Индивидуальная работа в системе дополнительного образования
статья

Борькова Елена Викторовна

В данной работе даны определения индивидуальной работе, индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной программы. Рассматривается работа с одарёнными детьми. Дана схема планирования индивидуального маршрута. Предлагаются формы занятий для одарённых воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту. Даны формы подведения итогов данной работы. Предлагаются приёмы творческого воображения. Рассматтривается работа с детьми с ОВЗ. Обращается внимание на условия работы с детьми с ОВЗ для успешной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа  

в системе дополнительного образования

http://cdn1.imgbb.ru/user/5/54786/201410/0a2ea00b7af182be11a06ba674ced97f.jpg

Индивидуальная работа - это деятельность педагога, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов.

Формы индивидуальной работы:

 - индивидуальный образовательный маршрут;

 - индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальная образовательная программа -  это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, и фиксирующая образовательные цели и результаты. Назначение индивидуальной образовательной программы:

  • способствовать самоопределению обучающегося в той или иной предметной области;
  • помочь обучающемуся составить проект своего образовательного пути в выбранной области;
  • показать перспективы развития данной предметной области

С кем проводится индивидуальная работа? Ответ на этот вопрос зависит от цели педагога:

а) отстающими;

б) успевающими;

в) одаренными;

г)  дети с ОВЗ

Рассмотрим  работу с одарёнными детьми.

      В данных условиях Министерство образования отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности, отражающую

результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,  очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

     Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Проявления изобразительно-художественной одарённости

  • В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  • Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  • Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и т.д.
  • Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д), в свободное время без побуждения взрослых.
  • Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  • Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  • Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

 Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей. В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развитияв определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.

    Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка
  • Методика, разработанная в США, применяемая в школах для

одаренных детей («Карта одаренности»);

  • Характеристика ученика;
  • Анкета для родителей;
  • Пожелания воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут

   Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

    Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

  • Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и

способности);

  • Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их

достижению.

  • Определить время, которое должен затратить ребенок на ос

воение стандартной и специальной программы;

  • Предусмотреть участие родителей;
  • Определить способы оценки успехов воспитанника.

Первый этап – Диагностика

Второй этап – Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

Четвертый этап нашей схемы - «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)-

На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Перейдем к 6-му этапу - «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов.  

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

 

Возможные формы занятий для одаренных воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту:

  • Игра.
  • Беседа.
  • Экскурсия.
  • Бенефис.
  • Наблюдение.
  • Практическое занятие.
  • Размышление.
  • Тренинг.
  • Творческая мастерская.
  • Творческий отчет.
  • Эксперимент.
  • Беда эвристическая.
  • Круиз.
  • Мозговой штурм.
  • «Фабрика».
  • Урок погружение.

Возможные формы подведения итогов:

  • Открытое занятие.
  • Показ достижений.
  • Зачетная работа.
  • Экзамен.
  • Тест.
  • Рефлексия.
  • Персональная выставка.

Приёмы творческого воображения

  • Склеивание (агглютинация). Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения. Путем мысленного «склеивания» рождено много героев легенд и мифов. Таких, например, как дракон, кентавр, русалка, химера и другие. Тем же путем созданы и такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и другие. Например: нарисовать живое существо – большой и добродушный, как бегемот, плавает как рыба, летает как птица.
  • Аналогия — один из приемов творческого воображения. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как, например, облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии, конечно, могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, ритмом. Например: рассмотрите шишку хвойного дерева, чешую рыбы и попытайтесь определить, в каких известных сооружениях использовался этот приём (подсказка: Покровский собор в Москве; Театр оперы и балета в Новосибирске), нарисуйте дом, который бы вы построили в пустыни, в горах, на равнине, в джунглях и в других местах. Или нарисуйте автомобиль, вертолёт, самолёт, корабль и т.п., похожих на божью коровку, глубоководную рыбу или ежа.
  • Преувеличение и преуменьшение. Также относят к приемам творческого воображения. Путем преувеличения, как и путем преуменьшения, можно создавать новое. Потренировать эту способность можно с помощью игры «очень правдивые истории». Например, стихотворение поэта В.Лунина:  

Я однажды видел сам:

Як летел по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне.

  • Акцентирование. Умение подметить и выделить главное называется акцентированием. Это еще один из приемов творческого воображения. Он очень близок предыдущему, но здесь важно не преувеличить или преуменьшить, а подчеркнуть самое главное. Например: расскажи о самых характерных особенностях образов сказочных героев – Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана-царевича и т.д.
  • Типизация. Одним из самых сложных приемов творческого воображения считается «типизация». Этот прием практически не используется в технике, но в художественном творчестве он является основным. Например: нарисуйте врача, художника, президента, лётчика, лесника и т.п. Расскажите с своём рисунке: какие черты вы выделили у представителей этих профессий.

 «Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой» В.А.Сухомлинский.

Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по

индивидуальному образовательному маршруту

для воспитания исследовательских наклонностей

и умение самостоятельно получать знания.

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  • Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.

  • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.

Рассмотрим работу с детьми с ОВЗ

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся следующие группы детей:

  • Дети с нарушение слуха
  • Дети с нарушением зрения
  • Дети с нарушением речи
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • Дети с задержкой психического развития
  • Дети с нарушением интеллекта
  • Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы
  • Дети инвалиды

       Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

       Задача педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы дать каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир творчества, превратить знакомые и простые вещи в облака, снег, радугу, животных и т.п., постичь свойства, структуру предметов, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

      При организации работы с детьми с ОВЗ следует учитывать следующие условия:

  • место организации работы должно быть комфортным для ребенка;
  • ребенок имеет право выбирать вид работы и осуществлять ее в индивидуальном темпе;
  • педагог и ребенок имеют равные, партнерские отношения;
  • не используются требования, принуждение, указания, команды;
  • исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;
  • ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, заменив их другими.

Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы. Так, например, при работе с детьми с ОВЗ следует увеличивать время, отведенное на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, облегчать выполнение какого- либо изделия, уделять больше времени отработке техники выполнения предложенного изделия. Педагог дополнительного образования с каждым ребенком работает индивидуально, не поторапливая, а следуя его темпу.

На занятиях можно использовать и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ученика. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны.

Дети с ОВЗ очень болезненно реагируют на порицание, поэтому этот метод педагогического воздействия не используется. Но надо понимать и тот факт, что постоянно повторяющаяся ошибка может перерасти в неправильно сформированный навык. В связи с этим иногда очень важно указать на серьезный недочет при выполнении работы, который может привести к повторению и закреплению данного вида ошибок. Сделать это надо ненавязчиво, корректно, подводя ребенка самого к пониманию проблемы. В этом случае можно предложить ему проанализировать, что не получилось и почему не получилось, что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше. В конце такого анализа важно уверить ребенка в том, что в следующий раз он обязательно справится с предложенным заданием, и у него получится лучше, чем сегодня. Ребенок с ОВЗ должен понимать, что все в его руках, что нет проблемы, которую нельзя было бы решить, воспитывая уверенность в себе.

В ходе выполнения какого - либо изделия ребенок должен осознавать, что от него требуется, каков итог его работы, чему он сегодня научится, и для чего это нужно. Должна быть четко сформулирована цель, к которой ребенок будет стремиться, шаг за шагом выполняя задания.

Если ребенок не усваивает программу со всеми вместе, то у него может пропасть интерес к занятиям. Он постоянно будет придумывать причины, по которым он мог бы не посещать объединение, потому что сказать правду: «У меня не получается, поэтому я не хочу ходить», он не может по ряду причин. Во избежание такого поворота, важно создавать каждому ребенку «ситуацию успеха», оказывать ему положительную поддержку, поощрять при всей группе его малейшие достижения. «Возродить» интерес ребенка к занятиям намного сложнее, чем поддерживать, заинтересовывая каждый раз новым, ранее незнакомым для него.

Правильно организованное дополнительное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие в системе дополнительного образования.

Презентация для начинающих педагогов дополнительного образования....

Особенности воспитания в системе дополнительного образования

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации...

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Учебное занятие в системе дополнительного образования для начинающих педагогов.

Основные требования к современному занятию, основные принципы обучения, структура различных типов занятия, общая структура плана занятий, методы организации занятий....

Организация и содержание диагностической работы в системе дополнительного образования

Выступление на городском семинаре- практикуме "Организация и содержание диагностической работы  в системе дополнительного образования"...

Методическая работа как успешное развитие системы дополнительного образования

В статье анализируется методическая работа, как успешное развитие системы дополнительного образования. Ведущей  задачей является выработка системы, нахождение доступных и вместе с тем эффективных...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "

Краткая аннотация проекта          Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...