Доклад на тему: Развитие скоростно-силовых качеств борцов
материал

Доклад на тему: Развитие скоростно-силовых качеств борцов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx60 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основы формирования скоростно-силовых качеств

Особенности развития скоростно-силовых качеств у спортсменов

Физиологические особенности спортсменов-юниоров

Анализ научно-методической литературы по методике развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ЮНИОРОВ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

Средства и методы развития скоростно-силовых качеств

Скоростно-силовая подготовка борцов-юниоров

Практика применения скоростно-силовых качеств

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров по вольной борьбе

Тестовые упражнения для оценки скоростно-силовых способностей.

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В последние годы интерес к такому виду спорта, как вольная борьба набирает всю большую популярность. Вольная борьба зародилась в конце XIX века в Великобритании, затем стала популярной в других странах Европы, Азии, Америки, Африки. Вольная борьба - это единоборство двух спортсменов. С помощью различных технических приемов - захватов, бросков, переворотов, подножек, подсечек и многих других приемов, каждый из соперников стремится положить другого на лопатки и добиться победы.

Этот вид спорта требует больших физических нагрузок и подготовки. Рост спортивного мастерства зависит от степени развития физических качеств, функциональных возможностей организма спортсмена, которые в значительной мере определяют индивидуальные особенности занимающихся на всех этапах спортивной подготовки. Ведь хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.

Данная тема выбрана и разработана не случайно. Среди актуальных проблем физического воспитания у школьников значительное место занимает развитие у юных спортсменов основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности, вестибулярной устойчивости и других качеств). Особое место в развитии двигательных возможностей занимают скоростно-силовые способности, высокий уровень развития которых играет большую роль при достижении высоких результатов во многих видах спорта. Проблемы в развитии каких-либо качеств у борца и любого спортсмена могут привести к тому, что спортсмен не достигнет наивысших и стабильных спортивных результатов. Немаловажную роль в подготовке борца-юниора играют скоростно-силовые качества. Актуальность темы состоит в подборе средств и методов, развивающих скоростно-силовые качества спортсменов-юниоров, с учетом их физиологии. Задача повышения развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров по вольной борьбе еще достаточно не рассматривалась, что и определяет актуальность нашей работы.

Цель исследования: определение методических средств и методов повышения надежности развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров по вольной борьбе.

Объект исследования: процесс развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров.

Предмет исследования: средства и методы развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров по вольной борьбе.

Гипотеза: предполагается, что рациональное соотношение средств и методов специальной физической подготовки позволит повысить надежность развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров, если при разработке программы подготовки будут учтены физиологические особенности спортсменов-юниоров, современные особенности соревновательной деятельности, а также индивидуальное планирование объемов и интенсивности тренировочных средств, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у спортсменов-юниоров по вольной борьбе.

Исходя из цели и гипотезы, перед нами стоят следующие задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
  • Описать физиологические особенности спортсменов-юниоров;
  • Определить роль скоростно-силовых качеств у спортсменов по вольной борьбе;
  • Разработать план проведения эксперимента;
  • Выявить наиболее эффективные методы развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров по вольной борьбе.

Научная новизна: Разработка методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров по вольной борьбе.

Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы для работы со спортсменами-юниорами на тренировках по вольной борьбе для улучшения эффективности достижения высоких спортивных результатов и качества физической подготовки.

Экспериментальная база:

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА I ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основы формирования скоростных способностей

Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью.

Существенная динамика скоростной выносливости наблюдается в возрасте 12-15 лет. Скорость бега у юношей увеличивается с 8-летнего возраста. За период подготовки (от 8 до 18 лет) скоростные возможности у юношей повышаются в среднем на 20-25%.

Изменение скорости бега с возрастом происходит неравномерно. Этап начального обучения не отличается выраженным ростом скоростных способностей. Прирост скорости бега на этом этапе не превышает 3-4%. Наибольший прирост ее величины заметен в период с 11 до 15 лет. Так, прирост скорости бега на 15 и 30 м в этот период составляет около 17%. Это говорит о том, что этап специализации является предпочтительным, с точки зрения воспитания скоростных возможностей юных футбол истов.

В период от 8 до 11 лет темпы прироста скоростно-силовых качеств незначительны и не превышают 7-8%. Это связано с низкими возможностями детей данного возраста.

Этап спортивной специализации характеризуется ускоренными темпами роста рассматриваемого качества. Существенный прирост скоростно-силовых качеств на этом этапе объясняется повышением скоростных качеств (особенно быстроты, темпа движения) в возрасте от 10-11 до 13-14 лет и естественным ростом силовых возможностей детей и подростков в 14-16 лет.

Особенности развития скоростно-силовых качеств у спортсменов

Быстрота - это способность осуществлять движения с определенной скоростью благодаря подвижности мышц. Она зависит от мышечной силы. Чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление нагрузки, инерции покоя, массы тела и т.д. наиболее ценным качеством для спортсмена является скоростная сила, так как от нее зависит частота движений. Быстрота характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Определяется быстрота подвижностью нервных процессов, координацией мышц со стороны центральной нервной системы, особенностями строения и сократительными свойствами мышц. Развитие скоростной способности - это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения. Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью.

Этап спортивной специализации характеризуется ускоренными темпами роста рассматриваемого качества. Существенный прирост скоростно-силовых качеств на этом этапе объясняется повышением скоростных качеств (особенно быстроты, темпа движения) в возрасте от 10-11 до 13-14 лет и естественным ростом силовых возможностей детей и подростков в 14-16 лет.

13-15 лет является наиболее благоприятным возрастом для воспитания скоростно-силовых качеств.

Целенаправленных занятий на воспитание скоростно-силовых качеств, общей и скоростной выносливости на этапе начальной подготовки, как правило, не проводится. Воспитание этих качеств проходит в основном в занятиях с комплексной направленностью.

Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей, трудности её решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Особенно строгое нормирование необходимо, когда они применяются для усиления требования к скоростно-силовым способностям в скоростных движениях, которые в естественных условиях выполняются с незначительными внешними отягощениями или вовсе без них. Дополнительные отягощения здесь жестко лимитируются — так, чтобы они не искажали структуры и не ухудшали качество действий.

Другой методический подход основан на использовании тонизирующего следового аффекта, который создается преодолением повышенного отягощения непосредственно (за несколько минут) перед выполнением скоростно-силового упражнения. Например, короткая серия подъемов штанги большого веса перед прыжками или метаниями может способствовать проявлению повышенной мощности движений в прыжках или метаниях. Содействующим фактором здесь служит, по всей вероятности, прежде всего остаточное нервно-мышечное возбуждение предшествующим интенсивным напряжением. Этот эффект не постоянен, он достигает лишь при адекватном регулировании тонизирующей нагрузки и следующего за ней интервала отдыха.

Действенность скоростно-силовых упражнений в какой-то мере пропорциональна частоте включения их в недельные и более протяженные циклы при условии, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше увеличивать достигнутый уровень скорости движения.

Исходя из этого и нормируют суммарный объем скоростно-силовых упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним из основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинаются замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторение. Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяют выполнить их в каждом занятии серийно, используя несколько повторений в каждой серии. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки, отсюда вытекает правило использования скоростно-силовых упражнений - «лучше заниматься чаще, но немного». В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и нетравмоопасного выполнения скоростно-силовых действий является основательная разминка, средствами которой служат вспомогательные гимнастические и специально- подготовительные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движения.

Особенно тщательная подготовка и строгое нормирование нагрузки требуются при использовании скоростно-силовых упражнений ударно-реактивного воздействия. Концентрированное применение таких упражнений с предельно выраженным моментом мгновенного перехода от уступающих к максимально мощным преодолевающим усилиям, оправдано после, завершения возрастного созревания опорно-двигательного аппарата и при условий систематической разносторонней подготовки. Даже в тренировке квалифицированных спортсменов граничные объемы таких нагрузок сравнительно невелики. Согласно опытным данным их рекомендуется нормировать примерно в следующих пределах: число повторений в одной серии 5-10 движений, число серий в рамках отдельного занятия 2-4.

При развитии скоростной силы важным, условием успехом является максимально возможное расслабление мышц перед каждым повторением упражнения. В более длительных паузах между сериями рекомендуется выполнять упражнения махового характера, расслабляющие и растягивающие мышцы. [19 Рябинин С.П.]

Физиологические особенности спортсменов-юниоров

Современный спорт отличается острейшей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей человека. Высокий уровень спортивных достижений предъявляет особые требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков. [Л.Л. Головина, 1981]

Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.

Ермолаев Ю.А. отмечает, что юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Физическое развитие юниоров существенно отличается от развития в предшествующие годы. В период от 13 до 16 лет наблюдается интенсивный рост размеров сердца. После полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза. Это приводит к тому, что объем сердца перестает соответствовать развитию сосудов, что является одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. К 17 годам по своему физическому развитию (рост, вес, емкость легких, сила мышц и пр.) юные спортсмены вплотную приближаются к юношам и девушкам старшего возраста или даже к взрослым спортсменам. В целом же юноши 16—17 лет, еще далеко не взрослые люди, и специфика их физиологии не позволяет им применять высокоинтенсивные тренировочные нагрузки в таком объеме, в каком их применяют взрослые высококвалифицированные спортсмены. В этом возрасте для юношей и девушек характерны осознанное отношение к тренировочным занятиям, сила привычки и любви к избранному виду спорта, у них появляются уверенность или надежда на достижение высоких спортивных результатов. Анатомо-физиологические и психологические изменения в процессе возрастного развития отражаются и на проявлении физических качеств. Например, в 14 лет выносливость составляет примерно 70% выносливости взрослых, а в 16 — 80%. Показатели силы мышц на 1 кг собственного веса приближаются к уровню взрослых спортсменов в 13—15 лет, а показатели максимальной силы — к 17—19 годам. К 17 годам быстрота и ловкость спортсменов в основном остаются на приобретенном уровне. Таким образом, у 17-летних спортсменов в основном завершается формирование всех физических качеств. Тренировочный процесс приобретает ярко выраженный характер углубленной специализации. Главная цель подготовки на данном этапе состоит в дальнейшем совершенствовании общей и специальной физической подготовленности; освоении и совершенствовании акробатических элементов и связок категории юниоры, ознакомление с акробатикой «В» и «А» классов; повышении психологической подготовленности; участии в различных соревнованиях. [6]

Организация тренировочного процесса и подготовка спортсменов категории «юниоры» основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки, которые сформулированы в специфических принципах тренировки:

1. Принцип единства общей и специальной физической подготовки;

2. Принцип систематичности и последовательности тренировочных нагрузок;

3. Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок;

4. Принцип волнообразности динамики нагрузок;

5. Принцип цикличности построения процесса ФП;

6. Принцип возрастной адекватности физических нагрузок.

Л.Л. Головина утверждает, что одним из основных критериев биологического возраста является скелетная зрелость, или "костный" возраст [5].

В учебном пособии «Возрастная физиология» Ермолаев Ю.А. пишет, что в старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный отдел, а медленнее - шейный отдел. К 25 годам позвоночник достигает окончательной высоты. Так как конечности растут быстрее позвоночника, по сравнению с ростом тела рост позвоночника отстает. В этот период продолжается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Грудная клетка усиленно развивается, а позвоночный столб становится более прочным и они уже способны выдерживать значительно тяжелые нагрузки. [7]

А Н.В. Зимкин отмечает то, что к 17-18 годам у старших школьников срастаются нижние сегменты тела грудины. В 17-18 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки. Рост тела у старших школьников замедляется, а у некоторых заканчивается. У юношей 17-18 лет кости становятся более толстыми и прочными, явно преобладает рост в ширину, но процессы окостенения до конца не завершаются. Также происходит увеличение мышечной массы за счет роста диаметра мышечного волокна. В течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%, так увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно.

Мышцы нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей развиваются в более быстром темпе. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 18 лет - 15-20 кг.

Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц. Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. После 15 лет движения становятся более пластичными.

Я.М. Коц отмечает, что в 17-18 лет заканчивается формирование всех отделов двигательного анализатора. В процессе развития опорно-двигательного аппарата изменяется развитие двигательных качества мышц (быстрота, сила, ловкость и выносливость) происходит не равномерно. Прежде всего, развиваются быстрота и ловкость движений. Быстрота определяется тремя показателями: скоростью одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой движений.

Т.А. Аникина и Л.Г. Ковтун, в своей работе отмечают, что к 17-18 годам скорость одиночного движения достигает уровня взрослого. А также длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых.

У спортсменов категории «юниоры» тренировка оказывает существенное влияние на развитие ловкости. У нетренированных подростков того же возраста точность движений в 2 раза ниже, чем у старших классов, которые занимаются спортом.

В последнюю очередь совершенствуются способности быстро решать двигательные задачи в различных ситуациях. Наиболее значительные темпы увеличения показателей гибкости в движениях, совершаемых с участием крупных звеньев тела (например, в предельных наклонах туловища), наблюдаются, как правило, до 13-14летнего возраста. Затем эти показатели стабилизируются и, если не выполнять упражнений, направленно воздействующих на гибкость, начинают значительно уменьшаться уже в юношеском возрасте.

Наибольший прирост силы наблюдается в среднем и старшем школьном возрасте, особенно увеличивается сила с 13-15 до 17-18 лет.

Позже других физических качеств развивается выносливость. Интенсивный прирост выносливости к динамической работе наблюдается с 11-12 лет. Также интенсивно с 11-12 лет возрастает выносливость к статическим нагрузкам. В целом к 17-18 годам выносливость школьников составляет около 85% уровня взрослого. Своего максимального уровня она достигает к 25-30 годам утверждает Ю.А. Ермолаев. [7]

Минутный объем дыхания (МОД) в 17-18 летнем возрасте составляет 110 мл/кг. Относительное падение МОД в подростковом и юношеском возрасте совпадает с ростом абсолютных величин этого показателя у не занимающихся спортом. Величина максимальной легочной вентиляции (МВЛ) в подростковом и юношеском возрасте практически не изменяется и составляет около 1,8 л в минуту на кг веса. Систематические занятия спортом способствуют росту МВЛ (Л.Л. Головина, 1981).

Закономерные возрастные увеличения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) у спортсменов выше, чем у не занимающихся спортом. Соотношение ЖЕЛ и веса (жизненный показатель) выше всего у подростков и юношей, занимающихся циклическими видами спорта. С возрастом повышается устойчивость к недостатку кислорода в крови (гипоксемия). В 17-18 - летнем возрасте наблюдается увеличение продолжительности восстановительного периода с 28,8 до 52,9 секунд. Подобные изменения являются результатом нейрогуморальных перестроек, связанных с периодом полового созревания подростков [Н.В. Зимкин, 1975].

У подростков и юношей быстрее, чем у взрослых снижается содержание сахара в крови. Это объясняется не только меньшей экономичностью в расходовании энергетических ресурсов, но и совершенствованием регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь. Абсолютных запасов углеводов у подростков и юношей также меньше, чем у взрослых. Поэтому возможность длительной работы подростками и юношами ограничена.

Особенности физического развития школьников в связи с возрастом и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеют немаловажное значение для правильного решения многих вопросов педагогической практики. В результате исследований врачей, физиологов и педагогов накоплено большое количество данных, характеризующих возрастные особенности организма детей, подростков и юношей при занятиях физической культурой и спортом.

Возрастные изменения носят неравномерный характер. Периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Индивидуальное развитие организма происходит гетерохронно, т.е. различные органы и системы формируются в различные сроки. В отдельные периоды жизни, например в период полового созревания, гетерохрония может усилиться. В условиях современной цивилизации, в условиях снижения естественной двигательной активности наиболее эффективным, целенаправленным воздействием на организм следует считать систематические занятия физическими упражнениями.

Анализ научно-методической литературы по развитию скоростно-силовых качеств спортсменов-юниоров

Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.

Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

Опыт спортивной практики и специальные исследования В.М. Дьячкова, показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия). [Дьячков В.М, 1957-1970]

Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно-силовых качеств и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая отяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.

Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнении упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как на одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе годичном тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых способностей при выполнении основного упражнения. Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.

Экспериментальные исследования показали, что избежать перечисленные недостатки помогают применения метода вариантного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных соревновательных и утяжеленных сопротивлений в ходе как одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичных тренировки.

Исследования показали также, что метод вариантного воздействия эффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового - скоростного компонентов скоростно-силового потенциала.

В процессе совершенствование скоростно-силовых качеств помощью метода вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.

При выполнении основного упражнения применяется комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействий и повторный; для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.

В видах спорта, в которых на соревнованиях спортсмену приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться за счет: а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле спортсмена; б) преодоления дополнительного сопротивления на велостанке; в) преодоления сопротивления электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бега на подъем 10-15 и др.

Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться:

а) в прыжковых упражнениях - выполнение разбега под уклон;

б) бег под уклон.

При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100 % максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия. Опыт спортивной практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала является те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один - три раза.

При развитии скоростно-силовых способностей интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80-90 %), субпредельной (90-95 %) и предельной (100 %) на данный период времени. В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.

При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100 %) и субпредельной (90-95 %). Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью-2-3 раза, с околопредельной- 3-5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации. Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд. Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнились в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки. Интенсивность выполнения упражнений и объем средств развития специальных скоростно-силовых способностей взаимосвязаны. В начале процесса развития скоростно-силовых способностей упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсивностью (80-90 %, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90-95 %) и предельную (100 %) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивностью объем их несколько уменьшается. Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90-95 % от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно- силовых способностей.

Применения средств в объеме, равном 100 %, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсированное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых способностей.

Также необходимо учитывать, что на прирост силы спортсмена влияют и педагогические факторы:

  • объем нагрузки;
  • быстрота выполнения силовых упражнений;
  • величина и характер отдыха;
  • количество упражнений в подходе;
  • количество подходов;
  • организованность и трудолюбие спортсмена;
  • волевая подготовка спортсмена;
  • мотивация;
  • количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном);
  • систематическое, планомерное и обоснованное использование скоростно-силовых упражнений;
  • разнообразие комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы).

Шамаев Н.К. выявил, что уровень скоростно-силовой подготовки юношей Севера намного ниже, чем у жителей средней полосы, «юноши - якуты имеют несколько лучшую относительную подготовку, чем русские - северяне».

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ЮНИОРОВ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

Средства и методы развития скоростно-силовых способностей

Принято выделять три основные (элементарные) разновидности проявления скоростных качеств:

• скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

• частоту движений;

• латентное время реакции.

Между показателями скорости одиночного движения, частоты движений и латентного времени реакции у разных людей корреляция очень мала. Например, можно отличаться очень быстрой реакцией и быть относительно медленным в движениях и наоборот. Имея это в виду, говорят, что элементарные разновидности скоростных качеств относительно независимы друг от друга.

В практике приходится обычно встречаться с комплексным проявлением скоростных качеств. Так, в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивания, сведения бедер в безопорной фазе) и частоты шагов. Скорость, достигаемая в целостном сложнокоординированном движении, зависит не только от скоростных качеств спортсмена, но и от других причин (например, скорость бега – от длины шагов, а та, в свою очередь, от длины ног, силы и техники отталкивания), поэтому она лишь косвенно характеризует скоростные качества, и при детальном анализе именно элементарные формы проявления скоростных качеств оказываются наиболее показательными.

В движениях циклического характера скорость передвижения непосредственно определяется частотой движений и расстоянием, проходимым за один цикл (длиной "шага"):

С ростом спортивной квалификации (а следовательно, и с увеличением максимальной скорости передвижения) оба компонента, определяющие скорость передвижения, как правило, возрастают. Однако в разных видах спорта по-разному. Например, в беге на коньках основное значение имеет увеличение длины "шага", а в плавании – примерно в равной степени оба компонента. При одной и той же максимальной скорости передвижения у разных спортсменов могут быть значительные различия в длине и частоте шагов.

Скоростные способности, по общему мнению специалистов, поддаются развитию с большим трудом и в значительно меньших пределах, чем другие физические способности. Следует иметь в виду также, что диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен. Часто не коррелируют между собой не только явно различные формы проявления быстроты, но и сходные внешне ее проявления в составе одной и той же системы движений. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировке повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты (Зациорский В. М., 1970г, Верхошанский Ю. В.,1988г., Матвеев Л. П., 1991г.).

В учебно-тренировочных занятиях надо развивать всевозможные формы проявления быстроты.

С ростом мастерства спортсменов методы и средства физической подготовки, применяемые в период обучения, теряют свою эффективность. Для дальнейшего повышения мастерства спортсмена необходимо менять методы и средства, создавать новые сочетания и комбинации.

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного тренировочного занятия, как правило, относительно не велик, даже у специализирующихся в видах спорта скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их не целесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движения. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее (или, по крайней мере, лишь не значительно меньшей). С увеличением числа повторений интервал удлиняется на столько, что общий режим тренировки становится слишком разреженным. Это обстоятельство также лимитирует объем скоростных упражнений в отдельном занятии. В интервалах между скоростными упражнениями рекомендуется кроме пассивного отдыха выполнять легкие движения, сходные по форме с основным упражнением с тем, чтобы поддержать психомоторную «настройку» к действию (Таварткиладзе Б.В., 1961г.).

При воспитания скоростных способностей используются средства и методы, применяемые для воспитания всех двигательных качеств.

Средствами воспитания и развития скоростных способностей выступают упражнения, которые необходимо выполнять с около предельной, порой и максимальной, скоростью. Разделяются средства на три большие группы.

1. Упражнения, которые комплексно влияют на развитие основных скоростных способностей (эстафеты, подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.);

2. Упражнения, воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

  • Скоростную выносливость;
  • Быстроту выполнения следующих друг за другом двигательных действий и их сочетание в целом;
  • Быстроту реакции;
  • Улучшение стартовой скорости;
  • Улучшение частоты движений;
  • Скорость выполнения отдельно взятых движений;

#1059;пражнения сопряженного воздействия:

  • На скоростные способности, а также совершенствование отдельных двигательных действий;
  • На скоростные способности и различные комбинации в сочетании со скоростью (скоростные и выносливость, координационные и скоростные, скоростные и силовые).

Для развития целого комплекса скоростных способностей необходимы упражнения для развития быстроты реакции, характеризующиеся взрывным характером и для развития отдельных движений на коротких отрезках дистанции (для спринта это 10 - 100 метров).

Для развития же частоты движений важно применять бег под уклон, быстрые движения руками и ногами и другие упражнения, находящиеся в прямой зависимости от темпа (частоты) движений.

Скоростно-силовая подготовка борца-юниора

Силовая подготовленность борцов имеет сложную структуру и включает в себя практически все отмеченные виды силовых способностей. Значимость элементов этой структуры для борцов разных весоростовых групп различна. Основными средствами силовых способностей являются силовые упражнения. Мышечные напряжения при их выполнении чаще соответствуют соревновательным требованиям или несколько превосходят их. При этом сила характеризуется мощностью, неодинаковым режимом развития силовых усилий (например, взрывного характера), а также силовой выносливостью, способность противостоять утомлению, вызываемому силовыми компонентами нагрузки. Вероятно, силовую выносливость можно подразделять на собственно силовую, статическую, скоростно-силовую, а также выносливость к комбинированным проявлениям силы.

Основные направления методики скоростно-силовой подготовки борцов опираются на три последующих основополагающих момента физиологии движений человека:

  • Уровень и специфику межмышечной координации;
  • Уровень и специфику внутримышечной координации;
  • Собственную реактивность мышц.

Для совершенствования межмышечной координации полезно использовать упражнения, сходные с основными соревновательными упражнениями борца, т.е. его «коронными» приемами. Но это весьма трудная задача. Например, борцы классического стиля для повышения результативности бросков прогибом применяют такое упражнение: обхватив туловище стоящего на коленях партнера, отрывают его от ковра и, прогибаясь, отходят назад на 5–6 м, затем, не отпуская партнера, выполняют бросок прогибом. Возникает вопрос о степени сходства межмышечной координации в этом упражнении и броске прогибом, выполненном борцом на соревнованиях.

Можно утверждать, оказывается, что данные упражнения имеют высокую степень сходства и освоение их на тренировке будет способствовать совершенствованию необходимой для бросков прогибом межмышечной координации.

Для совершенствования внутримышечной координации следует применять такие упражнения, которые позволят центральной нервной системе:

  • одновременно включить в работу наибольшее количество двигательных единиц;
  • добиться высокой частоты импульсации мионов мотонейронами;
  • достичь оптимальной синхронизации функционирующих мотонейронов.
  • Именно от согласованности работы этих трех нейрофизиологических «механизмов» зависит идеальная внутримышечная координация. Чтобы
  • вызвать наибольшие физиологические сдвиги, применяют нагрузочные
  • тренировочные задания (например, упражнения с большими отягощениями).

[19. Рябинин, С. П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин.- Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.]

Список литературы:

1. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям. / М.М Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

2. Верхошинский, Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В. Верхошинский, И.О. Ганченко. - М.: ГЦОЛИФК, 1989.

3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорта, 1988. - 331 с.

4. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник / Л.В. Волков. – Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.

5. Головина, Л.Л. 1981

6. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2000. - 288 с.

7. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: учебное пособие / Ю.А.Ермолаев. – М.: Высшая школа, 2001.

7. Ермолаева, М.В. Подготовка спортсменов скоростно-силовых видов спорта: учебное пособие. - М.: 1990.

8. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

9. Зимкин, Н.В. 1975

10. Кипор Г.В., Ишков В.И., Шпанов В.И., Юшков Д.О. Проблемы индивидуального подхода и оценке скоростно-силовой подготовленности в единоборствах. 2002 — 34 с.

11. Ковтун Л.Г., Аникина Т.А. 1992).

10. Кузнецов, В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. - М.: ФиС, 1970. - 208 с.

11. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсмена. - М.: сов. Россия, 1975. - 208 с.

Я.М. Коц(1982).

12. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И.Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. – М.: ООО фирма «Издательство ACT», 1998. - 272 с.

14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

15. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : введение в предмет : учебник / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань: Омега – Л., 2004. - 159 с.

16. Миндиашвили, Д.Г. Учебник тренера по борьбе. – Красноярск, 1995.

17. Миндиашвили, Д.Г. Управление процессом формирования спортивного мастерства квалифицированных борцов (теория и практика): автореферат д-ра пед. наук. - СПб,- 1996.

18. Родионов, А.В. Психология спорта высших достижений. – М.: ФиС, 1976.

19. Рябинин, С. П. Скоростно-силовая подготовка в спортивных единоборствах: учебное пособие / С.П. Рябинин, А.П. Шумилин.- Красноярск: СФУ, Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. - 153 с.

20. Степанов С.В., Дворкин , Скоростно-силовоая подготовка каратистов, 2004 - 32 с.

21. Стрельников, В.А. Силовые и скоростные качества бокса: Учебное пособие. – Улан-Удэ, 1992. - 125 с.

22. Таймазов В.А., Федоров В.В. Особенности скоростно-силовых показателей ударов у боксеров, 1987- 41 с.

23. Теория и методика физической культуры: Учебник для вузов / под общей ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.

24. Туманян, Г.С. Спортивная борьба. Теория, методика, организация тренировки. Т.2. - М.: Советский спорт, 1998.

25. Федоров В.И., Шумилин А.П., Чикуров А.И. Физическая культура: учеб. пособие / ГУЦМиЗ. - Красноярск, 2005. - 148с.

26. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

27. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. - 237 с.

28. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

29. Фирсов, А.Г., Физическая культура, Кумулятивный эффект тренировки при акцентированной подготовке скоростно-силовой направленности 17-19лет борцов самбистов 2007- 77 с.

30. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт. 1972. - 176 с.

31. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / Ж. К. Холодов, Кузнецов. – М.: Академия, 2001. - 144 с.

32. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 480 с.

33. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер. – М.: Просвещение,1990.

34. Худик, В.А. Диагностика детского развития / В.А Худик. – М.: Освита, 1986.

35. Чумаков Е.М. Борьба самбо. – М.: Физкультура и спорт, 130 с.

36. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца: Учебное пособие. – М.: РГАФК, 1996.

37. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей школьного возраста / Г.П. Юрко, В.Л. Пирина. – М.: Физическая культура, 1997.

38. Влияние спорта на организм человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

39.

40.

41.

42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика применения скоростно-силовых качеств и средства развития скоростно-силовых качеств.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой методических основ совершенствования системы построения и содержания тренировочных занятий для развития скоростно-силовых качеств ...

Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики.

Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики....

Развитие скоростно-силовых качеств в многофункциональных тренировках у детей младшего и среднего школьного возраста.

ВведениеВ школьном возрасте можно заниматься любым видом спорта, но этот возраст даёт прекрасную возможность целенаправленно развивать силу, в том числе скоростно-силовые способности. Почему именно си...

Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»

Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА  УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»...

Методика развития скоростно-силовых способностей в студенческой команде по мини-футболу.

В контексте освоения студентами игры в мини-футбол важное место занимают вопросы организации из разной степени и уровня подготовленности игроков временных и постоянных команд как формы социального раз...