Система классных часов, направленных на формирование навыков самоорганизации обучающихся 2 класса
статья

В данной статье представленна теоретическая информация о том, что такое самоорганизация. Описывается такая форма организации внеурочной деятельности как классный час. Продемонстрированы формы, методы, благодаря которым учитель формиррует навыки самооргганизации обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА КЛАССНЫХ ЧАСОВ НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССА

Кирина Е.В., студентка 4а группы,

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г.Камышлов

специальность:44.02.02 Преподавание в начальных классах

Пичка Е.Б., преподаватель

Одной из актуальных проблем современного образования остаётся  неумение детей организовать свою деятельность самостоятельно. Её решение предполагает совершенствование методов и форм организации внеклассной воспитательной работы, поиск новых, более эффективных путей формирования навыков самоорганизации, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их внеурочная деятельность.

Согласно статье 13 Конвенции о правах ребенка,  принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 01.01.01 года "ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка". [1] В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2004 г.) определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности младших школьников [2]. Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом. Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования, и в данном контексте проблема формирования умений самоорганизации, являющихся основой обобщенного способа организации учебной деятельности школьников, приобретает особую актуальность.

В современных вариативных учебных программах начального образования предполагается формирование у школьников умений самоорганизации, однако различен их состав, процесс формирования и требования к уровню овладения. Многолетние психолого-педагогические исследования и практика российского начального образования позволяют выделить разнообразные способы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в образовательных программах систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В, Занкова [3. с 51-55].

Очевидно, что формирование у обучающихся такого навыка, как самоорганизация необходимо уже на начальной ступени образования.

Руководствуясь требованиями ФГОС НОО, целями начального общего образования, современные педагоги активно применяют при организации образовательного процесса разнообразные методы и приемы, направленные на последовательное формирование у обучающихся навыков самоорганизации. Для достижения этой задачи необходимо эффективно использовать развивающий потенциал внеклассной воспитательной работы и в частности такой наиболее распространённой формы ее организации, как классный час.

В отношении младшего школьного возраста Н.В. Репкина, Е.В. Заика рассматривают самоорганизацию как процесс сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках учебных дисциплин. Как сложное интегративное качество рассматривает самоорганизацию Г.В. Козлова. Она считает, что самоорганизация выражается в свободе от внешних влияний и принуждений и представляет собой способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность действовать в соответствии с собственной позицией.

Формирование самоорганизации у младших школьников, по мнению автора, выстраивается на основе двух взаимосвязанных задач:

1. Развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.

2. Научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Выделяют основные этапы развития навыков самоорганизации у детей:

Этап подражания. действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия. Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

Этап частичной самоорганизации. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления

Этап более полной с самоорганизации. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности.

Формирование самоорганизации у обучающихся должно быть системным и комплексным. Следовательно, соответствующие методы и приемы необходимо применять не только в рамках организации учебной деятельности младших школьников, но и в процессе внеклассной воспитательной работы.

Классный час – это гибкая по составу форма фронтальной, воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов (Е.Н.Степанов).

Продуктом данной исследовательской работы является система классных часов, которой могут пользоваться педагоги для формирования навыка самоорганизации обучающихся 2 класса. Что же такое педагогическая система?

Педагогическая система — взаимосвязанные структурные и функциональные компоненты, подчиненные целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Система классных часов даёт возможность активно использовать имеющийся у детей личный опыт, способствует появлению новых занятий и интересов, позволяет учащимся активно действовать и высказывать своё мнение, дискутировать с одноклассниками на различные темы, позволяет накапливать опыт совместной внеклассной работы.

Значимость данной системы заключается в том, что педагоги, используя её, могут структурированно и поэтапно формировать и  развивать у младших школьниках навыки самоорганизации средствами внеклассной воспитательной работы. Классные часы, включенные в систему предполагают последовательное и систематичное применение методов и приемов, позволяющих поэтапно формировать у детей  навыки и умения, необходимые для самоорганизации.

Классные часы объединены тем, что при их организации предусмотрено применение активных методов, позволяющих вовлечь обучающихся в самостоятельную (совместную, или индивидуальную) деятельность. Организуя выполнение детьми этих заданий, прямо или косвенно управляя деятельностью обучающихся, учитель целенаправленно формирует умения, составляющие основу саморегуляции.

В заключении хотелось отметить, что система классных часов обладает большими возможностями, благодаря которым педагог сможет сформировать у младших школьников способность самостоятельно выполнять какие-либо действия и в последующем самостоятельно оценивать и организовывать свою деятельность.

Список использованных источников

  1. Конвенция о правах ребёнка URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (Дата обращения: 17.11.21)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)
  3. Волкова Т.Н. Программа обучения младших школьников основам самоорганизации // Завуч начальной школы. 2004. - №1.- С. 51-55
  4. Ишков А.Д. Развитие уровня самоорганизации профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] – Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия – Режим доступа: http://euis.mgsu.ru/organizations/RealizDogovorov/realizatsiya-2009/2009-4-polnye/11.4.1.12-uroven-samoorg-polnaya.pdf (Дата обращения: 18.11.21)
  5. Методика организации и проведения классных часов // Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=12952 (Дата обращения: 25.11.21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...

Формирование навыка самоорганизации учащихся через педагогически целесообразное использование информационно-коммуникационных технологий

В условиях модернизации школьного образования одной из важных целей образования становится развитие у учащихся способности к самоорганизации, наличие которой определяет успешность индивида, его конкур...

Тематика классных часов для студентов первого курса (База 9 классов) специальность Физическая культура

Представлена тематика классных часов по следующим направлениям: Компетентция гражданственностиКомпетенция самосовершенсвованиКомпетенция смвсловой ориентации в миреКомпетенция здоровьес...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ПРОФЕССИИ «АВТОМЕХАНИК»

Что побуждает ученика учиться? Какие факторы мотивируют его к учению? Как сделать, чтобы работа учителя пробудила познавательный интерес и желание учиться у обучающегося, а педагог, в свою очередб, см...

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник конструктов спортивных часов, направленных на формирование готовности к сдаче норм ГТО обучающихся 3 класса"

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник конструктов спортивных часов, направленных на формирование готовности к сдаче норм ГТО обучающихся 3 класса"...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...