Тема родительского собрания. Само аудит как инструмент оценки взаимодействия ДОО и семьи
материал

Стародубова Марина Николаевна

  В условиях введения ФГОС   ДО    партнёрские отношения с   семьёй необходимо выстраивать на основе систематического мониторинга на всех этапах построения взаимодействия. Формой оценки взаимодействия ДОО и семьи может быть само аудит, главными задачами которого являются:

- реализация государственной политики по вопросам социального партнерства семьи и ДОУ;

- совершенствование содержания по взаимодействию ДОУ с родителями на основе внедрения современных подходов в практическую деятельность педагогических работников;

- реализация основной образовательной программы дошкольного образования;

- профессиональное развитие педагогических работников образовательного учреждения, через организацию методической помощи по вопросам само аудита в виде обмена опытом, взаимопосещений и других инновационных форм по взаимодействию ДОУ с родителями;

Главное назначение само аудита в том, что он устанавливает соответствие деятельности учреждения нормативно-правовым документам федерального, регионального уровней («Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года) и на уровне дошкольного образовательного учреждения.

Само аудит предлагается проводить на основании документально зафиксированных результатов педагогической деятельности по взаимодействию с родителями: годового плана работы ДОУ, планов воспитательно-образовательной работы, протоколов родительских собраний.

Само аудит осуществляется на основе показателей (критериев) успешности работы сотрудников по взаимодействию с родителями.

Основными критериями анализа годового плана являются планирование:

- задач с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

- мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

- разнообразных форм работы;

- повышения профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;

- разнообразных форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей;

- учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

- изучение позитивного опыта семейного воспитания.

Основными критериями анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов являются планирование:

- содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

- разнообразных форм работы с семьей;

- наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Основными критериями анализа протоколов родительских собраний являются:

- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

- учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Критерии изучения документально зафиксированных результатов педагогической деятельности по взаимодействию с родителями имеют три уровня: высокий - 3 балла; средний - 2 балла; и низкий - 1 балл.  

Необходимо заметить, что в Положении о самоаудите [69предлагаются для анализа следующие разделы: общая характеристика работы с родителями; изучение запросов нужд, интересов родителей; используемые формы работы с родителями; изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы); изучение позитивного опыта семейного воспитания; планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.  

Для анализа результатов само аудита воспитателей и специалистов можно использовать специальные таблицы (см. ТАБЛИЦЫ) №№ 1, 2, 3), раскрывающие качественно-количественные характеристики выше представленных разделов документов дошкольного учреждения - план воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний, годовой план.

 

Таблица №1

 

Общая характеристика работы с родителями

3 балла

Отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников

Согласованность позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников группы, так и родителей. Наличие анализа результативности проведенных мероприятий

2 балла

Часто при планировании не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период

Родители редко принимают участие в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогами группы, т.е. взаимодействие с семьями, обучающимися осуществляется при доминирующей роли педагогов. Наличие анализа результативности проведенных мероприятий, однако, без активного использования полученных данных в работе

1 балл

Характерен формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями на группе, родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке. Отсутствует анализ результативности проведенных мероприятий

Изучение запросов нужд, интересов родителей

3 балла

Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующей работы с детьми и их родителями

2 балла

Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующей работы с детьми и их родителями полученные данные не всегда учитываются

1 балл

Неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

Используемые формы работы с родителями

3 балла

При планировании используются формы, позволяющие решать проблемы настоящего времени, стимулирующие появление идей для решения проблем. Взаимодействие осознается как процесс не формальный, а эффективный. Выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащает взаимодействие, наполняет его новым содержанием

2 балла

Используют традиционные формы, но идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями обучающимися, которые бы позволили достигнуть эффективного сотрудничества

 

1 балл

Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный. Мероприятия по содержанию неинтересны для родителей, не отражают насущные проблемы

 

Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы)

3 балла

Планируются индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные формы (отзывы, оценочные листы, экспресс-диагностика, и другие методы, которые используются сразу после проведения того или иного мероприятия) для изучения мнения родителей о работе дошкольного учреждения

2 балла

Периодически планируют и участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей.

При планировании последующей работы с детьми и их родителями полученные данные не всегда учитываются

1 балл

Использование только наглядно-информационных форм работы с семьей, что отражает стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

 

Изучение позитивного опыта семейного воспитания

3 балла

Характерно изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников (организация мини-библиотек, выпуск стенгазет, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, информационные проспекты и др.)

Планируются открытые мероприятия для родителей, направленных на формирование партнёрских отношений в воспитании детей и в организации различных мероприятий

2 балла

Недостаточное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников, так как отмечается однообразие, минимальное количество использования форм взаимодействия, либо на открытых мероприятиях родители выполняют пассивную роль, так как приглашаются в качестве гостей

1 балл

Не отмечается планирование по изучению опыта семейного воспитания, не используются активные формы взаимодействия

 

 

    

 

Таблица №2

Протоколы родительских собраний

Общая характеристика работы с родителями

3 балла

Разнообразие тематики и форм проведённых собраний. Отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения). Взаимодействие с родителями построено на возможности и необходимости учета и реализации интересов сторон на основе согласия и взаимопонимания

2 балла

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется при доминирующей роли педагогов. В протоколах отражена низкая активность родителей (вопросы, пожелания, предложения)

1 балл

Формальный подход к планированию и проведению родительских собраний.  В протоколе не отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения)

Изучение запросов нужд, интересов родителей

3 балла

Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующих собраний и других видов работы с детьми и их родителями

2 балла

Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не всегда или частично учитываются

1 балл

При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не учитываются

Используемые формы работы с родителями

3 балла

Свойственны разнообразные тематики и формы проведенных собраний, стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями

2 балла

Используются традиционные и нетрадиционные формы родительских собраний, но при большем акценте на традиционные формы

1 балл

Использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей

Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы)

3 балла

Проведение собраний с учетом социального запроса родителей (их интересов, нужд, потребностей на основе анализа анкетирования и опроса родителей)

2 балла

Периодически учитываются интересы, запросы потребности родителей при проведении собраний. Слабо отражена в протоколах активность родителей на собрании

1 балл

Отсутствие учета интересов, нужд, потребностей и запросов родителей. Протоколы заполнены формально.

Изучение позитивного опыта семейного воспитания

3 балла

Рассматриваются вопросы по выявлению, обобщению, распространению позитивного семейного воспитания. В протоколах отражена активность родителей (вопросы, предложения) с последующим включением этого содержания в планирование работы группы

2 балла

Нерегулярное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;

1 балл

Отсутствие вопросов, тематики родительских собраний по изучению позитивного опыта воспитания детей в семье

 

Заслуживают внимания показатели эффективности проводимой в дошкольном учреждении (группе) работы с родителями:

 

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по инициативе родителей;
  • ответы на вопросы родителей ими самими, либо приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • вопросы родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.

Таблица №3

Годовой план ДОУ

 

Общая характеристика работы с родителями

3 балла

При планировании характерно отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями характеризуется согласованностью позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей

 

2 балла

Отмечается стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы с родителями, так как не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период. Взаимодействие между детским садом и родителями направлено на достижение конкретных результатов, но, следуя традиционному подходу, предполагает более активную роль и общее руководство со стороны сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогическим коллективом

1 балл

Формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями.

Взаимоотношения с родителями неконструктивны и различаются только степенью требований сотрудников детского сада к родителям и наоборот. При таком типе взаимоотношений участники не стремятся к развитию отношений, а взаимные ожидания носят либо негативный, либо безразличный и неопределенный характер

3 балла

Проведен анализ контингента семей (данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год с последующим учетом этих особенностей и результатов при планировании работы с детьми и их родителями. Планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана

2 балла

Анализ контингента семей не полный, отмечается при планировании минимальный учет интересов, нужд, потребностей, запросов родителей в работе дошкольного образовательного учреждения.

Прослеживается недостаточное планирование работы по взаимодействию с родителями в разделах годового плана 

1 балл

Анализ контингента семей отсутствует. Характерно отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей, либо отмечается изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе, что отмечается при анализе разделов годового плана

Используемые формы работы с родителями

3 балла

Планирование и использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных и т.п.), характерно стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями. Запланированные и используемые формы позволяют решать проблемы настоящего времени, стимулируют появление идей для их решения

2 балла

При планировании отмечается сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, но при большем акценте на традиционные формы, т.е. использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок

1 балл

Планирование и использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей.

Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный

Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения

3 балла

Отмечается наличие анкет, анализа по изучению мнения родителей о работе  дошкольного учреждения за прошлый учебный год и соответствующее отражение его при планировании работы с семьей на новый учебный год

2 балла

Имеются контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, но планирование мероприятий на новый учебный год  осуществляется формально, без учета анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год

1 балл

Отсутствуют контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, что не позволяет получить объективные данные о его работе по данному направлению

Изучение передового опыта семейного воспитания

3 балла

Системность в планировании и организации в выявлении, обобщении, распространении передового педагогического опыта взаимодействия с семьей и передового опыта семейного воспитания отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, города

2 балла

Отмечается недостаточное изучение передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников.

Планирование и организация открытых мероприятий для родителей только в тех случаях, когда родители приглашаются в качестве гостей

1 балл

Отмечается отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье

Планирование работы по повышению профессиональной компетентности

педагогических кадров

3 балла

Разнообразная тематика, форм предоставляемой методической помощи по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями

Систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями

2 балла

Тематика, формы мероприятий однообразная, отмечается нерегулярное планирование и проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с родителями, либо планирование методической работы без учета проблем современной практики

 

1 балл

Отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с родителями

     

 

Список используемой литературы

  1. Положение о проведении само аудита. //Обруч, №2, 2012. - с.6-8.
  2. Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Киселёвск: МАДОУ д/с №63. -2012. - 26с.
  3. Хайлова Е. Само аудит в детском саду. //Обруч, №2, 2012. - с.8

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Само аудит как инструмент оценки взаимодействия ДОО и семьи

  В условиях введения ФГОС   ДО    партнёрские отношения с   семьёй необходимо выстраивать на основе систематического мониторинга на всех этапах построения взаимодействия. Формой оценки взаимодействия ДОО и семьи может быть само аудит, главными задачами которого являются:

- реализация государственной политики по вопросам социального партнерства семьи и ДОУ;

- совершенствование содержания по взаимодействию ДОУ с родителями на основе внедрения современных подходов в практическую деятельность педагогических работников;

- реализация основной образовательной программы дошкольного образования;

- профессиональное развитие педагогических работников образовательного учреждения, через организацию методической помощи по вопросам само аудита в виде обмена опытом, взаимопосещений и других инновационных форм по взаимодействию ДОУ с родителями;

Главное назначение само аудита в том, что он устанавливает соответствие деятельности учреждения нормативно-правовым документам федерального, регионального уровней («Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года) и на уровне дошкольного образовательного учреждения.

Само аудит предлагается проводить на основании документально зафиксированных результатов педагогической деятельности по взаимодействию с родителями: годового плана работы ДОУ, планов воспитательно-образовательной работы, протоколов родительских собраний.

Само аудит осуществляется на основе показателей (критериев) успешности работы сотрудников по взаимодействию с родителями.

Основными критериями анализа годового плана являются планирование:

- задач с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

- мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

- разнообразных форм работы;

- повышения профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;

- разнообразных форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей;

- учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

- изучение позитивного опыта семейного воспитания.

Основными критериями анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов являются планирование:

- содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

- разнообразных форм работы с семьей;

- наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Основными критериями анализа протоколов родительских собраний являются:

- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

- учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Критерии изучения документально зафиксированных результатов педагогической деятельности по взаимодействию с родителями имеют три уровня: высокий - 3 балла; средний - 2 балла; и низкий - 1 балл.  

Необходимо заметить, что в Положении о самоаудите [69предлагаются для анализа следующие разделы: общая характеристика работы с родителями; изучение запросов нужд, интересов родителей; используемые формы работы с родителями; изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы); изучение позитивного опыта семейного воспитания; планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров.  

Для анализа результатов само аудита воспитателей и специалистов можно использовать специальные таблицы (см. ТАБЛИЦЫ) №№ 1, 2, 3), раскрывающие качественно-количественные характеристики выше представленных разделов документов дошкольного учреждения - план воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний, годовой план.

Таблица №1

 

Общая характеристика работы с родителями

3 балла

Отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников

Согласованность позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников группы, так и родителей. Наличие анализа результативности проведенных мероприятий

2 балла

Часто при планировании не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период 

Родители редко принимают участие в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогами группы, т.е. взаимодействие с семьями, обучающимися осуществляется при доминирующей роли педагогов. Наличие анализа результативности проведенных мероприятий, однако, без активного использования полученных данных в работе

1 балл

Характерен формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями на группе, родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке. Отсутствует анализ результативности проведенных мероприятий

Изучение запросов нужд, интересов родителей

3 балла

Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующей работы с детьми и их родителями

2 балла

Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующей работы с детьми и их родителями полученные данные не всегда учитываются

1 балл 

Неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

Используемые формы работы с родителями

3 балла 

При планировании используются формы, позволяющие решать проблемы настоящего времени, стимулирующие появление идей для решения проблем. Взаимодействие осознается как процесс не формальный, а эффективный. Выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащает взаимодействие, наполняет его новым содержанием

2 балла

Используют традиционные формы, но идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями обучающимися, которые бы позволили достигнуть эффективного сотрудничества

1 балл

Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный. Мероприятия по содержанию неинтересны для родителей, не отражают насущные проблемы

Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы)

3 балла

Планируются индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные формы (отзывы, оценочные листы, экспресс-диагностика, и другие методы, которые используются сразу после проведения того или иного мероприятия) для изучения мнения родителей о работе дошкольного учреждения

2 балла

Периодически планируют и участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей.

При планировании последующей работы с детьми и их родителями полученные данные не всегда учитываются

1 балл

Использование только наглядно-информационных форм работы с семьей, что отражает стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов

Изучение позитивного опыта семейного воспитания

3 балла

Характерно изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников (организация мини-библиотек, выпуск стенгазет, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, информационные проспекты и др.)

Планируются открытые мероприятия для родителей, направленных на формирование партнёрских отношений в воспитании детей и в организации различных мероприятий

2 балла

Недостаточное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников, так как отмечается однообразие, минимальное количество использования форм взаимодействия, либо на открытых мероприятиях родители выполняют пассивную роль, так как приглашаются в качестве гостей

1 балл

Не отмечается планирование по изучению опыта семейного воспитания, не используются активные формы взаимодействия

Таблица №2

Протоколы родительских собраний

Общая характеристика работы с родителями

3 балла

Разнообразие тематики и форм проведённых собраний. Отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения). Взаимодействие с родителями построено на возможности и необходимости учета и реализации интересов сторон на основе согласия и взаимопонимания

2 балла 

Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется при доминирующей роли педагогов. В протоколах отражена низкая активность родителей (вопросы, пожелания, предложения)

1 балл

Формальный подход к планированию и проведению родительских собраний.  В протоколе не отражена активность родителей (вопросы, пожелания, предложения)

Изучение запросов нужд, интересов родителей

3 балла

Воспитатели и специалисты в полной мере участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей; учитывают эти особенности при планировании последующих собраний и других видов работы с детьми и их родителями

2 балла

Периодически участвуют в сборе, обработке и использовании данных запросов, нужд, интересов родителей. При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не всегда или частично учитываются

1 балл

При планировании последующих собраний с родителями полученные сведения не учитываются

Используемые формы работы с родителями

3 балла

Свойственны разнообразные тематики и формы проведенных собраний, стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями

2 балла

Используются традиционные и нетрадиционные формы родительских собраний, но при большем акценте на традиционные формы

1 балл

Использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей

Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения (группы)

3 балла

Проведение собраний с учетом социального запроса родителей (их интересов, нужд, потребностей на основе анализа анкетирования и опроса родителей)

2 балла

Периодически учитываются интересы, запросы потребности родителей при проведении собраний. Слабо отражена в протоколах активность родителей на собрании

1 балл

Отсутствие учета интересов, нужд, потребностей и запросов родителей. Протоколы заполнены формально.

Изучение позитивного опыта семейного воспитания

3 балла 

Рассматриваются вопросы по выявлению, обобщению, распространению позитивного семейного воспитания. В протоколах отражена активность родителей (вопросы, предложения) с последующим включением этого содержания в планирование работы группы

2 балла 

Нерегулярное изучение позитивного опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;

1 балл

Отсутствие вопросов, тематики родительских собраний по изучению позитивного опыта воспитания детей в семье

Заслуживают внимания показатели эффективности проводимой в дошкольном учреждении (группе) работы с родителями:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по инициативе родителей;
  • ответы на вопросы родителей ими самими, либо приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • вопросы родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций.

Таблица №3

Годовой план ДОУ

Общая характеристика работы с родителями

3 балла

При планировании характерно отсутствие формализма в работе с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями характеризуется согласованностью позиций на всех этапах совместных действий от планирования до оценки результата и предполагает координацию усилий, ответственность за результат воспитания и развития ребенка, как сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и родителей

2 балла

Отмечается стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы с родителями, так как не учитываются достижения и трудности в работе с семьей за прошлый период. Взаимодействие между детским садом и родителями направлено на достижение конкретных результатов, но, следуя традиционному подходу, предполагает более активную роль и общее руководство со стороны сотрудников дошкольного образовательного учреждения. Родители не принимают участия в определении тематики мероприятия, в его разработке, а включаются лишь в конкретный процесс, определяемый педагогическим коллективом

1 балл

Формальный подход к планированию и осуществлению работы с родителями.

Взаимоотношения с родителями неконструктивны и различаются только степенью требований сотрудников детского сада к родителям и наоборот. При таком типе взаимоотношений участники не стремятся к развитию отношений, а взаимные ожидания носят либо негативный, либо безразличный и неопределенный характер

3 балла

Проведен анализ контингента семей (данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год с последующим учетом этих особенностей и результатов при планировании работы с детьми и их родителями. Планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана

2 балла

Анализ контингента семей не полный, отмечается при планировании минимальный учет интересов, нужд, потребностей, запросов родителей в работе дошкольного образовательного учреждения.

Прослеживается недостаточное планирование работы по взаимодействию с родителями в разделах годового плана  

1 балл

Анализ контингента семей отсутствует. Характерно отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей, либо отмечается изучение социального профиля семей воспитанников, однако без активного использования полученных данных в работе, что отмечается при анализе разделов годового плана

Используемые формы работы с родителями

3 балла

Планирование и использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных и т.п.), характерно стремление к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями. Запланированные и используемые формы позволяют решать проблемы настоящего времени, стимулируют появление идей для их решения

2 балла 

При планировании отмечается сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями, но при большем акценте на традиционные формы, т.е. использование нетрадиционных форм в основном при проведении совместных досугов детей и родителей, организации различных выставок

1 балл

Планирование и использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей.

Подход к планированию и осуществлению работы с родителями формальный

Изучение мнения родителей о работе дошкольного учреждения

3 балла

Отмечается наличие анкет, анализа по изучению мнения родителей о работе  дошкольного учреждения за прошлый учебный год и соответствующее отражение его при планировании работы с семьей на новый учебный год

2 балла

Имеются контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, но планирование мероприятий на новый учебный год  осуществляется формально, без учета анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год

1 балл

Отсутствуют контрольно-методические материалы по изучению мнения родителей о работе дошкольного учреждения, что не позволяет получить объективные данные о его работе по данному направлению

Изучение передового опыта семейного воспитания

3 балла

Системность в планировании и организации в выявлении, обобщении, распространении передового педагогического опыта взаимодействия с семьей и передового опыта семейного воспитания отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, города

2 балла

Отмечается недостаточное изучение передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников. 

Планирование и организация открытых мероприятий для родителей только в тех случаях, когда родители приглашаются в качестве гостей

1 балл

Отмечается отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье

Планирование работы по повышению профессиональной компетентности

педагогических кадров

3 балла

Разнообразная тематика, форм предоставляемой методической помощи по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями

Систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников дошкольного образовательного учреждения по вопросам взаимодействия с родителями

2 балла 

Тематика, формы мероприятий однообразная, отмечается нерегулярное планирование и проведение работы по повышению квалификации педагогического персонала в области взаимодействия с родителями, либо планирование методической работы без учета проблем современной практики

1 балл

Отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с родителями

Список используемой литературы

  1. Положение о проведении само аудита. //Обруч, №2, 2012. - с.6-8.
  2. Савельева О.В. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Киселёвск: МАДОУ д/с №63. -2012. - 26с.
  3. Хайлова Е. Само аудит в детском саду. //Обруч, №2, 2012. - с.8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль семьи в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста».

Сценарий родительского собрания содержит практикум, педагогический всеобуч, демонстрацию игровых методов развития речевого творчества.  Полученная информация на собрании поможет родителям узнать ...

Беседа в рамках родительского собрания на тему: «Семья без табака»

Беседа в рамках родительского собрания на тему:«Семья без табака»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: Воспитание ненасилием в семье

Воспитание – самое важное на свете дело.Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семьяНо, как писал Макаренко "семьи бывают хоро...

Проект родительского собрания по теме: "В каждой семье свои традиции"

Презентация родительского собрания по теме: "В каждой семье свои традиции"...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи.

Конспект родительского собрания структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи Что значит взаимодействие педагогов с родителями?Для того, чтобы точно ответить на этот вопро...