Осуществление проектной деятельности в работе школьного учителя
статья

Хорольцев Алексей Анатольевич

Современное российское образование переживает период сложных и многогранных перемен, которые качественно изменяют требования и к учителю, и к результатам системы школьного образования. В Федеральном государственном стандарте основного образования большое внимание уделено воспитанию активной гражданской позиции и патриотизма у учащихся.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите.

 Также на эту важную сторону воспитания обращён ряд документов,  определяющих требования к воспитательной работе школы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": " Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

"В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности" (А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России." Москва «Просвещение» 2009).

 О воспитании гражданина говорит и президент Российской Федерации: " Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить." (В.В.Путин Послание президента Федеральному Собранию 2013 "О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи").

Очевидно, что день сегодняшний требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватного современным социальным запросам.

Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т.д.

Очень осложняет воспитание этого интегративного  качества у современных школьников отсутствие преемственности поколений,  отсутствие нравственных  примеров в средствах массовой информации. Хорошо, если эти проблемы решает семья, но, по моим педагогическим наблюдениям, большинство учащихся не имеет представления о ценностях прошлых поколений.  Поэтому одной из  форм воспитательной работы в моём классе стал социальный волонтёрский проект «Связь поколений», в котором реализуется связь истории нашей страны, ее культуры с жизнью моих учеников. Волонтёрство как инструмент воспитания через конкретные действия  создаст условия для  появления гражданственности у школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx39.04 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Связь поколений»

Актуальность

Современное российское образование переживает период сложных и многогранных перемен, которые качественно изменяют требования и к учителю, и к результатам системы школьного образования. В Федеральном государственном стандарте основного образования большое внимание уделено воспитанию активной гражданской позиции и патриотизма у учащихся.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите.

 Также на эту важную сторону воспитания обращён ряд документов,  определяющих требования к воспитательной работе школы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации": " Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

"В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности" (А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России." Москва «Просвещение» 2009).

 О воспитании гражданина говорит и президент Российской Федерации: " Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить." (В.В.Путин Послание президента Федеральному Собранию 2013 "О духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании детей и молодежи").

Очевидно, что день сегодняшний требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватного современным социальным запросам.

Гражданственность, являясь интегративным качеством, включает в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину: гражданская ответственность, умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, умение осознанно и самостоятельно делать свой выбор, гуманизм, этническая толерантность, патриотизм, интернационализм и т.д.

Очень осложняет воспитание этого интегративного  качества у современных школьников отсутствие преемственности поколений,  отсутствие нравственных  примеров в средствах массовой информации. Хорошо, если эти проблемы решает семья, но, по моим педагогическим наблюдениям, большинство учащихся не имеет представления о ценностях прошлых поколений.  Поэтому одной из  форм воспитательной работы в моём классе стал социальный волонтёрский проект «Связь поколений», в котором реализуется связь истории нашей страны, ее культуры с жизнью моих учеников. Волонтёрство как инструмент воспитания через конкретные действия  создаст условия для  появления гражданственности у школьников.

Благодаря сотрудничеству гимназии № 586 с домом социальной опеки "Тихая гавань", проект позволил ученикам моего класса получить опыт живого общения с очевидцами событий, которые кажутся современным детям далеким забытым прошлым. Также проект призван воспитать у ребят  чувство сострадания и милосердия, и если и не облегчить, то хотя бы скрасить жизнь стариков.

Цель: проекта «Связь поколений» - создать условия для формирования гражданской компетентности личности: на основе системы ценностей воспитывать интересы и потребности,   которые определяет ее поведение  и позволяют активно и ответственно проявлять свои гражданские права и обязанности:

Задачи:

- провести подготовительную работу по запуску волонтёрского проекта (тренинги, анкетирование,  родительские собрания, беседы);

- разработать совместно с учащимися план мероприятий для ветеранов дома социальной опеки "Тихая гавань";

- создать условия для групповой исследовательской работы учащихся в рамках проекта «Связь поколений», результатом чего станет печатное издание записанных за ветеранами воспоминаний о важных событиях истории России;

- совместно со службой сопровождения вести мониторинг  ценностных установок учащихся.

Принципы реализации проекта

-Принцип преемственности ценностей поколений.

-Принцип личной ответственности.

-Принцип ориентации на действие.

- Принцип конформности (думать о других прежде, чем о себе).

Состав участников проекта:

- администрация гимназии;

- Хорольцев А.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии № 586 ( роль в проекте: составление плана мероприятий, подготовка встреч ребят с ветеранами, создание электронного ресурса);

-учащиеся 6 класса (роль в проекте: участие в анкетировании, подготовка к мероприятиям, участие в мероприятиях, сбор информации, обратная связь в устной и в электронной форме);

- родители учеников (роль в проекте: наблюдение за детьми, выявление изменений в поведении ребят, помощь в подготовке к мероприятиям, обратная связь в устной и электронной форме); 

- служба сопровождения гимназии;

- ветераны дома социальной опеки «Тихая гавань».

Сроки проведения: октябрь 2015 года - май 2016 года. Возможно продление проекта или его модификация.

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный: 

Цель: создать условия для запуска проекта.

сроки

Деятельность организатора

Деятельность администрации школы

Деятельность службы сопровождения

Деятельность дома социальной опеки "Тихая гавань"

Деятельность

родителей

Деятельность учащихся

Октябрь 2015

Мотивация учащихся к обсуждению, созданию проекта. Консультация учащихся и их родителей при постановке цели и задач, при необходимости корректировка их формулировки

Заключение договоров с домом социальной опеки "Тихая гавань" и родителями учащихся

Диагностика ценностных установок учащихся

Заключение договоров с администрацией школы

Участие в родительском собрании совместно с детьми, помощь в разработке плана мероприятий. Обсуждение темы проекта, предмета исследования. Получение дополнительной формации. Определение своих потребностей. Осуществление анализа ресурсов. Формулировка цели проекта.

Участие в анкетировании, беседах, родительском собрании совместно с родителями, помощь в разработке плана мероприятий для ветеранов дома социальной опеки "Тихая гавань"

Обсуждение темы проекта, предмета исследования. Получение дополнительной формации. Определение своих потребностей. Осуществление анализа ресурсов. Формулировка цели проекта.

Результат: созданы условия для запуска проекта: постановка цели проекта, осознание учащимися и их родителями важности и пользы участия в проекте, выявление ценностных установок учащихся, заключение договора о сотрудничестве между администрацией школы и домом социальной опеки "Тихая гавань".

2 этап Организационный:

Цель: создать план мероприятий совместно со всеми участниками воспитательного процесса гимназии и  представителями «Тихой гавани».

сроки

Деятельность организатора

Деятельность администрации школы

Деятельность службы сопровождения

Деятельность дома социальной опеки "Тихая гавань"

Деятельность

родителей

Деятельность учащихся

Октябрь 2015

Создание электронного

ресурса,

подготовка и проведение мероприятий, связь с родителями

Согласование плана мероприятий с домом социальной опеки "Тихая гавань"

Наблюдение за реакциями учащихся, отношением к проекту на данном этапе

Согласование плана мероприятий с администрацией школы

Помощь в подготовке и проведении мероприятий, обратная связь в устной и электронной форме

Помощь в подготовке и проведение мероприятий, сбор информации обратная связь в устной и электронной форме

Результат: создан план мероприятий, электронный ресурс проекта для эффективной коммуникации участников проекта.

3 этап Практический: 

Цель: Осуществить план мероприятий,  разработанный вместе с учащимися, собрать информацию о разных событиях жизни людей пожилого возраста в контексте истории нашей страны, оформить собранный материал в виде печатного издания.

сроки

Деятельность организатора

Деятельность администрации школы

Деятельность службы сопровождения

Деятельность дома социальной опеки "Тихая гавань"

Деятельность

родителей

Деятельность учащихся

Октябрь 2015 - май 2016

Подготовка и проведение мероприятий, связь с родителями подготовка и выпуск печатного издания,

поддержка и обновление

сайта.

Помощь в проведении мероприятий для дома социальной опеки "Тихая гавань"

Наблюдение за реакциями учащихся, отношением к проекту на данном этапе

Помощь в проведении мероприятий

Помощь в подготовке и проведение мероприятий, обратная связь в устной и электронной форме, дополнение материала собранного детьми собственным жизненным опытом, воспоминаниями.

Помощь в подготовке и проведение мероприятий, сбор информации обратная связь в устной и электронной форме,

анализ полученных данных, помощь в подготовке и выпуске печатного издания, Создание социальноориентированных проектов детей в рамках работы с пансионерами «Тихой гавани»: постеры о памяти павших героев в великой отечественной войне, сборник подлинных историй и т.д.

Результат: реализован  план мероприятий,  разработанный вместе с учащимися, печатное издание на основе информации о разных событиях жизни людей пожилого возраста в контексте истории нашей страны.

4 этап Аналитический:

Цель: выяснить степень эффективности проекта

сроки

Деятельность организатора

Деятельность администрации школы

Деятельность службы сопровождения

Деятельность дома социальной опеки "Тихая гавань"

Деятельность

родителей

Деятельность учащихся

Май 2016

Подведение итогов,

оценка эффективности

проекта в решении

обозначенных

проблем, диагностика

изменений

Диагностика ценностных установок учащихся, сравнение результатов первой и последней диагностики, оценка эффективности проекта.

Участие в родительском собрании совместно с детьми. Обсуждение результатов проекта, оценка эффективности проекта. Подведение итогов.

Участие в анкетировании, беседах, родительском собрании совместно с родителями,  демонстрация продуктов деятельности, осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: коллективного обсуждения; самоанализа.

Результат: оценка эффективности проекта.

Критерии и показатели эффективности 

Уровень эффективности

Гражданская компетентность учащихся

Степень вовлечённости

Удовлетворённость участников образовательного процесса результатами сотрудничества

Изменение отношения к приобретаемым знаниям о прошлом России

Динамика изменения ценностных ориентиров

Высокий

Учащиеся осознают свои гражданские права и обязанности, способны реализовать их в обществе и побуждать к этому других (самоуправление)

100% учащихся

80% родителей

Более 90% опрошенных удовлетворены результатом

Понимают значение приобретаемых знаний о прошлом  и умеют их применить

Стабильно улучшение

Средний

Учащиеся знают о своих гражданских правах и обязанностях и реализуют их в обществе

90% учащихся

50% родителей

Не менее 75% опрошенных

удовлетворены результатом

Понимают значение приобретаемых знаний

Незначительное изменение

Низкий

Учащиеся знают о своих гражданских правах и обязанностях, но не всегда реализуют их

70% учащихся

25% родителей

Не менее 50% отпрошенных удовлетворены

результатом

Незначительное изменение ценностной ориентации

Нет изменений

Ожидаемые результаты

Созданы условия для формирования гражданской компетентности личности: на основе системы ценностей воспитывать интересы и потребности,   которые определяет ее поведение  и позволяют активно и ответственно проявлять свои гражданские права и обязанности. Это:

• Формирование гражданской позиции и патриотизма.

• Повышение уровня мотивации к изучению истории России.

• Положительная динамика в освоении школьных курсов истории, мировой культуры и литературы.

• Создание творческих работ в формате печатного издания.

• Формирование культуры анализа успешности проделанной работы.

• Выражение школьниками собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Продукты проекта:

1) Программа внеклассных мероприятий, направленных на формирование гражданской позиции и патриотизма у учеников.

2) Печатное издание - сборник подлинных историй из жизни пожилых людей в контексте истории нашей страны.

3) Постеры о памяти павших героев в Великой Отечественной войне.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". - Новосибирск: Норматика, 2013.

2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -  М.: «Просвещение», 2009.

3. Сайт ИМЦ Василеостровского района. Web: http://schoolinfo.spb.ru/

4. Официальные сетевые ресурсы президента России. Web: http://kremlin.ru/events /president/news/19825.

5. Сайт министерства образования и науки РФ. Web: http://минобрнауки.рф/.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План мероприятий

№ п/п

Наименования мероприятия

Место проведения

Исполнители

Этап реализации проекта

Срок  реализации

1.

Родительское собрание. Анкетирование.

Школа

Руководитель проекта, учащиеся, родители учащихся

Подгото-вительный

Октябрь 2015

2.

Встреча, приуроченная к Международному  дню пожилых людей в России. Знакомство, интервью, сбор информации.

Дом социальной опеки "Тихая гавань"

Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань"

Практический

Октябрь 2015

3.

"Первый в стране Вечный огонь

(6 ноября 1957)".

Интервью, сбор информации.

Дом социальной опеки "Тихая гавань"

Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань"

Практический

Ноябрь 2015

4.

"Новогодняя встреча".

Интервью, сбор информации.

Дом социальной опеки "Тихая гавань"

Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань"

Практический

Декабрь 2015

5.

"День снятия блокады". Интервью, сбор информации.

Дом социальной опеки "Тихая гавань"

Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань"

Практический

27 января 2016

6.

"День защитника Отечества". Интервью, сбор информации.

Дом социальной опеки "Тихая гавань"

Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань"

Практический

23 февраля 2016

7.

"Международный Женский день". Интервью, сбор информации.

Дом социальной опеки "Тихая гавань"

Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань"

Практический

8 марта 2016

8.

"Международный день памятников и исторических мест"

Дом социальной опеки "Тихая гавань"

Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань"

Практический

18 апреля 2016

9.

"Вспомним Великий День Победы"

Дом социальной опеки "Тихая гавань"

Руководитель проекта, учащиеся, постояльцы дома социальной опеки "Тихая гавань"

Практический

Май 2016

10.

Родительское собрание. Презентация продуктов. Анкетирование. Подведение итогов.

Школа

Руководитель проекта, учащиеся, родители учащихся

Аналитический

Май 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как необходимый компонент профессиональной подготовки будущего учителя

В подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя становится  основной. В связи с этим актуален вопрос о том, как можно и нужно развивать профессиональные ...

Проектная работа для учителей татарского языка и литературы "Инновационные подходы в преподавании татарского языка в условиях ФГОС ОО"

   Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (меж...

Метод проектной деятельности как средство развития познавательной самостоятельности и творчества обучающегося младшего школьного возраста"

В статье освещена работа учителя по реализации технологии проектной деятельности в следующих направлениях: как учитель начальных классов, руководитель школьной инновационной площадки, руководитель сек...

статья "Эффективное образование: от компетенции учителя к компетенции ученика через аспекты проектной деятельности обучающихся"

описание педагогической практики социально-ориентированной направленности, позволяющие реализовать задачи формирования предметных знаний, умений и навыков в рамках ФГОС нового поколения...

Роль учителей начальных классов в организации проектной деятельности обучающихся

В данной работе я предлагают отчет, как учителя начальных классов в течение года роботали над проектной деятельностью....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...

Консультация для педагогов на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста»

Дети с речевыми нарушениями, как никто другой нуждаются постоянной тренировке и подкреплении действиями умения практически применять полученные знания. Метод проектов предоставляет ребенку возможность...