Профориентационная работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования
статья

Малецкая Лидия Сергеевна

В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жёсткие требования - умение самостоятельно выбирать, и отвечать за последствия сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maletskaya_l.s.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в образовательном учреждении среднего профессионального образования


          В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жёсткие требования - умение самостоятельно выбирать, и отвечать за последствия сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям).
            Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.
              Практическая сторона профориентации включает в себя с одной стороны, деятельность государственных и общественных организаций, образовательных учреждений, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и общественного самоопределения в интересах личности и общества в целом, с учетом потребностей экономики города и района в кадрах определенных профессий и специальностей, с другой стороны, повышает привлекательность нашего образовательного учреждения.

Целью системы профориентации является создание в колледже благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда. В соответствии с этим, исходя из понимания современных проблем кадрового рынка определены, следующие задачи профориентационной работы:

  • Выявить основные компоненты системы профориентационной работы с абитуриентами в колледже, определить их преемственность и взаимосвязь.
    Разработать педагогический механизм формирования профессионального самоопределения абитуриентов в условиях реализации непрерывного образования.
  • Создать гибкую, вариативную и мобильную систему профессиональной ориентации в колледже с учетом быстро меняющегося рынка труда.
  • Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.
  • Активизировать ресурсный потенциал колледжа для обеспечения качества профориентационной деятельности субъектов профессионального самоопределения, профессионализации обучающихся.

Ответственный за профориентацию, как координатор профориентационной работы колледжа реализует следующие направления:

  • поддерживает связи учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся школ обслуживаемой территории;
  • планирует профориентационную работу педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации преподавателей, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, определение индивидуальной образовательной траектории);
  • организует тематические экскурсии учащихся школ, встречи с преподавательским коллективом и студентами;
  • организует анализ потребности рынка труда в профессиях и специальностях.

Преподаватели:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности студентов, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы;

- обеспечивают профориентационную направленность занятий, формируют у обучающихся общепрофессиональные и профессионально важные навыки;

- способствуют формированию у студентов адекватной самооценки;

- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей студентов.

Классный руководитель опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы:

- составляет для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения студентов, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;

- проведение анкетирования обучающихся по проблеме самоопределения.


Библиотекарь:
- изучает читательские интересы рекомендует литературу, помогающую в выборе специальности, профессии;

- организовывает выставки книг о профессиях, специальностях и читательские диспуты – конференции на темы выбора профессии, специальности.

Социальный педагог:

- способствует формированию у студентов группы риска адекватной самооценки;

- оказывает педагогическую поддержку студентам группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

- осуществляет консультации обучающихся по социальным вопросам;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс профессиональной самореализации.

Результаты практики:

- стабильное функционирование социального партнерства в сфере профессионального образования;

- достижение единых целей развития профессионального образования;

- гармонизация программ подготовки кадров, текущих запросов рынка труда и перспективных потребностей личности;

- развитие образовательных программ и технологий по формированию мотивационной основы получения профессионального и педагогического образования;
- модернизация механизмов воспитания, развития личности обучающихся на основе осуществления профессиональных карьерных планов;

- улучшение социальной адаптации выпускников.

В условиях так называемой «демографической ямы», конкуренция за каждого обучающегося (профориентационная работа) стала важнейшим направлением деятельности, которое обеспечивает работу с молодежью по следующим направлениям:

- пропаганда востребованных рынком труда профессий через проведение различных профориентационных мероприятий;

- консультации (групповые и индивидуальные) для абитуриентов по вопросам выбора профессии, профессиональной пригодности, профессионального самоопределения;

- формирование и развитие интереса к специальностям и рабочим профессиям предлагаемым колледжем;

- содействие профессиональной и социальной адаптации студентов;

- содействие трудоустройству выпускников, мониторинг трудоустройства и закрепления молодых специалистов на предприятиях города и области.

Опыт профориентационной работы в течение нескольких лет показал, что многие учащиеся девятых классов часто не готовы сделать осознанный выбор будущей профессии, определить для себя образовательный маршрут. Часто выбор профессии в этом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что, как правило, порождает ошибки в выборе профессии. Большинство школьников недостаточно знают о конкретных особенностях той или иной профессии. Не всегда учитывают свои профессиональные склонности, соответствие требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности (наличие психофизиологических возможностей, профессионально значимых качеств, развитости интеллектуального потенциала).

Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончанию обучения не знают, кем можно идти работать и не могут найти себя в профессии.

По данным опроса, проведенного среди студентов первокурсников в 2017-2019 учебном году, выяснилось, что они могут назвать в среднем лишь 15–26 профессий, актуальных сегодня. Это говорит о том, что у подростков нет полного и точного представления о потребностях современного рынка труда.

Изучение мотивов выбора профессии первокурсниками показало, что значительную роль в этом играют советы представителя учебного учреждения - 22%; 34% студентов выбирали профессию под влиянием друга, который более самостоятелен или имеет авторитет у подростка, 13% — по совету родителей. Еще 6% руководствовались малозначительными факторами, например, близостью учебного заведения к дому. И только 25% подростков выбирали профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Профессиональные намерения данной категории студентов оказываются более устойчивыми, а овладение профессией проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

Для многих первокурсников ситуация выбора оказалась стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

Обращаясь к специалисту по профессиональной ориентации, человек просит определить, к какому виду деятельности он наиболее способен, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу его профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого из нас к определенному виду деятельности (и только к нему), но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, специалиста.

Профориентационная работа предполагает системность в формировании целостного, многопланового представления учащихся школ города и соседних городов и районов о колледже в целом, его истории, традициях, условиях поступления и обучения, специальной и профессиональной подготовки. Необходимо также отметить, что профориентационная работа колледжа является, необходимым звеном развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования.

Профориентационная работа в колледже ведется по двум направлениям:
1) информирование о реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии (в городе, области), хозяйственных структурах и предприятиях нашего города, о требованиях профессии к личности и организму человека, о нашем учебном заведении и осуществляемой им профессиональной подготовке;
2) профессиональное консультирование: анализ и сопоставление возможностей и желания человека с требованиями профессии к его здоровью, знаниям, личностным качествам; рекомендации о наиболее предпочтительных путях трудового самоопределения.

Система профориентационной работы СОГБПОУ  состоит из следующих мероприятий:
- определение количества потенциальные абитуриентов по школам, города и района;
- посещение школ города и района, беседы со школьниками - организация и проведение встреч с выпускниками общеобразовательных школ представителями администрации колледжа и преподавателями, беседы с выпускниками общеобразовательных школ на темы: «Современный рынок труда и рейтинг профессий», «Планирование жизненного пути», «Многообразие мира профессий», «Профессиональная пригодность», «Психологические трудности и ошибки при выборе профессии», «Пути получения профессии»;
- профессиональные консультации абитуриентов - члены приемной комиссии, заместители директора по производственной, учебной, воспитательной работе, заведующие отделениями, методист, председатели предметно цикловых комиссий по мере обращения консультируют абитуриентов и их родителей по вопросам профориентации;
- организация дней открытых дверей - с целью познакомить выпускников 9-11 классов и их родителей с организацией учебно-воспитательной работы, правилами приёма в колледж;

- предоставить информацию по подготовке в колледже специалистов по во стребованным на рынке труда специальностям и профессиям;

- участие в выставках, конкурсах, олимпиадах;

- организация мастер-классов и элективных курсов призвана уточнить образовательный запрос подростка для принятия адекватного профориентационного решения, вызвать интерес к профессии, специальности, побудить потребность к самосовершенствованию;

- встречи с выпускниками профориентационная работа с привлечением студентов является интересной и дающей хороший результат. Такие студенты направляются в свои бывшие школы, встречаются с «родными» классными руководителями, учителями, администрацией и с их помощью организуют встречи и концерты для выпускников своих бывших школ. Такие встречи всегда вызывают живой интерес и проходят, что называется на «ура»;

- экскурсии на предприятия социальных партнеров и организация производственной практики - социальные партнеры обеспечивают прохождение производственной с дальнейшим трудоустройством выпускников.

Высококвалифицированные специалисты предприятий ежегодно входят в состав комиссий государственной итоговой аттестации выпускников;
распространение листовок, брошюр о колледже, профессиях и специальностях, реклама в транспорте - издание и переиздание информационно-рекламных материалов (буклетов) для абитуриентов с информацией о колледже специальностях и профессиональной подготовке; освещение мероприятий проводимых колледжем на сайте, в социальных сетях и СМИ - размещение материалов для абитуриентов в электронных и печатных СМИ, публикация статей, заметок о жизни колледжа в СМИ , поддержание регулярных контактов с органами образования города, района, и области.
Актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы с выпускниками школ в условиях колледжа диктуется следующими причинами: психолого-педагогической, связанной с возрастающей потребностью молодого поколения в раннем профессиональном самоопределении, в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям личности, а также потребностями рынка труда; образовательной, связанной с востребованностью образования, развивающего способности человека, его творческий, культурный потенциал; демографической, определяющей снижение количества выпускников общеобразовательных школ и, как следствие, падение конкурса абитуриентов.

Актуальность проблемы профориентации проявляется в необходимости преодоления противоречий между следующими позициями: объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе и профессиональном, и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях; ориентацией образования на всех его ступенях, прежде всего на выполнении «знаниевых» стандартов и программ, и возрастающими требованиями к компетентности выпускников общеобразовательной школы в своем социальном и профессиональном самоопределении; объективной потребностью личности в профессиональной ориентации в течение жизни и существующей теорией и практикой формирования траектории профессионального самоопределения, реализуемой современными учреждениями образования; необходимостью функционирования устойчивой системы работы образовательного учреждения по профессиональному сопровождению абитуриента и отсутствием достаточных научных основ для создания и экспертизы качества функционирования такой системы.

Профориентационная работа направлена на организацию устойчивых связей между колледжем, образовательными учреждениями района и области, развитие интереса абитуриентов к освоению профессий и специальностей, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональной компетентности выпускников, повышению качества их подготовки и возможности получения профессии до окончания общеобразовательного учреждения.

Но недостаточно просто привлечь выпускников школ в колледж для получения профессии или специальности, необходимо предоставить им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»

Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по во...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

Настоящие методические рекоммендации освещают виды и формы СРС по всем аспектам языка, систематизируют формы контроля СРС и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения английског...