АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЧЕМПИОНАТЕ «АБИЛИМПИКС»
материал

Коломыцева Елена Владимировна

Доклад по теме "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЧЕМПИОНАТЕ «АБИЛИМПИКС» по итогам участия в чемпионате 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kolomytsevoy_e.v.docx983.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения №2

им. Героя России Ю.М.Наумова»

ДОКЛАД

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К УЧАСТИЮ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЧЕМПИОНАТЕ «АБИЛИМПИКС»

Докладчик: Е.В.Коломыцева,

мастер производственного обучения

по профессии «швея»

Новосибирск, 2021

Введение

Концепция модернизации российского образования определила цель профессионального образования, которая заключается в подготовке квалифицированного, компетентного, ответственного работника, готового к профессиональному самосовершенствованию, способного к эффективной работе, конкурентоспособного на рынке труда.

В системе профессионального обучения в последние годы приоритетом является конкурсное движение, это важный инструмент достижения целевых показателей качества образования.

Конкурсы профессионального мастерства проводятся в целях:

  • предъявления обучающимися компетенций, освоенных в процессе обучения и профессиональной деятельности;
  • выявления готовности подростков к самостоятельным действиям и решению проблемных ситуаций;
  • расширения практики взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями в условиях партнерства;
  • повышения востребованности выпускников на рынке труда.

Проведение конкурсов «Лучший по профессии» по профессиям рабочих, приобретаемых в  Новосибирском центре профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова, является традиционным на протяжении многих лет.

Алгоритм его проведения прекрасно отработан. Конкурс состоит из теоретического тура, в ходе которого обучающиеся демонстрируют знание теоретического материала и из практической части, главная задача которого – демонстрация профессиональных компетенций за определённое время и с должным качеством.

Я считаю, что проведение этого конкурса необходимо, потому что он является первым этапом  совершенствования профессиональных навыков обучающихся центра.

Следующий этап -  участие в движении «Абилимпикс».

Абилимпикс – это олимпиады среди инвалидов по профессиональному мастерству по различным категориям, данное название движения – это сокращение от английского Olympics of Abilities («Олимпиада возможностей»). На данный момент соревнования Абилимпикс охватывают все категории инвалидов и лиц с ОВЗ, всего около 50 профессий.

Основными задачами движения «Абилимпикс» являются:

 улучшить у инвалидов их профессиональные навыки и повысить стремление к профессиональной независимости;

 поднять на более высокий уровень участие в социально - экономической жизни и их общественное восприятие профессиональных возможностей инвалидов;

 уделять особое внимание их профессиональному развитию и поддерживать полную интеграцию инвалидов в жизнь общества;

 способствовать дружбе между участниками и международному обмену;

 способствовать вовлечению соответствующих органов в процесс повышения профессиональных навыков и карьерного роста инвалидов.

Поскольку Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова является образовательным учреждением, осуществляющим профессиональное обучение выпускников коррекционных школ, то участие обучающихся центра в Региональном чемпионате «Абилимпикс» было логичным и явилось продолжением и развитием конкурсного движения. Условия проведения и критерии были приведены в соответствие с требованиями «Абилимписа».

Экспертами стали мастера производственного обучения и преподаватели центра, со стажем работы по своей специальности, имеющие первую и высшую категории, а также имеющие удостоверения на право быть экспертом на региональных чемпионатах.

Региональный чемпионат «Абилимпикс» в Новосибирской области проходит по 28 компетенциям, в том числе «портной» и «швея».

С 2018 года я являюсь мастером производственного обучения по профессии «швея». Поэтому передо мной встал вопрос, каким образом лучше организовать подготовку обучающихся по этой профессии к участию в чемпионате.

В своей работе я решила воспользоваться методом проектирования. Продуктом моего проекта должны стать обучающиеся, освоившие компетенции по профессии, и способные составить конкуренцию участникам чемпионата из других образовательных учреждений Новосибирской области.

Анализ показал, что материальная база центра соответствует инфраструктурному листу, в котором представлен перечень инструментов и приспособлений, обязательных и разрешенных к применению на конкурсе «Абилимпикс» по компетенциям «швея» и «портной».

В сентябре 2020 года обучающиеся групп по профессии «швея» были информированы о проведении конкурса и получили задание к нему. Я приняла решение выявить наиболее профессионально замотивированных девушек для подготовки к чемпионату. Для этой цели, на мой взгляд, целесообразно применять проектные технологии.

Мной был разработан и реализован педагогический проект «Подготовка обучающихся по профессии «швея» ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова» к участию в Региональном чемпионате «Абилимпикс» Новосибирской области».

Пример оформления педагогического проекта (Приложение 1).

Результатом реализации данного проекта является то, что были признаны  победителями чемпионата:

  • в компетенции «портной» - Штейзель Раиса, обучающаяся группы 2-5;
  • в компетенции «швея» - Глусцова Анастасия, обучающаяся группы 1-5.

Призёрами чемпионата стали:

  • в компетенции «портной»: 3 место - Бруско Виктория, обучающаяся группы 2-5;
  • в компетенции «швея»: 3 место - Дудкина Виктория, обучающаяся группы 1-5.

Участники чемпионата:

  • в компетенции «швея» - Салисова Рубина, Сапрыкина Александра, обучающиеся группы 1-6.

Участие обучающихся центра в Региональном чемпионате «Абилимпикс» способствовало развитию креативности и критического мышления, повышению интереса девушек к профессиональной деятельности.

Чемпионат «Абелимпикс» позволяет выявлять и поощрять талантливых обучающихся, повысить их самооценку и заявить о себе, как о профессионале, поэтому они являются одним из наиболее перспективных инновационных направлений в современном образовании для подростков с инвалидностью.

Для меня как мастера  и эксперта был полезен опыт участия в шестом Региональном чемпионате «Абилимпикс», где я принимала участие в качестве эксперта, что дало мне ряд преимуществ:

  • участники центра находились в моем поле зрения;
  • я имела возможность оценивать работу других участников, что очень важно при подготовке к последующим конкурсам и анализу успехов и неудач;
  • происходил обмен опытом в работе с другими экспертами, сопровождающими и работодателями.

По окончанию чемпионата мной проведен анализ реализованного педагогического проекта.

Для достижения поставленной мной цели проекта мною были поставлены 4 задачи, направленные на решение проблемы низких мотивации к обучению и уровня профессиональной подготовки первокурсников.

Задача 1. Провести анализ компетенций «швея», «портной» на предмет возможности выполнения указанных работ.

Мною был проведен анализ данных компетенций на основе конкурсных заданий VI Национального чемпионата «Абилимпикс» компетенциям «швея», «портной», сделан вывод о возможности выполнения данных видов работ на базе учебных мастерских центра.

Подготовку к выполнению конкурсного задания целесообразно проводить, используя факультативную форму обучения. Мною была разработана и реализована программа факультатива «Абилимпикс» (Приложение 2).

Для дальнейшей успешной реализации проекта необходимо составление карты дефицитов, чтобы заранее закупить все необходимые материалы и приспособления.

Задача 2. Анализ профессиональных качеств обучающихся групп 1-5, 1-6, 2-5 и определение участников «Абилимпикс».

Для того чтобы оценить уровень подготовки обучающихся, мною были подготовлены тестовые, ситуационные задания. Велось наблюдение за качеством выполнения практических заданий уроках производственной практики.

Так как обучающихся с ОВЗ наблюдаются резкие перепады настроения считаю необходимым по мере надобности индивидуальные беседы педагога психолога с обучающимися, для создания положительной мотивации участия в чемпионате.

3. Организация подготовки обучающихся к участию к чемпионату «Абилимпикс».

Для подготовки к чемпионату мною осуществлялось освоение программы факультатива «Абилимпикс» по разработанной ранее программе, основанной на конкурсном задании VI Национального чемпионата «Абилимпикс» компетенциям «швея», «портной».

Задача 4. Участие в чемпионате «Абилимпикс»

При реализации педагогического проекта по подготовке обучающихся к участию в чемпионате было подготовлено 6 участников по 2 компетенциям, которых на конкурсе сопровождали два мастера производственного обучения. (Приложение 3)

На основании всего вышесказанного, можно считать педагогический проект подготовки обучающихся центра к участию в чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» формой организации завершённого цикла продуктивной совместной деятельности обучающихся с инвалидностью, педагогов, социальных партнёров центра. Данная форма способна обеспечить в установленный промежуток времени и при имеющихся ресурсах реализацию заранее поставленной цели, уровень достижения которой определяется совокупностью измеряемых показателей.

Вывод: 

  1. Участие обучающихся в чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» является важным этапом изучения программы подготовки рабочих швейного производства и  доказало свою высокую эффективность. Чемпионат вносит неоценимый вклад в образование и воспитание обучающихся, так как стимулирует к накоплению опыта, поиску нестандартных решений задач. Впоследствии подростки проявляют большую самостоятельность и интерес к обучению.
  2. Система подготовки обучающихся к чемпионату «Абилимпикс» с использованием проектных технологий  эффективна и позволяет решать актуальную в профессиональном обучении подростков  с ОВЗ проблему совершенствования подготовки квалифицированных рабочих  и повышения уровня их профессиональных компетенций с целью эффективного использования в будущей практической деятельности.
  3. Основополагающую роль играет индивидуальный подход мастера производственного обучения к каждому обучающему.
  4. При организации подготовки обучающихся в образовательном учреждении, осуществляющим профессиональное обучение лиц с ОВЗ, необходимо взаимодействие между администрацией, мастером производственного обучения, педагогом психологом.
  5. При подготовке большого числа участников конкурса, необходимо рассмотреть вопрос увеличения числа экспертов, которые их сопровождают.
  6. Для формирования инклюзивной культуры в профессиональном образовании посредством привлечения волонтеров к проведению конкурсов для людей с ОВЗ и инвалидностью по компетенциям «Абилимпикс», необходимо организовать участие обучающихся, не прошедших отборочный этап выбора участников чемпионата, в волонтерском движении, что поможет им стать быть сопричастными к  конкурсу, а в дальнейшем быть социально активными.

Список литературы

1. Слизкова Е. В., Астаева С. С. Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО // Молодой ученый. — 2016. — №6.2. — С. 101-105. 

Интернет ресурсы:

http://profartnso.ru/index.php/abilympics/abilympics-nso официальный сайт Абилимпикс Новосибирск.

http://abilympics.ru/about/ - официальный сайт Абилимпикс Россия

 http://www.gks.ru/ - официальный сайт министерства статистики РФ Общие принципы и правила работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья

 http://edu-open.ru/ - информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию

Итоги подготовки и участия в VI Региональном чемпионате «Абилимпикс» Новосибирской области

F:\АТТЕСТАЦИЯ БЛАНКИ ДОКУМЕНТЫ\абилимпикс\WhatsApp Image 2021-03-26 at 14.22.49 1.jpeg F:\АТТЕСТАЦИЯ БЛАНКИ ДОКУМЕНТЫ\абилимпикс\WhatsApp Image 2021-03-26 at 14.22.49.jpeg

F:\АТТЕСТАЦИЯ БЛАНКИ ДОКУМЕНТЫ\абилимпикс\WhatsApp Image 2021-03-26 at 14.22.50 2.jpeg  F:\АТТЕСТАЦИЯ БЛАНКИ ДОКУМЕНТЫ\абилимпикс\WhatsApp Image 2021-03-26 at 14.27.55 2.jpeg

F:\АТТЕСТАЦИЯ БЛАНКИ ДОКУМЕНТЫ\фото\WhatsApp Image 2021-04-05 at 18.52.48 (2).jpeg          G:\фото абилимпикс 2021\WhatsApp Image 2021-04-14 at 12.15.02.jpeg

G:\фото абилимпикс 2021\WhatsApp Image 2021-04-14 at 12.14.56.jpeg F:\АТТЕСТАЦИЯ БЛАНКИ ДОКУМЕНТЫ\абилимпикс\WhatsApp Image 2021-03-26 at 14.28.01.jpeg

G:\фото абилимпикс 2021\WhatsApp Image 2021-04-14 at 12.15.02 (1).jpegG:\фото абилимпикс 2021\WhatsApp Image 2021-04-14 at 12.15.00 (1).jpeg

G:\фото абилимпикс 2021\WhatsApp Image 2021-04-14 at 12.14.59.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке конкурсанта к участию в Региональном чемпионате профессионального мастерства «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. по компетенции «Сварочные технологии»

Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций, мастерам производственного обучения и преподавателям специа...

Подготовка студентов к участию в региональном чемпионате WorldSkills по компетенции «Инженерный дизайн CAD»

В статье рассматривается система подготовки студентов профессионального образования технического профиля в соответствии со стандартами организации WorldSkills с целью обеспечения подготовки специалист...

Педагогический проект Подготовка обучающихся по профессии «швея» ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова» к участию в Региональном чемпионате «Абилимпикс» Новосибирская область

Чемпионат «Абелимпикс» позволяет выявлять и поощрять талантливых обучающихся, повысить их самооценку и заявить о себе, как о профессионале, поэтому они являются одним из наиболее перспекти...

Сборник: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Материалы III республиканской научно-практической конференции с международным участием

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...

Приказ № 172 - о от 07.12.2021г. о подготовке обучающихся к участию в VII Открытом региональном чемпионате "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Смоленской области

Приказ № 172 - о от 07.12.2021г. о подготовке обучающихся к участию в VII Открытом региональном чемпионате "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Смоленской области...