Рабочая программа по дисциплине "Психология"
календарно-тематическое планирование

Козманова Анна Александровна

Данна рабочая программа разработанна для студентов медицинского колледжа, специальности 31.02.01 "Лечебное дело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_psihologiya_ld_4k.docx53.68 КБ
Microsoft Office document icon ktp_psihologiya_ld_4k.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное профессиональное образовательное

учреждение«Горячеключевской медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ

Специальность  «Лечебное дело»

2021

Одобрена на заседании цикловой комиссии  протокол от «06» июля 2021г. №10

Председатель ЦК №2                      

Е.А.Зюбанова

Рассмотрена на заседании педагогического совета

протокол от «06» июля  2021 г.  №10

Секретарь педсовета

А.А.Козманова

Утверждена приказом директора колледжа

от « 07» июля 2021г.

№ 94 -У

Директор

И.В.Ремизов

                                                 

Автор: А.А.Козманова, преподаватель психологии ГБПОУ «Горячеключевской медицинский колледж».

 Рецензенты:

 А.Н.Саковская,  педагог-психолог, клинический психолог в ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» МЗ КК

Л.С.Гордаш, педагог-психолог первой категории, ГБПОУ КК «Горячеключевской технологический техникум»

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02. ПСИХОЛОГИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Лечебное дело».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать средства общения в психотерапевтических целях;
  • давать психологическую оценку личности;
  • применять приемы психологической саморегуляции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные задачи и методы психологии;
  • психические процессы и состояния;
  • структуру личности;
  • пути социальной адаптации и мотивации личности;
  • основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
  • психологию медицинского работника;
  • этапы профессиональной адаптации;
  • принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалиста;
  • аспекты семейной психологии;
  • психологические основы  ухода за умирающим;
  • определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика» и «психотерапия»;
  • особенности психических процессов у здорового и больного человека;
  • структуру личности;
  • функции и средства общения;
  • закономерности общения;
  • приемы психологической саморегуляции;
  • основы делового общения;
  • пути социальной адаптации и мотивации личности;
  • аспекты семейной психологии;

Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

       Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

 Диагностическая деятельность.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

  Лечебная деятельность.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

      Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

     Профилактическая деятельность.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

       Медико-социальная деятельность.

 ПК5.1Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.

ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действии и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

       Организационно-аналитическая деятельность.

ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 186 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   124   часа;

самостоятельной работы обучающегося  62  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

186

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

124

в том числе:

лекции

практические занятия

64

60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

62

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Психология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.  Общая психология.

Тема 1.1

Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.1

Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии.

Предмет психологии, ее задачи. Психология как наука о закономерностях, механизмах, психической деятельности, поведения и их применении на практике.

Психология в медицинской и управленческой деятельности. Значение психологических знаний в профессиональной деятельности медицинской сестры. Психологическая подготовка медсестры.

Основные направления в психологии. Основные принципы системно-деятельностного подхода; детерминизм, активность, единство сознания и поведения, системность развития. Отрасли психологии. Методы исследования в психологии.

2

-

1

Самостоятельная работа обучающихся

Сравнительный анализ научных направлений/школ.

1

Тема 1.2

Психологические особенности личности.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.2

Психологические особенности личности.

Понятие личности. Структура личности. Самовосприятие медсестры.

Развитие личности. Развитие личности в деятельности. Мотивация как проявление потребностей личности. Мотивационная поддержка своей учебной, профессиональной деятельности, своего личностного роста.

Понятие и структура «Я-концепции».

Современные подходы к изучению темперамента. Основные концепции темперамента. Психологическая структура темперамента (психомоторика, психологическая активность, эмоциональность). Основные психофизиологические свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Роль наследственного фактора в происхождении свойств темперамента. Особенности свойств темперамента в общении и деятельности человека. Проявление качеств личности в зависимости от темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента. Проявление типов темпераментов в общении.

Задатки и способности как одна из сторон индивидуальности. Понятия «талант» и  «гениальность».

2

-

2

Практическое занятие

1.2

Психологические особенности личности.

Темперамент, знание о себе и самосознание личности. Самоценность и самооценка, принятие себя. Мировоззрение, убеждения личности. Диагностические методики на выявление темперамента. Определение собственного темперамента.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить психологические портреты литературных персонажей.

2

2

Тема 1.3

Характер, акцентуации характера.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.3

Характер, акцентуации характера.

Понятие о характере.

Структура характера. Черты характера как устойчивая система отношений личности и их взаимосвязь. Природа и проявление черт характера. Природные и социальные предпосылки развития характера. Характер как результат воспитания и самовоспитания. Характер и деятельность. Психопатии и акцентуации характера.

Акцентуации характера. Проблема акцентуаций черт характера. Акцентуации характера по А.Е. Личко.

2

-

2

Практическое занятие

1.3

Характер, акцентуации характера.

Место характера в индивидуальности человека. Акцентуации характера. Знание характера - основа индивидуального подхода к людям. Диагностические методики на выявление акцентуаций характера. Определение собственного характера.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Определение акцентуаций характера по литературным произведениям.

2

Тема 1.4

Аномальное развитие характера: психопатии

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.4

Аномальное развитие характера: психопатииОсновные диагностические критерии пограничных расстройств. Виды психопатий. Закономерности перехода варианта личности в аномалию и болезнь. Определение акцентуации характера и психопатии по методике ПДО (Личко).

2

-

2

Практическое занятие

1.4

Аномальное развитие характера: психопатииОпределение акцентуации характера и психопатии по методике ПДО (Личко).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Определение психопатий у персонажей литературныхпроизведений.

2

2

Тема 1.5

Эмоционально-волевые процессы и состояния.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.5

Эмоционально-волевые процессы и состояния.

Функции эмоций. Теории эмоций. Классификация эмоциональных состояний человека: эмоциональный тон ощущений, настроение, аффект, собственно эмоции, страсти, чувства.

Эмоциональное обеспечение поведения.

Эмоциональные особенности и свойства личности.

Патологические эмоциональные состояния. Механизмы психической защиты. Понятие воли. Волевые процессы. Нарушения волевых процессов.

2

-

2

Практическое занятие

1.5

Эмоционально-волевые процессы и состояния.

Определение нарушений эмоционального состояния пациента. Помощь пациенту и общение с пациентом, имеющим нарушение эмоционального состояния.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Ситуации, способствующие возникновению психических защит. Идентификация психических защит.

2

2

Тема 1.6

 Стресс. Способы выхода из стресса.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.6

Стресс. Способы выхода из стресса.

Зависимость здоровья, эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности. Эустресс и дистресс. Эмоции и работа. Виды стресса. Стресс в профессиональной деятельности медсестры.

2

-

3

Практическое занятие

1.6

Стресс. Способы выхода из стресса.

Профилактика стресса.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Диагностика уровня стресса. Способы выхода из стресса.

2

2

Тема 1.7

 Психология и возраст.

Психология жизненного пути.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.7

Психология и возраст. Психология жизненного пути.

Составляющие развития человека. Основные особенности онтогенеза психики человека. Психология и возраст. Периодизации психического развития. Психологические особенности пациентов разных возрастов. Психологические особенности продуктивного взаимодействия с людьми разного возраста. Анализ факторов, влияющих на развитие человека. Способы снижения влияния негативных факторов, влияющих на развитие человека.

2

-

2

Практическое занятие

1.7.1

Психология и возраст.

Возрастные особенности человека: новообразования, ведущая деятельность и социальная ситуация развития в разные возрастные периоды. Методы психодиагностики: беседа, интервью, наблюдение, тестирование (проективные методы исследования). Разбор проективной методики: «Моя семья».

2

2

Практическое занятие

1.7.2

Психология жизненного пути.

Психологические особенности пациентов разных возрастов.

Возрастные кризисы. Психологические особенности пациентов разных возрастов.

Возрастные кризисы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение проективной методики: «Моя семья».

Условия, способствующие психическому развитию индивида.

3

2

Тема 1.8

Возрастно-половая характеристика человека.

Психология семьи.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.8

Возрастно-половая характеристика человека.Психология семьи.

Возрастное развитие человека.

Половые различия людей. Возрастные особенности пациентов.

Гендерные особенности пациентов.

Понятие семьи как системы. Жизненные циклы семьи. Функции семьи. Структура семьи. Нарушение структуры семьи. Стили дисгармоничного воспитания.

2

-

2

Практическое занятие

1.8

Возрастно-половая характеристика человека.Психология семьи.

Гендерные особенности пациентов.

Семья и здоровье. Дисгармоничное воспитание и его последствия.

Стили патологического воспитания и их влияние на формирование и развитие личности.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сводная таблица «Возрастные кризисы в исследованиях отечественных и зарубежных психологов».

Сообщения на одну из предложенных тем:

«Психологические аспекты семейных отношений»,

«Функции семьи. Стили семейного воспитания»,

«Стрессоры семейной жизни»,

«Показатели функционального здоровья семьи»

«Семейные стереотипы и правила взаимодействия».

2

2

Тема 1.9

Психологические особенности овладения профессией.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.9

Психологические особенности овладения профессией.

Профессиональный труд. Классификация профессий. Понятие профессионализации. Теории профессионального становления. Этапы профессионализации. Профпригодность. Требования к психофизиологическим особенностям труда.

Модель специалиста. Понятие профессионализма. Уровни профессионализма.

Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности. Стили профессиональной деятельности по А.К. Марковой. Типология медицинских сестер. Профессиональная деформация. Понятие профессиональных кризисов. Способы преодоления кризисов профессионального становления.

Психодиагностика в психологии труда

2

-

2

Практическое занятие

1.9

Психологические особенности овладения профессией.

Исследование профессиональных предпочтений и профессиональной мотивации студентов.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сравнительный анализ профессий системы здравоохранения с точки зрения объекта и субъекта труда.

Исследование профессиональных предпочтений и профессиональной мотивации студентов.

2

Тема 1.10

Особенности психических процессов у здорового человека и пациента. Ощущения и восприятие.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.10

Особенности психических процессов у здорового человека и пациента. Ощущения и восприятие.

Ощущения. Механизмы формирования ощущений. Виды ощущений.

Восприятие. Основные характеристики восприятия. Факторы, влияющие на восприятие.

Нарушения процессов ощущения и восприятия.

2

-

2

Практическое занятие

1.10

Особенности психических процессов у здорового человека и пациента. Ощущения и восприятие.

Искажение психических процессов у здорового человека (факторы воздействия, степень искажения, меры профилактики).

Исследование психических процессов (ощущения и восприятие).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты по теме занятия.

2

2

Тема 1.11

Особенности внимания и памяти в норме и патологии.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.11

Особенности внимания и памяти в норме и патологии.

Память. Виды и особенности памяти. Классификация памяти по времени сохранения материала, по характеру психической активности, преобладающей в деятельности. Теории памяти. Нарушения памяти. Внимание. Виды внимания. Свойства внимания. Теории внимания. Нарушения внимания.

2

-

2

Практическое занятие

1.11

Особенности внимания и памяти в норме и патологии.

Развитие памяти и внимания  как необходимый фактор профессионального роста

2

Самостоятельная работа обучающихся

Способы упражнения и стимуляции внимания, памяти.

2

Тема 1.12

Особенности мышления и интеллекта в норме и патологии.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.12

Особенности мышления и интеллекта в норме и патологии.

Мышление в структуре познавательных (когнитивных) процессов. Теории мышления. Мышление как процесс. Виды мышления. Формы мышления. Индивидуальные особенности мышления. Мышление и речь.

Понятие об интеллекте. Структура интеллекта. Уровни интеллекта.

Креативное мышление (пластичное, подвижное, оригинальное). Понятие креативной личности.

Нарушения мышления и интеллекта. Нарушения речи.

2

-

2

Практическое занятие

1.12

Особенности мышления и интеллекта в норме и патологии.

Развитие мышления и интеллекта как необходимый фактор профессионального роста.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Способы упражнения и стимуляции мышления и интеллекта. Диагностика интеллекта.

2

2

Тема 1.13

Особенности речи в норме и патологии.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.13

Особенности речи в норме и патологии.

Внешняя и внутренняя речь. Физиологическая основа речи. Свойства речи. Расстройства речи. Развитие речи как необходимого профессионально важного умения. Исследование психических процессов (мышление и речь, воображение).

2

-

2

Практическое занятие

1.13

Особенности речи в норме и патологии.

Диагностика нарушений психических процессов (мышление и речь).

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Диагностика нарушений психических процессов (мышление и речь).

2

2

Тема 1.14

Воображение как психический познавательный процесс.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.14

Воображение как психический познавательный процесс.

Воображение как познавательный процесс. Воображение и внушение. Понятие идеомоторного акта. Виды воображения. Способы создания новых образов. Значение воображения в профессиональной деятельности. Диагностика и развитие познавательных процессов.

2

-

2

Практическое занятие

1.14

Воображение как психический познавательный процесс.

Способы упражнения и стимуляции воображения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Способы упражнения и стимуляции воображения. Литературные примеры создания новых образов разными способами.

2

2

Тема 1.15

Сознание. Нарушение сознания.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

1.15

Сознание. Нарушение сознания.

Сознание. Симптомы нарушения сознания. Синдромы нарушения сознания.

2

-

2

Практическое занятие

1.15

Сознание. Нарушение сознания.

Состояния измененного сознания.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщения на одну из тем: «Состояния измененного сознания», «Трансовое наведение», «Гипнотические воздействия».

2

2

Раздел 2.  Социальная психология

Тема 2.1

 Введение в социальную психологию. Личность и общество. Проблема личности в социальной психологии

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

2.1

Введение в социальную психологию. Личность и общество. Проблема личности в социальной психологии

Предмет, методы социальной психологии. Социальная психология и смежные науки. Социальная психология и человеческие ценности. Основные направления социальной психологии. Социальная психология в медицине. Социализация. Стадии процесса социализации

Самопредставление и внутриличностный конфликт. Локус контроля личности.

2

-

2

Практическое занятие

2.1

Введение в социальную психологию. Личность и общество.  Проблема личности в социальной психологии

Развития Я-концепции.

Социальная установка личности.

Личность в группе.

Исследование Я-концепции студентов. Эффект ссылки на себя.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение на одну из тем: «Роль личности в мировой истории развития человечества», «Роль личности в развитии медицины».

Исследование и анализ Я-концепции медицинского специалиста.

2

Тема 2.2

Социальная психология групп.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

2.2

Социальная психология групп.

Понятие и основные характеристики группы. Классификация групп.

Структура малой группы. Групповые предпочтения.

Структура большой группы.

2

-

-

Практическое занятие

2.2

Социальная психология групп.

Виды психологического воздействия.

Групповые процессы.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ внутригруппового взаимодействия, структуры группы.

2

2

Тема 2.3

Понятие об общении.

Перцептивная,  коммуникатиная и интерактивная стороны общения.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

2.3

Понятие об общении.Перцептивная,  коммуникатиная и интерактивная стороны общения.

Понятие социальной перцепции. Характеристики наблюдателя, наблюдаемого. Механизмы социальной перцепции. Механизмы межличностного познания. Невербальное общение.Личность и общение. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения. Общение в работе медицинского работника.

Уровни общения. Деловое общение. Личностно-ориентированное общение.

2

-

2

Практическое занятие

2.3

Понятие об общении. Перцептивная, коммуникатиная и интерактивная стороны общения.

Механизмы социальной перцепции. Механизмы межличностного познания. Самопрезентация. Тренировка эффективной самопрезентации. Общение в диаде и внутригрупповое общение. Психология общения в диаде. Деловая игра. Развитие мастерства коммуникации эффективности общения.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение по вопросу: «Какие эффекты межличностного восприятия и факторы могут использоваться для эффективной самопрезентации?» Охарактеризовать их.

Невербальное общение в деятельности медицинского работника.

2

2

Тема 2.4

Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

2.4

Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Конфликтология, конфликт, конфликтная ситуация.

Причины    возникновения конфликтов: общие, частные.

Стадии развития конфликтов.

Структура  конфликта: объект, цели, мотив, повод столкновения.

Виды конфликтов.

Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Сферы проявления межличностных конфликтов.

Межгрупповые конфликты.

Межличностные стили разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, сотрудничество.

Правила поведения в конфликтной ситуации.

2

-

2

Практическое занятие

2.4

Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Формы проявления и способы разрешения внутриличностныхи межличностных конфликтов. Решение задач по конфликтологии.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Наблюдение и анализ конфликтных ситуаций в ЛПУ.

Сообщение по теме «Профилактика конфликтов в ЛПУ».

Составление ситуационных задач.

2

2

Тема 2.5

Психология делового общения.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

2.5

Психология делового общения.

Психологический контакт и методы его установления. Виды и особенности переговоров в работе медсестры.

Споры и дискуссии. Участие в совещаниях, конференциях.     Психологическая структура диалога. Методы активного слушания. Организация совместной работы. Взаимоотношение, личностная привлекательность друг друга.

Ролевое общение медсестры. Общение с коллегой. Общение с врачом, со старшей медсестрой.

2

-

2

Практическое занятие

2.5

Психология делового общения.

Подготовка запланированного выступления. Репетиции. Подведение итогов выступления. Незапланированное выступление. Страх выступления. Цели выступления медсестры.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Используя различные стратегии публичного выступления, подготовить сообщения на любую тему из раздела «Социальная психология».

2

2

Тема 2.6

Агрессия

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

2.6

Агрессия

Агрессия как причинение вреда другим.Основные теории агрессии.

Теория инстинктивной агрессии. Гнев и агрессивное поведение.

Агрессия как проявление побуждения (мотивация причинения ущерба или вреда другим).

Когнитивные модели агрессивного поведения.

Агрессия как реакция на фрустрацию.

Агрессия как приобретенный социальный навык.

Агрессия как причинение вреда себе. Аутоагрессивное поведение.Суицид. Психология суицидального поведения.

2

-

2

Практическое занятие

2.6.1

Агрессия: причинение вреда другим.

Наблюдение, анализ, методы профилактики агрессии в деятельности медицинского работника.

2

2

Практическое занятие

2.6.2

Агрессия: причинение вреда себе. Аутоагрессивное поведение.

Обсуждение вопросов психологии суицидального поведения. Причины суицидов. Реабилитация пациентов после суицидальных попыток.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование глав «Агрессия» и «Альтруизм» монографии Д. Майерса «Социальная психология».

3

2

Тема 2.7

Девиантное поведение.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

2.7

Девиантное поведение.

Коммуникативные девиации. Характерологические и патохарактерологические девиации. Социопатия.

2

-

2

Практическое занятие

2.7

Девиантное поведение.

Коммуникативные девиации. Характерологические и патохарактерологические девиации.Социопатия.

Социопатия в деятельности медицинского работника.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ художественных произведений.

2

2

Раздел 3.  Медицинская психология

Тема 3.1

Введение в медицинскую психологию. Предмет медицинской психологии.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

3.1

Введение в медицинскую психологию. Предмет медицинской психологии.

Медицинская психология: предмет, задачи, методы. Структура  медицинской психологии. Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная

2

-

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение по теме «Психическая составляющая здоровья»

1

2

Тема 3.2

Основы психогигиены, психопрофилактики.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

3.2

Основы психогигиены, психопрофилактики.

Понятие о психогигиене. Психогигиена сестринского персонала. Психогигиена пациента.

Общие правила общения с пациентами и их близкими.

Ятрогении.

Типы медработников.

Принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалиста.

Понятие о психопрофилактике.  Виды психопрофилактики. Психопрофилактические меры.  

Психологическая подготовка пациента к обследованию, проведению лечебных мероприятий. Поддержание у него уверенности, что предстоящие процедуры значимы и принесут пользу. Способы снижения тревоги.

Проведение болезненных манипуляций. Психологические приемы снижения у пациента болезненных ощущений.

Уважение чувств пациентов. Проявление у пациентов чувства стыда. Психологические особенности работы с обнаженным телом подростков, пациентов противоположного пола

2

-

2

Практическое занятие

3.2

Основы психогигиены, психопрофилактики.

Анализ основных направлений психопрофилактической работы, тематики психопрофилактической деятельности. Психогигиена пациентов разных возрастных групп. Синдром эмоционального выгорания. Этиология, профилактика, коррекция.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление памятки по психопрофилактике.

2

2

Тема 3.3

Психогенные расстройства.

Основы психосоматики.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

3.3.1

Психогенные расстройства.

Реактивные состояния. Неврозы. Невротические реакции.

2

-

2

Содержание учебного материала

3.3.2

Основы психосоматики.

Варианты взаимодействия «соматического» и «психического» факторов в болезни. Психосоматические теории.

Классификация психосоматических расстройств.

Обучение здоровому образу жизни. Профилактика психосоматических расстройств.

2

-

2

Практическое занятие

3.3

Психогенные расстройства.Основы психосоматики.

Реактивные состояния. Неврозы. Невротические реакции.

Классификация психосоматических расстройств.

Обучение здоровому образу жизни. Профилактика психосоматических расстройств.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение по теме «Причины возникновения неврозов, невротических состояний у медицинского персонала ЛПУ»

Сообщение по теме «Причины возникновения психосоматических расстройств у медицинского персонала ЛПУ»

3

2

Тема 3.4

Психология аномального развития

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

3.4

Психология аномального развития

Параметры нормального и аномального развития.

Классификация психического дизонтогенеза.

2

-

2

Практическое занятие

3.4

Психология аномального развития

Обсуждение вопросов классификации психического дизонтогенеза.

Параметры нормального и аномального развития.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Аномальное развитие личности в мировой художественной культуре. Анализ х/ф «Игры разума», «Человек дождя» и т.д.

2

2

Тема 3.5

Онтогенетический подход в медицинской психологии.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

3.5

Онтогенетический подход в медицинской психологии.

Возрастные периодизации. Уровни нервно-психического реагирования на вредные факторы в зависимости от возрастных особенностей. Неравномерность психического развития личности, сенситивные и критические периоды жизни.

Психопатологические симптомы и синдромы младенческого и раннего детского возраста.

Психопатологические симптомы и синдромы дошкольного и младшего школьного возраста.

Особенности формирования внутренней картины болезни в подростковом и юношеском  возрасте.

Соматические и психические заболевания в периоды кризисов

2

-

2

Практическое занятие

3.5.1

Психические особенности, невротические и психосоматические расстройства в дошкольном и младшем школьном возрасте, в подростковом и юношеском возрасте.

Особенности формирования внутренней картины болезни в дошкольном и младшем школьном возрасте. Стратегии деятельности медицинского персонала.

Психопатологические симптомы и синдромы подросткового и юношеского возраста.

Стратегии деятельности медицинского персонала

2

2

Практическое занятие

3.5.2

Психические особенности, невротические и психосоматические расстройства в зрелом, преклонном возрасте.

Особенности формирования внутренней картины болезни в зрелом и преклонном возрасте. Стратегии деятельности медицинского персонала.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение по теме «Психические особенности пациентов зрелого и преклонного возраста».

3

2

Тема 3.6

Понятие о внутренней картине здоровья, болезни.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

3.6

Понятие о внутренней картине здоровья, болезни.

Определение понятия «здоровье». Виды и критерии здоровья.

Обучение здоровому образу жизни. Социопсихосоматика здоровья. Социально-психологический статус человека и его влияние на здоровье.

Понятие о внутренней картине болезни. Факторы, формирующие отношение к болезни. Типы реагирования на болезнь.

2

-

2

Практическое занятие

3.6

Понятие о внутренней картине здоровья, болезни.

Определение понятия «здоровье». Виды и критерии здоровья. Обучение здоровому образу жизни.

Особенности психологического взаимодействия с пациентами, имеющими различную внутреннюю картину болезни.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить доклады на тему «Здоровый образ жизни».

2

2

Тема 3.7

Психология утраты и смерти.

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

3.7

Психология утраты и смерти.

Реакция горя. Одиночество. Смерть и умирание.

2

-

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение  на тему «Морально-нравственные проблемы эвтаназии».

1

2

Тема 3.8 Психологический профиль пациентов при различных заболеваниях

Содержание учебного материала

Лекции

Практические

3.8.1

Психологический профиль пациентов с соматическими и инфекционными заболеваниями. Психологический профиль пациентов с сердечно - сосудистыми заболеваниями, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечный тракта, печени, почек, крови, эндокринной системы, при инфекционных заболеваниях. Стратегии деятельности медицинского персонала.

2

-

2

Содержание учебного материала

3.8.2

Психологический профиль пациентов при хирургической, акушерско-гинекологической патологии, онкопатологии.

Фазы реагирование по Кюблер-Росса. Стратегии деятельности медицинского персонала.

2

-

2

Практическое занятие

3.8.3

Психологический профиль пациентов при различных заболеваниях.

Психологический профиль пациентов с сердечно - сосудистыми заболеваниями, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечный тракта, печени, почек, крови, эндокринной системы, при инфекционных заболеваниях. Стратегии деятельности медицинского персонала.

Психологический профиль пациентов при хирургической, акушерско-гинекологической патологии, онкопатологии.

Фазы реагирование по Кюблер-Росса. Стратегии деятельности медицинского персонала.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить реферат на тему «Психологический профиль пациентов с гипертонической болезнью».

3

2

Максимальная учебная грузка (всего)  

186

  Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

124

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психология» и рабочих мест кабинета:

- презентации

- методические пособия, рекомендации для обучающихся

Технические средства обучения:

- компьютер

- мультимедийный проектор (интерактивная доска)

- экран (при отсутствии интерактивной доски)

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень основной литературы по дисциплине «Психология»

Полянцева О.И.  Психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2019.

Перечень основной электронной литературы по дисциплине «Психология»

  1. Островская И.В. Психология, 2016. <эл.>

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

- основные задачи  и методы психологии;

- психические процессы и состояния;

- структуру личности;

- пути социальной адаптации и мотивации личности;

- основы психосоматики

(соматический больной, внутренняя   картина болезни, пограничные расстройства);

- психологию медицинского работника;

- этапы профессиональной адаптации;

- принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалиста;

- аспекты семейной психологии;

- психологические основы  ухода за умирающим;

- основы психосоматики;

определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика» и «психотерапия»;

- особенности психических процессов у здорового и больного человека;

- структуру личности;

- функции и средства общения;

- закономерности общения;

- приемы психологической саморегуляции;

- основы делового общения;

- пути социальной адаптации и мотивации личности;

Решение заданий в тестовой форме, подготовка докладов,  индивидуальных сообщений, исследований.

Умения:

- использовать средства общения в психотерапевтических целях;

- давать психологическую оценку личности;

- применять приемы психологической саморегуляции

Решение заданий в тестовой форме, подготовка докладов,  индивидуальных сообщений, исследований.



Предварительный просмотр:

№ занятий

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ, ПОДТЕМ

Количество часов

Вид занятия

Раздел 1. Общая психология.

1.1

Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии.

2

Лекция

1.2

Психологические особенности личности.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.3

Характер, акцентуации характера.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.4

Аномальное развитие характера: психопатии

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.5

Эмоционально-волевые процессы и состояния.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.6

Стресс. Способы выхода из стресса.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.7

Психология и возраст.

Психология жизненного пути.

2

Лекция

1.7.1

Психология и возраст.

2

Практическое занятие

1.7.2

Психология жизненного пути.

2

Практическое занятие

1.8

Возрастно-половая характеристика человека.

Психология семьи.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.9

Психологические особенности овладения профессией.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.10

Особенности психических процессов у здорового человека и пациента.

2

Лекция

1.10.1

Ощущения и восприятие.

2

Практическое занятие

1.11

Особенности внимания и памяти в норме и патологии.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.12

Особенности мышления и интеллекта в норме и патологии.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.13

Особенности речи в норме и патологии.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.14

Воображение как психический познавательный процесс.

2

2

Лекция

Практическое занятие

1.15

Сознание. Нарушение сознания.

2

2

Лекция

Практическое занятие

Раздел 2. Социальная психология.

2.1

Введение в социальную психологию. Личность и общество. Проблема личности в социальной психологии

2

2

Лекция

Практическое занятие

2.2

Социальная психология групп.

2

2

Лекция

Практическое занятие

2.3

Перцептивная,  коммуникатиная и интерактивная стороны общения.

2

2

Лекция

Практическое занятие

2.4

Межличностные конфликты и пути их разрешения.

2

2

Лекция

Практическое занятие

2.5

Психология делового общения.

2

2

Лекция

Практическое занятие

2.6

Агрессия

2

Лекция

2.6.1

Агрессия: причинение вреда другим.

2

Практическое занятие

2.6.2

Агрессия: причинение вреда себе. Аутоагрессивное поведение.

2

Практическое занятие

2.7

Девиантное поведение.

2

2

Лекция

Практическое занятие

Раздел 3. Медицинская психология.

3.1

Введение в медицинскую психологию. Предмет медицинской психологии.

2

Лекция

3.2

Основы психогигиены, психопрофилактики.

2

2

Лекция

Практическое занятие

3.3

Психогенные расстройства.

Основы психосоматики.

2

Практическое занятие

3.3.1

Психогенные расстройства.

2

Лекция

3.3.2

Основы психосоматики.

2

Лекция

3.4

Психология аномального развития

2

2

Лекция

Практическое занятие

3.5

Онтогенетический подход в медицинской психологии.  

2

Лекция

3.5.1

Психические особенности, невротические и психосоматические расстройства у детей и подростков.

2

Практическое занятие

3.5.2

Психические особенности, невротические и психосоматические расстройства в зрелом возрасте.

2

Практическое занятие

3.6

Понятие о внутренней картине здоровья, болезни.

2

2

Лекция

Практическое занятие

3.7.

Психология утраты и смерти.

2

Лекция

3.8.1

Психологический профиль пациентов с соматическими и инфекционными заболеваниями.

2

Лекция

3.8.2

Психологический профиль пациентов при хирургической, акушерско-гинекологической патологии, онкопатологии.

2

Лекция

3.8.3

Дифференцированный зачет.

2

Практическое занятие

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ГОРЯЧЕКЛЮЧЕВСКОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

                                                                                                                                                                                                             УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

по учебной работе

М.В.Губерт

« 01»  сентября  2021 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Преподавателя  А.А.Козмановой

Дисциплина «Психология»

Специальность  «Лечебное дело»

Рассмотрен на заседании ЦК № 2    от 01.09.2021, протокол №1

Утвержден    педагогическим советом от 01.09.2021, протокол №1

Распределение часов по дисциплине, ПМ, МДК

на все виды обучения

Курс

Общее количество часов

ИЗ НИХ:

Лекционные  занятия

Семинары

Практические занятия

Курсовые проекты

Промежуточная аттестация

VII сем.

VIII сем.

VII сем.

VIII сем.

VII сем.

VIII сем.

VII сем.

VIII  сем.

VII сем.

VIII сем.

I

II

III

IV

124

30

34

30

30

Д/З

Всего часов

124

30

34

30

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...