Методическая разработка классного часа Актуальный разговор на тему «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
методическая разработка

В методической разработке представлен конспект классного часа в форме актуального разговора на тему «Семья и семейные ценности» для студентов-старшекурсников, информационно-познавательные материалы для оформления буклета о семье. Предлагаемая разработка может быть использована в работе кураторов и всех кто интересуется вопросами воспитания семьянина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное  автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Алексеевский колледж»

Методическая разработка  классного часа

Актуальный разговор

на тему «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Описание: Участки, коттетджи, дача УРЕП "Стройградконсалтинг" - страница 3

                                                                                       

                                                                                Кураторы:  Черняева М.А.

                         Черменева С.И.

Алексеевка

РАССМОТРЕНО                           УТВЕРЖДАЮ

на заседании предметно-цикловой комиссии                                  Заместитель директора

психолого-педагогических дисциплин,                                            по воспитательной работе

общепрофессиональных дисциплин                                                 В. Н. Власова

и  профессиональных модулей по специальностям                        «___» ___________20 ___ г.  

по специальностям 050144 «Дошкольное образование»,                                                         -

040401 «Социальная работа»

и рекомендовано директору к утверждению

Протокол № ___________  от                              

«___» _____________________ 20 ___ г.  

Председатель ПЦК________ О.В.Титова      

        

СОГЛАСОВАНО        

Председатель МО кураторов Ю. В.Мякота                                  

«___» _____________________ 20 ___ г.  

                                           -

Разработчики:                                     кураторы  Черняева М.А., Черменева С.И.

В методической разработке представлен конспект классного часа в форме актуального разговора на тему «Семья и семейные ценности» для студентов-старшекурсников, информационно-познавательные материалы для оформления буклета о семье. Предлагаемая разработка может быть использована в работе кураторов и всех кто интересуется вопросами воспитания семьянина.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                         

Введение  

4

Основная часть                                                                                                    

  • Конспект классного часа

 актуальный разговор «Семья и семейные ценности»

5

Заключение  

19

Список использованных источников                                                                                          

20

Приложение 1.

 

Материал к буклету  «Семья и семейные ценности»:                                                                            

  • Цитаты о семье
  • Праздники семьи
  • Стих «Семь главных правил» И. Молчановой                                          

21

  • Функции семьи
  • Праздники семьи
  • Признаки хорошей семьи
  • Показатели   проблем в семейных отношений
  • Семейные  обычаи и традиции
  • Секреты семейного счастья
  • Наставления  русского князя Владимира Мономаха (11в.),   которые он давал своим сыновьям
  • Пословицы  и поговорок и  о семье.

Введение

В современном мире, когда семейные ценности у молодого поколения не приоритетны, информационно-просветительская работа о семье и семейных отношениях очень актуальна.

         Проведение классного часа в форме актуального разговора на тему «Семья и семейные ценности» способствует формированию понятия о семье и семейных ценностях, ознакомлению с традициями и устоями русской семьи, особенностями современной семьи и тенденциями ее развития. Данная форма работы увеличивает возможности развития художественно-творческих способностей, поисково-исследовательских навыков студентов, сплочения коллектива, умения формулировать собственную позицию по изучаемой проблеме, воспитывает чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.

 Предлагаемый классный час проводится в форме актуального разговора, что позволяет использовать достаточно разнообразные приемы активизации его участников, работу творческих групп.

Проведение классного часа требует использование современных средств организации занятия, использование ИКТ. Студенты предварительно проводят поисково-исследовательскую работу по изучению семейных традиций, фотографий, систематизации подобранного материала в иллюстрированных презентациях, выставке.

Цель данной методической разработки: распространение практико-ориентированного материала  в для проведения мероприятий среди молодежи по вопросам семейного воспитания.

Методическая разработка состоит из основных разделов:

  • Введение  
  • Основная часть, в которой представлен  конспект классного часа актуальный разговор «Семья и семейные ценности».                                                                                        
  • Заключение.  
  • Список использованных источников.                                                                                          
  • Приложение в форме систематизированного информационно-познавательного материала о семье и семейных ценностях (праздники семьи, показатели хорошей и дсфункциональной семьи, пословицы о семье и др.) которое модно использовать для оформления буклета о семье и семейных ценностях.                                                                                                        

Методическая разработка классного часа в форме актуального разговора на тему «Семья и семейные ценности» будет интересна для кураторов, работающих над проблемой семейного воспитания студентов, развития их творческого потенциала, и всех, кому интересна тема семьи и семейных отношений.

Основная часть

1.1 Конспект классного часа

актуальный разговор на тему «Семья и семейные ценности»

ЦЕЛИ: Формировать понятие о семейном воспитании и семейных ценностях. Познакомить с традициями и устоями русской семьи. Раскрыть особенности современной семьи и тенденции ее развития. Акцентировать внимание на важность выполнения ролевых позиций в семье, на проблеме становления и сохранения семьи.

Развивать художественно-творческие способности студентов, умение работать в коллективе, формулировать собственную позицию по изучаемой проблеме.

Воспитывать чувство ответственности перед семьей и правильные взаимоотношения в семье.

ЗАДАЧИ: Способствовать формированию у студентов ценности института семьи. Показать важную роль в семье традиций и ценностей.

Создавать условия для формирования у студентов уважительного восприятия своего дома, семьи.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ. Актуальный разговор.

ОФОРМЛЕНИЕ.

Демонстрационной материал.

  1. Музыкальная запись мелодии «Родительский дом - начало начал».
  2. Видеоролик «Притча о семейных отношениях».
  3. Мультимедийные  презентации «Загляните в семейный альбом», «Семья и семейные ценности».
  4. Выставка «Семейные реликвии» (генеологические древа, предметы семейных архивов, быта, коллекций, народные костюмы, фотоальбомы, книги и др.)

Раздаточный материал.

  1. Карточки к  терминологической разминке «Солнце семейного счастья».
  2. Карточки-задания, листы ватмана к «Мозговому штурму».
  3. Буклеты «Семья и семейные ценности».
  4. Карточки к рефлексии игровое задание «Построим счастливый дом».

ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Компьютер.
  2. Экран.
  3. Проектор.
  4. Звуковые колонки.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 45 минут.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: аудитория № 50.

УЧАСТНИКИ: студенты 141 группы специальность 54.02.06  Изобразительное искусство и черчение, 241 группы  специальность 44.02.01 Дошкольное образование, кураторы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

  • Исследовательская работа студентов по сбору материала к выставке «Семейные реликвии».
  • Оформление презентации «Загляните в семейный альбом».

СТРУКТУРА

1.Организационная часть.

Установочная беседа. Моделирование темы и целей.

2. Основная часть

  •  Познавательная информация «Семья как малая социальная группа».
  • Игровое задание «Заверши пословицу».
  • Терминологическая разминка «Узнай, о чем говорю».
  • Актуализация семейных ценностей:
  • сообщение познавательной информации об особенностях семейных ценностей в разных странах,
  • просмотр и обсуждение видеоролика «Притча о семейных отношениях»,
  • сообщение познавательной информации «Признаки хорошей семьи» и «Показатели дисфукциональной семьи»,
  • ознакомление с буклетами «Семья и семейные ценности»,
  •  «Мозговой штурм» «Пути реализации потребностей семьи»,  
  • просмотр презентации  с элементами комментария авторов «Загляните в семейный альбом»,
  • рассматривание предметов выставки «Семейные реликвии».
  • Стих  «Семь главных правил» Молчанова И.,
  • Притча «Пятьдесят лет вежливости».

3.Заключительная часть.

Рефлексия.

Игровое задание «Построим счастливый дом».

ХОД  РАБОТЫ

Перед началом классного часа звучит песня «Родительский дом – начало начал» сл. М.Рябинина, муз. В. Шаинского.

Выразительное чтение на фоне музыкального сопровождения.

Ведущий 1.   «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой                    

Семья – это то, что мы делим на всех,  

Всем понемножку и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём! 

Куратор. 15 мая в Международный день семьи мы проводим открытый кураторский час на тему: «Семья и семейные ценности»

Цель нашего разговора — проанализировать семейные ценности и традиции в русской семьи, а также осознать собственные семейные ценности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

Указом президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики.  

Ведущий 2.  Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Формирование понятия «Семья».

         Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. В произведении Ю. Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.  

       Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как это важно в наши дни!

Ведущий 3. «Плохо человеку, когда он один. Горе одному, один не воин».

                                                                                           В. Маяковский                              Подавляющее большинство людей согласятся с В.В. Маяковским. Для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала человеку появиться на свет, вырасти и жить. Каким образом складывались семейные отношения. Обратимся к истории.

Европейский тип брака возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи насчитывает многие тысячелетия.

Считается, что в первобытном человеческом обществе существовал промискуитет, т.е. имели место неупорядочные половые отношения. Первоначально не существовало брака как такового, следовательно, не было и семьи, существовали лишь родовые союзы, в которых существовал «коммунальный брак». Такие половые отношения назывались гетеризмом. Полигамные отношения вовсе не отрицают любовь, но любовь не всегда бывает  и в привычных нам моногамных браках.

Следующим этапом развития брачных отношений является моногамный брак в его современном виде. С возникновением частной собственности и расширением меновой торговли постепенно на первый план выдвигается мужчина. Задача женщины стала сводиться к рождению детей, которые будут наследовать имущество отца. Важным становится соблюдение супружеской верности.

Однако, все чаще встречи мужчин и женщин стали носить избирательный характер, что постепенно вылилось в создание семьи. Постепенно моногамия из доминирующего поведения становится доминирующей ценностью. В моногамных парах большое значение имеет выбор, семьи строятся на основе любви, ценится супружеская верность.

Таким образом, путь к моногамной семье был долгим и сложным. Отношения между полами постоянно претерпевали изменения. Происходят они и ныне: меняются взгляды на половое поведение мужчин и женщин.

Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст вступающих в брак молодых людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.

Ведущий  4. Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие

цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг, есть семейные ритуалы и правила, они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

1чтец. Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен.

2 чтец. Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут.

3 чтец. Семья – это наша реальная обитель, где мы можем быть именно теми, кто мы есть.

4 чтец. Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.

5 чтец. Семья – это совместные праздники, походы, беседы за кружкой чая.

6 чтец. Семья – это самое ценное, что есть у нас.

Ведущий 5. Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. Во многих из них говорится о семье.

Задание: «Заверши пословицу» (на основе презентации).        
В гостях хорошо…
а дома лучше.
Не красна изба углами…
а красна пирогами.
Хозяюшка в дому…
что оладушек в меду.
Каково на дому… таково и самому.
Дом вести… не бородой трясти.
Не нужен клад…
когда в семье лад.
Женщина и кошка в …, а мужчина и собака

Как вы думаете, в чем смысл этих пословиц? (ответы студентов)

Ведущий 6. Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?

     Поиграем с вами. Вспомним значение терминов, обозначающих параметры семенного счастья. Правила игры «Узнай о чем говорю». Я называю определения терминов – задача студентов, соотнести озвученный термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик,  крепит его к доске, чтобы получилось солнышко.

  • Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте - сопереживание
  • Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга - равенство
  • Всей семьёй Вы способны на многое - поддержка
  • Умение принимать человека таким, какой он есть - толерантность
  • Умение уступать друг другу - компромисс
  • Нежная забота друг о друге - любовь
  • Преданность друг другу - верность
  • Чуткое отношение друг к другу - нежность
  • Уважение и благодарность -  признание
  • Чувство безопасности и уверенности – доверие.

После того, как солнышко построено сформулировать  вывод.

Куратор. Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать нам? Жизнь, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Ведущий 7. Далее мы продолжим разговор о семейных ценностях. А что Вы понимаете под значением определения слова «ЦЕННОСТИ»?

Словарь Сергея Ивановича Ожегова раскрывает понятие «ценность» как то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл, значимость, польза, полезность.

В семье они бывают самыми разнообразными. Далее мы продолжим разговор о семейных ценностях.

Сообщение информации сопровождается иллюстрированной презентацией.  

Ведущий 8. Ценность родительства.

      В Конституции Российской Федерации записано:

  1. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  2. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о    нетрудоспособных родителях.

Хочу рассказать вам притчу.

     Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. Что ты хочешь сделать? - спросил отец. Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

О чём поведала вам притча?  Какой вывод вы сделали? Спасибо.

        По вопросу воспитания детей родителями известный педагог А.С.Макаренко о роли взрослых в воспитании детей отмечал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни,  даже тогда, когда вас нет».

Ведущий 10.  Нравственные ценности

     Предлагаем вашему вниманию видеоролик «Притча о семейных отношениях» Посмотрите и примите участие в дискуссии по проблеме формирования нравственных ценностей в семье.

(Озвучивание содержания видеоролика на фоне музыкального сопровождения).

Вывод. Порой незаметная, но незаменимая для существования полноценной семьи – ценность супружества, умение жить вместе. В чем же секреты семейного счастья?

  • Сходство привычек и интересов.
  • Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.
  • Равное выполнение всех семейных обязанностей.
  • Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
  • Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
  • Жить по средствам, довольствуясь малым.
  • Не ставить перед супругом невыполнимых условий.
  • Принимать решения совместно.

Ведущий 11. Ценность здоровья.

Базисные потребности человека, обеспечивающие здоровый образ жизни ученые  условно разделяют на три основные группы:

  • Витальные (биологические) потребности – в пище, воде, сне и т.д. В этом случае ценности – множество материальных потребностей в одежде, жилище, технике и т.д.
  • Аффилиативные потребности – принадлежность к определенной социальной группе, пользоваться признанием и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви.
  • Духовные потребности – стремление к познанию окружающего мира, к самореализации в заботе о ближнем, трудолюбие.

Как же сохранить физическое и духовное здоровье семьи? Далее предлагаем прием «мозгового штурма».  

Задание в карточке. 

  1. Витальные (биологические) потребности - в пище, воде, сне, движении и т.д.

Предложить пути реализации витальных потребностей  в современной семье. Предложения могут быть не только реальные, но и фантастический. Может в них кто-то тоже увидит рациональное зерно.

  1. Витальные потребности - множество материальных потребностей: в одежде, жилище, технике и т.д.

Предложить пути реализации витальных потребностей  в современной семье. Предложения могут быть не только реальные, но и фантастический. Может в них кто-то тоже увидит рациональное зерно.

  1. Аффилиативные потребности – принадлежность к определенной социальной группе, пользоваться признанием и вниманием окружающих,

быть объектом их уважения и любви.

     Предложить пути реализации аффилиативных потребностей  в

     современной семье. Предложения могут быть не только реальные, но и

     фантастический. Может в них кто-то тоже увидит рациональное зерно.

4. Духовные потребности – стремление к познанию окружающего мира, к самореализации в заботе о ближнем. Предложить пути реализации духовных потребностей  в современной     семье. Предложения могут быть не только реальные, но и фантастический. Может в них кто-то тоже увидит рациональное зерно.

     Представители команд защитите свои проекты, предложите пути реализации жизненных потребностей. Спасибо всем участникам за интересные предложения.

Ведущий 12.

Предлагаем вашему вниманию традиционные правила охраны и укрепления здоровья  в семье:

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха, двигательной и интеллектуальной активности.
  • Рациональное,  разнообразное питание экологически чистыми продуктами.
  • Систематическая двигательная активность
  • Полноценный здоровый сон.
  • Материальные условия, способствующие поддержанию физического и психического здоровья.
  • Любовь, уважение, проявление заботы, внимания друг к другу.
  • Совместный труд и отдых,  путешествия, хобби.

Ведущий 13. Также социологи различают понятие «здоровая семья» и «проблемная» семья.

Признаки хорошей семьи:

  • каждый член воспринимается как равный другим;
  • доверие, честность и открытость являются существенными;
  • внутрисемейное общение является конгруэнтным;
  • члены поддерживают друг друга;
  • каждый член несёт свою часть ответственности за семью в целом;
  • отдыхают, получают удовольствие и радуются члены вместе;
  • существенное место занимают традиции и ритуалы;
  • члены принимают особенности и уникальность каждого из них;
  • уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
  • чувства каждого члена принимаются и прорабатываются.

В свою очередь, дисфункциональная семья, по мнению ученых психотерапевтов  отличается следующими показателями:

  • Отрицанием проблем и поддержанием иллюзий.
  • Отсутствием интимности.
  • Жесткостью и косностью правил и ролей.
  • Конфликтными взаимоотношениями, в том числе скрытыми.
  • Проблемами с личными границами членов семьи: они либо смешаны, либо жестко разделены.
  • Поддержанием видимости благополучия.
  • Полярностью суждений: «Все лжецы, мы — честные».
  • Абсолютизирование контроля главы семь.

        Пусть перечисленные критерии станут для вас ориентиром что  приветствовать и что отторгать в ваших семьях.

Ведущий 14. Следующая семейная ценность  всеми любимые обычаи  и традиции.

   В начале беседы предлагаем вам экскурс в другие страны. Безусловно, каждая нация имеет собственную картину происходящего вокруг, соответственно национальной ментальности, и семейные традиции в разных странах свои.

       К примеру, в нашей стране самый главный семейный праздник в году – это Новый год. На западе же, люди больше всего готовятся к Рождеству и Дню благодарения и отмечают их в тесном семейном кругу.

      Русские люди очень привязаны к семье и не могут представить себе праздника без шумного застолья. Например, скандинавы к семейным узам и родственным связям относятся достаточно холодно и на большинство праздников даже не приглашают друг друга, ограничиваясь звонком по телефону.

Ведущий 15. Шведы воспитывают детей, как свободных независимых личностей, избегая телесных наказаний, которые даже запрещены законом, в отличие от Франции, где воспитание ребенка происходит в достаточно авторитарных условиях.

  Что касается семейного устройства, то если в России принято заключать официальные браки и имея штамп в паспорте, многие женщины считают, что жизнь удалась, то, например, в Швеции, Норвегии, Франции, никто не стремиться к законному союзу и предпочитают гражданский брак и официальную независимость.

     Для сравнения, южные европейцы, португальцы и румыны, напротив, ввиду своей излишней эмоциональности, относятся к семье, как к самому дорогому, что у них есть, мужчины обеспечивают семью, а праздники проходят в обязательном присутствии всех родственников. Семейные традиции особенно важны для этих наций.

Ведущий 15. Семьи Азии очень трепетно относятся к традициям и ритуалам, доставшимся им от предков. Например, японцы до сих пор совершают свадебные обряды, поклоняются своим усопшим предкам, чтят старших, очень уважительно относятся к родителям и старикам. Брак в Японии часто не по любви, а по расчету, с материальными выгодами для обеих сторон. Ребенок для них святое и неприкосновенное существо, вплоть до совершеннолетия, личность, которую нужно уважать и прислушиваться к ней.

        Несмотря на то, что каждая нация на нашей планете имеет свои уникальные особенности и семейные обычаи, всех нас объединяет одно – желание дарить безграничную любовь и тепло близким людям, которых им порой так не хватает.

Ведущий 16. Традиции русской семьи (чтение в сопровождении с иллюстрированной презентацией).

  • К традиционным формам поведения в христианской  семье относят то, что многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью, то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания;
  • Составление родословной своей семьи генеалогического дерева.
  • Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению .
  • Семейные архивы. Семья может иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии.

Ведущий 17.

  • Семейные праздники. Отмечая праздники в семье, мы проявляем уважение к событиям в семье, и в обществе показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга, гостеприимства.  Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику.
  • Во многих семьях вошло в привычку собираться за общим столом по вечерам и за чаем обсуждать события уходящего дня, строить планы на будущее. Родители рассказывают о том, как провели день и делятся своими впечатлениями, проявляют внимание к проблемам друг друга.
  • Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Ведущий 18. 

  • Семейный отдых на природе, походы в кино, театры, на выставки.
  • Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома. Коллекционировать можно что угодно, главное, опираться на интересы ребенка. Самые различные коллекции увлекут и заинтересуют не только вашего ребенка, но и других членов семьи. Можно собирать шишки, камешки, ракушки, различные бусины, пуговицы, часы, фантики, кукол, солдатиков и т. д. Посещение выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности. Затем можно и самим устраивать выставки своей коллекции для друзей и родственников.

Ведущий 19.

  • «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии. С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. Предлагаем вашему вниманию презентацию «Семейное фото» (студенты-авторы слайдов комментируют свои фото). Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это веселые домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно.

Куратор. Предлагаю вашему вниманию выставку семейных реликвий, предметов, отражающих семейные традиции.

Семейное древо (Серенко Е.), лента-коллекция значков (Богаченко Н.), элементы южно-русскогонародного костюма (Курепина В.), семейный фотоальбом (Черняева М.А.), декоративная тарелка «Таллин», предметы-сувениры с мест путешествия (Черменева С.И.).

Участники выставки, расскажите о своих экспонатах выставки, в чем их ценность?

Предлагаю всем присутствующим поделиться семейными ценностями семей в которых вы сейчас живете. Может кто-то расскажет о какой семье он мечтает в будущем. Спасибо за участие нашем актуальном разговоре.

Ведущий 20. Традиционные семейные ценности постоянно культивируются и внедряются в жизнь супругами. Именно их пытаются привить молодым их бабушки, о них можно услышать с экрана телевизора, о них говорят в церкви и т. д. Вера, верность, любовь, брак, уважение, святость материнства, продолжение рода – это далеко не полный, но основной список семейных ценностей.

         При изменении и развитии общества и его взглядов появляются современные ценности. Так, по результатам социологических опросов семейные ценности для молодежи стоят далеко не на первом месте. Их обогнали: карьера, образование, отношения с друзьями и родителями....

Ведущий 21. Цените то, что имеете и храните свои семейные ценности, чтобы передать их другим поколениям!

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

  • Для ребёнка семья – это место его рождения и становления.
  • Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а  в дальнейшем и саму культуру.
  • Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми.
  • Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
  • С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Ведущий 22. В конце нашего разговора предлагаем послушать притчу «Пятьдесят лет вежливости».  Вывод  по ее содержанию каждый сделает сам для себя.

       Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

- Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в Вашей СЕМЬЕ!

Чтец 1.

Что значит для меня моя семья? 
Конечно - счастье и уют домашний, 
Семь правил обязательных храня, 
Лишь только семь, но очень - очень важных 

Чтец 2.

Во - первых, это главное - любовь. 
Всем сердцем и душою всей, и разумом. 
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, 
А трепетно, и каждый день по -разному. 

Чтец 3.

Второе - дети. Что за дом без них? 
Пустыня без колодца - не напиться. 
А дети - это жизнь, это родник 
И продолженье рода. Пусть струится! 

Чтец 4.

Потом забота. Лишь она 
Очаг семейный сбережет от ветра. 
Старайся, чтоб с улыбкою весна 
Была всегда с тобою, а не где-то 

Чтец 5.

Четвертое - терпение. Оно 
Поможет пережить невзгоды, беды... 
И отогреет солнышком окно. 
Что инеем заледенело белым. 

Чтец 6.

А пятое - ответственность и дом 
В фундаменте семейном веский камень. 
Они помогут защитить любовь, 
От ветра уберечь душевный пламень 

Чтец 7.

Шестое — уваженье. Только с ним 
Приобретешь успех, признанье общее 
Всегда, считаясь с мнением других, 
Научишь, чтоб с твоим считались собственным 

Чтец 8.

И наконец, седьмое - чистота 
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах... 
Вот так я представляю свой очаг, 
Где я любима, счастлива, где полностью.

Любви и счастья вам в Вашей СЕМЬЕ!         

Куратор. Рефлексия. На столе лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность. Постройте, пожалуйста, из этих карточек счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома.      

 

После выполнения задания представители групп озвучивают свой результат.

Заключение

        Воспитание будущего семьянина - неотъемлемая часть работы куратора учебной группы, потому что студенты и выпускники колледжа стоят на пороге создания семьи, в благополучии  которой немаловажную роль играют  убеждения, психологические качества, уровень общей культуры супругов.

        Одно из значимых условий укрепления семьи - информационно-просветительская работа среди молодежи, направленная на формирование научного мировоззрения по вопросам создания и укрепления семьи, изучения практики семейных отношений на примере родительской семьи, литературных источников, народной мудрости.      

     В методической разработке классного часа в форме актуального разговора на тему «Семья и семейные ценности» предлагается содержательная познавательная информация, способствующая формированию убеждений о ценностях в семейных отношениях, изучения опыта из жизни старшего поколения, рассматриваются пути укрепления семьи.

         Следует отметить достаточно разнообразный выбор приемов активизации студентов, где всем предоставлена возможность высказать точку зрения, соотнести свои убеждения с мнением других, проявить художественно-эстетические способности. Использование ИКТ способствует более эффективной воспитательной работе посредством активизации зрительных, слуховых анализаторов, создания ситуации партнерских  взаимоотношений в творческой группе. А также сам процесс подготовки презентаций, выбор видеоролика, элементов анимации и т.д. расширяет кругозора знаний.

Практическую значимость разработки для кураторов, студентов, имеют материалы приемов подготовки и проведения классного часа, содержания буклета, организации исследовательской деятельности участников мероприятия.

Методическая разработка может быть использовано в работе кураторов и всех кто интересуется вопросами воспитания семьянина.

Список использованных источников

                                                     

  1. Акерман Н. Психодиагностика семейной жизни. – М.: Владос, 2003. - 248с.
  2. Борисова Е.Н., Кактерев К.Ф. О роли матери и отца в воспитании детей // Народное образование. – 1999. - № 10. С. 285 – 286.
  3. Бютнер К. Воспитание воспитателей // Родители и дети / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. С. 748 – 776.
  4. Варга А.Я. Типы родительского отношения. – Самара: СамГПУ,1997.– 88 с.
  5. Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.:Прогресс,2008.- 123 с.
  6. Гаврилова Т.П. Психология семьи. – М.: Академия, 2002. – 394 с.
  7. Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
  8. Зоркая Н., Леонов А. Семья и воспитание детей: частные изменения или системный сдвиг? // Отечественные записки. – 2004. - № 3. С. 60 –
  9. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2007. – 360 с.– 370 с.
  10.  Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1999. – 423 с
  11.  Мид М. Культура и мир детства. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с
  12.  Могилевская Г.Л. Семейный климат.–М.:Академический проект, 2002. – 710 с.
  13. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. – М.: Издательство Московского психолого-социального института,2006. – 495 с.
  14. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
  15. Психология и психоанализ беременности / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с.
  16.  Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Селяевой. – М.: Академия, 2002. – 190 с.
  17.  Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Академия, 1990. – 206 с.
  18. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. – М.: МГУ, 2001. – 214 с.
  19.  Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. – М.: Педагогическое общество России, 1993. – 326 с.
  20.  Чекалина А.А. О влиянии родительских установок на формирование гендерной идентичности ребенка // Мир психологии. – 2004. - № 2. С. 106
  21.  Шапиро А.З. Тема семьи в психологии XXI века: пророчества и прогнозы // Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? – СПб: Питер, 2001. – 129 с.
  22.  Швейцар М. Воспитание ребенка // Родители и дети / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2003. С. 669 – 726.
  23. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо,2000. – 498с.
  24. Юнг К.Г.Аналитическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - 482 с.
  25. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. - М.: Издательство Московского психологосоциального института, 2006.

Приложение 1.

Материал к буклету

 «Семья и семейные ценности»

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям».

                                                                                                            Толстой Л.

Семейная жизнь, может быть,  и никогда не бывает сплошным праздником.   Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье.

                                                                                        Сухомлинский В.

Родительское требование к себе,  родительское уважение к своей семье,        родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!

                                                                                               Макаренко А.

Лучшая семейная дипломатия – это дипломатия полного взаимного доверия  и безграничной искренности.

                                                                                                             Шамякин  И.

   Любить - это, значит, смотреть не  друг на друга, а вместе в одном                    направлении.

                                                                                            Сент-Экзюпери А.

Семья — социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, следующими признаками

  • союзом мужчины и женщины;
  • добровольностью вступления в брак;
  • члены семьи связаны общностью быта;
  • вступлением в брачные отношения;
  • стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям.

                         

     Функции семьи

  • Репродуктивная: рождение потомства.
  • Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских чувств.
  • Хозяйственно-бытовая: удовлетворение материальных потребностей членов семьи.
  • Рекреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил.
  • Эмоциональная: удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите.
  • Духовная: совместные проведение досуга и духовное обогащение.
  • Социальная: социальный контроль, социализация и инкультурация.
  • Сексуально-эротическая: удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

                           

  Праздники семьи

15 мая - Международный день семьи, и отмечаемый ежегодно.

1 июня -

Международный день защиты детей 

1 июня - Всемирный день родителей. Учрежден ООН в сентябре 2012 года.
8 июля - Всероссийский день семьи, любви и верности.

28  октября - День Бабушек и Дедушек в России.

Последнее воскресенье ноября – День матери в России.

                        Стих

        «Семь главных правил»

Что значит для меня моя семья? 
Конечно - счастье и уют домашний, 
Семь правил обязательных храня, 
Лишь только семь, но очень - очень важных 
Во - первых, это главное - любовь. 
Всем сердцем и душою всей, и разумом. 
Не просто чтоб бурлила страстью кровь, 
А трепетно, и каждый день по -разному. 
Второе - дети. Что за дом без них? 
Пустыня без колодца - не напиться. 
А дети - это жизнь, это родник 
И продолженье рода. Пусть струится! 
Потом забота. Лишь она 
Очаг семейный сбережет от ветра. 
Старайся, чтоб с улыбкою весна 
Была всегда с тобою, а не где-то 
Четвертое - терпение. Оно 
Поможет пережить невзгоды, беды... 
И отогреет солнышком окно. 
Что инеем заледенело белым. 
А пятое - ответственность и дом 
В фундаменте семейном веский камень. 
Они помогут защитить любовь, 
От ветра уберечь душевный пламень 
Шестое — уваженье. Только с ним 
Приобретешь успех, признанье общее 
Всегда, считаясь с мнением других, 
Научишь, чтоб с твоим считались собственным 
И наконец, седьмое - чистота 
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах... 
Вот так я представляю свой очаг, 
Где я любима, счастлива где полностью.

                                              И Молчанова

Признаки хорошей семьи

  • Каждый член воспринимается как равный другим.
  • Доверие, честность и открытость.
  • Внутрисемейное общение является конгруэнтным.
  • Члены семьи поддерживают друг друга.
  • Каждый член несёт свою часть, ответственности за семью в целом.
  • Отдыхают, получают удовольствие и радуются все вместе.
  • Существенное место занимают традиции и ритуалы.
  • Члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них.
  • Уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни).
  • Чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются.

Показатели  проблем в семейных отношениях

  • Отрицание проблем и поддержанием иллюзий
  • Жесткость и косность правил и ролей
  • Конфликтные взаимоотношения,в том числе скрытыми
  • Проблемы с личными границами членов семьи: они либо смешаны, либо жестко разделены.
  • Поддержание видимости благополучия
  • Полярность суждений: «Все лжецы, мы — честные»
  • Абсолютизирование контроля главы семьи
  • Отсутствием интимности.

Семейные  обычаи и традиции

  • Составление родословной своей семьи – генеалогического дерева
  • Передача и хранение семейных вещей-реликвий
  • Семейные архивы документов
  • Семейные профессиональные династии
  • Семейная традиция давать имя новорожденному
  • Семейные праздники.
  • Семейный ужин
  • Воскресный обед
  • Чтение в семейном кругу
  • Семейный фотоальбом
  • Традиция дарить подарки
  • Семейные  хобби
  • Коллекционирование
  • Семейный отдых на природе, походы в кино, театры, на выставки и т.п.

Секреты семейного счастья

  • Сходство привычек и интересов.
  • Умение уступать в споре, особенно если ты не прав.
  • Равное выполнение всех семейных обязанностей.
  • Совместная забота о детях и совместное воспитание их.
  • Взаимопомощь в любых обстоятельствах.
  • Жить по средствам, довольствуясь малым.
  • Не ставить перед супругом невыполнимых условий.
  • Принимать решения совместно.

Наставления  русского князя Владимира Мономаха (11 в.), которые он давал своим сыновьям

  • Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
  • Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;
  • Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;
  • Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
  • Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
  • Куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
  • Более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
  •  В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
  • Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Пословицы  и поговорок и  о семье

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Согласие да лад в семье клад.
  • Семья в куче - не страшна и туча.
  • Согласную семью и горе не берет 
  • Намеки да попреки - семейные пороки.
  • Семья - опора счастья.
  •  Семейное согласие всего дороже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья и семейные ценности"

Что такое семья? Традиции в детском доме....

Понятия "семья" и "семейные ценности" в русской литературе

Что такое семья? Вот какое определение дает словарь С.И.Ожегова: «1) Группа живущих вместе родственников; 2) перен. Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами». Известны народные...

разработка урока по литературе на тему: "Семья и семейные ценности в произведениях Л. Н. Толстого"

итегрированный урок литературы и психологии с использованием слайд-презентаций...

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности» с презентацией

Методическая разработка классного часа для студентов 1 курса на тему: «Семья и семейные ценности»Форма проведения - круглый стол. Для создания необходимой эмоциональной атмосферы использованы:1 В...

Семья и семейные ценности

Семья является важнейшей  общечеловеческой ценностью на протяжении веков. В традициях разных культур семья занимает первое место, ею всегда было принято гордиться,  на  семью надеялись ...

статья натему:"Современная молодежь, ее взгляд на семью и семейные ценности".

В настоящей работе будет обсуждаться проблема демографии современного общества. Будут представлены ключевые аспекты проблемы создания современной семьи и деторождения....

Воспитательский час « Семья и семейные ценности»

Цель: воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям....