Методическая разработка классный часа Холокост
классный час

Аракелян Ольга Алексеевна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_holokost.docx122.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОВЕНЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Jewish.jpg

Методическая разработка классного часа «Холокост»

Выполнила куратор 12 – ПК группы
Аракелян О.А.

Ровеньки 2021

Цели:

1. Формирование представления о Холокосте, как трагической странице Второй мировой войны.

2. Воспитание у школьников толерантного отношения к иноэтносу, к культуре других народов;

3. Формирование толерантного сознания, демократических и гуманных взглядов.

Задачи:

1. Пробуждение у школьников интереса к истории Холокоста;

2. Формирование сочувствия к жертвам массового убийства;

3. Активизация способностей и возможностей (размышлять в рамках обсуждаемой проблемы, анализировать, сравнивать, делать выводы, вести дискуссию) обучающихся при изучении темы «Холокост».

Психолого-педагогический аспект занятия:

1. Создание эмоционально-сочувственного отношения к жертвам массового убийства;

2. Активизация поисковой и творческой деятельности учащихся.

3. Создание обстановки сопричастности к изучаемым событиям.

Оборудование: Презентация с использованием фотографий и фотодокументов. Видеоролик «Скорбь и ужас Европы (3-4 мин.). Воспоминания жертв Холокоста (3мин.), День памяти жертв Холокоста» (4мин.), Недопетая песня жертвам Холокоста (4 мин.)

Ход занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя: актуальность темы для современного молодого человека.
  2. Работа с понятийным аппаратом (см.Приложения №1)
  3. Видеоролик «Скорбь и ужас Европы» (3-4 мин.). Коментирование учителя
  4. Презентация «Холокост. Память поколений»

1 слайд.Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

В английском термин «holocaust» в близких к нынешнему значениях употребляется с 1910-х годов (первоначально по отношению к геноциду армян в Османской империи и еврейским погромам во время Гражданской войны на Украине), а в современном значении истребления евреев нацистами (с прописной буквы) — с 1942 года. 

2 слайд.Широкое распространение получил в 1950-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля. В советской прессе появляется в начале 1980-х, первоначально в форме «холокауст», позже в нынешнем виде, подражающем английскому произношению.

3 слайд. Отличительные черты холокоста

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира.
Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные, погибли около 3миллионов советских военнопленных, около 9 тысяч гомосексуалистов и т.д.

4 слайд. Система, предназначенная для массового уничтожения людей: Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей; 
при этом технология уничтожения совершенствовалась.

Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода

        

военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года. 

5 слайд. Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. на окраине городка Дахау.
В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд. Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое).

С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных

6 слайд. По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим. 
14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков.
На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.
Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.
 

7 слайд. Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками.

По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло

до 3 миллионов польских евреев, 
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч евреев Литвы 
70 тысяч евреев Латвии;

800 тысяч евреев – Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии, 
280 тысяч — Румынии, 
140 тысяч — Германии, 
100 тысяч — Голландии, 
80 тысяч евреев Франции, 
80 тысяч — Чехии, 
70 тысяч — Словакии, 
65 тысяч — Греции, 
60 тысяч — Югославии.

8 слайд. Главные ворота Концлагеря Освенцим-1 с надписью: «Работа делает свободным».

Крадкий рассказ педагога (показ слайда)

Миллионы людей прошли здесь навстречу своей смерти.

Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство евреев, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа.

Через эти ворота заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались 10 ча-сов спустя. В маленьком скверике рядом с лагерной кухней лагерный оркестр играл марши, которые должны были бодрить заключенных и облегчать эсэсовцам их пересчёт. Лагерный оркестр играл, когда узники шли на работу, когда возвращались с работы… Играл, когда колонны узников шли в газовые камеры…

9 слайд. Ворота Смерти (Освенцим II – Биркенау).

В связи с близостью к железнодорожному узлу лагерь превратился в гигантский комплекс, вмещающий в себя около 40 различных объектов, среди которых самыми извест-ными были Освенцим I (Штаммлагер), Освенцим II (Биркенау), Освенцим III (Моновиц). Со всех концов Европы мчались сюда составы с товарными вагонами, набитыми до отказа. Эшелоны смерти, забитые людьми,

потерявшими счет несчастьям, едущими вместе с задохнувшимися, умершими в дороге.

Сразу же после прибытия офицеры и врачи СС проводили «селекцию» (отбор) депортированных евреев, направляя трудоспособных в лагерь, а стариков, детей, беременных женщин и всех, кто выглядел больным или ослабшим – в газовые камеры. По свидетельству Рудольфа Гесса, в газовые камеры направляли около 70-75% привезённых узников. Однако и направление на работы тоже вскоре заканчивалось смертью. Мало кто оставался живым в этом варварском логове.

10 слайд. «Селекция».

Селекция у железнодорожных путей в Биркенау. Именно здесь, по свидетельству выживших, близкие навсегда теряли друг друга. Врачи и офицеры СС отбирали тех, кто пойдет «на работы».

В верхней части верхнего снимка видна колонна, состоящая в основном из стариков, женщин и детей. Их ведут в газовую камеру крематория.

Фотографировать «окончательное решение» еврейского вопроса было запрещено, однако многие немецкие солдаты нарушали этот запрет, особенно во время массовых расстрелов. Солдаты, приезжая в отпуск, привозили такие снимки домой, чтобы показать своим домашним и друзьям.

11 слайд. Лагерные бараки. «…Вы смотрите и не верите. Бараки выглядят такими мирными и невинными. Словно говорят: да нет же, нет – это ложь. Этого никогда не было. Посмотрите: зеленые лужайки, трава… солнце……Здесь убивали людей?!» Условия обитания для узников в бараках были катастрофическими. Заключенные спали на соломе, разбросанной по бетонному или земляному полу. В помещении, в котором едва умещалось 40—50 человек, находилось около 200 заключенных.

Малярийный климат Освенцима, плохие жилищные условия, голод, скудная одежда, не стиранная и не защищающая от холода, крысы и насекомые приводили к массовым эпидемиям, которые резко сокращали ряды узников.

Ослабевших узников отправляли на смерть в газовые камеры либо умерщвляли, вводя им непосредственно в сердце дозу фенола.

12 слайд. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста.

Рассказ учителя об опытах врачей лагеря Освенцима

Циклон Б.

В конце 1941 г. В Освенциме начались массовые уничтожения узников газом. Для умерщвления 1500 человек требовалось 5-7 кг газа.

Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б).

По прибытию в лагерь, после селекции, эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню. Узникам велели снимать одежду, после чего они перегонялись в сле дующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут. У убитых вырывали золотые зубы, обрезали волосы, снимали кольца и серьги. Потом трупы транспортировали к печам крематория.

Циклон Б выпускала фирма «Degesch», которая в период 1941-1944 гг. от продажи этого газа получила почти 300 тысяч марок прибыли.

В период 1942-1943 гг. только в Освенциме было применено около 20 тысяч кг циклона Б. После освобождения Освенцима на лагерных складах были найдены пирамиды использованных банок из-под циклона Б и даже банки с неиспользованным содержимым.

13 слайд. Стена Казни.

Перед Стеной Казни эсэсовцы расстреляли несколько тысяч узников.

На территории Освенцима-I гитлеровцы устроили «Корпус смерти», который был изоли-рован от остальной части лагеря. В его подземельях находилась лагерная тюрьма.

Во внутреннем дворике корпуса эсэсовцы применяли наказание плетьми и наказание «столбом», которое состояло в том, что заключенного подвешивали за скрюченные за спиной руки. Здесь же была устроена Стена Казни.

…Люди со всего мира приезжают сюда, приносят цветы и зажигают поминальные свечи.

14 слайд.

Это было. Было, было, было…

Концентрационный лагерь – это символ бесчеловечности, которую люди способны про-явить по отношению к другим людям. Здесь был другой мир. Особый мир, не похожий ни на что, оторванный от цивилизации. Мир, в котором человеческая жизнь не имеет никакой ценности, время не играет никакой роли, будущее неизвестно, и ничто не имеет значения, кроме данной минуты.

До последних дней в Освенциме продолжалось «скоростное» уничтожение евреев. В течение одного только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек.

В январе 1945 года, когда части Советской Армии приближались к Освенциму, гитлеровцы начали эвакуацию из концлагеря. Немцы заставляли оставшихся в живых узников пешком двигаться в Германию и Австрию. Во время этого «марша смерти» около 80 тысяч человек погибли от истощения или были убиты конвоирами.

15 слайд.

Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма.

«Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место, где гитлеровцы уничтожили около полутора миллионов мужчин, женщин и детей, большей частью евреев из разных стран Европы.

Аушвиц – Биркенау.

1940 -1945 гг.» 58

(Надпись на мемориальной плите памятника).

Страница Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма был открыт в апреле 1967 года. Он находится в конце разгрузочной платформы, куда привозили заключенных. Рядом – руи-ны 2 крематориев и газовых камер, которые были взорваны отступающими эсэсовцами, пытавшимися стереть следы преступления. Перед памятником находятся мемориальные плиты с надписями на языках тех народов, которые уничтожались в Освенциме; на языках тех стран, чьи народы уничтожались.

16 слайд. Рассказ преподавателя

 Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева, 
получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, и советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно от 33 тысяч до 100 тысяч человек.

17-18-19  слайд.Мемориалы в Бабьем Яру.

Рассказ учителя

 Некоторые памятники жертвам холокоста.

20 слайд.  Видеоролик

Воспоминания жертв Холокоста (3мин)

21 слайд. Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января. Он  установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005.
Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша).

В своём послании израильскому президенту М. Кацаву, посвящённом впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста, В. В. Путин сказал:
«Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма».

Видеоролик 3. Мир отмечает Международный день памяти жертв Холокоста(3 мин.)

4. Недопетая песня. Жертвам Холокоста посвящается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа "Хлеб - всему голова".

Классный час способствует развитию познавательной активности, уважительного отношения к труду и продуктам питания....

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...