Узоры и орнаменты
методическая разработка

Орнаментом называется узор построенный чередованием каких-нибудь рисунков или линий.

Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм.

Главной особенностью орнамента является то, что он связан с конкретным предметом (зданием, сосудом, ковром и т. д.) по масштабу, ритму, колориту, пропорциям и другим выразительным средствам гармонизации.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uzory_i_ornamenty.ppt1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Узоры и орнаменты» Преподаватель: Смирнова Е.Л . СПб ГБПОУ РК «Кировский»

Слайд 2

Орнаментом называется узор построенный чередованием каких-нибудь рисунков или линий. Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента является то, что он связан с конкретным предметом (зданием, сосудом, ковром и т. д.) по масштабу, ритму, колориту, пропорциям и другим выразительным средствам гармонизации.

Слайд 3

Основным источником создания орнамента явилась природа. Человек давно подсмотрел у природы «образцы» орнамента. Чудесными узорами «расписала» она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, а если говорить о листьях и цветах множества разных растений, то здесь как раз начинается путь в дивное царство красоты, совершенства и законченности форм и линий. Да и сам древний человек, изготовляя примитивные сосуды из глины, видел, что изделия нуждаются в каких-то дополнениях, облагоражи­вающих их внешний вид. И вот на горлышке или тулове сосуда он пальцем слегка продавливал концентрические круги, ромбы, зигзагообразные линии.

Слайд 4

Применение орнамента как декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности, составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без использования орнамента невозможно представить себе изделия художественных промыслов, керамики, текстиля. Орнамент отличается чрезвычайно разнообразными мотивами, характер которых зависит как от природных условий, так и от национальных образов, представлений, обычаев и т. п.

Слайд 5

Основными принято считать следующие виды орнамента: ленточный сетчатый композиционно - замкнуты й Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы и напоминает «открытое двустороннее движение». Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен сверху и снизу. Этот орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму. Фриз — орнаментированная композиция, предназна­ченная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания. Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы. Кайма — узорная полоса, обрамляющая плоскость (скатерти, ковра, блюда и т. п.).

Слайд 7

Какие бывают орнаменты Естественный орнамент можно составить из изображений веток растений, листьев, цветов, ракушек, бабочек, птиц и зверей. Декоративный орнамент составляют те же природные формы, только измененные, приспособленные к форме и назначению предмета, который он украшает. Геометрический орнамент состоит из различных геометрических фигур, чаще всего – круга, квадрата, треугольника. Абстрактный орнамент представляет собой сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен, не похожих ни на какие конкретные предметы.

Слайд 8

Естественный орнамент Декоративный орнамент Геометрический орнамент Абстрактный орнамент

Слайд 9

Принципы рисования орнамента 1. Ритм, или повтор, - многократное повторение одних и тех же рисунков-мотивов. Ритмы могут быть разными

Слайд 10

2.Чередование – набор ритмов в орнаменте. Чередование придает орнаменту разнообразие, оживляет его. Можно изменять не только форму элементов орнамента, но и другие признаки.  Контрастное чередование.  Изменение положения  Изменение цвета.  Изменение размера.  Наложение элементов.

Слайд 11

ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ОРНАМЕНТА – СИММЕТРИЧНОСТЬ. СИММЕТРИЧНЫЙ ОРНАМЕНТ НЕСИММЕТРИЧНЫЙ ОРНАМЕНТ

Слайд 12

БОРДЮРЫ

Слайд 13

ГДЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ОРНАМЕНТЫ ОРНАМЕНТЫ УКРАШАЮТ ДОМА, ПОСУДУ, ОДЕЖДУ, ОБРАМЛЯЮТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА. ОРНАМЕНТЫ В ОДЕЖДЕ

Слайд 14

ОРНАМЕНТЫ В ПРЕДМЕТАХ ОБИХОДА

Слайд 15

ОРНАМЕНТЫ В АРХИТЕКТУРЕ

Слайд 16

ОРНАМЕНТЫ В ПОСУДЕ

Слайд 17

В РАЗНЫХ СТРАНАХ ОРНАМЕНТАМ ПРИДАЮТ СВОЙ СМЫСЛ И ПО РАЗНОМУ ВИДЯТ ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРЕДМЕТ. НАПРИМЕР, ЕГИПЕТСКОЕ СОЛНЦЕ – ЭТО ТОЧКА В КРУГЕ. А В РОССИИ СОЛНЦЕ – ЭТО ВОСЬМИУГОЛЬНАЯ РОЗЕТКА ИЛИ ПРОСТО ЦВЕТОК. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОЛЯ БЫЛИ ЩЕДРЫ НА УРОЖАЙ, ЧЕЛОВЕК ПРОСИЛ У НЕБА, СОЛНЦА И ЗЕМЛИ УДАЧИ, ТВОРИЛ ЗАКЛИНАНИЯ. ДЛЯ ЭТОГО ОН ПОВТОРЯЛ УЗОРЫ. ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ СИМВОЛИЗИРОВАЛИ ВОДУ; ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ - ЗЕМЛЮ; КОСЫЕ - ДОЖДЬ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЙ ПУТЬ К СОЛНЦУ; ТОЧКИ МЕЖДУ НИМИ - ЗЕРНА, БРОШЕННЫЕ В ЗЕМЛЮ; КРУГ ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ СОЛНЕЧНЫЙ ЗНАК; КРЕСТ НЕРЕДКО БЫЛ ОБЕРЕГОМ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИМ СИЛАМ ЗЛА.

Слайд 18

ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ МИРА Африка Америка

Слайд 19

Античность Египет

Слайд 20

Япония Китай

Слайд 21

Русь Арабы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Липецкие узоры

Из истории фабрики народных промыслов "Липцкие узоры"...

развернутый план бинарного урока "Математика в русских народных узорах"

Проведение комбинированных бинарных уроков - интересная и по\лодотворная инновационная форма обучения. Соединяя такие, казалось бы, далекие друг от друга дисциплины, как геометрия и основы изобразител...

Проект дизайнерского творчества "Настенное панно из мозаичных узоров"

Целью данного проекта является изучение особенностей техники создания мозаичных узоров на протяжении многих столетий с целью её применения в современном интерьере. Наше настенное панно изготовлено на ...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Зимние узоры"

Занятие по внеурочной деятельности. Тема урока: «Зимние узоры»Цель урока: Воспитывать у детей любовь к природе,  учить фантазировать, видеть  прекрасное. Развивать навыки работы кистью, аква...

Конспект занятия в первой младшей группе по рисованию. Тема: Узоры Гжель. Праздничная посуда для куклы.

Цели:  Познакомить с изделиями малой скульптуры Гжельских мастеров; формировать представление о народно- прикладном искусстве ;  учить рисовать мотивы Гжельской росписи «точки», ...

Технологическая карта урока математики "Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о связи математики с другими науками и с окружающим нас миром.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с пон...