Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков
рабочая программа

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы подростка – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emots_volev_sfera_korrektsiya.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. ЕРМОЛИНО»

249027, Калужская область, г. Ермолино, К.Маркса, д. 1 тел. (48438) 6–79-97

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом

«___» _________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_________/ Соболева Н.А. /

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «СОШ г. Ермолино»

_____________  /Косарева Н.В. /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ»

Педагог-психолог: Татьянченко Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент

г. Ермолино, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы подростка – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  

Подростковый возраст считается самым трудным, но в то же время  исключительно важным периодом для психического развития. Основной сложностью является быстрый темп происходящих в этом периоде изменений, сопровождающийся частой сменой настроения, депрессией, неусидчивостью, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессией и проблемным поведением.

Не менее важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка и протекает проблематично во всех отношениях. Отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и  истощаемостью, которая способна серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Но наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера. Частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями, провоцируют срывы в поведении.

Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок. В расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.

Анализ нарушений у подростков подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.

Программа  направлена на обеспечение  коррекции  нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы  подростков и оказание психологической помощи детям этой категории, формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, а также развитие эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

Условия реализации программы

Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста в возрасте от 11 до 15 лет.

Коррекция имеющихся у подростков недостатков развития проводится индивидуально или в малой группе, которая формируется из числа учащихся имеющих заключение ПМПК.

Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся в конце учебного дня.

Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую помощь подростку в его саморазвитии.

Психокоррекционный процесс представляет цикл занятий 8 часов.  Продолжительность одного занятия  45 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на одну четверть.

Цель программы: коррекция нарушений в эмоционально – волевой сфере  на основе внутренних и поведенческих изменений, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения и саморегуляции для успешной социализации личности.

Задачи:

1. Обучение подростков навыкам выражения собственных негативных и позитивных чувств с помощью методов аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации и медитации.

2. Формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

Приёмы и формы работы: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

Методы работы: ролевые игры, метод группового обсуждения, арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание), сказкотерапия, метод аутогенной тренировки, психогимнастика.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Часы

Форма

1

«Кто я и чего хочу?»

1

Практические упражнения

2

«Мои трудности»

1

Практические упражнения

3

«Эмоции и чувства»

2

Познавательная беседа, практическая работа

4

«Как справиться с плохим настроением»»

2

Практические упражнения, ролевая игра

5

«Самоуважение. Самопринятие.  Самоодобрение»

2

Дискуссия, демонстрация, тестирование

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция исправления недостатков характера у детей и подростков». Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений – М., Издательский центр (Академия), 2000 – 304 с.

2. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф. Анн. –  СПб.: Питер, 2003. – 271 с.

3. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3 – е. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 443 с.

4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика,коррекция и развитие личности. – М, Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по психологии "Эмоционально-волевые особенности личности"

ПланВведение Теоретическая часть: 1. Сущность эмоций, их своеобразие и функции………………………3 – 6стр. 1.1. Общая характеристика эмоций…………………………………………….3стр.1.2. Функции эмоций……………………...

"Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя"

Формирование эмоционально-волевых качеств как одно из направлений в технической работе музыканта-исполнителя...

«Особенности и методика воспитания эмоционально-волевых качеств у детей, при помощи различных видов спорта»

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема эмоционально-волевых качеств близка каждому человеку, в том числе важную роль она играет в жизни спортсменов. Эмоционально-волевые качества нео...

Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста

Для гармоничного психического развития ребенка важную роль играет полноценное общение с его окружением. Во многом эмоциональное благополучие ребенка складывается исходя из того, как развиваются эти от...

"Развитие эмоционально-волевой готовности к школьному обучению"

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за св...