Классные часы
классный час

Салманова Севда Камил кызы

2020-2021 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Калмыкия  «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Классного часа на тему:

 «Что такое коррупция и как ее победить»

Городовиковск 2020

                

Классный час проводился в соответствии с планом воспитательной работы в группе.

Целью проведения классного часа является профилактика коррупции, становление гражданского правосознания личности студентов.

В результате проведения классного часа студент должен:

Иметь представление:

Об истории развития коррупции в России;

О коррупции как антиобщественном явлении в целом;

Знать:

Формы проявления коррупции;

Методы профилактики и борьбы с коррупцией;

 уметь:

правильно реагировать на факты проявления коррупции.

Классный час состоит из:

  • Подготовительной работы;
  • Проведение опроса с целью выявления степени информированности студентов группы о коррупции как антиобщественном явлении.
  • Проведение беседы со студентами;
  • Выступлений студентов с докладами по теме;
  • Просмотра видеороликов по теме беседы;
  • Обсуждение проблемы в группе;
  • Подведение итогов занятия.

Используются наглядные материалы:

  • Мультимедийные слайды по теме;

Данная форма занятия приводит к решению всех поставленных образовательных, развивающих и воспитательных целей классного часа.

Ход классного часа

  1. Тема: «Что такое коррупция и как ее победить»
  2. Цели классного часа:

Образовательная цель

  1. Способствовать формированию и развитию знаний о коррупции как антиобщественном явлении;
  2. Способствовать запоминанию основной терминологии и специальных обозначений;

Развивающая цель

  1. Способствовать формированию у детей правовой культуры;
  2.  Способствовать развитию речи (обогащение и усложнение словарного запаса);

Воспитательная цель

  1. Способствовать воспитанию правильного отношения к законодательству и к деятельности различных государственных органов по противодействию коррупции;
  2. Способствовать формированию и развитию нравственных, правовых и патриотических качеств личности.

  1. Форма проведения: внеаудиторное занятие с использованием мультимедийных технологий.
  2. Возрастная группа: студенты 1 курса. Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»
  3. Наглядность:  картинки
  4. Подготовительная работа: 
  • Поиск информации для проведения беседы;
  • Создание опросного листа по противодействию коррупции;
  • Поиск наглядного материала.
  1. Содержание урока:

- Проведение опроса с целью выявления степени информированности студентов группы о коррупции как антиобщественном явлении (опросный лист и результаты опроса прилагаются в Приложении).

- Выступление студентов группы с заданными сообщениями:

  • Взяточничество и взятки, коррупция;
  • Борьба со взятками;

- Просмотр мультика о появлении и распространении коррупции, обсуждение просмотренного со студентами.

- Рассмотрение результатов опросного листа, подведение итогов опроса:

В опросе участвовало 9 студентов, на поставленные в опросном листе вопросы были получены след ответы:

1. Знаете ли Вы, что такое коррупция?

- 7 студентов отождествляют коррупцию с дачей (получением) взятки;

- 2 студента затруднились с ответом.

2. Знаете ли Вы, куда необходимо обращаться в случае выявления Вами фактов коррупции?

- да 2 студента;

- нет 7 студентов;

- один студент ответил, что при выявлении фактов коррупции необходимо обращаться в «Агентство по работе с коррупцией ».

3. Сталкивались ли Вы с проявлением коррупции?

Да – 0

Нет – 9

4. Сталкивались ли Вы с фактами коррупции в сфере образования?

Да – 0

Нет - 9        

5. Как Вы поступите, если Вам предложат заплатить деньги за сдачу экзамена, поступление в учебное заведение и другие образовательные услуги?

        Заплачу требуемую сумму - 4

        Откажусь - 5

6. Как Вы оцениваете уровень своей информированности о состоянии коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятиях в г. Городовиковске?

Высокий - 2

Средний -6

Низкий -1

Таким образом, уровень осведомленности о коррупции как антиобщественном явлении в группе на начало классного часа достаточно невелик и, в основном, сводится к отождествлению понятий «коррупция» и «взятка». Более половины студентов группы сталкивались с фактами проявления коррупции, из них 0 человек – с коррупцией в образовании. Информированность студентов о мерах противодействию коррупции и органах, куда следует обращаться при выявлении фактов коррупции, низкая.

- При обнаружении фактов коррупции следует обращаться:

городская прокуратура
прокурор:

Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Нижнекамского Управления внутренних дел.

По фактам противоправных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления заявитель может обратиться как в подразделения Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, так и в органы внутренних дел, ФСБ.

- Просмотр видеоклипа  о коррупции. Подведение итогов занятия.

Приложение 1

Опросный лист по противодействию коррупции

1. Знаете ли Вы, что такое коррупция?

Да ____________________________________________________

Нет

Не уверен

2. Знаете ли Вы, куда необходимо обращаться в случае выявления Вами фактов коррупции?

Да

Нет
Если да, перечислите куда________________________________

3. Сталкивались ли Вы с проявлением коррупции?

Да

Нет - переходите к вопросу № 6

4. Сталкивались ли Вы с фактами коррупции в сфере образования?

        Да

Нет

5. Как Вы поступите, если Вам предложат заплатить деньги за сдачу экзамена, поступление в учебное заведение и другие образовательные услуги?

Заплачу требуемую сумму

Откажусь платить

6. Как Вы оцениваете уровень своей информированности о состоянии коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятиях в г. Городовиковске?

Высокий

Средний

Низкий

Приложение 2

Взяточничество и взятки, коррупция (Анисимова Аня)

Взяточничество – одно из наиболее распространенных негативных явлений в социуме, возникает, как правило, одновременно с возникновением государственного аппарата. Взятки и коррупция подробно исследованы в системе права. Такие явления трактуется как тяжкие должностные преступления, основанные на реализации служебных полномочий.

Главный элемент взяточничества – взятка. Взятка оплачивает особое поведение (бездействие или действие), или же покровительство взяткополучателя в границах его служебных полномочий и служащее интересам взяткодателя.

История этого явления теряется в глубине столетий. Действия государства неразрывно связанны с осуществлением определенных социальных отношений. Поданный, он же гражданин, вступает в различные отношения с чиновниками и представителями от государственных институтов – суда, церкви, налоговых служб, нотариата и т.д., с военным и гражданским правительством. Согласно интересам государства, всякое должностное лицо обязано действовать по букве и духу закона. В действительности же чиновник имеет возможность – как работать в соответствии с законом, так и замедлять выполнение своих служебных функций. Помимо этого, он может пойти на прямое нарушение закона (или же служебных инструкций), действуя в интересах того или иного лица.

Обе эти стратегии взяточничества нашли свое отражение в букве закона. Так, уголовное право царской России различало два вида данного преступления: мздоимство и лихоимство. Взятка, данная за совершение действия, входящего в круг обязанностей должностного лица трактовалась как мздоимство. Взятка за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности трактовалась как лихоимство. Иными словами, чиновник, выполнявший свои служебные обязанности и выдававший просителю копию подлинного решения суда только после получения взятки – мздоимец. Чиновник же, выдававший копию решения, в которой существо дело было искажено в интересах взяткодателя – лихоимец.

Проблема взяточничества имеет два измерения. Во-первых, государство не в состоянии полностью контролировать каждого своего агента. Во-вторых, заинтересованные в благоприятном решении своей проблемы люди, обращаясь к чиновнику, сами несут ему подношения. Иными словами, осуждая взяточничество в принципе, в критической ситуации массовый человек склонен прибегать к взятке.

Борьба со взятками (Васипова Марьям)

В наиболее успешных, зрелых и устойчивых государствах госслужба пользуется уважением. Чиновник получает достойную зарплату, перед ним разворачиваются перспективы служебной карьеры, которые напрямую зависят от сохранения безупречной репутации. Госслужащие получают солидную пенсию. В результате подобных преобразований формируется субкультура чиновничества с особым профессиональным чувством личностного достоинства, покоящегося на безупречной честности и добросовестном выполнении своих профессиональных обязанностей. Характерно, что в слаборазвитых странах, славящихся высоким уровнем коррупции, чиновники получают низкую, часто заведомо недостаточную зарплату, которая выплачивается нерегулярно.

Коренное преобразование системы государственной службы – лишь один из факторов минимизации взяточничества. Второй существенный момент предполагает радикальное изменение морального климата в обществе. Ядро этого процесса связано с утверждением доминанты юридизма. Понятие «юридизм» описывает высокий статус ценностей закона в сознании человека. Юридизм превращает следование букве и духу закона в безусловную нравственную норму. Человек, сформированный в рамках такой культуры, следует установленным законам, нормам и правилам, не в силу обстоятельств и санкций внешнего характера, а согласно императивной нравственной установке. Он твердо уверен в том, что переходить дорогу строго на зеленый свет – его моральная обязанность как гражданина и цивилизованного человека.

Вопреки устойчивым представлениям, корни взяточничества не сводятся к своекорыстию чиновников. Живучесть взяточничества в традиционном обществе обусловлена тем, что взятка необходима не только берущему, но также и дающему. Дающий и берущий взятку объединяются на почве презрения к государству и законности. Между этими людьми складываются устойчивые связи, позволяющие рядовому человеку постоянно нарушать закон. В критической ситуации всегда можно «отмазаться», «откосить» и т.д. Массовая практика взяточничества рождает противозаконные солидарности. При этом энергия общества оказывается направленной на поиск путей обхода закона. Высокий уровень взяточничества – свидетельство того, что реальная жизнь общества далека от официально заявленных законов. Взяточник откупается от государства со всеми его установлениями, покупая своими подношениями право жить «не по закону, а по совести», то есть в соответствии с повседневно утвердившейся традиционной практикой. Не случайно в царской России бытовало известное изречение, о том, что в России свирепость законов усмиряется их всеобщим невыполнением.

Юридизм как императивный принцип возможен только в том случае, когда законы обретают в сознании человека нравственную санкцию. Я исполняю закон, поскольку он справедлив и это закон моего государства. Глупо требовать от заключенного в концлагере искреннего и добросовестного исполнения предписаний лагерной администрации. Иное дело – позиция сознательного гражданина. Юридизм предполагает полноценное переживание гражданских чувств. На смену отчуждения от государства, принимающего свирепые законы, приходит чувство подлинной причастности государству, а значит причастности, как к процессам законотворчества, так и исполнения законов. Такая система представлений складывается в зрелом гражданском обществе. Наконец, юридизм неотделим от утверждения подлинно независимого суда и создания эффективной судебной системы.

В странах, где уровень взяток критически высок, законодательство сформулировано таким образом, что его невозможно не нарушать. И это – неизбежное следствие отчуждения общества от государства. Здесь бюрократия сознательно формулирует законы и подзаконные акты так, что каждый смертный становится нарушителем, а значит, побуждается к взятке. Правовая демократия и зрелое гражданское общество коренным образом изменяют ситуацию. Здесь каждый гражданин имеет возможность (участвуя в политическом процессе как избиратель) влиять и на законотворческий процесс и на правоприменительную практику. Далее, через институты гражданского общества гражданин в состоянии контролировать администрации любого уровня, требовать гласности во всех случаях, представляющих общественный интерес, инициировать референдумы, требовать отставки скомпрометировавших себя чиновников и т.д. Общественные организации заняты не только контролем, но и позитивным взаимодействием с государственными структурами. Они участвуют в конкретной работе (с беженцами, инвалидами, наркоманами), совместными усилиями разрабатывают проекты нормативных актов, ведут агитацию, разъяснительную и просветительскую работу и т.д.

Таким образом, граждане, во-первых, деятельно участвуют в процессе создания и совершенствования справедливых норм и, во-вторых, непрестанно следят за их исполнением этих норм как чиновниками, так и всеми остальными согражданами. Люди не только сами исполняют законы, но и следят за тем, как исполняют законы другие. Здесь возникает немыслимая в традиционном обществе практика – граждане в массовом порядке сообщают о замеченных ими нарушениях закона, видя в этом исполнение своего гражданского долга. На смену массовой солидарности на почве обхода закона приходит солидарность на почве утверждения законности.

В демократических обществах складываются и оттачиваются нормы и практики, позволяющие минимизировать пространство возможных злоупотреблений. Формируются весьма жесткие нормы поведения чиновника и публичного политика, оттачиваются процедуры проведения тендеров и конкурсов на выполнение государственных и муниципальных подрядов, государство минимизирует функции распределения средств и ресурсов, бюджеты государственных органов расписываются постатейно и предаются гласности и т.д. Ко всему этому, чиновники и политики любого уровня находятся под пристальным контролем со стороны СМИ, оппозиционных политических партий и общественных организаций.

Борьба со взяточничеством – исключительно сложный и длительный процесс. Тем не менее, утверждение в общественном сознании принципов юридизма, формирование зрелого гражданского общества и цивилизованного аппарата госслужащих позволяет критически снизить уровень взяточничества и превратить взятку из норы жизни в исключение. Так проблема взятки высвечивается с точки зрения логики общеисторического развития.

В современном обществе практика взяточничества неизбежно порождает такое социальное зло, как коррупцию. Дающий и берущий взятку срастаются в преступное сообщество, которое преследует свои собственные цели. Уровень взяток при этом, как правило, существенно превышает заработную плату коррумпированного чиновника, который работает уже не на государство, а на преступную группу. Если в обществе не находится действенных механизмов противостояния коррупции, происходит перерождение госаппарата, срастание его с бизнесом и криминалом. В популярной литературе сложился термин «бенгладешизация», как образ разворовывания любых ресурсов направляемых на цели развития. Бангладеш – далеко не единственный пример общества, пораженного коррупцией.

Уровень взяток зависит от степени стабильности общества. Он резко возрастает в эпохи ослабления государства. Войны, революции и социальные потрясения, связанные с крушением устойчивых моральных ориентиров оборачиваются разгулом взяточничества и коррупции.

Чем выше уровень жизни, тем ниже уровень взяточничества. Безграничная коррупция с особой силой поражает нищие страны. Чем стабильнее общество, чем устойчивее, социальная и политическая система, чем крепче экономика – тем ниже уровень взяточничества. Высокая динамика, ситуация догоняющего развития иногда оборачивается высоким уровнем взяточничества (Бразилия).

Уровень взяток существенно различается от страны к стране. В целом уровень взяточничества в устойчивых правовых демократиях Западной Европы низок. Причем, в странах протестантского Севера Европы и англосаксонском мире уровень взяточничества ниже, в обществах католического Юга Европы – несколько выше. В Восточной Европе уровень взяточничества традиционно выше. Что же касается стран Азии, Африки и Латинской Америки, то здесь, рядом с более или менее благополучными, находятся страны, лидирующие по уровню взяточничества и коррупции.

В целом, традиционные общества более подвержены взяточничеству. Процессы модернизации ведут к росту взяточничества и коррупции, однако завершение модернизации, связанное с формированием гражданского общества, создает предпосылки успешной борьбы с этим социальным злом.

Во все времена взятки осуждались с моральных позиций. Взяточников осуждали правители и религиозные пророки, писатели и публицисты. В Ветхом Завете, среди законов, полученных на горе Синай непосредственно от Господа, которые Моисей должен был объявить своему народу, читаем: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исход 23–8). В современной западной журналистике целая плеяда высоких профессионалов сделала себе имя «разгребателей грязи».

В правовых демократических государствах общественное мнение играет существенную роль в деле поддержания законности. При этом государственный аппарат находится в сфере самого пристального внимания, а общественное мнение влияет на кадровую политику власти. В такой ситуации скомпрометировавший себя чиновник не имеет шансов вернуться на государственную службу.

Борьба с коррупцией (Старченко Елена)

Поскольку государственная коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматриваться, начиная примерно с 1980-х, как одна из главных забот международной политики.

Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-разному: немедленное повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией.

В качестве наиболее простого инструмента часто выбирают реформы законодательства – не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением. В арсенале государственных мер по борьбе с коррупцией есть и довольно простые меры по элементарному ужесточению контроля. В постсоветской Грузии, например, введена система, в соответствие с которой правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы, когда они вступают в должность, так же как и тогда, когда они покидают свои посты.

Международной борьбе против коррупции серьезно мешают различия между правовыми системами разных стран в трактовке коррупции как экономического правонарушения. Так, в одних странах (например, в Тайване) наказывают только взяткополучателей, а предложение взятки не является уголовно наказуемым деянием. В других странах (например, в Чили) ситуация диаметрально противоположная: дача взятки – уголовное преступление, а получение взятки таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребления. Помимо расхождений в признаках уголовно наказуемого коррупционного правонарушения есть сильные отличия в мерах наказания за него.

Хотя эти меры должны осуществляться центральным правительством, они требуют также поддержки со стороны гражданского общества. Когда воля политических лидеров опирается на активную общественную поддержку, то удается в достаточно короткий срок добиться сильных изменений (как это было в 1990-е в Италии при проведении компании «Чистые руки»). Напротив, если граждане возлагают все надежды на «мудрых правителей», а сами пассивно ждут результата, то шумная компания борьбы с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом (именно так произошло в нашей стране в начале 1990-х) или вылиться в репрессии против политических противников правящего режима.

Однако законодательные действия государства принципиально не могут внести решающего перелома в борьбу с коррупцией (хотя бы потому, что борьбу с коррупцией могут «возглавить» сами коррумпированные чиновники). Решающий успех возможен только путем повышения зависимости государства от граждан. Для этого необходимы такие долгосрочные институциональные реформы как сокращение числа и размеров государственных органов управления и их штатов, создание специальных или даже независимых от государства институтов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции (как, например, институт омбудсмана в Швеции и в некоторых других странах), введение системы этических стандартов для государственных служащих и т.д. Наконец, борьба с коррупцией невозможна без помощи добровольных осведомителей. В США осведомитель получает от 15 до 30% стоимости выявленного по его доносу материального ущерба и защищен от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей.

Возможность реализации этих мер зависит не столько от политической воли правителей, сколько от культуры управляемого общества. Например, в странах Востока со слабыми традициями самоуправления лучше делать ставку на престижность и высокую оплату государственной службы. Именно этим путем пошла Япония и «азиатские тигры» (особенно, Сингапур и Гонконг), где высокий авторитет госчиновников позволил создать высокоэффективную экономическую систему при относительно малочисленном управленческом аппарате и слабой коррупции. В западных же странах с характерным для них недоверием к «государственной мудрости», напротив, чаще акцентируют внимание на развитии действий неправительственных организаций, гражданского самоуправления и контроля.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Согласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы (доллара, фунта стерлингов, рубля…) на противодействие коррупции приносит в среднем 23 единицы при борьбе с коррупцией на уровне отдельной страны и около 250 при борьбе с нею на международном уровне.

В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность. Интернациональные организации – такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный Банк и др. – активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными штатами, информированностью и большими финансами не могут успешно противостоять коррупции в какой-либо стране, если ее правительство и граждане не проявляют воли и решимости к борьбе. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями.

На волне скандальных разоблачений по делу «Локхид» в 1977 в США был принят Закон о коррупции за рубежом, согласно которому американские служащие и чиновники наказывались штрафами или лишением свободы за дачу взяток служащим других государств. Хотя этот закон принимался в надежде, что другие страны-инвесторы последуют примеру США, но тогда этого так и не произошло. Лишь в феврале 1999 вступила в силу запрещающая использовать подкуп при заключении зарубежных сделок Конвенция ОЭСР против взяточничества, которую подписали 35 государства. Однако распространение информации о ней происходило довольно медленно: когда в 2002 проводили опрос среди менеджеров стран «третьего мира», активно работающих с зарубежными предпринимателями, только 7% респондентов продемонстрировали хорошее знакомство с Конвенцией, в то время как 42% даже не слышали о ее существовании.

Коррупция в России (Есаулова Алла)

Для отечественной истории, как и для истории других отстающих в развитии стран, характерна высокая зараженность государственного аппарата коррупционными отношениями.

Повальные взяточничество и вороватость чиновников впервые были осознаны как препятствие развитию страны еще во времена Петра I. Известен исторический анекдот: император решил сгоряча издать указ, согласно которому следует вешать любого чиновника, укравшего сумму, равную цене веревки; однако его сподвижники в один голос заявили, что в таком случае государь останется без подданных. Характерно, что возглавивший по личному указанию императора борьбу с казнокрадством и взяточничеством обер-фискал Нестеров сам в конце концов был казнен за взятки. Смешение государственной казны с личным карманом оставалось типичным не только в 18-м, но и в 19-м веке. Сюжет Ревизора Н.В.Гоголя основан именно на том, что в николаевской России чиновники почти всех рангов систематически злоупотребляли своим положением и постоянно находились в страхе перед разоблачением. Лишь после Великих реформ 1860-х уровень коррумпированности российского чиновничества начал понижаться, хотя и оставался все же выше «среднеевропейского» уровня.

В Советском Союзе отношение к коррупции было довольно двойственным. С одной стороны, злоупотребление служебным положением рассматривалось как одно из наиболее тяжелых нарушений, поскольку оно подрывало авторитет советской власти в глазах граждан. С другой, государственные управляющие очень быстро сформировались в СССР в своеобразный государство-класс, противостоящий «простым людям» и неподвластный их контролю. Поэтому, с одной стороны, в советском законодательстве предусматривались гораздо более жестокие, чем в других странах, наказания взяточникам – вплоть до смертной казни. С другой же стороны, представители номенклатуры были фактически неподсудны и не слишком боялись наказаний. В 1970-е коррупция стала приобретать системный, институциональный характер. Должности, дающие широкий простор для злоупотреблений, стали кое-где буквально продаваться. В крахе советского режима большую роль сыграл именно шок от выявленных в конце 1980-х злоупотреблений на самом высоком уровне («рашидовское дело», «дело Чурбанова»).

Хотя радикальные либералы во главе с Б.Н.Ельциным шли к власти под лозунгами борьбы со злоупотреблениями, однако сами они, оказавшись во власти, заметно «перекрыли» достижения своих предшественников. Удивленные иностранцы даже заявляли, будто в России 1990-х «большинство государственных служащих попросту не догадываются, что личное обогащение на службе является криминалом». Для подобных оценок имелось много оснований. Дело в том, что доходы госчиновников оставались довольно скромными, но при этом без их благоволения заниматься бизнесом было практически невозможным. Особенно богатые возможности для злоупотреблений возникли во время проведения приватизации, когда ее организаторы могли буквально «назначать в миллионеры» понравившихся им людей.

Наиболее негативной чертой постсоветской коррупции исследователи считают не столько высокую интенсивность вымогательства, сколько его децентрализованный характер. Если, например, в Китае или в Индонезии предпринимателю достаточно «подмазать» нескольких высокопоставленных администраторов, то в России приходится платить поборы в карман не только им, но и массе «мелких начальников» (типа санитарных и налоговых инспекторов). В результате развитие постсоветского бизнеса приобрело очень уродливый характер.

Проведенное в 2000–2001 фондом «Информатика для демократии» исследование показало, что на взятки в России ежегодно тратят около 37 млрд. долл. (примерно 34 млрд. – взятки в сфере бизнеса, 3 млрд. – бытовая коррупция), что почти равно доходам госбюджета страны. Хотя эта оценка одними специалистами была сочтена завышенной, а другими заниженной, она показывает масштаб постсоветской коррупции.

В начале 2000-х правительство РФ начало демонстрировать желание ограничить коррупцию, однако, ввиду широкого размаха этого явления, понизить уровень коррупции до среднемировых стандартов удастся, видимо, еще не скоро.

Список литературы

1. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России.  М., 2001.

2. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь.   2001.  № 3.

3. Дема Е.Г. Искоренить казнокрадство пытался еще Петр I // Военно-исторический журнал.   2000. № 2.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Республики Калмыкия  «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Классный час

                    «Учитель, Солдат, Гражданин»

Эрдниев  Пюрвя Мучкаевич

(для студентов 711групп)

Классный руководитель Салманова С.К.

Городовиковск 2020

I. Вступительное слово.

II. Краткие биографические данные о П.М.Эрдниеве

III. УДЕ- укрупненная дидактическая единица.

ЦЕЛЬ: показать учащимся выдающиеся заслуги ученого П.М.Эрдниева;              воспитание патриотической гордости на рассказах об исследованиях       современника. 

Вступительное слово.

Осветить, хотя бы и очень кратко, жизненный и творческий путь Пюрви  Мучкаевича Эрдниева - задача нелегкая, ибо его жизнь и деятельность были не только трудными и плодотворным, но и весьма разносторонними.

Педагог (поставим это слово на первое место!), учитель, методист- математик, ученый- вот перечень творческих профилей П.М.Эрдниева, причем в ряде этих областей он был не рядовым работником, а прокладывателем новых троп, по которым затем пошли многие его последователи.

Всю жизнь он посвятил беспокойной преподавательской работе, за его плечами десятки выпусков учителей в Калмыцком университете и Ставропольском пединституте. Однако в нашей стране и за рубежом имя П.М.Эрдниева широко известно, прежде всего, как исследователя- новатора в дидактике. Он отнюдь не относится к разряду кабинетных ученых, его сила в практике, в знании нужд школы, в тесной связи со школой.

Жизнь людская, что калмыцкая степь, в ней есть и горькая полынь, желто-алые тюльпаны…

II. Краткие биографические данные

                                  Пюрвя Эрдниев -ученик

15 октября 1921 года в урочище Хуцын Толга Ики -Бухусовской волости Малодербетовского аймака  Калмыцкой области в семье крестьянина -костоправа родился сын пюрвя. Имя деда Мучка,  отца- Эрдни, матери -Амархан. Они относились к известному в Калмыкии роду баргасов, участвовавших в давние времена в походах калмыцких ханов, а также в войне с Францией 1812 года в составе калмыцкого полка. Мать и отец были очень религиозными людьми. Семья была среднезажиточной, вела кочевой образ жизни.

1925 год. Я был младшим ребенком в многодетной семье кочевника и поэтому был окружен вниманием и заботой старших сестер и братьев. Отчетливо помню одно событие далекого детства. Сижу я у очага -треножника посреди кибитки и заворожено наблюдаю язычки пламени, охватившего пучок бурьяна под котлом.

Помню вопрос, возникший у меня в голове: трава горит, а будет ли гореть что-нибудь другое, например, моя шапка. В поисках ответа сую шапку в огонь: шерсть задымилась, пошел запах овчины. Мне стало жалко своей шапки, недавно сшитой сестрой из шкуры ягненка, и я закричал «галд махла» ( «шапка в огне»). Подбежала сестра, схватила горящую шапку и сунула ее в снег порогом кибитки…

…Уже в психике дошкольника активно проявляется, по терминологии академика И.П.Павлова, условный рефлекс «Что такое?» (вопрос к природе). Малышу важно узнать: если горит трава, то будет ли гореть другой предмет, отличающийся от травы? Это образец умственного действия маленького человека, обращенного к природе. Привычка к подобным суждениям возникает в уме человека уже в раннем детстве.

…1934 год. Страна переходила к осуществлению всеобщего семилетнего образования. В Малодербетовской школе крестьянской молодежи осенью 1934 года расширили интернат и сюда собрали детей со всего обширного улуса. Только пятых классов в начале учебного года было открыто шесть и различали их по буквам -А, Б, В, Г, Д, Е.

… В старину говорили, что у бравого и храброго солдата в его вещевом мешке может лежать до поры до времени генеральский жезл. А здесь мне хотелось рассказать о том, как в ученической заштопанной сумке хранилась мантия академика.

Пюрвя Эрдниев, приехавший после окончания ики -бухусовской начальной школы, попал в пятый класс «Д». О фабричных портфелях, ранцах и других прелестях ребята в ту пору не имели понятия. Зато было обилие сшитых дома вручную сумок- ситцевых, сатиновых, суконных, парусиновых.

Пюрвя рано остался без отца, еще с детства испытал невзгоды и трудности бедного житья -бытья.

С первых же месяцев учебного года Пюрвя учился по всем предметам на отлично, особенно он преуспевал по математике.

… После окончания шестого класса, ему, как отличнику учебы, предложили путевку в детский санаторий «Артек», но Пюрвя … отказался

В каникулярное время он вынужден был работать учетчиком в колхозе, чтобы хоть как-то поддержать мать и сестренку. А всего парнишке в ту пору было всего лишь четырнадцать лет. Нужда заставила его оставить школу в 1938 году и поступить в Астраханское педагогическое училище. Уже с осени 1939 года он работал учителем и директором неполной средней школы в поселке Большой Царын.

                                   Пюрвя Эрдниев -солдат

В конце 1940 года он был призван на службу в Красную Армию. Артиллерист Пюрвя Эрдниев встретил начало войны на западной границе. Первый бой принял в школе 1941года как наводчик 45-миллиметровой пушки под г .Бердичевым на Украине .Расчету орудия было приказано прямой наводкой уничтожить десант противника ,занявшего выгодную огневую позицию на водонапорной  башне .

Задание было выполнено, но с большими потерями среди наших, еще необстрелянных  молодых ребят .

В 1941году он получил первое ранение  -в голову .После излечения в госпитале он вернулся на фронт .Осенью 1941 года его батарея вела огонь по противнику , занявшему правый берег Днепра , в районе острова “Хортица” . Пришлось испытать и  тяжелые дни отступления Красной Армии . После очередного ремонта здоровья красноармеец   Эрдниев П.М. был послан на курсы младших лейтенантов-артиллеристов ,после окончания которых , он вернулся  на фронт командиром взвода . В его  составе он участвовал в тяжелых боях в Восточной ПРУССИИ . В наступательных боях под городом  Гольдапом в рядах 3-гоБелорусского фронта он был тяжело ранен в госпитале ему ампутировали ногу .

Праздник Победы встретил  он в госпитале в г. Иванове. Ратный подвиг П. Эрдниева отмечен двумя боевыми орденами- Отечественной войны первой и второй степени, многими медалями .”

                                Пюрвя Эрдниев -студент

Мужественный солдат разделил горестную судьбу своего народа . После демобилизаций  вместо родной Калмыкии П .М . Эрдниев вынужден был уехать  на Алтай . Но ,несмотря на невзгоды ,он с удивительным упорством  и настойчивостью взялся за учебу, одновременно работая учителем математики и физики в сельской школе . Вот что пишет про те далекие годы профессор кафедры калмыцкой литературы А.Ш..Кичиков :”Алтайский край . 1947год. Конец августа .Какой-то холодный серый день. Я стою на перроне вокзала станции Шипуново. Здесь, в Шипунове, я провел три дня . Насмотрелся: тут много моих сородичей-калмыков ,все бесправны, работают там, где велит комендант .

. . Остановился очередной товарный состав ,прибывший со стороны Барнаула .С платформы ,напротив вокзала ,спрыгивает на насыпь молодой, моих лет, калмык в солдатской шинели ,с солдатской котомкой за спиной. Почему -то я пошел навстречу ему, -потому что ли, что обратил внимание на его деревянный протез да он без ноги! Встретились. Поздоровались.

- Пюрвя Эрдниев.

Остановились, присели.      

И он рассказал следующее.

- вышел из госпиталя. Поехал в Сибирь. Нашел семью здесь ,в деревушке под Шипуновым. Семья у меня большая, работать практически некому. И  я, как видишь, не работник. И поэтому я решил учиться. Приехал в Барнаул, в педагогический институт. Вхожу к директору. Пишет. Стою. Наконец, обратил внимание на меня.

-Я вас слушаю.

- Вам нужны круглые отличники? Будущие?

- Конечно.

- Так вот один из них стоит перед Вами.- изумленный непривычным оборотом событий директор произносит:

- Пожалуйста, ваши документы.

- документов у меня нет. Вот заявление. Вот книжка инвалида Отечественной войны. Вероятно, Вы  догадываетесь, что я калмык. А у калмыков- фронтовиков с документами сейчас очень сложно: они остались там, в бывшей Калмыкии. Но за моей спиной - педагогическое училище, среднее образование. Что касается учебы, гарантию Вам я дал.

И директор зачислил…

А как семья, Пюрвя?- вырвалось у меня.

- Как видишь, я ее не бросил. У меня в котомке кое- какие харчи- их добываю на барнаульском рынке, доставляю сюда - товарняки в моем распоряжении, они курсируют день и ночь, а расстояние Барнаул- Шипуново всего несколько сот километров.

- А  с учебой как?

- А с учебой нормально: учусь на пятерки- я же дал слово.

Тяжелой была студенческая жизнь Пюрви. Обремененный семьей понимая свою ответственность за нее, ему приходилось зарабатывать на хлеб насущный и, как следствие, часто пропускать занятия. Однако он был одним из немногих на факультете, в зачетной книжке которых значились только отличные оценки. Кстати Пюрвя отличался высокой языковой грамотностью. В конце 40-х годов все выпускники института писали в конце обучения диктант по русскому языку .Успешное написание диктанта являлось «пропуском ) ) к государственным экзаменам .В год своего выпуска Пюрвя оказался единственным студентом института ,получившим за диктант отличную оценку .

Много горьких минут пережил Пюрвя за все годы студенчества. Он нередко выезжал к семье в Шипуновский район, где она жила. По пути следования его часто задерживала милиция, так как он был лишен права свободного передвижения даже внутри края. Парадокс того времени: советский офицер, ставший инвалидом на войне, становится спецпереселенцем, лишенным права без разрешения спецкомендатуры выезжать за пределы Барнаула.

1949 году П.М.Эрдниев закончил с отличием Барнаульский пединститут и уехал работать в сельскую школу.

                                  Пюрвя Эрдниев -гражданин

Он был в Москве, когда осенью 1956 года, представители калмыцкого населения приехали в столицу, чтобы ходатайствовать о восстановлении Автономии калмыцкого народа. Тогда мы регулярно переписывались, и он сообщал подробности тех событий. В ноябре или в декабре 1956 года я от него получил телеграмму с каким -то малозначащим содержанием. Но вся «соль телеграммы была в подписи- вместо своей фамилии он написал калмыцкие слова: « Тангч Босв” , то есть «республика восстановлена». Указа Президиума Верховного Совета СССР не было, вопрос решался еще только в рабочем порядке, и , конечно же, он не мог написать открытым текстом. И он нашел своеобразную конспирацию. Получив телеграмму, мы, калмыки, проживающие в селе Сростки Алтайского края, радовались со слезами на глазах.

После восстановления республики П.М.Эрдниев переехал с семьей в город Ставрополь, где устроился на работу в педагогический институт. Он работал ассистентом, старшим преподавателем и доцентом кафедры элементарной математики.

Когда в Элисте организовали педагогический институт П.М.Эрдниев в числе первых приехал в родную столицу. С 1964 года по настоящее время П.М.Эрдниев заведует кафедрой сначала калмыцкого пединститута, а затем и университета.

 Организатор науки

Главная тема и основная цель творчества ученого -разработка, пропаганда и введение в практику идей, связанных с укрупнением дидактических единиц (УДЕ).

Задача.

Пусть решена задача в два действия:                Купили 2 арбуза по 5 кг, а яблок на 7 кг          

меньше. Сколько купили яблок?                    

На традиционном уроке за этой                      

“атомарной» задачей решают задачи             того же рода, но с другими числами;            например, 6 3-8=10 и т.д.                              

При такой тактике образования                      

крупной порции знания не образуется.        

По технологии УДЕ

 решенная задача(теорема)

Функция и т.д.) обязательно

преобразуется в «свою иную»

зависимость, причем, при  

сохранении тех же компонентов (чисел); тем самым в психике решающего совершается таинство                                                                         “инь- янь», а именно, согласно

закономерностям оперативной

  памяти самозарождается как бы

“молекулярное» знание, т.е.              

целостная двухсоставная

 “сверхзадача». Важно в этой

 технологии и то, что в процессе

  составления новой задачи активно

 участвует и сам школьник.

Работая в сельской школе на Алтае учителем математики и физики, а затем завучем школы, он много думает о путях успешного овладения математикой, о научной организации труда учителя и учащихся, о проблеме ускоренного обучения при лучшей осознанности знаний.

Проверяя и пробуя на собственных уроках, он постепенно подошел к идее создания новой эффективной системы математического образования методом укрупнения дидактических единиц. В ходе исследования, проведенного П.М.Эрдниевым, были обнаружены ранее не известные  в психологической науке скрытые резервы развития мышления учащихся.

Началом научной деятельности академика Эрдниева можно условно считать далекий 1953 год, когда в июньском номере журнала «Математика в школе» была опубликована его первая статья «Проверка решения как необходимый элемент обучения математике». В статье данного периода впервые были сформулированы новаторские дидактические положения: о роли обратных задач в обучении математике, о сравнении и обобщении, о роли самостоятельности и творчества учащихся, о преемственности начального и среднешкольного циклов обучения математике, о связи теории информации и педагогики. Эти и другие идеи получили развитие в последовавших методических монографиях Пюрвя Мучкаевича.

Важнейшими из них можно считать следующие книги:

«Развитие навыков самоконтроля при обучении математике», «Сравнение и обобщение при обучении математике», «Обучение арифметике в начальной школе методом противопоставления» и др. Название последней книги - многозначительно. Доцент Эрдниев выдвинул новый метод успешного обучения, а именно метод противопоставления. Термин «противопоставление» был заимствован им из работ великого русского физиолога, лауреата Нобелевской премии академика Ивана Петровича Павлова. Метод заключался - по Эрдниеву в идее одновременного выполнения  (изучения) учащимися взаимно обратных действий, например сложения и вычитания.

Учитель математики П.Эрдниев на своих уроках убедился, что при раздельном изучении взаимно обратных действий знания учащихся связаны лишь по вертикали, а при использовании метода противопоставления - по горизонтали. Отметим, что один из  ведущих ученых того времени академик Л.В.Занков, в целом поддерживающий идеи калмыцкого математика, так и не смог осознать роль одновременности в обучении. Однако метод противопоставления с блеском подтвердился в опыте педагогов; эффектом новой технологии была экономия большого количества учебного времени, усвоения учащимися материала стало более прочным и осмысленным.

За прошедшие десятилетия он защитил кандидатскую и докторскую диссертации; оттачивая новую технологию математического образования в российской школе, стал автором десятков книг и статей; организовал усвоение учительством многих городов созданной им новой технологии математического образования-укрупнения дидактических единиц.

Формулировка нового научного понятия признана в научном мире важнейшим достижением академика из Калмыкии.

При подготовке докторской диссертации его научным консультантом был ученик И.П.Павлова академик Петр Кузьмич Анохин-создатель ключевого понятия современной философии и психофизиологии-теории обратных связей. Вот корни знаменитой методики обратных задач, которая пронизывает все труды академика Эрдниева и которая так нравится учителям.

Предложение коллектива проф. Эрниева П.М о необходимости совместного изучения в школах двуединых тем (сложение-вычитание и т. п) было принято Министерством образования РФ в 1971 году.

Прикладное же значение исследования профессора П.М. Эрдниева состоит в том , что он одним из первых поставил вопрос о критерии времени как при решении глобальных вопросов педагогики , так и в микродидиактике урока. Создав тиорию укрупнения знаний , П.М. Эрдниев сделал венцом своего поиска создание экспериментальных учеников математики.

''… Знание есть единство содержания ( сведений о мире) и знаковой формы выражения, соответственно информации и сигналов, и ее несущих .Доказано, что трудность усвоение знания не в количестве информации, а в длине сообщения, Т.е  в количестве знаков, которыми знание представлено. Каждый из нас может овладеть любыми массивами информации, лишь бы овладеть знаковой формой, в которой эта информация фиксирована.Человек способен с первого предъявления запомнить 7 + 2 произвольно подобранных понятия, слова , вообще знака. Это биологический предел. Но его можно значительно раздвинуть, насытив знаки большей информационной емкостью, достигая, по выражению Г-В. Лейбница, « максимум знаний в минимуме протяжения ».

   На этом и основана концепция укрупнения дидактических единиц восприятия, разрабатываемая  П.М. Эрдниевым и его школой .

   Традиционное обучение нередко «разводит» во времени прямые и обратные операции, соответствующие понятия и Т.П. ( сложение - вычитания , умножение - деление показательная функция - логарифмическая функция, дефферецирование - интегрирование ). П.М. Эрдниев сводит подобные операции, понятия , отношения в пары, рассматривая каждую как проявление одной и той же укрупненной дидактической единицы. Такой прием как раз и приносит желаемый эффект повышения информационной емкости знания, поскольку при образовании, например, пары « умножение - деление» происходит суммирование количества информации, которую несет каждая из составляющих пару операций, а именно, приращение информационного содержания.

   Идея укрупнения, естественно, заинтересовала не только математиков, но и физиков, химиков, биологов, лингвистов, представителей ряда других наук. Эта идея явилась основой докторской диссертации П.М. Эрдниева «Проблемы интенсификации обучения математике» (1973), многочисленных статей и книг , опубликованных в нашей стране и зарубом ( Болгария , Венгрия , Германия , Монголия , Польша , Румыния , США , Франция , Япония).''             

   П. М. Эрдниев - Заслуженный деятель науки РСФСР (1981 г.), Заслуженный деятель науки Калмыцкой АССР (1972 г.), Почетный гражданин Республики Калмыкия (1995 г.), лауреат премии Президента РФ(1998г.). Награжден орденом "Знак Почета" (1964 г.), орденом Дружбы (2002г.), Орден Белого Лотоса-Герой Калмыкии(2014).

У Пюрви Мучкаевича 9 внуков и 13 правнуков. Умер 16 апреля 2019 года в возрасте 97 лет.

V . Стихи калмыцких авторов, посвященных П.М. Эрдниеву:

Давид Кугультинов  (1989 г); Петр Дарваев (2001 г)


Всё начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка –

всё начинается с любви.

Всё начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

тоска

и подвиг –

всё начинается с любви…

(Роберт Рождественский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Конспект классного часа по теме «Уроки осторожности на дороге»

Тема воспитания культуры поведения на дороге актуальна в работе куратора группы СПО. Классный час, где предложена познавтельная информация,...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

Классные часы

Классные часы для 10-11 классов...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Сценарий классного часа для участия в конкурсе "Мой лучший классный час 2019"

Классный час "Королева второго плана" посвящен великой талантливой актрисе Фаине Раневской....

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...