Доклад Практическое использование в учебной и внеурочной работе специальных (коррекционных) упражнений по исправлению недостатков развития ощущений, восприятия и представлений у школьников.
статья

Валентина Цыбенова

Большое внимание во внеурочной деятельности уделяется коррекции ощущений, восприятий и представлений, ведь от их сформированности зависит не только школьная успеваемость, но и успешность социализации воспитанников. Восприятие умственно отсталых детей нарушено и отличается рядом особенностей. К ним относятся нарушения обобщенности; замедленный темп восприятия; узость объема восприятия; малая дифференцированность; пассивность восприятия. Главным недостатком является в неумении выделять главное, существенное в объекте. Так, при восприятии текста, сюжетного изображения умственно отсталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно – следственные связи между частями, персонажами. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Практическое использование в учебной и внеурочной работе специальных (коррекционных) упражнений по исправлению недостатков развития ощущений, восприятия и представлений у школьников

                                                                  Воспитатель: Цыбенова В.С.

Большое внимание во внеурочной деятельности уделяется коррекции ощущений, восприятий и представлений, ведь от их сформированности зависит не только школьная успеваемость, но и успешность социализации воспитанников. Восприятие умственно отсталых детей нарушено и отличается рядом особенностей. К ним относятся нарушения обобщенности; замедленный темп восприятия; узость объема восприятия; малая дифференцированность; пассивность восприятия. Главным недостатком является в неумении выделять главное, существенное в объекте. Так, при восприятии текста, сюжетного изображения умственно отсталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно – следственные связи между частями, персонажами. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

Умственно – отсталые дети испытывают серьезные затруднения при дифференцировании цвета (особенно оттенков), величины, формы объекта, они не различают выражения лиц людей, изображенных на картинке. Отмечается также узость объема восприятия. Умственно – отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Таким образом, пассивность процесса восприятия является еще одной его характерной особенностью.  Глядя на какой – нибудь предмет, ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. У умственно – отсталых отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений наблюдается нарушение представлений о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др для представлений детей этой категории характерны недифференцированность, фрагментность, поверхностный характер и уподобление образов.

Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний – основные средства улучшения качества восприятий и ощущений.

Ощущение и восприятие – процессы, отражающие действия.

Стимуляция зрительного и слухового восприятия происходит за счет использования наглядности; таблицы, плакаты, иллюстрации; натуральные предметы, муляжи, игрушки, учебные видеофильмы.

Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. «То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становиться доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом».

Так, при демонстрации предметов окружающего мира учащиеся знакомятся с ними, не только рассматривая, а привлекая и другие анализаторы, - трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и тп. Знакомство с предметным миром, организуемое на полисенсорной основе, будет способствовать полноценности и прочности формируемых представлений и знаний.

В ряде случаев осмысленному восприятию демонстрируемых правил выполнения трудовых действий, приемов, операций, а также пониманию необходимости их выполнения.

(например: необходимость завязывания узелка на конце нити при подготовке к ее работе, требование вертикальной установки утюга в нерабочий период). Обогащение жизненного опыта, расширение круга представлений и знаний – основные средства улучшения качества ощущений и представлений. Это обогащение осуществляется через экскурсии. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Во внеурочной деятельности можно использовать также следующие упражнения от простых к сложным.

Работа с картинками и предметами.

- разбей на группы: фигуры, слова, предметы, людей (по различным признакам)

- дорисуй (недостающие части)

- опиши картинку

- найди ошибку

Рассматривая сюжетную картину они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом.

Работа с текстами:

- выделение характеристик

-выделение причин

- выделение основной мысли

- дополни текст недостающими словами

- определение предмета по словесному описанию

- изображение описанного предмета (лепка, аппликация, конструирование, рисование).

Большое значение имеют сюжетно – ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации.

Работа с видеоматериалами

- характеристика персонажей (мимика, жесты)

- оценка поступков

- выделение основной идеи.

Для коррекции слуховых восприятий используют:

-выполнение движений под счет, под музыку

- графические диктанты

Наблюдение за природой способствуют коррекции временных и пространственных представлений. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний – основные средства улучшении качества восприятий и ощущений.

Развитие ощущения и восприятия у умственно отсталых детей, педагог должен помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».

Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...

ПРОЕКТ открытого урока производственного обучения по теме: «Облицовка поверхности плиточными материалами» Учебная практика «Облицовочные работы» специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Методика активизации образовательного процесса с использованием технологии работы в малых группах с применением элементов компетентностного подхода....

Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"

Проект "Модель работы воспитателя коррекционой школы интерната по формированию социально-бутовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Обучение младших школьников основам техники "ГАНУТЕЛЬ" во внеурочной работе по предмету "Технология"

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по организации и проведению внеурочных заня...

Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида

laquo;Использование элементов сказкотерапии для развития устной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в специальной (коррекционной) школе VIII вида» У детей обучающ...

Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»

Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...