ВЫЯВЛЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
статья

Ковалева Елена Павловна

                 Создать такую благодатную среду для саморазвития, индивидуального становления личности студента, формирования его общих и личностных компетенций - вот первоочередная задача современного   педагога. Реализация такого рода образовательных, воспитательных и общеразвивающих задач должна достигаться как во время учебного процесса, так и обязательно во время внеурочной деятельности. На которой сегодня хотелось бы остановиться подробнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._kovaleva.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Ковалева Е. П.

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико- технологический колледж», преподаватель, elenpalna72@mail.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.                   (русский философ, социолог, историк общественной мысли Георгий Валентинович Плеханов)

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.  (немецкий политик, писатель Август Бебель)

Создать такую благодатную среду для саморазвития, индивидуального становления личности студента, формирования его общих и личностных компетенций - вот первоочередная задача современного   педагога. Реализация такого рода образовательных, воспитательных и общеразвивающих задач должна достигаться как во время учебного процесса, так и обязательно во время внеурочной деятельности. На которой сегодня хотелось бы остановиться подробнее.

Современная социально- экономическая ситуация в стране требует от каждого человека мобильности, новых нестандартных вариантов построения своей жизни. Сегодня, и практически во всех сферах жизни, нужна яркая, энергичная личность, хорошо образованная, с позитивным взглядом на жизнь, готовая к развитию, к проявлению инициативы, способная брать ответственность на себя. Внеурочная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса в любом учебном заведении, в том числе в профессиональных учебных заведениях. Это совокупность разнообразных видов и форм воспитательной работы со студентами, проводимой за пределами занятий и учебного времени.

Одной из целей, достигаемых   при реализации внеурочной деятельности, является

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей студентов, исследовательских навыков, формирование основ проектной деятельности, и, несомненно, мотивации на успех. Результат, так называемый проектный продукт такой деятельности: участие обучающихся в разного рода образовательных и воспитательных активностях: олимпиадах, конкурсах, викторинах, исследовательских проектах, научно – практических конференциях и т. п. Что в конечном итоге приводит к формированию интеллектуальной, развитой и самодостаточной личности студента, т. е. к достижению поставленной цели.

В пример хочу привести собственный опыт такого рода деятельности. Я вот уже 14 лет являюсь преподавателем физики в Бутурлиновском механико- технологическом колледже (общий стаж работы -26 лет) и постоянно организую такую форму внеурочной деятельности, как предметный кружок. Это был и Клуб по интересам, где студенты могли заниматься занимательной физикой, мастерить различные устройства и приборы,  и Кружок, на котором мы решали с ними разного рода задачи: качественные, количественные, прикладные, олимпиадные, и т. д. На данном этапе организую такую форму внеурочной деятельности студентов по физике, как Студенческое Научное Объединение «Умник». Разработаны рабочая программа и календарно- тематическое планирование курса, есть план работы и список участников. В основном это студенты специальностей нашего колледжа, которые можно отнести к техническому  профилю.

 Программа курса внеурочной деятельности построена таким образом, что возможны различные формы занятий: консультация преподавателя, подробное объяснение примеров решения типовых задач, самостоятельное решение задач студентами по изученному алгоритму, коллективная и групповая формы работы при решении комбинированных и качественных задач, систематизация, углубление и расширение знаний при работе с научной информацией (учебно- исследовательская и проектная деятельность). Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию индивидуального и группового проекта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

В рамках занятий кружка организуется участие его членов в традиционных дистанционных олимпиадах (международных проектов Videouroki.net., Росконкурс), (2019 г. Гарманов А.- КС-21 гр.- Диплом 1 степени, Гончаров В.- КС-11 гр. – Диплом 1 степени, 2020 г. Гончаров В. – Диплом 1 степени, Шмарин Д., Чекашов С.- КС- 21 гр. – Дипломы 2 степени.)

Обязательное участие в образовательных викторинах (межрегионального, регионального, областного уровня).  Например региональная студенческая викторина «В круговороте знаний» на базе Верхнеозерского техникума (2020 г. Обуховская М.- ТЗ-11 – Диплом 1 степени, Копаев Д.- О-11гр., Воронин А.- О-12 гр., Решнова Ю.- Тх- 11 гр., Шляховая Е.-ТЗ-11 гр. – Дипломы 2 степени.  В этом году комиссией общеобразовательных дисциплин, членом которой я являюсь, была организована и проведена 1 Межрегиональная студенческая общеобразовательная викторина «Пиар знаний» среди обучающихся СПО учреждений региона. Мои студенты также не остались в стороне и показали хорошие результаты: Рыбалка Н. –О-12 гр. и Воронин А. – О-12 гр.- Дипломы 1 степени, а  Обуховская М.- ТЗ-11 гр.- Диплом 2 степени.

Стало традицией регулярное очное участие в мероприятии «Первокурсники в мире естественных наук» на базе «Воронежского техникума строительных технологий», где показываем достойные результаты. 2018-2019 уч. год- 1 место в общекомандном зачете, 2020-2021 уч. год- Диплом в номинации «Приветствие». (участие проходило на платформе ZOOM)

Помимо проявления активности в олимпиадах и конкурсах, обязательно планируется и организуется исследовательская, проектная деятельность студентов, которая является неотъемлемой частью становления и развития личности студента. Необходимым является участие членов научного объединения в различного уровня научно- практических конференциях, форумах. Так, например, (2019-2020 уч. год: Забела А.- КС-11 гр. - Диплом 2 степени в колледжской научно- практической конференции с исследовательской работой на тему: «Газовые законы», Ермилов А.- ТЗ-11 гр. «Рациональное природопользование» - сертификат участника. Члены объединения регулярно принимают участие в муниципальном форуме «Одаренные дети»: 2019 г.-Пирогов Н. –КС- 11гр. – Диплом 2 степени «Разработка Web- сайта», 2020 г.- Крячко А. -КС-11 гр. – Диплом 2 степени «Создание электронного пособия по физике»), 2021 г.-  Рыбалка Н.- О-12-.Диплом 1 степени «Исследование влияния транспортных средств на загрязнение окружающей среды», а также в региональных форумах: «Успех моей будущей профессии» 2019 г. Пирогов Н. – КС- 11 гр.- Диплом 1 степени, 2020 г.- Крячко А. – КС-11 гр. – Диплом 1 степени, 2021 г.- Рыбалка Н.- Диплом 1 степени.

Итогом такого рода совместной деятельности педагога и студента является участие в Международном форуме «Одаренные дети России» в г. Москва.

2019 г. – Пирогов Н.- КС- 11 гр. - Гран- при.

2020 г.- Крячко А.- КС- 11 гр.- Диплом 3 степени.

2021 г. Рыбалка Н.- О-12 гр.- ждем результат.

В своей работе классного руководителя считаю также обязательным кураторское сопровождение студентов своей группы по их участию во внеурочной деятельности:

1) Конкурсы по освоению профессии: конкурсы презентаций «Мой выбор профессии»,  (Попов Д, Нужный А., Крячко А., Мордовцев П., Ермилов А.), конкурсы профмастерства.

2) Участие в социальных проектах:

2018 г.- Дорохов Ю.- КС- 31 – Научно – практической конференции на базе ВГПЭК в секции по здоровому образу жизни «Здоровый образ жизни- путь к успеху в профессии», –Диплом в номинации «За актуальность исследуемой проблемы».  Всероссийский конкурс социально- значимых проектов «Кто, если не я!»,  на базе Лискинского- промышленно- транспортного техникума - Диплом 1 степени.

2019г.-  Пузыревой С. –ТХ-21 гр.- социальный проект «Твори добро!»- сертификат участия, 3) Мероприятия общеразвивающего характера: конкурсы эссе, сочинений, стихотворений, видеороликов, фотографий и т. п., принимаем участие в различных активностях.

 Хочется также привести пример  другого вида внеурочной деятельности- танцевальная студия «Юность», руководителем которой являюсь. Это тоже работа с одаренными в своей области детьми. Нужно их мотивировать, направить, поддержать морально и психологически для участия в такого рода мероприятиях, как «Муниципальный студенческий бал» и не менее значимое мероприятие «Вальс Победы». Творческое инновационное мероприятие «Студенческий бал» традиционно  проводится в канун Татьяниного дня- Дня Российского студенчества. Мероприятие зрелищное и захватывающе интересное. В 2018 в нем приняло участие 17 пар, а в 2019г это уже было мероприятие районного уровня- I Муниципальный  фестиваль «Бал Студентов», в котором приняли участие уже 60 танцевальных пар студентов из трех учебных заведений  нашего города. Организаторами этих мероприятий  стала    группа неравнодушных, творческих студентов нашего колледжа- танцевальная студия «Юность» , руководителем  которой я являюсь.  Еще одно крупное  мероприятие-традиция, которое также организуем мы-неравнодушная молодежь- это массовый флешмоб на улицах города: «Вальс Победы». Первое такое мероприятие провели 09.05.2015г., в юбилейный год Победы, на главной площади города. В том флешмобе приняли участие 15 пар! Флешмоб -2018 включал уже 20 вальсовых пар, а в этом году в канун дня Победы планируем организовать мероприятие на 30-40 пар из числа студентов, преподавателей и жителей нашего города.   Проведение такого рода мероприятий я считаю данью уважения всем тем, кто отстоял мирное небо над головой нашего поколения. В дальнейших планах – организация массовых Студенческих балов, Вальсов Победы на главных улицах и площадях города с привлечением студентов других учебных заведений и жителей города. Общение с такого рода неравнодушными, активными детьми однозначно идет на пользу самому педагогу, поэтому выявление, поддержка и сопровождение талантливой молодежи – это именно та деятельность, которая заряжает здоровым оптимизмом и дает позитивный заряд на добрые дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми

обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...

Работа с одаренными детьми в школе.

Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...

Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)

Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...

Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"

Цели работы с одаренными детьми•         выявление одаренных детей по предмету;•         создание условий для ...

Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми

В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...

Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.

Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...