Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности общих и профессиональных компетенций
статья

Мизгирёва Галина Вячеславовна

Сегодня все более востребованными становятся компетентные рабочие и специалисты, способные эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях.

       В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно - компетентностный, а также разработка адекватных методик диагностики и оценки его результативности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost_i_kompetentnost.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Оценочные средства как инструмент доказательства сформированности общих и профессиональных компетенций

       В процессе подготовки рабочих и специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные рабочие и специалисты, способные эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях.

       В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно - компетентностный, а также разработка адекватных методик диагностики и оценки его результативности. 

        Результативность модульно - компетентностного подхода диагностируется и оценивается сформированностью профессиональных и общих компетенций, а также освоенностью видов профессиональной деятельности. 

       Основным критерием является качество знаний, сформированность умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций.

       Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные комплексные задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения, практический опыт, общие и профессиональные компетенции. 

       В полной мере оценить уровень сформированности компетенций нельзя. Компетенция проявляется в ходе профессиональной деятельности (практик), что не всегда возможно сделать в рамках конкретной дисциплины. Поэтому оценку качества подготовки студентов необходимо осуществлять в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин, оценка сформированности компетенций.

       Создание оценочных средств, позволяющих оценить сформированность компетенций, является не только одним из важных этапов проектирования ОПОП (основных профессиональных образовательных программ), но и одним из самых сложных.

Требования к оценочным средствам для проверки сформированности компетенций:

1. Интегративность (междисциплинарный характер, связь теории с практикой)

2. Проблемно-деятельностный характер

3. Ориентация на применение умений и знаний в нетиповых ситуациях

4. Актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности

5. Экспертиза в профессиональном сообществе

6. Связь критериев с планируемыми результатами.

Два способа оценки компетенций:

- как материальный или интеллектуальный продукт деятельности

- как процесс деятельности (когда результат деятельности не оформлен как продукт или принципиально важен сам процесс)

       Собирать доказательства формирования ОК (общих компетенций) необходимо на всём периоде обучения, возможная форма – портфолио.

       Практический опыт является результатом прохождения учебной или производственной практики.

       Аттестация проводится в форме зачёта. На зачёт должен быть предоставлен аттестационный лист оценки профессиональной деятельности студента во время прохождения практики с приложениями.

Виды аттестаций

1. Аттестация по дисциплине – воспроизведение, понимание, работа с информацией, решение задач.

2. Междисциплинарная – применение информации, актуализация умений и знаний в новой ситуации, выполнение универсальных способов деятельности.

3. Квалификационная – готовность к профессиональной деятельности. Проверка результатов обучения в целом. Она позволяет в полной мере оценить совокупность приобретённых обучающимися общих и профессиональных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций

Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует  современной государственн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Мониторинг результатов учебной деятельности на уровне сформированности общих и профессиональных компетенций

Мониторинг результатов учебной деятельности на уровне сформированности общих и профессиональных компетенций представлен для специальности 13.02.02 ФГОС СПО «Теплоснабжение и теплотехническое оборудова...

Формирование оценочного фонда во взаимосвязи общих и профессиональных компетенций

Основной вид образовательной деятельности---методическая работа, современное методическое обеспечение ФГОС СПО учебных занятий.Преподаватели ЦМК ОПД выполняют 2 вида методической работы :  1...

Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"

Статья "Инновационные технологии как инструмент формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов"...

ВКР - результат сформированности у выпускников профессиональных компетенций (2020)

ВКР - результат сформированности у выпускников  профессиональных компетенций (2020)...

Современные технологии организации воспитательной работы в профессиональной образовательной организации как средство формирования общих и профессиональных компетенций, а также реализация личностных результатов обучения будущих специалистов.

laquo;Мы несем ответственность за то, чтобы каждый человек имел возможность получить качественное образование, от дошкольного до начального и среднего образования, до специального, технического и выс...