ДОКЛАД: Тема: Организация самостоятельной работы студентов
презентация к уроку

Макурова Екатерина Григорьевна

Организация самостоятельной  работы студентов

 

Приступая к изучению конкретной дисциплины, считаю, что студент должен внимательно ознакомиться с требованиями программы по данному курсу, методическими рекомендациями по освоению учебной дисциплины.

 

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:

 

• методические указания к практическим, семинарским и лабораторным занятиям;

• часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры решения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей и отчетов по лабораторным и расчетным работам, использования электронных информационных ресурсов);

 • методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ;

• списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

 

В методических указаниях по организации самостоятельной работы студента предлагается методика самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины (или ее части) во внеаудиторное время. Это помогает студентам подготовиться к аудиторным занятиям и выполнить рекомендованные преподавателем задания.

 

 В методических указаниях должны быть показаны последовательность изучения материала дисциплины, особенности отдельных тем и разделов, даны объяснения вопросам программы, которые обычно вызывают наибольшее затруднения и приводят к ошибкам.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация самостоятельной работы студентов Творческий отчет Составила: Е.Г. Макурова

Слайд 2

Повышение качества подготовки специалистов – это задача среднего профессионального образования

Слайд 3

Самостоятельная работа – это вид познавательной деятельности обучаемых на уроке, дома; ее выполнение осуществляется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия .

Слайд 4

Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт, как самостоятельность ,познавательная активность, творческое отношение к труду.

Слайд 6

«Самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний» К.Д. Ушинский Самостоятельная работа студентов – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.

Слайд 8

Концепции организации самостоятельной работы студентов 1. Моделирование самостоятельной работы Построение СРС позволяет использовать различные формы деятельности на уроках: Повторение пройденного теоретического материала. Установление главных вопросов темы. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме. Выполнение упражнений, решение задач. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка. Приобретение умений и навыков. Составление вопросов по содержанию лекции.

Слайд 9

Для достижения эффективности развития самостоятельной активности студентов используются различные средства: матрица внутри предметных связей дидактический раздаточный материал обзорный конспект лекций, вопросы к лекциям видеофильмы методические разработки для студентов сборник задач тесты (контрольные задания) и др.

Слайд 10

2. Принцип организации СРС При выдаче заданий для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам: Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания; содержание; сроки выполнения; ориентировочный объем работы основные требования к результатам работы; критерии оценки.

Слайд 11

3.Виды и формы СРС Конспектирование Реферирование литературы Аннотирование книг, статей Выполнение заданий поискового исследовательского характера Углубленный анализ научно – методической литературы, проведение эксперимента Работа на лекции участие в работе семинара Лабораторно – практические занятия контрольная работа – письменное выполнение выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.

Слайд 12

4. Методические рекомендации преподавателям к организации СРС Рекомендации преподавателю: Использовать следующие формы : выборочная проверка; разработка тем и проверка; образцы аннотации и оценка; разработка заданий, создание поисковых ситуаций, семинаров, составление плана дальнейшей работы и тд. В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы студентов, дать указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Давать опережающие задания – самостоятельно изучить фрагменты будущих тем занятий, лекций ( в статьях, учебниках). В задачи преподавателя входит рекомендация литературы, проверка заданий, составление методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения результата, разработка тематики самостоятельных работ, консультации, руководство ими, разработка контрольных заданий, проверка.

Слайд 13

Не перегружать учащихся творческими заданиями ! Чередовать творческую работу на уроках с заданиями во внеурочная время. Давать студентам четкий и полный инструктаж: цель задания условия выполнения объем сроки образец оформления Осуществлять текущий контроль и учет. Оценивать, дать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.

Слайд 14

5. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы 1 . При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением определяется: общий объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу в целом по теоретическому обучению; объем времени отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов; объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала. 2. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, при планировании содержания самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем устанавливается содержание, объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, где предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, определяются формы и методы контроля результатов. 3. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программе учебной дисциплины. 4. Распределение объема времени на самостоятельную внеаудиторную работу в режиме для студента не регламентируется расписанием. 5. Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы могут быть:

Слайд 15

для овладения знаниями: чтение текста ( учебника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; использование аудио – и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета.

Слайд 16

для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций; повторная работа над учебным материалом составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии; тестирование и др.

Слайд 17

для формирование умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; решение ситуационных профессиональных задач; подготовка к деловым играм; подготовка курсовых и дипломных проектов; опытно – экспериментальная работа; упражнение на тренажере; упражнения спортивно – оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио и видеотехники и др.

Слайд 18

6. Этапы самостоятельной работы студентов Для выполнения любого вида СР студент должен пройти следующие этапы: Определить цели самостоятельной работы. Конкретизация познавательной деятельности (проблемной или практической ) задачи. Самооценка готовности к самостоятельной работе. Выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи. Планирование работы (самостоятельной или с помощью преподавателя) над заданием. Осуществлением студентом в процессе выполнения СР управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль промежуточного и конечного результата работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программы выполнения работы.

Слайд 19

7. Уровни СРС Выделяют пять уровней самостоятельной работы студентов. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности студентов. Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными. Первый уровень СР – дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень – самостоятельные работы по образцу. Третий уровень – реконструктивные самостоятельные работы: составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов. Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень – творческие (исследовательские) СР.

Слайд 20

8. Типы самостоятельной работы 1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу. . 2. Реконструктивно – вариантные самостоятельные работы. 3. Эвристические. 4. Творческие

Слайд 21

9. Контроль самостоятельной работы I. Контроль со стороны преподавателя Мотивация к самоконтролю Непосредственное развитие самоконтроля Косвенное развитие самоконтроля II. Самоконтроль студента III. Самооценка студента

Слайд 22

Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации СРС Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кыштымское медицинское училище им. С.Д. Нарбутовских РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Здоровый человек и его окружение», раздел геронтология специальность «Лечебное дело» (06010152) Тема: Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Уход и реабилитация. Составила: преподаватель Е.Г. Макурова

Слайд 23

Рабочая тетрадь – это помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

Слайд 24

Реализация концепций СРС Главной целью самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление полученных знаний, умений и навыков, но самостоятельное изучение учебного материала без посторонней помощи. СРС является важным фактором, обеспечивающим эффективность процесса обучения. Согласно рабочей программе, выделяются темы для обязательного самостоятельного изучения. Предварительно дается задание (изучить учебный материал, написать реферат, предоставить презентацию, запрлнить таблицу, схему и т.д.

Слайд 25

Анализ результатов изучения опыта и возможности его использования Анализируя развитие самостоятельной и творческой работы студентов можно сделать вывод. что это один из эффективных путей повышения качества подготовки молодых специалистов. Поэтому одной из важных задач – это обучение студентов навыкам самостоятельной, творческой и практической работы в рамках учебно-воспитательного процесса. Что призвано обеспечить высокое качество подготовки специалистов медицинского прфиля .

Слайд 27

Диаграмма развития самостоятельной работы студентов

Слайд 28

2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 20% 5% 38% 50% ПРЕЗЕНТАЦИИ: РЕФЕРАТЫ : 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 42% 44% 25% 40% СООБЩЕНИЯ: 2007г 2008г. 2009г. 2010г. 24% 32% 25% 38%

Слайд 29

Заключение Организация самостоятельной деятельности студентов – задача, которую решает весь преподавательский коллектив. Важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей. -постоянно обновлять терминологический словарь изучаемых дисциплин, осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный язык общения со студентами; - накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов; - заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу, монографии, диссертации); - использовать педагогику сотрудничества со студентами, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условий для самостоятельной деятельности.

Слайд 30

Приложения к теме: «Организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов

Слайд 31

По дисциплине «Здоровый человек и его окружение» студентам дается перечень вопросов для проведения интервью с лицами пожилого и старческого возраста, для расширения знаний по вопросу образа жизни лиц геронтологического профиля. А также для развития коммуникативных способностей и воспитание толерантности к геронтам.

Слайд 32

Инструкционные задания, используемые на практическом занятии: Дисциплина «геронтология», тема: « Искусство старения – рациональное питание» .

Слайд 33

Практическое занятие №2 Тема: «Искусство старения – рациональное питание» Мотивация изучения темы Вопрос сбалансированного, рационального питания – важная тема в курсе изучения геронтологии, так как это серьезная проблема лиц пожилого и старческого возраста. Тема: «Искусство старения – рациональное питание» помогает разобраться в сложных вопросах геродиететики , таких как: принципы рационального питания, режим питания, энергия основного обмена, составление меню – раскладки на сутки геронту. Многие люди превратили процесс насыщения в общественный ритуал, ставшим источником чувственного наслаждения. Мы разучились принимать пищу спокойно и культурно. Спешим, едим на ходу, не пережевываем пищу, а это, в последствие, отразиться на нашем здоровье, внешнем виде. Поэтому изучению проблем по питанию, вопросам по составлению меню, советам по приготовлению полезных блюд придается столь важное значение в курсе геронтологии. Цели занятия: Научиться правильно, составлять примерное меню-раскладку для лиц пожилого и старческого возраста, учитывая принципы рационального питания. по окончанию занятия студент должен а) знать: особенности рационального питания для лиц пожилого и старческого возраста б) уметь: общаться с пациентом; составлять примерное меню – раскладку на сутки пациенту.

Слайд 34

Дисциплина «Общие основы реабилитации», раздел: « Общие основы массажа», тема: «Основные приемы лечебного массажа».

Слайд 35

Практическое занятие №4 Тема: Основные приемы лечебного массажа. Изучаемая тема: «Основные приемы лечебного массажа», является одним из важных разделов в области изучения вопросов реабилитации. Массаж является лечебным и профилактическим методом в восстановительной медицине. Благодаря правильному выполнению техники массажа можно снизить мышечное напряжение, улучшить работоспособность и общую активность пациента. В предложенном материале рассматривается вопрос об основных и дополнительных приемах массажа, физиологическом влиянии приемов: растирание и разминание. Для изучения темы, отводится достаточно времени, это поможет, отработать технику массажных приемов, улучшить качество их выполнения. Цели занятия: Овладение техникой массажных приемов. по окончанию занятия студент должен а) знать: механизмы действия массажа на организм человека; приемы массажа; часто встречающие ошибки при приемах растирание и разминание. б) уметь: общаться с пациентом; выполнять технику массажных приемов.

Слайд 36

Дисциплина «Общие основы реабилитации» раздел: «Основы ЛФК» Комплекс лечебных упражнений при различных заболеваниях:

Слайд 37

Определение плоской стопы Метод Фридлянда

Слайд 38

Презентации Темы презентаций по дисциплине «Общие основы реабилитации»: «Общие основы ЛФК» «Дыхание по методу А.Н. Стрельниковой » «Йога» « Пилатес » «Водолечение» « Кардиотренировка » « История массажа» «Косметический массаж» «Реабилитация инвалидов» « Развивающие игры для детей» «Реабилитация детей – инвалидов с нарушением функции опорно-двигательного аппарата и ДЦП» «Подари жизнь!» «Иппотерапия» по дисциплине «Здоровый человек и его окружение» (геронтология): «Введение. Психологические аспекты старения. Образ жизни пожилого человека» «Искусство старения – рациональное питание» «Анатомо-физиологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Уход и реабилитация» «Биологические аспекты старения. Принципы фармакотерапии для лиц пожилого и старческого возраста»

Слайд 39

Памятки (список тем): Физическая активность в пожилом возрасте» «Личная гигиена» «Психологический климат в пожилом возрасте» «Значение сна в пожилом возрасте» «Как избежать стресса?»

Слайд 40

Алгоритм выполнения манипуляции: «Консультация пациента и его семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья» Методические указания: изучить манипуляцию, записать изучаемые вопросы по сохранению и укреплению здоровья. Цель: провести консультацию пациенту и его семье по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Ход манипуляции. Для сохранения и укрепления здоровья, для профилактики болезней необходимо соблюдать определенные принципы, характеризующие здоровый образ жизни. Принципы здорового образа жизни. Сон Консультация специалистов Рациональное питание Физическая активность Личная гигиена Борьба со стрессами Борьба с вредными привычками

Слайд 41

Решение задач Научитесь: пользуясь необходимыми таблицами, составлять меню-раскладку на сутки для лиц пожилого и старческого возраста; рассчитывать потребление энергии для конкретных пациентов, с учетом возраста, пола в течение суток. Задание: 1.Составьте меню – раскладку для пациента 65 –и лет и рассчитайте потребление энергии на сутки. 2. Составьте меню – раскладку для пациентки 75 – и лет и рассчитайте потребление энергии на сутки. 3. Составьте меню – раскладку для пациента 77 – и лет и рассчитайте потребление энергии на сутки. 4. Составьте меню - раскладку для пациентки 63 –х лет и рассчитайте потребление энергии на сутки.