РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
статья

 Салыгина  Елена   Владимировна

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа:

Международного педагогического конкурса

Российского Информационного Центра Образования

«Профориентационная деятельность

в образовательном учреждении»

Номинация: Педагогическая статья

« РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ»

Разработал:

методист ФКП ОУ №117

Салыгина Е.В.

        

        Образование является одним из факторов получения человеком систематизированных знаний, представляя собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности. Оно выступает необходимым условием формирования и становления как отдельной личности, так и общества в целом. Получая знания, человек познает мир, меняет свое отношение к нему. Образование является стимулятором развития личности. В настоящее время в литературе категорию «образование» принято воспринимать в различных значениях. Данная ситуация связана с тем обстоятельством, что различные сферы образования соприкасаются с целым рядом наук - экономикой, педагогикой, психологией, юриспруденцией и др.

        Под исправлением осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве (ст.9 УИК РФ) понимается формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

        Одним из основных средств исправления осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, согласно уголовно-исполнительного законодательства, выступает получение профессионального образования.

        Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере образовательной работы предлагает «дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего,  среднего, профессионального  и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а так же образовательных и коррекционных про грамм работы с различными категориями осужденных».

        В принятом Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, дается определение понятия «образование». Оно представляет собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а так же совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его профессиональных потребностей и интересов.

        Образование в Российской Федерации подразделятся на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

        В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации на исправительные учреждения возлагается задача создания необходимых условий для получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования (ст.12 УИК РФ), а так же профессионального образования или профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии. по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

         Кроме этого, получение общего образования наряду с воспитательной работой, общественно полезным трудом и общественным воздействием является одним из основных средств исправления осужденных.

        Лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, в большинстве своем обладают асоциальной жизненной позицией, ярко выраженными отрицательными чертами, высокой степенью педагогической запущенности. Основной целью исправления осужденных является возвращение их после освобождения к нормальной жизни, характерной для основной массы гражданского общества. Исходя из этого, исправление можно трактовать как изменение сознания и поведения личности преступника. Этому во многом способствует профессиональное обучение осужденных.

        Для осуществления непрерывного обучения с момента поступления осужденного и до освобождения из исправительного учреждения педагогам необходимо провести тщательную диагностику его реального уровня образования. Значимость этой работы связана, прежде всего, с тем, что в личном деле осужденного не всегда имеются документы, подтверждающие истинную картину уровня его образования. Кроме того, было бы целесообразно при наличии возможности иметь в личном деле информацию о проведенных учебных консультациях в СИЗО или исправительных учреждениях другого региона (если осужденный переводится из этого учреждения).

        В данном вопросе немаловажное значение имеет грамотно проведенная психолого-педагогическая диагностика осужденного, прибывшего в учреждение. В ходе диагностики представляется возможным определить не только актуальный уровень интеллектуального развития и конкретных знаний и навыков, но и изучить особенности воспитания и социализации. По результатам диагностики формируется индивидуальный план сопровождения осужденного, разрабатываются конкретные, адресные рекомендации по индивидуально- воспитательной работе с ним и его ресоциализации.

        По мнению профессора Т.Ф. Минязевой, представляется целесообразным «решать вопрос о профессиональном обучении осужденного строго дифференцированно и индивидуально, с учетом его желания и еще до его направления в соответствующее исправительное учреждение, за исключением лиц, которым назначено отбывание лишения свободы в тюрьме. Это позволило бы в большей степени учитывать имеющуюся у осужденного профессию или его желание получить какую-либо профессию, - естественно, исходя из лимита уголовно-исполнительной системы. Такой подход стимулировал бы и стремление виновного к исправлению, освобождению и нормальной жизни в обществе»17.

        Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий относится к компетенции образовательного учреждения.

        Профессиональная подготовка и профессиональное образование осужденных к лишению свободы является неотъемлемой частью их ресоциализации. Профессиональная подготовка позволяет целенаправленно осуществлять привлечение осужденных к труду, помогает им определить свой жизненный путь после освобождения. Получение образования в исправительном учреждении неразрывно связано с системой образования в стране, поэтому осужденный после освобождения имеет возможность продолжить учиться. Как правило, профессиональная подготовка осужденных в исправительных учреждениях формируется по тем специальностям, по которым осужденный может трудиться на производстве в исправительном учреждении. Повышение образовательного уровня осужденных, несомненно, приводит к укреплению нравственных устоев. Так, необходимо раскрыть, что понимается под нравственным воспитанием. Традиционно, под нравственным воспитанием понимается сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Основной целью нравственного воспитания в пенитенциарной педагогике является формирование у личности осужденного жизненной установки, мировоззрения, ценностных ориентаций. Исходя из этого, законодатель включил в качестве одного из основных и важнейших средств исправления осужденных получение ими общего образования и их профессиональную подготовку (п. 2 ст. 9 УИК РФ) [2].

        В Уголовно-исполнительном кодексе РФ получение общего образования и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы называется одним из средств, направленных на исправление и ресоциализацию. Таким образом, в местах лишения свободы сохраняется возможность получения осужденным рабочей специальности и повышения им образовательного уровня. Однако особенности современного рынка труда предопределяют необходимость владения не только конкретной профессиональной специальностью, но и способностью человека к постоянному профессионально-личностному самоопределению, профессиональной самореализации и профессиональному саморазвитию, которые являются неотъемлемыми компонентами ресоциализации осужденного к лишению свободы после его освобождения из мест лишения свободы. Поэтому лицу, отбывающему наказание важно осознать, что условия рынка потребуют от него, помимо определенных профессиональных знаний, умений и навыков, в первую очередь готовность формировать себя, ориентируясь на конкретную профессиональную деятельность. Следовательно, для успешного протекания процесса ресоциализации осужденного к лишению свободы после освобождения необходимо выявить социально-педагогический потенциал профессионального образования в исправительном учреждении как средства ресоциализации осужденного, в этом направлении на наш взгляд должны проводиться современные научные исследования, чтобы на их основе могли быть разработаны эффективные технологии реализации образовательного процесса в условиях пенитенциарных учреждений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Бутенко, Т.П. Образование осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный аспект : монография / Т.П. Бутенко. – Благовещенск : Изд- во Амурского гос. ун-та, 2010. – 169 с.

2. Исправление осужденных: монография / под ред. д.ю.н., профессора Ю.М. Антоняна; ФКУ НИИ ФСИН России. – Тверь : ФКУ НИИПТ ФСИН Рос- сии, 2014. – 331 с.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 №1772-р (редакция от 23.09.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль начально профессионального образования в современном обществе

К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...

Статья "Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании"

В связи с последними запросами общества учебные заведения ставят перед собой задачу подготовить не просто компетентных высококвалифицированных специалистов, но и людей, способных к деятельности ...

Роль преподавателя – тьютора в процессе обучения учащихся профессионального училища физике и информатике.

         По данным диагностических исследований, проводимых в течение последних лет,  уровень знаний учащихся, приходящих в училище, снижается. Ученик не только не...

Роль общественных дисциплин в системе среднего профессионального образования

Преподавание истории и обществознания в школе 2015, №7, с 47-50....

Роль дистанционного образования в учебном процессе

Статья посвящена применению форм дистанционного образования в современном мире. Основная задача статьи - обосновать и аргументировать дистанционное образование, как новую форму обучения. В статье прив...

Статья Роль практики в системе профессиональной подготовки юриста в организациях среднего профессионального образования 2023

Роль практики в системе профессиональной подготовки юриста в организациях среднего профессионального образования. В статье  описана роль практики при подготовке обучающихся по юридической сп...