Внеклассные мероприятия
классный час

Кашталинская Ирина Анатольевна

Основная цель мероприятий - формирование у обучающихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений обучающихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия «гражданин»..

Скачать:


Предварительный просмотр:

OБГПОУ «Смоленская областная технологическая академия»

Преподаватели: Кашталинская И.А., Крупенева А.М.

Открытое внеклассное мероприятие

Тема: Я – Гражданин России.

Форма: классный час – дискуссия.

Цель внеклассного мероприятия: формирование у обучающихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений обучающихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия «гражданин».

Цели:

Обучающие:

  • повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
  • овладение технологией работы в группах.

Развивающие:

  • развитие культуры речи, элементов ведения дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
  • развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

Воспитательные:

  • формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
  • воспитание и развитие личностных компетенций.

Методы: беседа, обсуждение, рефлексия, интерактивный (групповое интонирование, проблемная дискуссия), творческая интерпретация содержания, «проживание» информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной).

Дидактическая оснащенность внеклассного мероприятия. 

Компьютер, проектор, экран.

Подготовка.

В дискуссии необходимо участие следующих действующих лиц: ведущий, 2 оппонента, 2 эксперта.

Заранее подготовлены тема дискуссии и вопросы, которые знают только ведущие, оппоненты и эксперты. Роли оппонентов тоже распределены заранее.

Каждый из участников может задавать вопросы оппонентам и экспертам; затем проводится «свободный микрофон» для высказывания своего мнения. Итоги дискуссии подводят независимые эксперты.

Ход внеклассного мероприятия

Слайд 1

Россия без каждого из нас обойтись может,

но никто из нас без нее не может обойтись.

Н.С. Тургенев.

Ведущий

Тема нашей сегодняшней дискуссии «Я – Гражданин России». Я предлагаю Вам поразмышлять о том, кто такой «гражданин», что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

Каждый из нас, живущих в обществе, играет определённую роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат и т. д. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России! Так каково же мнение современной молодежи о гражданственности, патриотизме, Родине?

Обмен мнениями:

В каких случаях мы слышим слово «гражданин»?

Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

1 эксперт

Понятие «гражданин» имеет юридическое и нравственное толкование.

В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами, имеет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.

В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля читаем: «Гражданин – каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство»; «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб. Патриотизм – любовь к отчизне».

В других словарях: «Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей»; «Гражданственный – присущий, свойственный гражданину»; «Патриот – человек, проникнутый патриотизмом; преданный интересам дела»; «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Слайд 2

В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля читаем:

 «Гражданин – каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство»; «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб. Патриотизм – любовь к отчизне».

Слайд 3

В других словарях:

 «Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей»;

«Гражданственный – присущий, свойственный гражданину»; «Патриот – человек, проникнутый патриотизмом; преданный интересам дела»; «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Ведущий

Слово «гражданин» можно слышать довольно часто: «Гражданин, не толкайтесь», «Гражданин, вы забыли сдачу». «Граждане судьи!»- обращается подсудимый к членам суда.

Но вот другой пример. «А что такое гражданин?» - спрашивает русский поет Некрасов Н. И отвечает «Отечества достойный сын!»

И мы в этих строках уже чувствуем колоссальную разницу.

Какие важнейшие права вы можете назвать?

(право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.)

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

Что относится к основным обязанностям гражданина России?

  • Соблюдать Конституцию и законы России.
  • Уважать права и свободы других людей.
  • Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании, образовании, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объеме гражданин России может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

А можно ли вас назвать гражданами России?

Студенческая аудитория

 По общему правилу гражданство человека зависит от гражданства родителей. Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: « Каждый человек имеет право на приобретение гражданства».

Ответы студенческой аудитории

В законе говориться: ( ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет.

По общему правилу гражданство детей, не достигших 14 лет, следует гражданству родителей, т.е. при изменении гражданства родителей изменится и гражданство детей. А вот у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Ответы студенческой аудитории

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

Ведущий

Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах? (ответы обучающихся)

Ведущий

А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия «гражданин»?

Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение «гражданин», сколько его духовно- нравственный смысл. Вспомним строки Н. Некрасова: « Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

Слайд 4

« Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Н. Некрасов

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.

2 эксперт

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, а годы суровых испытаний, не задумываясь отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам « загадочную русскую душу».

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые легкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в Октябре 2002 года.

В первые часы кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей.

Спустя сутки террористы отпустили группу детей. Одна девочка, выходя из здания, прижимала к себе плюшевую игрушку. Ее мама в тот момент оставалась в плену.

Трагические события в Москве показали России ее настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей.

Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: « Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека перинатальные боли в животе - надо делать операцию, иначе умрет». «Ну и что, – говорит один. Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер». И что это так показала жизнь.

Душное помещение, все время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться, спорить. На них нацелены автоматы, и женщины-террористки в любую секунду готовы нажать на кнопку. Вот то, что увидел Л. Рошаль, когда вошел в здание. Неизбежный расстрел заложников террористы репетировали при нем. Но заложники держались мужественно. Однако для 130 заложников этот мюзикл стал последним.

«Я вообще ничего не боюсь»,- повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда после его 6 часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненого в кисть боевика.

«Когда они не отдавали наших детей, и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских». «Как чеченских?»-«Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делал у вас».

Вместе с доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам врачи М.А. Школьникова,Ф. Шахова, А. Панов, В.Пономарев и погибший после штурма О. Маргеламов. Их доктор Рошаль настоящими героями.

 А о себе профессор, доктор медицинских наук, хирург с мировым именем сказал так: « Я не герой, таких как я, сотни».

Эта трагедия шокировала весь мир. Она оборвала жизни, в основном детей, сломала судьбы тысяч людей. Леонид Рошаль взывал к мудрости осетинского, ингушского и чеченского народов, чтобы не допустить войны между братскими народами на Кавказе.

Ведущий

Что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим гражданином своего Отечества? Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать?

Ответы студенческой аудитории

Ведущий

Конечно, в нашей жизни и в истории нашего отечества мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

Означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать, только того, кто защищал детей, женщин, стариков в чрезвычайных ситуациях?

Можно ли в повседневной жизни проявить свою гражданскую позицию? Как? (ответы студенческой аудитории)

2 оппонент

Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: «В этой стране …»?! Смысл таков: разве может быть «в этой стране» что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы мог быть таким выдающимся, а вот страна подкачала…

На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в «этой стране», и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.

Ведущий

Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

Ответы студенческой аудитории

2 эксперт

Всегда и у всех народов высоко ценились качества, которые в тяжелые годы помогали обществу сначала выживать, а затем нормально развиваться.

Легче всего кивать на власть, на происки внешних врагов, на неблаговидное поведение кого-то другого. Значительно сложнее посмотреть на себя и оценить социальную значимость собственных качеств.

Получается, что причины трудностей «этой страны» - в самих гражданах России. В особенности их характера, воли, чувств, мотивов, способностей. Только сам человек в состоянии направить эти качества не только на собственное благо, но и на благо других людей, всей страны. Тогда он становится ГРАЖДАНИНОМ.

Ведущий

О герое, принявшим смерть за Отечество, говорят: он был воин и гражданин. Но о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе М. И. Глинке –музыкант и гражданин. Как вы думаете, означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках? Означает ли это, что гражданин – только выдающаяся личность, например, музыкант, талантливый литератор, художник.

Ответы студенческой аудитории

1 оппонент

Федор Иванович Гааз с 1828 года занимал довольно высокий пост – был главным врачом московских тюрем.  За короткое время он добился улучшения содержания заключенных. Организовал тюремную больницу. Открыл школу для детей арестованных. Все свои средства тратил на обустройство быта заключенных. Биолог  Мечников искал средство борьбы со смертоносной болезнью – холерой. И нашел его. Но требовалось проверить действие вакцины на живом человеке. И ученый привил холеру…самому себе. Почему ученый не проверил вакцину на ком-нибудь еще, ведь он знал, что умрет, а мог бы еще много пользы принести медицине  своей деятельностью? Кажутся ли эти поступки этих людей странными?

Ответы студенческой аудитории

2 эксперт

Выслушав ваши ответы, можно сделать вывод, что ГРАЖДАНИН – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Любой гражданский поступок требует волевого усилия человека. Во все времена люди с развитой волей вызывали глубокое уважение. Воля помогает человеку делать усилие над собой и преодолевать такие пороки как лень, трусость, вспыльчивость, недисциплинированность.

Ведущий

Попытайтесь определить, какие ситуации требуют развития воли; какие действия можно назвать гражданским поступком.

Слайд 5

Просмотр видеофильма

Уборка помещений

Оказание помощи тонущему

Защита зеленых насаждений

Участие в митинге

Участие в уличной драке

Оскорбление младшего

Спасение собаки

Отпор хулигану

Помощь старику

Участие в восстановлении храма

Пожертвование

Ответы студенческой аудитории

2-й эксперт. Чтобы понять, что такое гражданское чувства, необходимо припомнить обычные человеческие чувства, которыми обладает каждый из нас. Среди них, например, обоняние, с помощью которого мы чувствуем запах. Тили вкус, благодаря которому мы чувствуем качество пищи. Это естественные чувства.

Но у людей есть социальные или общественные чувства. Их множество. Например, чувство ответственности за своих детей. Или чувство долго перед родителями и т.д.

Гражданские чувства родственны социальным. Например, чувство неудовлётворённости положением своей страны в мире. Чувство любви к Родине. Чувство долго защищать Отечество. Чувство уважения национальной символики (герб, гимн, флаг), культуры, языка, традиций.

2-й оппонент. Гражданские чувства – это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на это.

Выберите из перечня три чувства человека, которые, на ваш взгляд, в большей мере являются гражданскими:

Слайд5

Гуманность

Искренность

Скромность

Стыдливость

Чувство справедливости

Чувство вины

Честность

Самочувствие

Чувство долга

Милосердие

Чувство чести

Чувство ответственности

 

1-й эксперт

Теперь рассмотрим, что такое гражданские мотивы. Их ещё называют мотивами гражданского поведения.

Мотив – это то, что побуждает деятельность человека, ради чего совершается эта деятельность.

Понимая, что путь ребёнка к счастью лежит через образование, мама всячески побуждает его хорошо учиться. Состоятельный человек без лишнего шума даёт деньги и открывает музыкальную школу для детей из малоимущих семей. Мотив тот же – сделать детей счастливыми. Это – гражданский мотив, поскольку он направлен на других, чужих, незнакомых детей. Человек мог купить себе ещё один дом, пять автомобилей, три яхты, объехать весь мир. Но он отдал свои средства на дело, крайне важное для своего общества и конкретных детей. Его мотивы благородны. Это – гражданские мотивы.

Ведущий. Расскажите о реальных или вымышленных действиях людей, в основе которых лежали гражданские мотивы. Ответы студенческой аудитории

2-й эксперт. Говорят, что настоящий гражданин горячо любит свою Родину. Но что такое родина? Берёзовая роща с трелями соловья? Но вокруг и мусорные свалки встречаются. И нищих полно. А цены! И квартир не хватает. И отгремели никому не нужные войны в Афганистане и Чечне. И гражданин все это должен любить? Любить помойки и ошибки своего правительства невозможно. Но гражданин, не любя всего этого, переживает боль и трудности своей Родины. И не только переживает. Гражданин действует. Он участвует в политике и требует перемен, требует реформ. Он понимает, что без его участия в выборах ничего не изменится. Гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края. Он протестует, он участвует в экологическом митинге. Он берёт в руки лопату и сажает деревья. Он остановит того, кто приготовил пилу, собираясь в лес под Новый год.

1-й эксперт. Гражданин протестует против разрушения культурного наследия. Он объединяется с другими людьми и восстаёт против сноса старинного здания. Он участвует в восстановлении церкви, монастыря. Он может не верить в Бога, но он не позволит погибнуть священным камням. Ведь к ним прикасались руки его предков.

Гражданин не будет покорно смотреть, как его обманывает продавец. Он использует закон “О защите прав потребителей” и добьётся справедливости.

Гражданин требует от властей принять такие законы, которые сделали бы воровство невыгодным. Он поможет выявить взяточника и вымогателя.

Гражданин не может спокойно смотреть, как гибнет от водки его народ.

Ведущий. Подумайте, как бы вы поступили в следующих ситуациях:

  • Загорелся соседний лес или дом;
  • Потребовалась кровь для раненого;
  • Человек, оказавшийся в беде, попросил денег взаймы;
  • Необходимо сходить пешком за 10 километров и принести лекарство для постороннего человека;
  • В разговоре оскорбительно отозвались о вашей стране.

Ответы студенческой аудитории

1-й оппонент

 В каждом человеке сочетаются черты истинного Гражданина (чувство тревоги за судьбу страны, готовность защищать Родину, стремление сделать жизнь более справедливой и т.д.), и обывательские (лень, пассивность, стремление уйти от ответственности т.д.).

Давайте без суеты разберёмся в себе! Ответьте на вопросы:

А) какие черты Гражданина я вижу в себе?

Б) какие черты обывателя я нахожу в себе?

Для ответов можно составить свободную таблицу: (таблица раздаётся каждому учащемуся – время для заполнения таблицы - 4-5 минут.)

№п/п

Черты Гражданина

Черты обывателя

2-й эксперт

 Если вы задание не выполнили, то вы не готовы к самоанализу и у вас недостаточно развита воля. Без этих двух важнейших вещей не предвидится душевного прогресса. Это значит, что вы отбрасываете себя в собственном развитии лет на 5-6 лет. В современных условиях это может привести к неприятным последствиям. Подумайте, к каким.

2-й оппонент

 Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может, вспомните свой поступок). Для этого разбейтесь на группы по 3-4 человека. Главное – объясните, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от простых поступков. Затем расскажите о нём членам своей группы. Во время рассказа никто не должен вас перебивать. Но после его завершения вам могут задать вопросы. Нелегко рассказывать о чём-то положительном. Такие задания обычно восторга не вызывают. И тем не менее попробуйте. (обучающиеся выполняют задание.). 

Ведущий. Наша дискуссия закончилась. Но сейчас каждый из нас может высказать свою точку зрения на тему гражданственности. Итак, «свободный микрофон».

Ответы студенческой аудитории

Ведущий. Спасибо за работу, желаю вам всего доброго!


Литература

  1. Воронцов А.Б. Педагогическая  технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: РассказовЪ, 2011.- с.356
  2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова - М: РассказовЪ, 2012.- с.304.
  3. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.-М.: Вита-Пресс, 2013
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 2000 – 544с.
  5. Цукерман Г.А. Как школьники учатся учиться? - Москва-Рига, 2009. - 222с
  6. festival.1september.ru (дата обращения 1.11.19)



Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого классного часа

тема: «Конституции России - 25»

Смоленск

 2018


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК (МО)

Вычислительной техники

Протокол № 1 от 28.08.18 г.

Председатель ЦМК ( рук. МО)

______________/Кашталинская И. А./

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по воспитательной работе

_____________/_Громыко С. Н./

Разработали: 

Кашталинская  И. А., преподаватель

Крупенева А. М., преподаватель


Цель:

- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

- развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;

- способствовать формированию активной жизненной позиции обучающихся, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России.

Оборудование:

  • Конституция России;
  • портреты Путина В. В., Медведева Д.А.;
  • флаг России;
  • персональный компьютер, проектор;
  • видеоролик «День Конституции Российской Федерации».

Ход мероприятия

Выступление ведущих. Во время их выступления на экране демонстрируется видеоролик.

Ведущий 1


Сегодня наш разговор пойдет о Конституции. Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем. Конституция Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Ведущий 2


12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации. «День Конституции» — пожалуй, одна из самых важных дат для россиян. Конституция является ядром всей правовой системы России и определяет смысл и содержание других законов


Ведущий 1

Сегодняшняя Конституция – прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто объявление добрых намерений, это реально работающий докумен прямого действия. Конституция для гражданина любой страны — Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов — норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Ведущий 2

В Конституции нашей страны записано, что РФ – демократическое федеративное правовое государство с формой правления – республика. Высшая ценность – человек, его права и свободы. Демократия – это народное правление. Федерация – это союз народов, населяющих страну. Республика – страна, управляемая народом через выборных.

Ведущий 1

В Конституции РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.

Ведущий 2


Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести. По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну. Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.

Ведущий 1
          По Основному закону:

  • государственную власть в стране осуществляет Президент РФ, Государственная Дума, Правительство РФ и суды РФ;
  • равноправными субъектами РФ признаются республики, края, области, автономные области и округа, города федерального значения.

Ведущий 2

В Конституции РФ на государственном уровне закреплено разделение власти на две ветви: законодательную и исполнительную. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание. Органом исполнительной власти является Правительство РФ.
Президент контролирует исполнительную власть.

Ведущий 1

Обратимся к истории.

С презентацией и сообщением об истории Конституции России выступает обучающийся. Презентация, текст сообщения представлены в приложении.

История Конституции (краткая справка)

В 18821-1825 году декабрист Муравьёв Н.М. разработал проект устройства Русского Государства, в котором предполагалось установить конституционную монархию, равенство всех граждан перед законом, свободу слова, печати, вероисповеданий.

Первой советской Конституцией была Конституция РСФСР 1918 г. Основные принципы были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую Власть в период Великой Октябрьской революции.

Вторая Конституция союзных республик была принята в 1919 для АССР, а также для СССР в 1924 г. называлась первой союзной Конституцией.

В 1936 г. принята Конституция СССР, которая отразила все изменения, которые произошли в советском обществе за годы с момента принятия Конституции СССР 1924 г. Эта конституция расширила объём прав и свобод советских граждан.

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать лил опротестовывать акты союзных органов. Конституция декларативна, не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году. На ее основе в РСФСР, как и в других союзных республиках, была принята Конституция 1978 года.

В период перестройки в Конституцию 1978 года было внесено в 1989 году срезу 25 поправок.  С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РСФСР приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

1993 год. Конституция России принималась не в спокойных условиях, а в состоянии острейшего политического кризиса, противостоянии законодательной власти и президента. Сильная президентская власть – стержень Конституции 1993 года, ее основное политическое содержание. Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года.

Ведущий 2

В нашей стране есть Конституция, в ней очень много законов. Например:

  • каждый человек имеет право на свободу слова;
  • каждый человек имеет право на бесплатно среднее образование;
  • каждый человек имеет право на работу;
  • каждый человек имеет право на бесплатную медицинскую помощь;
  • каждый человек имеет право на собственную неприкосновенность;
  • каждый человек имеет право на неприкосновенность его жилья и имущества.

А какие законы знаете вы, какие вам наиболее близки?

Ответы обучающихся

Ведущий 1

Да, среди вас действительно много знатоков различных законов. Проведем блиц-опрос, чтобы определить сильнейшего. Предлагаю разделиться на команды и ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ команде засчитывается 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Итак, приступим

Вопросы для блиц-опроса:

  1. Форма правления в Российской Федерации (РФ)? (Республика)
  2. Как называется решение, которое выносит суд присяжных? (Вердикт)
  3. Сколько депутатов входит в состав Гос. думы РФ? (450 депутатов из разных фракций)
  4. Как называется высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам? (Верховный суд РФ)
  5. Какова основная отличительная черта Конституции 1918 года? (Документ включал формулировки чисто политического характера, ориентированные на мировое сообщество)
  6. Почему не появилась Конституция царя Александра II? (Из-за убийства царя)
  7. Какие проекты можно отнести к числу первых конституционных в России?  («План государственного преобразования» графа М. М. Сперанского (1809), «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосельцева (1818)
  8. Кому подчиняется центральный банк России? (Осуществляет свои функции независимо от других органов Гос. думы)
  9. В каких случаях вводится военное положение в Российской федерации или на части её территории? (В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозе агрессии.)
  10. Какой вид юридической ответственности наступает за нарушение договорных обязательств? (Гражданская)
  11. В какой главе конституции отражены права и свободы человека и гражданина? (2 глава, 48 статей)
  12. В какой главе Конституции описаны права и обязанности президента РФ? (4 глава)
  13. Кто может отрешить президента от должности в РФ? (Гос. дума может выдвинуть обвинения против президента, а совет федераций в трехмесячный срок должен принять решение.)
  14. Когда была создана государственная дума? (1905 г.)
  15.  Сколько было конституций в истории России? (5)
  16. Когда вступила в силу действующая конституция РФ? (1993г.)
  17. Что такое конституционное право?
  18. Что такое Конституция РФ? (Основной закон)
  19. У какой общественной организации России первой появилась Конституция? (Декабристы)
  20. Какие проекты первой Конституции вы можете назвать? (1. Конституция Муравьева 2. «Русская правда» Пестеля)
  21. В каком году была принята Конституция РСФСР? (1918)
  22. По приказу кого приняли Конституцию 1925 года?  (И.В. Сталин)
  23. Какой проект был вынесен на Референдуме 12.12.1993?  (Конституции РФ, одобренный Конституционным совещанием)
  24. Зачем нужен принцип разделения властей?  (Для контроля органов власти друг над другом)
  25. Какой состав имеет исполнительная власть РФ?  (Председатель правления и министры)
  26. В  чем заключается смысл принципа гласности в России?  (Все законы, принимаемые в стране, должны быть опубликованы)
  27. Какая религия является основной в России по Конституции?  (В России нет доминирующей религии так как по Конституции государство является светским)
  28. Какое количество административных субъектов по Конституции в РФ? (83)
  29. На сколько лет избирается президент в РФ? (6 лет)
  30. В срок полномочий какого президента РФ была принята действующая Конституция РФ? (Б. Н. Ельцин)  

Подведение итогов блиц-опроса. Награждение команды-победителя.

Ведущий 2


Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас.      Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы научитесь обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.


Литература

  1. Воронцов А.Б. Педагогическая  технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: РассказовЪ, 2011.- с.356
  2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова - М: РассказовЪ, 2012.- с.304.
  3. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.-М.: Вита-Пресс, 2013

Литература

  1. Конституция России www.constitution.garant.ru (дата обращения 5.08.2018)
  2. Государственные символы России www.wikipedia.org/wiki (дата обращения 5.08.2018)
  3. Государственные символы России. История и реальность www.simvolika.ru (дата обращения 5.08.2018)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для 2 класса "We know the ABC"

Данный материал представляет собой конспект урока с постановкой цели и задачами. Урок является обобщением по изучению алфавита,проходит в игровой форме с использованием песен и стихотворений....

Внеклассное мероприятие

Этика для современных молодых людей, что то очень далекое и забытое, а уж этические нормы в профессии вообще вещь непонятная. В разработке своего мероприятия я постаралась в доступной форме рассказать...

внеклассное мероприятие "Вместе мы сильнее"

Цель внеклассного  мероприятия «Вместе мы сильнее» - формирование у учащихся негативной  позиции к ПАВ и их применению,  пропаганда здорового образа жизни....

Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"

Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...

Внеклассное мероприятие "Беслан.Мы помним..."

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее ...