состязаний. Основная задача: показать результат достаточный для выхода в следующий тур соревнований – четвертьфинал, полуфинал и финал.

6. Интегральная подготовка

Интегральная подготовка- направлена на объединение и комплексную реализацию различных компонентов подготовленности спортсмена — технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной в процессе тренировочной и соревновательной деятельности.

        Дело в том, что каждая из сторон подготовленности формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности.

       В качестве основного средства интегральной подготовки выступают:

-соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня;

-специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные по структуре и характеру проявляемых способностей к соревновательным. При этом важно соблюдать условия проведения соревнований.

       В любом виде спорта интегральная подготовка является одним из важных факторов приобретения и совершенствования спортивного мастерства. Например, в спортивных играх, чтобы играть хорошо, команда должна играть много на протяжении всего года. Выполнение упражнений на технику, или развитие силы, или улучшение гибкости, или совершенствование отдельных тактических элементов и т.д. не может заменить тренировочные и соревновательные игры. Только в играх полностью раскрываются возможности каждого спортсмена, налаживается и закрепляется связь и понимание между ними, совершенствуются технические и тактические навыки, обеспечивается гармоническое развитие всех органов и систем организма, психических качеств и свойств личности в соответствии с требованиями сложной соревновательной обстановки, характерной для данного виде спорта.

       В процессе интегральной подготовки, наряду с общей направленностью, предусматривающей комплексное совершенствование всех сторон подготовленности, целесообразно выделить и ряд частных направлений, связанных с сопряженным совершенствованием нескольких компонентов готовности спортсмена к достижению, — физическое и техническое, техническое и тактическое, физическое и тактическое, физическое и психологическое и т.п.

+   Для повышения эффективности интегральной подготовки применяются разнообразные методические приемы.

      К ним относятся: облегчение, затруднение и усложнение условий выполнения собственно-соревновательных упражнений.

7. Оценочные материалы

Основными показателями реализации комплекта являются:

Объект контроля

Предмет контроля

Периодичность контроля

Спортивно- оздоровительный этап

Контрольная диагностика

Октябрь – апрель  

Сохранность контингента

Сентябрь-декабрь-май

Посещаемость учащихся

Сентябрь-декабрь-март, май

При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось").  Эффективность   обучения  может   определяться и количественно - "сделал столько-то раз".

Формами промежуточной аттестации являются:

Контрольные испытания (тестирование) по общей физической подготовке учащихся по учебным нормативам.

Учёт результатов участия в соревнованиях по календарю спортивно-массовых мероприятий Учреждения, учёт победителей и призёров.

Учёт личностных достижений учащихся на соревнованиях различного уровня.

Физическое развитие и физическая подготовленность

 Тесты для определения скоростно-силовых способностей:

1) Прыжок в длину с места – предназначен для определения «взрывной силы». Тестирование производится из положения стоя, выпрыгиванием вперед двумя ногами, которые отталкиваются одновременно, с приземлением на обе ноги. Результатом считается расстояние от линии старта до ближайшей точки касания пола испытуемым.

2) Бег 30 метров с высокого старта – определяет быстроту преодоления дистанции. Испытуемый встаѐт к линии в положении высокого старта. Как только судья посмотрит на него, он самостоятельно начинает бег с предельной скоростью. В это время судья начинает отсчет по первому движению испытуемого. Результат оценивается согласно времени прохождения всей дистанции.

3) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками,

из положения сед, ноги врозь – используется для оценки скоростно-силовых

способностей. Испытуемый принимает положение сед, ноги врозь. Плечи

находятся на уровне линии отсчета, набивной мяч удерживается над головой двумя руками, испытуемый слегка отклоняется назад и выполняет бросок мяча вперед-вверх, как можно дальше. Из трѐх попыток учитывается наилучший результат. Длина броска измеряется от линии отсчета до ближайшей точки касания мяча с полом.

4) Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами – используется для измерения скоростно-силовых способностей. Испытуемый встает боком к стене и делает отметку на расстоянии вытянутой вверх руки по линейке, которая находится на стене. Затем, он выполняет прыжок вверх, и фиксируется отметка в наивысшей точки прыжка. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50×50 см. Высота выпрыгивания определяется расстоянием между двумя отметками. Из трех попыток учитывается лучший результат.

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

                        в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Тесты на определение ловкости и координационных способностей (общие)

1. Челночный бег: 3 раза по 10 м: определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

2. Статическое равновесие: ребенок встает в стойку — носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги — и пытается удержать равновесие. Время фиксируется секундомером, дается две попытки, в зачет идет лучшее из двух время.

3. Подбрасывание и ловля мяча  диаметром 15-20 см (двумя руками)

4. Отбивание мяча от пола: дается две попытки, отбивать можно чередуя руки.

5. Прыжки через скакалку.

                                   

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких, М. М. Возрастная физиология [Текст] /

М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер – М.: Издательский центр«Академия», 2009. 416 с.

2. Беляева А.В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст] /А. В. Беляева, Л. В. Булыкина. – М.: ФиС, 2007.

3. Беляева, А. В. Волейбол [Текст] / А. В. Беляева, М. В. Савина. –М.: Спорт Академ Пресс, 2002. 368 с.

4. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательныхспособностей человека [Текст] / В. В. Бойко. – М.: Физкультура и спорт,1987.

5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский – М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.

6. Волейбол [Текст]: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, специализ-х ДЮСШ олимпийского резерва, / Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромятников. – М.: Советский Спорт, 2007. 112 с.

7. Волейбол: система и стратегия. / Перевод Бабакина В.Н. Volleyball. I. USA Volleyball (Organization) II. Title: Volleyball systems and strategies. GV1015.3.V66, 2009, 252 с.

8. Дворник, Л. С. Использование отягощений на тренировках [Текст] / Л. С. Дворкин, А. А. Хабаров, С. Ф. Евтушенко // Физкультура и спорт. 1999. №3.

9. Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка. [Текст] / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. – М.: ВЛАДОС, 2000.

10. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю. Д. Железняк. – М.: ФиС, 1978.

11. Жиглова, Т. Ю. Физическая культура [Текст] / Т. Ю. Жиглова. – М.: Спорт, 2001.

12. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. – М.: Лептос, 1994.

13. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. – М: ФиС, 1980.

14. Ивойлов, А. В. Волейбол [Текст] / А. В. Ивойлов. – Минск: Выш. школа, физ. воспитания, 1979. 192 с.

15. Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания [Текст] / А. В. Кенеман. − М.: Сфера, 2002.

16. Клещев, Ю. Н. Волейбол [Текст]/ Ю. Н. Клещев. – М.: Физкультура и Спорт, 2005. 400 с.

17. Кофман, Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

18. Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников [Текст] / З. И. Кузнецова // Физическая культура в школе. – 1975. – №1. 7-9 с.

19. Кукушкина, Г. И. Советская система физического воспитания [Текст] / Г. И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975.

20. Лубышева, Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л. И. Лубышева. – М.: ИНФРА 2004.

21. Лури, Ю. Ф. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст]/ Ю. Ф. Лури. – М.: Феникс, 2003.

22. Лях, В. И. Физическая культура [Текст] / В. И. Лях. – М.: Просвящение, 2001.

23. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории [Текст] / А. П. Матвеев, С. Б. Мельников, – М.: Феникс, 2006.

24. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1998. 364 с.

25. Методика оценки биологической зрелости и физического развития детей и подростков в возрасте 6-16 лет: методические рекомендации / Под ред. А. П. Боярского, Л. М. Цофнаса. – Свердловск, 1988. 108 с.

26. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2002. 456 с.

27. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. [Текст] / Н. Г. Озолин. – М., 2002. 864 с.

28. Петров, П. К. Курсовые и выпускные квалификационные работы  по физической культуре [Текст] / П. К. Петров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 112 с.

29. Решетников, Н. В. Физическая культура [Текст]: учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. – М.: Академия, 2005. 152 с.

30. Романова, Р. Э. Физическая культура [Текст] / Р. Э. Романова. – М.: Юнити, 2003.

31. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. Для студентов вузов / В. М. Смирнов – М.: Владос, 2002. 608 с.

32. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура».: учеб. пособие / Ю. Д. Железняк. – М.: Издат. центр «Академия», 2004.

33. Теория и методика физической культуры и спорта [Текст] / Под редакцией Ю. Ф. Курамшина. – М: Советский спорт, 2004. 464 с.

34. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин. – М., 1987.

35. Фомин, Е. В. Чем выше прыгнешь [Текст] / Е. В. Фомин // Спортивные игры. – 1984. – №7. С. 13.

36. Фурманов, А. Г. Начальное обучение волейболистов [Текст] / А. Г. Фурманов. – Мн, 1976.

37. Фурманов, А. Г. Подготовка волейболистов [Текст] / А. Г. Фурманов. – Минск: МЕТ, 2007. 329 с.

38. Фурманов, А. Г. Волейбол [Текст] / А. Г. Фурманов. – Минск: Соврем. шк., 2009. 240 с.

39. Хедман, Р. Спортивная физиология [Текст] / Р. Хедман. Физкультура и спорт – М.: 1980.

40. Холодов, Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия. 2004. 480 с.

41. Хрипкова, А.Г., Антропова, М.В., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]: учебное пособие / А. Г. Хрипков, М. В. Антропова, Д. А. Фребер. – М.: Просвящение,1990. 319 с.

Приложение 1

Общеразвивающие упражнения

        Упражнения с предметами:

  • общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой, гимнастической скакалкой и гимнастическим обручем;
  • упражнения на осанку с удержанием груза на голове, стоя на месте (движения руками и ногами с разной амплитудой и направлением) и в движении без преодоления и с преодолением препятствий (перешагивание через гимнастическую палку и набивные мячи, передвижение по ровной и наклонной поверхности).

Упражнения с малыми мячами:

  • подбрасывание и ловля мяча правой и левой рукой стоя на месте, с поворотами; подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой, стоя на месте и с поворотами;
  • подбрасывание и ловля мяча с руки на руку, не сгибая рук в локтях (броски и ловля кистями рук);
  • бросок мяча в стену одной рукой и ловля его после отскока двумя и одной, после поворота кругом;
  •  броски мяча в пол и ловля его с отскока поочередно правой и левой рукой, стоя на месте, с поворотами; бросок мяча вверх и ловля его двумя и одной рукой во время ходьбы;
  • бросок мяча в пол и ловля его после отскока во время ходьбы.

Упражнения с небольшими набивными мячами:

  • броски и ловля мяча двумя руками от груди, из-за головы, в парах и тройках (сидя, стоя на месте и при передвижении приставными шагами правым и левым боком); подбрасывание мяча двумя руками вверх и ловля его стоя на месте и с поворотом кругом;
  • броски мяча снизу двумя руками на дальность;
  • бросок мяча снизу двумя и одной рукой в мишень, расположенную на полу.

Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки:

  •  держась за рейку, наклоны вперед и назад, в правую и левую сторону;
  • держась за рейку, маховые движения ногами с максимально возможной амплитудой движения;
  • сгибание и разгибание рук стоя, опираясь на рейку гимнастической стенки.

Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке:

  • Общеразвивающие упражнения, сидя на скамейке верхом (движения головой, руками, туловищем, ногами);
  • сидя на скамейке, продольно с опорой сзади (спереди) поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног, продольные и скрестные движения ногами (согнутыми в коленях и прямыми);
  • прыжки через скамейку поперек с опорой на руки.

 Упражнения с волейбольным мячом на месте

1) И.п. – стойка ноги врозь, мяч перед грудью.

1 – мяч вперёд, поворот головы вправо;

2 – И.п.;

3 – мяч вперёд, поворот головы влево;

4 – И.п.

2) И.п.- узкая стойка, мяч внизу.

1 -  мяч вперёд;

2 – мяч вверх;

3 – мяч вперёд;

4 – мяч вниз.

3) И.п. – широкая стойка, мяч перед грудью.

1 - поворот туловища вправо;

2 – И.п.;

3 – поворот туловища влево;

4 – И.п.

4) И.п.- стойка ноги врозь, мяч вниз.

1 – мяч вверх, правая нога назад на носок;

2 – и.п.;

3 – мяч вверх, левая нога назад на носок;

4 – и.п.

5) И.п.- широкая стойка, мяч внизу.

1 – наклон туловища и мяча к правой ноге;

2 – наклон туловища и мяча к центру;

3 – наклон туловища и мяча к левой ноге;

4 – И.п.

6) И.п. – стойка ноги вместе, мяч вперёд.

1 – Выпад правой ногой вперёд, мяч вверх;

2 – И.п;

3 – Выпад левой ногой вперед, мяч вверх;

4 – И.п.

7) И.п. – ноги врозь, мяч внизу.

1 – выпад правой в сторону, мяч вперёд;

2 – И.п;

3 – выпад левой в сторону, мяч вперёд;

4 – И.п.

8) И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу

1 – Присед, руки с мячом вперед;

2 – И.п;

3 – Присед, руки с мячом вперед;

4 – И.п.

9) И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу.

1 – подбросить мяч;

2 – сделать 3 хлопка перед собой;

3 – поймать мяч;

4 – и.п.

10) И.п. – узкая стойка, мяч перед грудью;

1 – прыжок ноги врозь, мяч вверх;

2 – прыжок ноги вместе, мяч перед грудью;

3 – прыжок ноги врозь, мяч вверх;

4 – прыжок ноги вместе, мяч перед грудью.

6. Перестроение

Упражнения в парах:

1) и.п.- стоя спиной к партнёру, взявшись внизу за руки.

1-2- стойка на носках, руки вверх;

3-4- и.п.

2) и.п.- стоя лицом друг к другу, руки на плечах.

1-3- пружинистые наклоны;

 4-  и.п.

3) и.п.- стоя спиной друг к другу, руки в « замок ».

 1-3- наклоны вправо;

 4- и.п.

 5-8- тоже влево.

4) и.п.- стоя лицом друг к другу, взявшись за руки на уровне плеч.

 1-4- не разъединяя рук поворот вправо на 360;

 5-8- то же влево.

5) и.п.- ст. лицом друг к другу, руки на плечах.

1- полунаклон, мах левой ногой назад;

2- и.п.

3-4- то же правой ногой.

6) и.п.- 1-й в полуприседе, 2-й в ст. за спиной руки на плечах партнёра.

1-2- 1-й разгибая ноги переходит в о.с.2-й слегка отталкиваясь принимает упор о плечи партнёра;

3-4- и.п.

7) и.п.- сед спиной друг к другу взявшись под руки.

1- сед согнув ноги;

2- разгибая ноги лечь на спину партнёра, прогнуться ( партнёр выполняет наклон)

3-4- и.п.

5-8- то же выполняет партнёр;

8) и.п.- ст. спиной друг к другу взявшись под руки.

1-2- присед;

3-4- и.п.

9) и.п.- ст. на одной лицом друг к другу, правой рукой поддерживая поднятую вперёд левую ногу партнёра.

1-4- прыжки по кругу влево;

5-8- то же вправо;

затем смена и.п.(поменять ноги).

Приложение 2

Специальные физические упражнения

Для развития быстроты перемещения:

1. Бег вдоль границ площадки. По сигналу последний в колонне ускоряет бег, обгоняя колонну, бежит впереди, затем обгон начинает следующий занимающийся и т.д. При обгоне применяются и другие перемещения.

2. Бег с изменением направления: обегания препятствий (стоек, набивных мячей) или занимающихся, передвигающихся в колонне.

3. Различные перемещения в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей. Такие упражнения облегчают усвоение заданий с волейбольным мячом, наряду с развитием скоростно-силовых способностей, особенно тех, которые связаны с различными перемещениями волейболистов.

4. Бег с высокого и низкого старта 20-30 м с максимальной скоростью лицом вперед, спиной вперед, быстрое передвижение на сильно согнутых ногах. То же, но передвижение приставными шагами и левым боком вперед, лицом вперед, двойными шагами и скачками. (Во время передвижения одним из указанных выше способов выполнять ускорения в определенных зонах площадки или в ответ на сигнал тренера).

5. Соревнования в беге 30-60 м, а также на быстроту перемещения другими способами (обязательно с учетом времени).

6. Специальные эстафеты с бегом, передвижением приставными шагами и различным сочетанием перемещения, а также с переноской груза (набивных мячей) и преодолением препятствий.

                 Привитие навыков быстрого рывка с места и быстрых ответных

действий:

1. Бег с остановками и изменением направления. "Челночный" бег 3х10 м., (общий пробег за одну попытку – 20-30 м), отрезок вначале пробегается лицом вперед, а потом – спиной вперед и т.д.

2. По принципу "челночного" бега передвижение приставными шагами. Задания усложняются, занимающиеся передвигаются с набивными мячами в руках по треугольнику, прямоугольнику

3. По зрительному сигналу бег 10–15 м из различных исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа на спине и на животе (по отношению к стартовой линии волейболист принимает самые разнообразные положения).

Развитие быстроты двигательной реакции и быстроты перемещения.

Для развития быстроты двигательной реакции и быстроты перемещения полезно во время перемещения обучающихся различными способами выполнять разные задания в ответ на зрительные или слуховые сигналы. Эти упражнения можно разделить на следующие группы.

1. Способ передвижения постоянный, по сигналам меняется

направление движения.

2. Способ перемещения и направления постоянные, изменяется

скорость (ускорение).

3. Направление передвижения волейболистов постоянное, по сигналам изменяется исходное положение или способ перемещения.

4. Способ и направление постоянные, по сигналу выполняются имитационные упражнения.

5. Сочетание упражнений 1–4 групп.

Примерные задания по группам упражнений:

Группа 1.

1. Волейболисты перемещаются приставными шагами в правую сторону; если тренер-преподаватель подкидывает (или поднимает) мяч, следует остановиться, развернуться и начать перемещение в левую сторону; по сигналу – снова произвести разворот и снова продолжить движение в правую сторону и т.д.

2. Волейболисты совершают пробежку, если тренер-преподаватель поднимает (или подкидывает) мяч одной рукой - это сигнал для перехода на приставные шаги правым боком вперед; если опускает (или бросает) мяч вниз – это сигнал для перехода на приставные шаги левым боком вперед; если наставник поднимает мяч двумя руками, занимающиеся начинают бег спиной вперед (можно варьировать задания).

Группа 2.

Обучающиеся передвигаются шагом вокруг зала, по сигналу они переходят на бег (8-10 м), затем снова переходят на ходьбу и т.п.

Группа 3.

1. Волейболисты перемещаются приставными шагами вправо, по сигналу наставника, необходимо повернуться левым боком и продолжить перемещения.

2. Во время бега спиной вперед: если тренер-преподаватель отводит руку с мячом в сторону – выполняется остановка и делаются три-четыре приставных шага в сторону соответствующую отведенной руке.

Группа 4.

Во время передвижений сигналом служит: подбрасывание мяча – для имитации верхней передачи с последующим падением на грудь; поднятие мяча – сигнал для имитации передачи снизу и выполнения имитации нападающего удара. Следовательно, на каждый сигнал наставника воспитанники должны отреагировать соответствующим ответным действием.

Группа 5.

Сочетания предполагают собой максимальную заинтересованность, однако приступать к ним надо весьма очень осторожно, только лишь после отличного освоения обучающимися более простых заданий. Примерные сочетания упражнений:

1. Во время бега, по сигналу: бросок мяча вверх – ускорения 6-8 м, удар мяча об пол – переход на шаг.

2. Во время перемещения, по сигналам: ускорение (имитация нападающего удара) или остановка (имитация приема мяча снизу).

3. Упражнения с изменением направления и способа передвижения: при броске мяча вверх — ускорение лицом вперед, при ударе мяча об пол — остановка и ускорение назад спиной вперед. Возможен вариант с осложнением задачи, использовав отвлекающие действия (имитация броска мяча вверх, но бросить его об пол; при сигналах с подбрасыванием и поднятием мяча, руку выносить медленно, а в последний момент - подбросить мяч и т.д.).

Формирование силы и скорости сокращений мышечных групп,

участвующих в выполнении подачи мяча:

1. Круговые движения руками с большой амплитудой и максимальной скоростью.

2. Упражнение с резиновой лентой сопротивления. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор закреплен на уровне плеча), руки находятся за головой и держат ленту, движение рук из-за головы вверх и вперед. То же самое, но можно выполнять одной рукой (поочередно правой и левой). То же, но амортизатор укреплен на уровне коленного сустава, а обучающийся стоит рядом со стенкой. Выполняются движения рук вперед, затем вверх.

3. Упражнения с резиновой лентой сопротивления. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы закреплены на уровне коленного сустава), движение руками вперед, затем вниз. То же, но выполняется только правой рукой с шагом левой ноги вперед (имитация нижней прямой подачи).

4. Упражнения с резиновой лентой сопротивления. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой вперед и вверх (имитация верхней прямой подачи).

5. Упражнения с набивным мячом (весом 2 кг). Броски набивного мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием в грудной части при замахе.

6. Упражнения с набивным мячом (весом 1 кг). Бросок мяча снизу одной рукой над головой: справа-налево, и наоборот.

7. Броски набивного мяча (весом 1 кг). Бросок набивного мяча "крюком" через сетку.

8. Упражнения с волейбольным мячом. Улучшение ударного движения при верхней прямой подачи по мячу на резиновых растяжках.

9. Упражнения с волейбольным мячом. Верхняя прямая подача с наибольшей силой в волейбольную сетку. То же самое, но выполняется подача мяча другой рукой.

Формирование силы и скорости сокращений мышечных групп,

участвующих при выполнении нападающих ударов:

1. Упражнения с резиновой лентой сопротивления. Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор закреплен на уровне головы), производится имитация нападающего удара в прыжке (сначала правой рукой, затем - левой).

2. Упражнения с набивным мячом (весом 2 кг). Броски набивного мяча из-за головы двумя руками в пол с активным движением кистями сверху вниз. Упражнение сначала выполняется стоя на месте, затем в прыжке (бросать мяч перед собой в площадку, где находится гимнастический мат). В следующем упражнении и.п. - мяч внизу перед туловищем. В прыжке надо выполнить замах назад и сделать бросок из –за головы в высшей точке взлета.

3. Броски набивного мяча (весом 1 кг). Броски набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками в прыжке через сетку высотой 220–230 см.

4. Броски набивного мяча (весом 1 кг). Броски набивного мяча весом 1 кг "крюком" в прыжке через сетку. Упражнение выполняется в парах.

5. Имитация прямого нападающего ударов. Занимающиеся держат в руках мешочки с песком, либо теннисные мячи со свинцовой дробью внутри.

Затем выполняют имитацию, упражнение выполняется в парах.

6. Метание теннисного мяча (правой и левой рукой) в цель на полу. Расстояние до цели 6–8 м, метание выполняется с места, с разбега, в прыжке – вне сетки и в прыжке через сетку. Можно провести соревнование на точность метания теннисных мячей.

7. Совершенствование ударного движения нападающего удара на мяче на резиновых растяжках. То же самое упражнение, но уже у волейбольной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой. То же, но на руке укрепляется отягощение (от 50 до 200 г) в строгой последовательности: плечо, предплечье, кисть. Удары выполняются сериями по 6–8 ударов с паузами отдыха по 2 мин.

8. Поочередное нанесение серий по 10 ударов рукой с последующим 20-секундным отдыхом.

9. Поочередное выполнение с наибольшей частотой по 10 сек. Ударов руками, а затем - бега на месте, с последующим отдыхом в течение 20 сек.

10. Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке вверх на месте.

12. Осуществление фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с сосредоточением усилия в одном из них. Начинать с двух ударов в серии, затем постепенно повышать их число.

13. Прыжки на скакалке, стараться время от времени "прокручивать" ее руками более одного раза за один подскок.

14. Потряхивание с максимальной частотой кистями рук или ступнями ног вправо-влево или вверх-вниз. Выполнять 2 - 3 серии через 1 - 2 мин. отдыха, заполненного выполнением медленных плавных движений.

15. Постоянными скоростными ударами, обращенными на листок тонкой бумаги, достигать того, чтобы без контакта с бумагой все время стараться прижимать ее к стене.

Развитие прыгучести:

1. Приседание в присед и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх. То же самое, но упражнение выполняется с набивным мячом в руках.

2. И.п. стоя на гимнастической стенке, правая нога согнута, левая опущена вниз; держась руками за рейку на уровне груди, происходит быстрое разгибание ноги (при этом от стенки нельзя отклоняться). То же самое упражнение, но уже на левой ноге.

3. Непрерывные броски мяча над собой стоя, в прыжке и последующая ловля после приземления.

4. Стоя на расстоянии 2-2,5 м от стены с набивным мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх в стену, приземлиться, тут же снова подпрыгнуть и поймать мяч и т.д., прыжки производятся равномерно, без лишних подскоков. То же, но мяч подбрасывается вверх.

5. Стоя у стены с баскетбольным мячом в руках, броски мяча о стену и последующая ловля в прыжке.

6. Прыжки на одной и обеих ногах, прыжки на месте и в движении лицом вперед, прыжки в движении боком вперед и прыжки в движении спиной вперед. Всѐ то же самое, но с отягощением (с двумя или тремя набивными мячами в руках, либо с отягощением на ногах).

7. Многократные прыжки вверх на сложенные гимнастические маты (высота матов и количество прыжков подряд постепенно увеличиваются).

8. Прыжки вниз с двух или трех гимнастических скамей, либо с гимнастической стенки на гимнастические маты.

9. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением преград (гимнастические скамейки, набивные мячи, гимнастические палки, легкоатлетические барьеры).

10. Прыжки вверх с доставанием скакалок, отталкиваясь одной ногой, двумя ногами с места. То же, но прыжки с разбега.

Упражнения на растяжку для рук (для увеличения скорости удара):

Выполнять эти упражнения следует только после тщательной разминки рук и, особенно, локтевого сустава.

1. Положить обе руки на плечи. Руки расслаблены. По очереди выкидывать руки вперед, не напрягая их, как будто стряхивается с кончиков пальцев вода. Затем, то же самое выполнить, только руки выбрасываются в стороны. То же самое можно выполнить опустив руки вниз, и потряхивать руками. Можно начать с 10–12 повторений на каждую руку и постепенно довести до 40.

2. Расположить одну руку перед собой ладонью от себя. Другой рукой схватить первую руку за пальцы. Вытягивайте руку перед собой, другой рукой отгибая кисть и пальцы на себя. То же самое проделать и с другой рукой. Повторять от 20 до 30 раз на каждую руку.

Приложение 3

Специально- подготовительные упражнения (интегральная подготовка)

1. Совершенствование технических приемов с высокой интенсивностью (перемещение — остановка — передача; нападающий удар — передача; нападающий удар — прием мяча снизу; прием мяча снизу — имитация блока; передача мяча на удар — блок; передача мяча на удар — нападающий удар). Каждая пара упражнений выполняется многократно.

2.    Последовательное выполнение комплекса приемов без пауз: подача, прием мяча снизу, передача мяча сверху на удар в прыжке, перемещение к месту подачи. Повторить 4—6 раз.

3.  Серийное выполнение нападающих тактических действий (розыгрыш 6—10 подач в каждой расстановке).

4.  Серийное выполнение защитных тактических действий (прием 6—10 нападающих ударов в каждой расстановке).

5.   Нападающий удар после приема подачи нападающим игроком, самостраховка, прием 2—3-х мячей в защите. Повторить задание 4-6 раз.

6.   Чередование игры в волейбол с игрой в баскетбол (10 мин — волейбол, 5 мин — баскетбол) — 2—3 раза, отдых между играми — 2—3 мин.

7.   Упражнения на переключение с одних технико-так- тических действий на другие (групповые действия): нападение — защита; защита — нападение; защита — нападение — защита; нападение — защита — нападение. Задача: держать мяч в игре с переходом после розыгрыша одной-двух подач.

Приложение 4

Техника защиты

Техника перемещений.

Техника перемещений в защите включает стартовые стойки, ходьбу, бег, скачок. Она аналогична перемещениям в нападении.

Техника противодействий.

     Приём мяча. Это технический приём защиты, позволяющий оставить мяч в игре после нападающих действий соперника. Осуществляют его тремя способами: двумя руками сверху, двумя руками снизу, одной рукой снизу.

      Прием мяча снизу одной и двумя руками. Приём снизу – это основной приём защитных действий. Приём снизу двумя руками является основным способом приёма мяча в современной игре. Перемещаются к месту встречи с мячом шагом, скачком или бегом. В последнем стопорящем шаге руки выносят вперёд, вытянутыми и напряжёнными, кисти соединяют, образуя своеобразный «замок ». Целесообразно ставить одну ногу впереди другой: ОЦТ тела при этом опускается, ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено. Лучше всего располагать руки перпендикулярно траектории полёта мяча. При приближении мяча встречное движение начинают ноги: их разгибают в коленях, тело игрока поднимается вверх и несколько вперёд (угол примерно 20°). Ноги выпрямляют быстро и энергично, что создаёт для рук начальную скорость движения. Руки включают в работу несколько позже: скорость их движения растёт незначительно. Удар по мячу выполняют предплечьем. Время контакта с мячом весьма невелико, поэтому сопровождающее движение рук имеет смысл для контроля за направлением полёта мяча. При этом ноги почти полностью выпрямляют, руки вытягивают вперёд.

        Приём мяча снизу одной рукой. Таким образом принимают мячи, летящие далеко от игрока, после предварительного перемещения или выпада. При приближении мяча ладонь должна преграждать ему путь. Ударное движение выполняет только рука, ноги в нём не участвуют. Пальцы рук напряжены, сжаты; можно ударять кулаком или ладонью. Такой приём можно выполнять на месте, после перемещения и в падении на бедроспину и на грудь, если мяч летит далеко от игрока.

       Падение – важный элемент игры в защите. Падение – это крайняя ситуация, когда уже по-другому мяч принять невозможно. Существует несколько видов падения:

- падение вперед (на грудь). Само падение происходит как бы волной, вначале нужно подбить мяч, а затем как бы смягчить приземление руками, перескальзывая на грудь;

- падение в сторону (перекат). Это падение делается в сторону за мячом. Вначале рука скользит по площадке (это необходимо, когда мяч очень близко к площадке) пока полностью не вытягивается, затем рука оставляется в таком положении и идет кувырок через плечо (такое падение делается и влево и вправо). В случае переката важно выбрать, какой рукой доставать мяч. Необходимо, чтобы само движение руки возвращало мяч в площадку. То есть, если вы играете в 1-й зоне, то мячи, падающие в районе боковой линии, надо возвращать правой рукой. Соответственно, если то же

самое в 5-й зоне, то левой.

     Блокирование – это действие игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом рук блокирующих выше верхнего края сетки.

      Блок – технический приём защиты, с помощью которого преграждают путь мячу, летящему после нападающего удара. Выполняют его в подавляющем большинстве случаев после перемещения. Игрок стоит около сетки, лицом к ней; ноги на одном уровне на ширине плеч, согнуты в коленях, стопы параллельны. Руки согнуты в локтях, кисти перед грудью. Игроки перемещаются к предполагаемому месту встречи с мячом на расстояние до 2 м скачком, на 2-3 м – приставными шагами, более 3 м – обычным бегом, поворачиваясь затем к сетке лицом. Последний шаг выполняют, как напрыгивающий и стопорящий (по типу разбега к нападающему удару). Если при нападающем ударе стопор приходится на пятку, то в блоке стопорящее движение осуществляется внутренней частью стопы.

После перемещения бегом игрок предварительно поворачивается к сетке, а затем выполняет стопорящее движение. Другую ногу приставляет на ширине плеч, затем приседает и одновременно несколько опускает локти. Движение во время прыжка начинают руки, затем ноги. Отрываясь от опоры, игрок выносит руки над сеткой так, чтобы они остались согнутыми в локтях. Предплечья имеют небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены и оптимально напряжены, ладони параллельны  сетке. При блоке у края сетки ладонь одной руки, ближней к краю сетки, повернута под углом; это также относится к блокированию ударов с переводом. При приближении мяча руки разгибают в локтевых суставах и двигают вперёд-вверх. Одновременно кисти сгибают в лучезапястных суставах; пальцы двигаются вперёд-вниз. При ударе по мячу кисти амортизируют удар и направляют мяч вперёд-вниз, на сторону противника. После завершения блока кисти поднимают вверх, игрок опускается и приземляется на согнутые ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе

Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...

Практика применения скоростно-силовых качеств и средства развития скоростно-силовых качеств.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы построения и содержания тренировочных занятий для развития скоростно-силовых качеств ...

Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.

ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям  СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...

Методика развития скоростно-силовых способностей в студенческой команде по мини-футболу.

В контексте освоения студентами игры в мини-футбол важное место занимают вопросы организации из разной степени и уровня подготовленности игроков временных и постоянных команд как формы социального раз...

Собственное учебно-методическое пособие "Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте"

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой...

Развитие скоростно -силовых качеств пловца

Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенст...