Конспект урока по теме "Роман "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова
план-конспект урока

Тихонова Светлана Валентиновна

В конспекте урока предоставлен первый урок при изучении  романа "Мастер и Маргарита ". Тип урока - урок изучения нового материала . Форма проведения : лекционно-семинарское занятие .Продолжительность занятия-2урока по 45 минут .Кроме  основных докладчиков, есть рецензенты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_romanu_master_i_margarita.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Т/з М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
Ц/з
1.Ознакомить студентов с темами, проблемами, идеями, художественным своеобразием романа.
2.Охарактеризовать главные моменты сюжета романа и характер персонажей.
3.Развитие навыков письменной и устной речи студентов.
4.Воспитание интереса к высокохудожественным произведениям.

Тип урока. Урок изучения нового материала с элементами семинарского занятия                                                                                                   М.Булгаков
                Оформление: Портрет М.А.Булгакова.
Эпиграф «Пусть каждому сбудется по вере его»
Эпиграф «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы»
Плакаты с кроссвордами по роману.

Средства обучения и контроля:
1.Вопросы семинарского занятия
2.Викторина по роману (письменные карточки)
3.вопросы рецензентам по семинару.


                         Ход урока
I.Орг.момент. Цели и задачи урока
II Изучение нового материала
1.Обьяснение преподавателя, запись лекции в тетрадях, (опорный конспект на доске.)
                        Конспект лекции
                     1. Творческая история романа
Начало работы в 1929 г., роман  носил подзаголовок «Копыто инженера», вторая редакция (1931-1936), Фантастический роман. А было ещё несколько вариантов «Великий канцлер» «Сатана», «Подкова иностранца». Последний вариант 1937- «Мастер и Маргарита»  14 марта 1939г. автор написал эпилог, последнюю правку в текст внёс 13 февраля 1940, уже слепым, за несколько дней до своего мучительного конца
«Мастер и Маргарита»- завещание Булгакова человечеству, и он вложил в роман всю силу своего таланта.
                      2.Смысл названия романа
В 20-е годы родилась идея эволюции человеческого начала от примитивных форм к самым высоким и одухотворённым. Её развили в своём творчестве  А.Блок,  М.Горький,  Е.Замятин.
                   3.Темы произведения.
а) непрерывность человеческой борьбы за совершенствование жизни,
б)ответственность человека за добро и зло,
в) особая ответственность таланта перед историей,
г) ответственность человечества за свою судьбу.
                 4.Идея.                                                                Каждый человек-кузнец своего счастья
«Никто не даст нам избавления: ни бог, ни царь и не герой. Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой».
В романе  исследуется степень нравственного мышления людей ХХ века, когда видна мощь науки, производственных сил и движения масс, которые могут стать и силой творческой, и разрушительной, если не управлять ею на основании долгосрочного гуманистического плана. Он противопостоит хаосу, стихии, эгоизму.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих силы, не поддающийся никаким законам логики, была новаторской. Фантастика позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой просвечивает изнанку берлиозов, латунских, никаноров ивановичей и др.
                 5.Проблематика исходит из идеи. Проблематика человеческого самоуправления, которая включает в себя:
проблема преданности  и предательства 2) добра  и зла, 3)свободы и  несвободы творчества
           6. Композиция.
3 плана: действие на Земле ,на Олимпе, в преисподней.
Сатира романа также основана на соотношении событий в разных 3 планах: 1) древнего 2) фантастического) 3) современного.
          7.Жанровая специфика романа
По концепции М.Бахтина, Это мениппея-
произведение, где органически соединились историко-эпические, сатирические, идеологические, психологические и философские начала.
          8. Художественное своеобразие романа.
а) роман опирается на литературные источники б) в романе завуалированы отзвуки политической жизни России 30-х годов
в)  сатирический анализ у Булгакова в разных формах: комический гротеск, гротескные эпизоды .
г)  характеры героев точные, полные жизни и движения            д) стиль -юмористическая окраска, лирические, желчно- саркастические и описательные тона.
е) речь героев убедительного индивидуализирована               ж) картины окружающего мира даны богатой палитрой в широкой и вольной манере. з).борьба света и тьмы происходит и душах людей, и в окружающем мире.                                       2. Сейчас обратимся непосредственно к тексту романа «Мастер и Маргарита». Рассмотрим проблемы по вопросам домашнего задания.(семинар)-
1. Вопрос. Библийское сказание о распятии Иисуса Христа (по различным источникам)
2.Вопрос семинара История Понтия Пилата и Иешуа. (по тексту гл 2)
резенцент по этим вопросам (дополнительные вопросы на карточке к№5образ Понтия Пилата в романе (гл 2,25,26,31) В чём состоял душевный разлад прокуратора Иудеи? Почему он был прощён Мастером?
к 4. Образ Иешуа Га- НоцриВ чём суть его спора с Пилатом? В чём повинен Иешуа?
Вывод (делает преподаватель)
Иешуа не бог, а вполне земной человек, физически слаб, но уверен в возможности самоусовершенствования человека Истину  видит в гармонии между человеком и миром стремление к ней- цель жизни человека. Пилат же, по службе не верит в гармонию между миром и людьми. Истина для него- в подчинении бесчеловеческому порядку, он необыкновенно умный человек- и понимает это- поэтому и мучается, страдает.
-боль головы- расплата за зло.
Иешуа  повинен в том, что своими речами о вере и истине, о насилии и добре нарушает социально-идеологический порядок в Ершалаиме. Этим он вызвал тревогу у стражей порядка. Для него, как и для самого автора, жизнь это вовсе не тело, не плоть, а духовные ценности: убеждения взгляды, идеи, принципы, до которых человек дошёл своим «умом» Идея Иешуа   -деятельное добро.
           
3. Вопрос семинара . (обобщение после в. 4,5,6)
к №1 Сатира в романе- ответ рецензента:
(Каким показан  литературный мир )гл 3,4,5,6,20,27) В чём состоит противостояние свободы и несвободы человека?)
Вывод преподавателя по сатире.
1.сатира направлена против людей, закабалённых чем-либо,
2) против взяточничества, карьеризма,  бюрократизма, цинизма, разврата, пошлости.                                        
4 вопрос семинара. Воланд в Москве. Кого и за что он наказывает? (гл 7,8,9,10,14, 15,17,18,27,28)
Работа рецензента- карточка №8(образ Воланда (гл 1,12,22,23,24,31 Что собою олицетворяет этот образ? В чём его сила? )
Вывод   преподавателя.
Воланд на балу со свитой- толпой убийц, растлителей, преступных любовников, отравителей, насильников всех видов. Они представляют собой стихийные страсти, не усмиренные человеческим началом. «Убойная сила гостей была в том, что они способны создавать своих идеологических двойников. Для Иванушки Воланд- иностранный шпион. Для Берлиоза- белоэмигрант, профессор истории, сумасшедший иностранец. Для Мастера-это порождённый европейской культурой дьявол

Все метаморфозы Воланда и его свиты завершаются в оригинале смелым обобщением: По Булгакову, мир возник в результате эволюции от примитивных форм к сложным, от механических к органическим, от животных к человеческом, от эгоистических к одухотворённым.
Пройдя сложный путь развития, материя становится живой, приобретает способность управлять собой.
Концепция Булгакова исключает вмешательство в дела человеческие какой-либо «высшей силы» Источник развития»- в саморазвитии жизни во всех её состояниях и формах.
Булгаков был естественником, врачом. В 20-е годы, когда возник замысел романа , оформились концепции А.И. Опарина и а  Дж.Холдейна о происхождении жизни на земле в результате эволюции самой материи.
5 вопрос семинара Спор о человеке(гл 12) чёрная магия и её разоблачение) .Ответ студента,                                        Работа рецензента по карточке №13(Фантастика и её идейно-художественная роль).
6 вопрос семинара От сатиры к фантастике (гл 23- Великий бал у Сатаны, 24-Извлечение Мастера)
Работа рецензента по карточке №6( Образ мастера
(гл 13,24,19,30,31,32)Как было разрушено его счастье?
Несвобода победила свободу? К какому решению пришли Мастер с Маргаритой? Почему Мастер не заслужил света, а заслужил покой! Почему герой говорит про себя, что он не писатель, а Мастер?)
Выводы преподавателя. Мастер рассматривается с двух позиций: художник, мастер. Отождествлять Мастера с самим Булгаковым не стоит. Писатель отвергает противостояние одухотворенного одиночки антигуманизму власти. Булгаков приходит к другому: художник ответственен душой и совестью за совершенствование мира, в котором он живёт. Капитуляция его  осуждается. В великой борьбе мировых сил за душу человека Мастеру не удалось остаться бойцом до конца: в конце романа он приговорён к покою, это и есть уход от ответственности, уход из жизни. Над романом он работал импульсивно, слишком мало вкладывал в него  собственной страсти, самоотверженности. Герой — Булгакова- это неосознанный бунтарь против системы государственной власти, а сам роман- скрытный протест против такой системы. Роман Мастера, не принадлежавшего к литературным кругам, не может  выйти в свет. Следуя чувству реализма, Булгаков не даст долгой жизни Мастеру. Он сломлен невзгодами, но он сломал себя изнутри сам: сбежал из жизни в клинику Стравинского, убеждается, что не нужно задаваться большими планами. Он обрёк себя на бездействие духа, на вторичную литературную работу, он не Творец, он всего лишь Мастер. Ему дарован покой. У А.С.Пушкина «покой» стоит рядом «с волей» , духовной независимостью. А.Блоку покой мог только снится. Для Мастера покой- отказ от творческого порыва.
Маргарита проводит главную линию романа- тему любви, В ней сходятся все события, которыми заполнено действие – и быт, и политика, и культура, и философия. Маргарита отказывается от жизни без Мастера, она делит с ним его участь.- но вне жизни. Она сохранила любовь для двоих, разуверившись в земной справедливости.
7 вопрос семинара История Мастера и Маргариты.
Работа рецензента по карточке №7(Образ Маргариты в романе (гл 13,19,24,29,30,31,32) Была ли счастлива она с мужем? В чём назначение спутницы большого таланта? Чего это миссия требует от женщины? Обязательно  ли трагична её судьба?
Выводы преподавателя
Главным прототипом Маргариты послужила 3 жена М.Е.Булгакова Елена Сергеевна Шиловская. Героиня действует во всех трех мирах романа: современном, потустороннем и историческим. Образ Маргариты подчеркивает неповторимость любви,  делает из этого чувства недостижимо высокий идеал. Героиня олицетворяет, помимо любви, ещё милосердие (добивается прощения для Фриды и Пилата). Маргарита не идеальна- в образе ведьм она ожесточается и громит Драмлит, недругов Мастера, участвует в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Угроза гибели невинного рёбёнка (как у Достоевского, ни одной слезинки) останавливает погромы Маргариты. Любовь Маргариты не знает границ и остаётся вечным идеалом.
8 вопрос  семинара Прощение или прощание?
                    (характеристика гл 32)
          Вопросы для закрепления материала
1.Булгаков снисходителен к тому, кто потерял свободу не по своей воле, но беспощаден к тем, кто добровольно выбирает темницу. Кто эти люди? Приведите примеры
2. Можно ли сказать, что между Иешуа и Мастером есть духовное сходство?
3. «Мастер и Маргарита»- один из наиболее «литературных» романов . Какие явные и скрытные цитаты из литературных произведений вы встретили?
4 Какие отзвуки политической жизни страны 30-х годов вы встретили в романе?
     Обобщающие вопросы по роману
1.Каковы Ваши личные впечатления о прочитанном произведении?
2.Кто из героев Вам понравился и почему? Кто Вам неприятен?
3.Что в романе оказалось трудным для понимания?
     Литературная викторина по роману
     Кроссворды для закрепления
    Впечатления от телефильма «Мастер и Маргарита»
III Подведение итогов урока. Выводы. Оценки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.

Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся  с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....

Конспект урока Дисциплина: Иностранный язык Тема урока: "Natural disasters"

Задачи урока:общеобразовательные:активизировать ранее изученные ЛЕ по теме «Природные катастрофы» в устной и письменной речи;совершенствовать навыки изучающего чтения;развивать навыки моно...

Конспект урока по письму и развитию речи на тему "Склонение имен существительных. Обобщающий урок."

Обобщающий урок по теме "Склонение имен существительных" проводится после изучения темы.С этой целью на уроке применяется разнообразный материал для вего класса, для индивидуальной работы....