Урок по русскому языку во 2-м классе по теме: «Понятие о тексте»
план-конспект урока

Веселкова Анна Владиславовна

Урок по русскому языку

во 2-м классе по теме: «Понятие о тексте»

Цели урока:

  • развить умение отличать текст от предложений; определить роль текста в общении людей.

Задачи урока:

  • обучающие – знакомство с понятием текст, закрепление понятия об устной и письменной речи;
  • развивающие – умение отличать текст от предложений,
  • воспитательные – умение работать в парах.

Оборудование:

Картинки, карточки.мммм

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_2_klass_ponyatie_o_tekste.docx101.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку

во 2-м классе по теме: «Понятие о тексте»

Цели урока:

  • развить умение отличать текст от предложений; определить роль текста в общении людей.

Задачи урока: 

  • обучающие – знакомство с понятием текст, закрепление понятия об устной и письменной речи;
  • развивающие – умение отличать текст от предложений,
  • воспитательные – умение работать в парах.

Оборудование:

Картинки, карточки.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас первый урок после каникул. Давайте вспомним самое начало наших занятий.

– Что такое речь? ( Всё, что мы говорим, пишем, читаем)

– Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная)

Сейчас мы немного поиграем. Игра называется “Какая это речь”. Девочки поднимают руки когда услышат об устной речи, мальчики – о письменной.

а) два товарища беседуют;
б) ученик отвечает урок;
в) ученик пишет на доске;
г) бабушка написала письмо;
д) мама читает газету;
е) учитель объясняет урок;
ж) мама оставляет записку дочке;
з) дочка читает записку.

– Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

– Что называется предложением (Законченная мысль)

Сегодня мы с вами узнаем, что же образуют несколько предложений.

А сейчас открываем тетради, оформляем начало работы и переходим к чистописанию.

II. Чистописание.

– Послушайте фразу:

Чуткие черепахи чересчур часто чихают.

– Какой звук встречается в каждом слове?

– В чем его особенность? (Всегда мягкий)

– Какая буква обозначает этот звук на письме?

– Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием заглавной и строчной буквами Ч,ч.

Спишите с доски:

Чч Чч Ач еч оч яч Чу Ча Че Чл

Чтение – лучшее учение.

– Фамилия какого известного детского писателя начинается на эту букву?

(К.И. Чуковский.)

Какие его произведения вы помните? (Тараканище, Краденое солнце, Бармалей, Доктор Айболит, Крокодил, Телефон и др.)

III. Работа по теме урока.

1.– А сейчас новое задание. Прочитайте, что написано в левом столбике?

На доске:

Оса – это насекомое.

На цветок села красивая бабочка.

К нам в окно влетел жук.

Что написано в этом столбике? (Предложения.)

– Сколько предложений? (Три.)

– О ком говориться в каждом предложении? (Об осе, бабочке, жуке)

– Сколько картинок можно нарисовать? (Три).

https://urok.1sept.ru/articles/570002/Image442.jpghttps://urok.1sept.ru/articles/570002/Image443.jpghttps://urok.1sept.ru/articles/570002/Image444.jpg

– Можно ли подобрать общее название к этой записи?

Прочитайте, что написано в правом столбике? 

На доске:

Оса – это насекомое.
У осы шесть лапок.
У осы есть жало.

Что написано в этом столбике? (Тоже предложения.)

– Сколько предложений? (Три.)

– О ком говориться в каждом предложении? (Об осе)

– Сколько картинок можно нарисовать? (Одну).

https://urok.1sept.ru/articles/570002/Image444.jpg

– Можно ли подобрать общее название к этой записи? (Оса)

Давай сравним эти записи.

– Чем похожи записи? (Они про насекомых). Это тема наших записей.

– Чем отличаются? (В левом про разных насекомых, отдельные предложения. В правом – все об осе, предложения связаны по смыслу).

Предложения  связанные по смыслу образуют текст.

Слово текст вам знакомо с уроков литературы. Теперь вы знаете, что оно обозначает.

Давай попробуем сделать вывод: что же такое текст?

На доске:

тема,
общая мысль,
можно озаглавить

Текст имеет тему -о ком-то или о чём-то рассказывает.

Предложения связаны общей мыслью -что я расскажу о предмете, событии.

Текст можно озаглавить. 

2. Работа по учебнику.

Прочитайте упражнения.

Кто такие пингвины? Пингвины — это птицы. Но птицы особенные. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу они добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.

– Будут ли эти предложения являться текстом? Докажите. (Есть тема, общая мысль)

– Озаглавьте текст.

Сам.работа. Дети отвечают на вопросы по тексту.

– Для ответа надо выбрать предложения из текста.

– Прочитайте, что у вас получилось? (Пингвины — это птицы. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу они добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.)

– То, что вы написали, будет являться текстом? Докажите.

3. Прочитайте правила.

– Что вы можете добавить к этой формулировке? (Предложения объединены одной темой.)

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление изученного.

1. -Рассмотрите картинки.

https://urok.1sept.ru/articles/570002/Image445.jpg

– К каждой картинке придумайте несколько предложений. (Мальчик заболел. Ему скучно лежать дома одному.) (К нему в гости пришли друзья. Они принесли ему интересную книгу.)

– Как можно озаглавить наш текст? (Друзья)

2 .– Следующее задание у вас будет на карточках. Выполнять вы его будете в парах. Надо определить, будут ли предложения являться текстом.

Прочитайте предложения:

В доме жили три медведя. Испекла старуха колобок. Медведи ушли гулять.

_________________________________________________________________

 

Жили-были старик со старухой. Испекла старуха колобок. Снесла как-то раз курочка яичко.

_________________________________________________________________

 

Жил на свете старик. Посадил дед репку. Позвал старик к себе однажды сыновей.

________________________________________________________________

 – Почему это не текст? Докажите это друг другу.

Давайте исправим так, чтобы получился текст.

(Их домик стоял в чаще леса. Была у них курочка Ряба. И было у него три сына.)

Как только придумаете, поднимите руку и я подойду. Вы мне на ушко скажете.

Ненужное предложение зачеркнете, а придуманное запишете.

– Теперь получился текст?

VI. Итог.

– Что нового узнали на уроке?

Что же такое текст?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 10 классе по теме " Фонетический разбор слова"

Закрепление умения находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка, совершенствовать навыки фонетического разбора....

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Буквы -з и -с на конце приставок»

Тема урока: «Буквы -з и -с на конце приставок»Тип урока: урок формирования новых знанийВид урока: изучение нового материалаЦели урока: освоение  действия при выборе согласных з – с на конце прист...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме: «Прилагательные»

Цель   урока:       Обобщить   знания   учащихся   об   имени   прилагательном,   закрепить   лексико – грамматические   признаки ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Повторение по теме "Местоимение" 6 класс

Цель:  Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи: 1. Обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу....

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"

В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...