АННОТАЦИЯ К СТАТЬЕ СТЕПАНОВОЙ О. А., АМЕРИДЗЕ С. П.
учебно-методический материал

Наталья Аркадьевна Сюткина

АННОТАЦИЯ 

к статье  СТЕПАНОВОЙ О.А., АМИРИДЗЕ С.П.

«Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_na_statyu_stepanovoy_ameridze.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОГОАУ ДПО "ИРО Кировской области"

Кафедра профессионального и технологического образования

АННОТАЦИЯ  

к статье  СТЕПАНОВОЙ О.А., АМИРИДЗЕ С.П.

«Комплексное сопровождение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Мастер производственного обучения, преподаватель спец дисциплин КОГПОАУ ВТПТ

Сюткина  Наталья Аркадьевна

                             

Киров

2018

В статье представлены существующие подходы к организации комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются цели, содержание и варианты институционализации службы комплексного сопровождения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.                

Нацеленность Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», на создание средствами образования условий для формирования личной успешности в обществе диктует необходимость эффективного решения вопросов обеспечения доступности качественного общего и профессионального образования крайне полиморфной по своему составу социальной группы - лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В силу своей неоднородности данная группа обучающихся нуждается в максимальной индивидуализации форм, методов, средств и содержания профессионального обучения.          

Обосновывается идея о том, что чем раньше ребенок с ярко выраженными особенностями сенсорного, двигательного, интеллектуального развития или комплексными проблемами и его семья получат необходимую и достаточную помощь со стороны специалистов (медицинских работников, специальных педагогов, педагогов-психологов и др.), тем большую успешность результатов можно прогнозировать.

Автор приходит к выводу: одним из условий, обеспечивающих академическую, социальную и личностную успешность лиц с ОВЗ в учреждениях профессионального образования выступает комплексное -психолого-педагогическое и медико-социальное - сопровождение как органичная составляющая образовательного процесса. Однако, несмотря на важность и актуальность решения данной проблемы, исследователи констатируют серьезные пробелы в ее научной разработке и отсутствие адекватных теоретико-методических подходов к вопросам развития лиц с ОВЗ как субъектов профессионально-образовательной деятельности.

Считаем, что исследование различных аспектов сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ одинаково важно, как для ситуаций, в которых профессиональное обучение осуществляется в гомогенных учебных группах, так и тогда, когда овладение профессией/специальностью организовано в гетерогенных (смешанных по составу - лица с ОВЗ и их сверстники без таких ограничений) учебных группах.

Психолого-педагогическое сопровождение в контексте модернизации российского образования определяется как «особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе» и одновременно - целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде. Также авторы ссылаются на выводы  С.З. Хайбуллиной, соискатель Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Казань, подчеркивает, что «система функций психолого-педагогического сопровождения адекватна социально-экономическим условиям развития общества в переходный период и способствует формированию адаптационных навыков личности», а к общим универсальным функциям деятельности сопровождающего относятся формирующая, адаптивная, рефлексивная, информационно-коммуникативная и диагностическая. Утверждают что, в современном контексте педагогическое сопровождение рассматривается как «процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы, во времени, в конкретных институтах социума, и направленный на развитие личности ребенка». Оно выступает как «развивающийся и развивающий процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя».

Авторы считают, что основными функциями сопровождения как службы выступают диагностика, информация, консультация, первичная помощь, а вспомогательными - профилактика проблем; социальнопедагогическое проектирование; коррекция; повышение компетентности всех носителей проблемы. Широкомасштабный процесс создания и структурирования специальных служб, обеспечивающих различные виды сопровождения, и оказывающих комплексную помощь нуждающимся, в том числе и субъектам образовательного процесса (ученикам, родителям, преподавателям), начался в последнее десятилетие XX в. Их институциональное закрепление произошло в 1998 г. в результате принятия Правительством РФ постановления «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», регламентирующего работу центров психологомедико-социального сопровождения. Особую роль, по мнению Е.И. Казаковой, Л.М. Шипицыной, службы сопровождения играют при переходе с одного этапа обучения на другой, а также при необходимости выбора коррекционно-развивающих программ и системных изменений в образовательном учреждении.

Авторы выделили следующие наиболее важные характеристики на процесс комплексного педагогического сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ

  • деятельностная природа сопровождения, предполагающая проявление активности и влияния на сопровождаемое явление;
  • его управляемый характер, связанный с некоей заданной оптимальной траекторией, в соответствии с которой обеспечивается развертывание сопровождаемого явления;
  • индивидуальный характер (содержательная

 адресность, соответствующая сложившимся условиям и особенностям сопровождаемого процесса);

  • функционирование в специально созданной среде, задающей оптимальные условия для существования сопровождаемого явления;
  • непрерывность реализации, наличие начала и конца сопровождения;
  • опора на результаты мониторинга, которые детерминируют наполнение действий по сопровождению.

И подвели итог, что организация службы комплексного (психолого-педагогического и медикосоциального) сопровождения как особой системной деятельности, нацеленной на обеспечение в рамках образовательного процесса условий профессионального обучения, воспитания и развития, адекватных индивидуальным особенностям и потребностям обучающихся с ОВЗ, а также профилактику ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в их физическом, социальном и личностном развитии, позволит расширить доступность и повысить качество образования лиц с ОВЗ в ОУ НСПО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования приёмов мнемотехники на уроках английского языка. Степанова Алина Александровна

Эффективность использования приёмов мнемотехники на уроках английского языка...

Рабочие программы, аннотации к программам и контрольно-оценочные средства

Рабочая программа ПМ.01."Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных учреждениях" раскрывает основные требования к формированию ОК и ПК обучающихся по предмету, ...

Классный час "Войны не женское лицо"( о братьях Степановых в истории войны)

Великая Отечественная война. Братья  Степановы, ушедшие на фронт;  и их мать, Епистиния Федоровна,  чей подвиг приравнен к ратному подвигу и удостоен высокой Правительственной награды....

Урок по творчеству старейшего композитора Захара Константиновича Степанова

Жизнь и творчество первого якутского композитора З. К. Степанова...

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе...