Совместная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия

Игры-драматизации – это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, велико их значение и для речевого развития, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Во время таких игр ребенок учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу при этом развивается воображение, творческие способности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rps_i_rechi_puteshestvie_v_zimniy_les.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида Кировского района

города Санкт - Петербурга

Совместная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы

 «Путешествие в зимний лес»

Познавательно-речевое, технологии здоровьесберегающие  с использованием логоритмики и  дыхательных упражнений, ТСО, работа с алгоритмами

                                                                               

                                                                               Воспитатель высшей категории

                                                                                Смоленцева Нина Ивановна

                                           

                                     

Санкт-Петербург

2020

 Совместная образовательная деятельность с детьми старшей логопедической группы

 «Путешествие в зимний лес»

                              Воспитатель высшей категории Смоленцева Нина Ивановна

Тема: Зима. Животные наших лесов.

Цель: Закрепление правильного произношения звука «С» в слогах, словах и предложениях.

Логопедические неречевые задачи:

  1. Воспитание выдержки, внимания, памяти, тормозных процессов.
  2.  Развитие зрительной ориентировки на говорящего.
  3. Воспитание координации и выразительности движений.
  4. Обучение творческой игре и игре драматизации.
  5. Развитие общей, артикуляционной и пальчиковой моторики.
  6. Развитие мимической выразительности, подражательности.
  7. Развитие зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки.
  8. Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

Логопедические речевые задачи:

  1. Расширение словарного запаса детей по теме: «Зима», «Животные наших лесов».
  2.  Упражнять в образовании притяжательных прилагательных «чей хвост, чьи уши…»
  3.   Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука «С».
  4. Упражнять в правильном произнесении звука «С» в слогах, словах, в предложениях.
  5. Продолжать учить выделять звук «С» из ряда других звуков.
  6.  Воспитание удлиненного выдоха, мягкой атаки голоса, интонационной выразительности.
  7.   Развитие координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

1.Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать сверстника.

  1. Формирование элементов творчества.

Оборудование.

  1. Демонстрационный материал о зиме, предметные картинки диких животных, следы медведя.
  2. Лесовичок, телефон, пенёк, руль, мяч.
  3. Д/игра «Снежинки», «Волшебный мешочек».
  4. Музыкальные инструменты: бубен, барабан, колокольчик, погремушки.
  5. Маски диких животных: медвежонка, зайчонка, бельчонка, лисенка, волчонка.
  6. Аудиокассеты «Снег», «Сон».
  7. Имитация леса – сугробы, ели, снежинки…

 

Ход занятия

I.Организационный момент. Приветствие.

Педагог: Дорогие ребята, наше занятие сегодня будет сказочным.  И начнем мы его с загадки.

      Он всё время занят делом,

      Он не может зря идти.

      Он идет и красит белым,

      Всё, что видит на пути. (Снег)

Это одна из основных примет, какого времени года?

Да, ребята сейчас за окном стоит самое волшебное время года – Зима.

Дыхательные упражнения «Снежинки»

Педагог: 

       Как подул Дед Мороз –

      В воздухе морозном

      Полетели, закружились

      Ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

      Кружатся снежинки в воздухе морозном.

      Падают на землю кружевные звезды.

      Вот одна упала на мою ладошку.

      Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

(дети складывают снежинки в коробочку)

Вдруг, звонит телефон - педагог берет трубочку:

Педагог: Алло, я слушаю - очень хорошая новость. Спасибо.

Дети, звонил наш знакомый Лесовичок и приглашает нас  в путешествие по зимнему лесу.

Приглашение принимаем и в дорогу отправляемся.

Педагог и дети: (речь с движением)

      По ступенькам шли, шли и на улицу пришли.

Дыхательная гимнастика.

Педагог и дети:

      Как погода хороша,

      Все идем мы не спеша.

Педагог:В зимний лес мы отправимся на автобусе, но вот беда колеса слабые, надо их накачать. Возьмем наши ручные насосы и накачаем колеса.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика «Насос»

Вдох! На выдохе С-С-С; С-С-С-С; С-С-С-С…(Объяснить положение языка, губ, зубов  при  произнесении звука «С»)

Покажите, какие стали колеса?

А какие они были?

(Считалкой выбирают водителя. 1,2,3 – а водить-то, будешь ты)

Педагог: Водитель заводи мотор.

Водитель: (-Р-Р; Р-Р-Р…., затем  все дети Р-Р-Р…) Будьте внимательны и вежливы. Осторожно, двери закрываются (С-С-С…,затем все дети С-С-С…) - автобус  отправляется.

Ребенок: Мы в автобусе сидим

                 Друг на друга мы глядим.

                Пять минут и все знакомы,

                Мы в автобусе как дома.

               Он вперед везет ребят,

              А дома летят назад.

Педагог: Путь наш не близок, предлагаю поиграть в игру.

Дидактическая словесная игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «С» среди других звуков». (А-О-С-М-С-З-П-С-Ц-С-В….)

Молодцы, внимательные. Ребята, скажите - звук «С» -гласный или согласный? Каким он может быть? (согласныйон  может быть твердым или  мягким, звук «С» - глухой)

Педагог и дети:

      А согласные согласны шелестеть, свистеть.

      Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.

Ребенок:Едем, едем - долго едем,

                 Очень длинный этот путь.

                 Скоро к лесу мы подъедем,

                 Там мы сможем отдохнуть.

Водитель: Остановка «Зимний лес». Осторожно, двери открываются (С-С-С, затем все дети С-С-С…).  Выходите.

Дыхательные упражнения

      Свежо!

      Ах, свежо!

      Ах, как свежо!

      Ах, какой свежий и чистый воздух!

Педагог: Посмотрите ребята, какой красивый лес полон сказок и чудес.

(Дети слушают музыку и рассматривают картину «Зима в лесу» беседуют)

СА-СА-СА – ах, какая красота!

СО-СО-СО – солнце светит высоко.

СУ-СУ-СУ – хорошо в лесу!

Речь с движением

      Маленькие ножки – пошли по дорожке.

      Большие ножки – побежали по дорожке.

      Шли, шли, на поляну мы пришли.

Педагог: Почему нас никто не встречает? Давайте позовем – есть кто в лесу?

(эхо отозвалось – есть кто в лесу?)

Игра с мячом «Эхо»

Педагог называет слово – «снег» и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, повторяет слово, если в нем есть звук «С», если нет – молчит.

(Снег, шишка, лиса, зима, санки, машина, снеговик, корзина, снежинка ……)

   Но, вот дети увидели следы, чьи они? (предположения детей)

Педагог: Предлагаю, пойти по следу и мы узнаем,  чьи они и  куда они нас приведут.

 Шли, шли и к пенечку подошли (речь с движением)

 А, вот и Лесовичок ждет  нас.

Превращение Лесовичка из маленького в большого.

Дети закрывают глаза, считают 1,2,3 –Лесовичок расти.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята!  Очень долго вы добирались, я вас заждался. Вижу, вы пришли по следу, догадались, чьи они?  Может, знает о нём кто – то загадку?  Я помогу и подскажу.

Где живет он?  В самой чаще самой, самой настоящей.

Ребенок продолжает:

      Ходит летом косолапо,

      А зимой сосёт он лапу.  (медведь)

Чьи следы? (Медвежьи. На фланелиграф выставляется картинка )

Лесовичок: Ты ребенок покрутись, в медвежонка превратись.

Педагог надевает маску медведя ребенку, а  Лесовичок  даёт ему бубен и говорит:

 Будь внимателен в лесу.

Если что увидишь вдруг – сразу подаешь нам звук.

Путешествие наше продолжается.

Лесовичок и дети: (речь с движением)

      Мы к лесной лужайке вышли -  дети идут по круг  

     Поднимая ноги выше - дети поднимают ноги

     Через кустики и кочки - дети прыгают

     Через ветки и пенёчки - дети перешагивают….

Медведь звенит бубном.

Лесовичо:. Что, случилось?

Медведь: Кустики ожили вдруг, даже зашевелились.

Лесовичок: Так, это что за зверь лесной,

                    Встал как столбик под сосной?

Ребенок: Я стою среди травы,

                Уши больше головы (заяц)

Лесовичок: Чьи уши? (заячьи уши. На  фланелиграф выставляется картинка)

 Верно, молодцы.

Чудеса в моем лесу происходят на ходу.

Ты, ребенок покрутись и в зайчонка превратись.

Педагог надевает маску зайца ребенку, а Лесовичок  даёт ему барабан.

Речь с движением «Барабан»

(Все дети и Лесовичок идут, зайчик играет на барабане)

              Бей в барабан, бей в барабан

              Громче бей в барабан

             Тра-та-та, тра-та-та.

Педагог: Вдруг откуда не возьмись, шишка полетела вниз.

Лесовичок: Кто с высоких темных сосен

              В ребятишек шишку сбросил?

              И в кусты через пенёк

              Промелькнул, как огонёк.

Ребенок:

             Зверька узнаете вы сразу

             По двум таким приметам:

             Я в шубке серенькой зимой,

             А в рыжей шубке летом.  (белка)

Лесовичок: Чей хвостик вы увидели? (беличий  На фланелиграф выставляется картинка)

Педагог: Очень внимательные, молодцы!

Ты, ребенок покрутись и в бельчонка превратись.

Педагог надевает маску белочки ребенку, а Лесовичок  дает колокольчик.

Лесовичок:.У белочки есть помощники, она собирает ими  шишки, грибы, орешки – это …(лапки)?  Чьи лапки? (беличьи лапки)

Пальчиковая гимнастика «Помощники» (выполняют сидя на полу)

 Педагог и дети:

       Вот помощники мои, их как хочешь поверни – смотрят на раскрытые ладони, поворачивают.

      И вот эдак и вот так, не обидятся никак – потирают руками, раскрывают  ладони  и смотрят на них качая головой.

      1,2,3,4,5 не сидится им опять – хлопают в ладоши, встряхивают кистями

      Постучали, повертели и работать захотели – стучат друг о друга (молоточком), круговые движения, потирают руками

      Мы дадим им отдохнуть и опять обратно в путь – сложили ладоши вместе, хлопают в ладоши.

 Лесовичок:  Продолжаем наше путешествие. ( идут по лесу)

                     Ты бельчонок быстрый как мяч, рыжий циркач.

                      Прыгаешь высоко, видишь далеко.

Будешь помощником. Как увидишь кого в лесу, сразу дай нам знак – позвони в колокольчик.

Дети идут за Лесовичком, вдруг бельчонок звонит в колокольчик.

Лесовичок: Ой, кто там? За деревьями кустами промелькнуло словно пламя.

     Промелькнуло, пробежало…

     Нет ни дыма, ни пожара. Кто это?

Ребенок: Я зверёк опасный

                Хожу в шубке красной.

                Снег разгребаю, мышек хватаю. (лиса)

Лесовичок: Чем лиса, распознает чьи следы? (носом) Чей нос? (лисий нос. На фланелиграф выставляется картинка)

Ребята, лиса ходит ни одна у неё есть друг и он где-то рядом.

Ребенок: На овчарку я похож

                Что ни зуб, то острый нож!

                Я, бегу оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

Лесовичок: Когда волк оскалится, что видно у него? (зубы) Чьи зубы? (волчьи зубы. На фланелиграф выставляется картинка)

 Вы два друга покрутитесь и в лису с волком превратитесь.

Педагог надевает маски лисы и волка детям, а Лесовичок дает им погремушки.

Лесовичок: Как хорошо, что все звери собрались вместе.

Педагог: Я предлагаю сделать оркестр.

Логоритмическая минутка «Песенка слогов».

 Слушайте, я буду называть слог,  вы  играете  на своих инструментах столько раз, сколько раз  я его произнесу: СА; СО-СО; СУ-СУ-СУ; СИ-СИ-СИ-СИ…  Оркестр у вас дружный, а теперь сделаем хор, будем петь слоги, можно тихо – громко, протяжно – отрывисто, дети должны повторить:  СА –СЯ – СО-СЁ –СУ –СЮ –СЫ -СИ  …

Очень мне понравился оркестр и хор - играли, пели замечательно, были внимательными. Молодцы! (дети сложили инструменты в коробочку)

А сейчас мы сделаем разминку.

Динамические упражнения «ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ»

 (координация речи с движением)

      У нас славная осанка, мы свели лопатки

      Мы походим на носках, а потом на пятках.

      Пойдем мягко как лисята,

     И как мишка косолапый,

     И как серый волк волчище, и как заинька трусишка.

    Вот бельчонок свернулся в клубок,

    Потому что он продрог.

    Солнце луч его коснулся,

    Бельчонок сладко улыбнулся, потянулся!

Лесовичок: Мне, очень понравилось как вы разминались, а сейчас вы покружитесь и в детишек превратитесь.

На этом наше путешествие закончилось, мне пора…

Педагог: Подожди, Лесовичок мы не можем просто так уйти.

У нас есть мешочек, он  не простой, а волшебный. Слушайте, ребята:

В волшебный мешочек мы сложем слова со звуком «С», но они должны быть связаны  с  зимней тематикой.

Дидактичесая игра «Волшебный мешочек».

Дети говорят в мешочек слова и передают друг другу - снег, снежинка, снеговик, снегурочка, санки, снежная баба, сосулька…

Педагог осторожно передает  мешочек Лесовичку.

Педагог: Лесовичок, если тебе вдруг скучно станет,  достанешь мешочек и сразу вспомнишь, что у тебя есть друзья.

Лесовичок благодарит детей и вручает им сюрприз. Прощается, уходит.

Педагог: Ребята, давайте ещё раз послушаем тишину зимнего леса, насладимся её красотой и  попрощаемся  (звучит  спокойная музыка)

Педагог и дети:

      Ты расти на радость людям,

      Мы дружить с тобою будем.

      Добрый лес, могучий лес,

      Полон сказок и чудес!

Педагог: Автобус нас ждёт, садитесь дети. Водитель заводи мотор.

Водитель:  ( Р-Р-Р; Р-Р-Р….)  Будьте внимательны и вежливы. Осторожно, двери закрываются (С-С-С) - автобус отправляется.

Релаксационное упражнение «Сон».

Педагог: (звучит  колыбельная музыка)

      Спят ли волки? Спят, спят.

      Спят ли птички? Спят, спят.

      Спят ли дети? Спят, спят.

      Все на свете спят, спят.

Водитетель: Только я и автобус не спим, не спим.

                         В детский сад спешим, спешим.

Приехали. Остановка «Д/сад №19». Осторожно двери открываются (С-С-С –С…,  затем  все дети С-С-С…). Выходите.

 Дети выходят, прощаются с гостями.

 

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста Лепка "Зёрнышки для петушка"

Ход занятия.1. Организационный момент.Отгадайте, кто пришел, к нам в гости ? У нашего гостя есть гребешок, бородка, клюв и красивый хвост. А еще он по утрам всех будит, громко голосит: «Ку-ка-ре-ку!»....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности по теме:"Пожарная безопасность" с использованием технологий ТРИЗ и мнемотехники"

Ознакомление  детей  с  правилами  поведения  во  время  пожара  и  со  средствами   его  тушения....

Совместная образовательная деятельность с детьми подготовительной логопедической группы (досуг) "Юные конструкторы"

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Прогулка в весенний лес»

Не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к шести годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, не правильно произносят отдельные звуки. П...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи «Осень золотая»...