Методическая разработка "Адаптация на рабочем месте и планирование карьеры"
методическая разработка

Полное описание проведения занятия по обучению самопрезентации в трудоустройстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация на рабочем месте118.74 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия курса «Технология трудоустройства»

для обучающихся выпускных групп колледжа

на тему:  «Адаптация на рабочем месте. Планирование карьеры»

Составила:

 педагог-психолог ГБПОУ МО

«Сергиево-Посадский колледж»

Чапни Марина Сергеевна

Сергиев Посад, 2020г.

Аннотация

Методическая разработка предназначена для изучения темы «Адаптация на рабочем месте. Планирование профессиональной карьеры»  по развивающей психолого-педагогической программе «Технология трудоустройства» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования.

Программа дает возможность повышать коммуникативную компетентность будущих специалистов в области поиска работы и трудоустройства.

Целью данной методической разработки является рассмотрение теоретических и практических основ построения коммуникаций в деловой сфере, а также формирование коммуникативных умений и навыков трудоустройства и адаптации на рабочем месте.

Методическая разработка комбинированного занятия на тему «Адаптация на рабочем месте» для обучающихся 4 курса представляет собой подробное описание хода занятия, содержит теоретический блок и практические задания для эффективного освоения обучающимися общими компетенциями в сфере делового общения в контексте трудоустройства, адаптации на рабочем месте, планирования профессиональной карьеры, отражает последовательность предоставления учебного материала.


Содержание

Введение…………………………………………………………………….

4

Пояснительная записка …………………………………………………....

5

План занятия………………………………………………………………..

7

Структура занятия……………………………………….............................

8

Список литературы

18

Приложение 1. Раздаточный материал к занятию……………………..

19


Введение

При обучении студентов по образовательной программе подготовки специалистов среднего звена необходимым условием является развитие компетенций, позволяющих эффективно осуществлять поиск работы и трудоустраиваться, организовывать деловое общение как с внутренней общественностью (персоналом организации), так и с внешней общественностью (заказчиками, деловыми партнерами и т.д.).

В процессе делового общения обучающиеся должны проявлять готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения, готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала, а также владеть средствами делового общения, навыками самопрезентации в деловой сфере.

Целью данной методической разработки является рассмотрение теоретических и практических основ построения коммуникаций в контексте ситуации поиска работы и трудоустройства.

Практическая направленность материалов предлагаемой методической разработки позволяет студентам ознакомиться с методами, приемами, средствами организации поиска работы, планирования профессиональной карьеры, что способствует реализации практико-ориентированного подхода в образовательном процессе.

Применение информационно-коммуникативных технологий, средств проблемной педагогической технологии позволяет повысить уровень усвоения учебного материала обучающимися.


Пояснительная записка

       Методическая разработка комбинированного занятия на тему «Адаптация на рабочем месте. Планирование профессиональной карьеры» предназначена для проведения занятия по развивающей психолого-педагогической программе «Технология трудоустройства» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу подготовки специалистов среднего звена по специальностям среднего профессионального образования.

Дидактическая цель:

- Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения материала посредством применения проблемной педагогической технологии.

  1. Образовательная цель:

- Изучение основных представлений, связанных с управлением процессом адаптации на рабочем месте, планированием профессиональной карьеры, формирование представлений, обучающихся о средствах и способах планирования профессионального саморазвития.

3. Развивающая цель:

- Развитие индивидуальной концепции самопродвижения в профессиональной сфере, коммуникативных навыков, умений обучающихся в рамках группового взаимодействия, развитие способности к самоанализу в процессе построения плана профессиональной карьеры.

4. Воспитательная цель:

- Формирование опыта применения навыков планирование профессионального саморазвития, воспитание у студентов терпимости, ответственности, доброжелательности.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Развитие социально-психологической и коммуникативной компетентности обучающихся в области планирование профессиональной карьеры.

Метапредметные:

Развитие умения планирования пути профессионального самопродвижения на основе самоанализа и оценки условий, методов и средств достижения поставленных целей;

Формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия других людей в рамках делового взаимодействия;

Развитие умений и навыков группового взаимодействия: навыков самопрезентации, умения эффективно сотрудничать с учетом этико-психологических норм и культурологических связей.

Тип занятия: занятие-импровизация с использованием ИКТ.

В основной части занятия включен коллективный разбор материала, который закрепляется играми и упражнениями. В ходе занятия  участники имеют возможность переоценить и отработать новые способы поведения. профессиональной сфере.

Вид занятия – комбинированное. 

Организация учебной деятельности обучающихся на занятии -фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы проведения занятия:  объяснение, групповая работа, решение ситуационных задач.

Оборудование:  план занятия, мультимедийное оборудование, раздаточный материал для обучающихся.

Время проведения: 90 минут


План занятия

Этап

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Используемые методы и приемы

I. Организационный

2 мин.

Приветствие, проверка готовности к занятию, учет посещаемости

Приветствие преподавателя, подготовка к занятию

Словесные методы

II.

Мотивация и целеполагание

3 мин.

Сообщение темы и ее актуальности, постановка цели и задач занятия

Восприятие информации

Словесные методы

III.

Контроль знаний

7мин.

Фронтальный опрос обучающихся

участие в опросе, восприятие информации

Словесные методы

IV.

Основной этап

50  мин.

Введение нового учебного материала (теоретический блок);

Организация выполнения практических упражнений

Конспектирование полученной информации, диалог с преподавателем, просмотр видео ролика, работа в мини-группах

Выполнение упражнений, участие в обсуждении результатов упражнений, диалог с преподавателем

Словесные методы: мини-лекция, объяснение, диалог с обучающимися,

применение ИКТ,

проблемно-ситуационные задания, ситуационные задания, работа в группе

V. Первичное осмысление и закрепление знаний

15

Выполнение Кейсов

Выполнение упражнений, участие в обсуждении результатов упражнений, диалог с преподавателем, самостоятельная работа, работа в мини-группах

VI. Рефлексия

10

мин.

Проверка усвоенных званий

Групповое обсуждение, диалог с преподавателем

Опрос, дискуссия

VI.Заключитель

ный этап

3 мин.

Подведение итогов занятия, домашнее задание, выставление оценок

Фиксирование информации

Объяснение

Структура занятия

I. Организационный момент.

- проверка наличия обучающихся;

- целевая установка на занятие

(сообщение темы и задач урока, мотивация учения).

II. Контроль знаний, повторение изученного материала.

- На предыдущих занятиях мы познакомились с понятием «профессиональное становление», основными его этапами и результатами каждого из них. Узнали , что означает понятие «карьера», вертикальная и горизонтальная карьера.

(фронтальный опрос)

- Дайте определение понятия карьера.

- Что такое профессиональная карьера?

- В чем сущность вертикальной карьеры?

- Что необходимо человеку для продвижения в горизонтальной карьере?

- Соотнесите понятия и соответствующие им определения. 

(проецирование на экран через мультимедийный проектор).

 Понятия

А. Профессиональное становление

Б. Профессиональная компетентность

В. Профессиональное творчество

Г. Профессиональное мастерство

Д. Профессиональная мобильность

Е. Профессиональная карьера

 1.Наивысший уровень овладения профессиональной деятельностью.

2.Способность быстро осваивать профессиональные новшества и новые специальности.

3.Создание человеком нового, неповторимого в процессе профессиональной деятельности с целью ее совершенствования.

4.Уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального совершенствования.

5.Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

6. Процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.

 

  III. Основной этап.

Изучение нового материала.

- Итак, можно сделать вывод о том, что профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Чтобы достичь в профессии определенных высот, необходимо, прежде всего, правильно выбрать сферу деятельности и место работы. Сегодня мы с вами подробно разберем, из чего складывается выбор человека, что такое варианты выбора? Что такое факторы выбора и как они влияют на выбор.

При выборе профессии важно учитывать:

  • личностные желания, склонности и интересы – «хочу»;
  • личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу»;
  • потребности рынка труда в кадрах – «надо».

(проецирование на экран схемы оптимального выбора сферы профессиональной деятельности)

Как видно из схемы, зона оптимального выбора будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора. Сознательным выбор будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

 (проецирование на экран таблицы «Мотивы выбора профессиональной деятельности»)

Мотивы

Социальные

Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

Моральные

Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств

Эстетические

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

Материальные

Стремление получать материальные блага

Престижные

Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое карьерное продвижение

Связанные с содержанием труда

Знание процессов труда, направленность на умственный и физический труд

Утилитарные

Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни

 - Мотивы профессионального самоопределения у каждого человека различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Кого-то привлекает содержание и процесс труда в той или иной деятельности, других – возможность реализовать свой интеллектуальный и физический потенциал, а третьих – передавать красоту родного края и т.д. главное – приносить пользу людям, стране, реализовать свои возможности, получать физическое, интеллектуальное и духовное удовлетворение от результатов труда.

Как вы видите, мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разнообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет и тем большее удовлетворение может получить от труда.

Мотивация выбора профессии определяется многими условиями, влиянием различных факторов и людей.

 (проецирование на экран схемы «Влияние на выбор профессии»)

 ЛИЧНОСТЬ

РОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЯ

ПРОИЗВДСТВЕННИКИ

РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

КИНО

ДРУЗЬЯ

КНИГИ

ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ

- Но тем не менее активность личности должна играть ведущую роль в выборе профессии и планировании своей профессиональной карьеры.

Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить в виде таблицы.

(проецирование на экран таблицы факторов)


Группы факторов

Личностные

Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, профессиональная компетентность, стаж работы, мастерство

Служебно-производственные

Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции

Социально-экономические

Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита

  - Но прежде всего в профессиональной карьере следует опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности. Профессиональную карьеру можно и нужно планировать для этого можно использовать эту опорную схему.

(проецируется на экран схема размышления)

Возможности освоения профессии

Оплата труда, возможности профессионального роста

Медицинские противопоказания

Соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии

Интересы и наклонности личности

Личное желание

Потребности общества в кадрах и рынок труда

Традиции семьи

Факторы, влияющие на выбор.

  - Отсюда следует, что на профессиональную карьеру окажут влияние много факторов, из которых несколько окажутся решающими. Критериями выбора профессии и профессиональной карьеры могут быть следующие:(выдвигаются обучающимися, записываются на доске и в тетради)

  1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.
  2. Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).
  3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать материальным возможностям семьи.
  4. Востребованность профессии на рынке труда.

 IV. Практическая часть.

1. Компьютерное тестирование.

- Планирование профессиональной карьеры зависит от притязаний человека. Жизненный и профессиональный успех по разному оценивается людьми с разными ценностными ориентациями и представителями различных профессиональных групп (реалистической, социальной, интеллектуальной, артистической, предпринимательской, конвенциональной) К какой из них вы можете себя отнести, предлагаю выяснить при помощи компьютерного тестирования. Вам предлагается тест Холланда, который поможет вам определить, в какой профессиональной среде вы можете достигнуть больших профессиональных успехов.

(компьютерное тестирование. Одновременно другие выполняют работу с таблицами факторов).

- Итак, представим себе, что профессия не только правильно выбрана, но и получена. Теперь хотелось бы поговорить о факторах, затрудняющих поиск работы.(размышления обучающихся).

2. Составление мини-резюме.

- Способов поиска работы множество: через бюро по трудоустройству, кадровые агентства, знакомых, объявления в газетах, Интернет. Наверное, каждого из вас волнует вопрос – а какой же способ поиска работы является самым эффективным? На этот вопрос нет однозначного ответа – многое зависит от индивидуальной ситуации кандидата, его специальности, умений и навыков. Если у вас есть четкая цель – найти работу, которая бы вас устраивала – используйте для этого максимальное количество способов. Но, тем не менее , есть один очень эффективный способ. Это размещение различных вариантов резюме в различных изданиях, на специальных сайтах, отсылка резюме в интересующие вас организации. От того, насколько грамотно оно составлено, зависит количество и качество предложений работодателей. Давайте разберемся, о чем, что и как следует писать в мини-резюме.

(проецирование на экран с подробными комментариями, составление обучающимися собственного резюме)

3. Деловая игра.

- Итак, вы выбраны из множества кандидатов и приглашены на собеседование. Чтобы привлечь интерес работодателя, необходимо владеть технологией самопрезентации. Предлагаю провести деловую игру, в результате которой мы узнаем основные способы самопрезентации и правила ее осуществления.

( две пары обучающихся готовятся к проведению игры с инструкциями, выданными преподавателем. В это время преподаватель знакомит остальных с правилами собеседования. Проводится игра и обсуждаются ее результаты, при которых определяются способы самопрезентации).

Развитие профессиональной карьеры напрямую связано с уровнем адаптации человека на рабочем месте. Для того, чтобы прогнозировать Ваш путь профессионального становления, обратимся к выполнению следующих заданий и самоанализу.

Рассмотрим следующие понятия.

  1. Понятие термина «Мотивация».
  2. Значение и роль мотивации для современного руководителя. 
  3. Виды мотивации. Модель мотивации поведения через потребности.
  4. Понятие содержательных и процессуальных теорий мотиваций.
  5. Соотнесите, какие теории относятся содержательным, а какие к процессуальным.
  6. Иерархия потребностей А. Маслоу.
  7. Заполнить таблицу:

№ п/п

«Ступень» иерархии пирамиды А. Маслоу

Вид потребности сотрудников

  1. Критика теории А. Маслоу.
  2. Теория приобретённых потребностей Д. Мак-Клелланда.
  3. Решение психологического теста № 1.
  4.  Двухфакторная теория Ф. Герцберга.
  5.  Заполнить таблицу:

№ п/п

Факторы

Пример потребностей сотрудников

1.

Гигиенические

2.

Мотивирующие

  1.  Решение психологического теста № 2.
  2.  Теория ожиданий.
  3.  Теория справедливости С. Адамса.
  4.  Модель Портера–Лоулера.

4. Первичное осмысление и закрепление знаний (15 минут)

1. Назовите наиболее важные, по вашему мнению, мотиваторы для следующих лиц:

  • вас лично к учёбе
  • квалифицированного рабочего
  • профессионала (врача, юриста, преподавателя)

3.  Обсудите предложенные кейс-ситуации группами по 2 человека

        Кейс № 1

        Цель: продемонстрировать ваше умение мотивировать подчиненных.

        Ситуация: Руководством вашей компании было принято решение увеличить длительность рабочего дня ваших подчиненных на 1 час без увеличения заработной платы за дополнительное время.         

        Задача: 

  1. Донести эту информацию на подчиненных на оперативном совещании таким образом, чтобы оно было принято положительно.  Опишите в форме прямой речи, каким образом вы это сделаете.
  2. Рассмотрите предложенные варианты. Позиции, какого руководителя вы отдадите предпочтение и почему?
  3. Оцените, позиция какого руководителя является наиболее эффективной.

        Ответы руководителей:

        Руководитель 1.

         Уважаемые коллеги! У меня для вас не очень приятная новость. Для решения оперативных задач нам необходимо поработать более напряженно, чем обычно. В связи с этим, начиная с сегодняшнего дня на работе нужно оставаться на час дольше. Эта мера временная, вопрос дополнительной оплаты будем обсуждать с руководством по итогам нашей работы.

Я также остаюсь на работе вместе с Вами анализировать то, что мы наделали за день, придется вечером, так что я буду на работе практически до ночи, кто хочет остаться дольше – присоединяйтесь! 

        Руководитель 2

 На общем собрании: «Довожу до Вашего сведения, что был сделан расчет специалистами на основании которого для дальнейшей прибыльной работы Общества необходимо  увеличить длительность рабочего дня нашего отдела на 1 час без увеличения заработной платы за дополнительное время. При продолжении работы в настоящем режиме нас ждёт отрицательный доход и в дальнейшем – ликвидация Общества. Я надеюсь, что увеличение длительности рабочего времени будет временным на 3-6 месяцев и наше Общество выйдет в ближайшее время из затруднительного положения.  В нашем отделе работают порядочные сотрудники, на взаимовыручку которых руководство Общества надеется. Готова ответить на Ваши вопросы, предложения

        Руководитель 3

        Добрый день, коллеги!

        С завтрашнего дня мы будем с вами видеться чаще, общаться и обсуждать производственные вопросы активней и больше, и на это у нас есть 1 дополнительный рабочий час. И это все благодаря не переходу на «летнее» время. А исключительно во благо процветания нашей компании. Рабочее время увеличится, зарплата нет, но усилиями нашего сплоченного коллектива мы улучшим результаты нашей работы и заработаем богатую премию.

        Кейс № 2

        Цель: Понимать особенности систем мотивации на предприятиях в различных странах.

        Ситуация: А. Морита, основатель корпорации Sony, называет следующие особенности японской модели мотивации:

        «Мы считаем нецелесообразным и ненужным слишком часто определять круг обязанностей каждого работника потому, что всех учат действовать, как в семье, в которой каждый готов делать то, что в данный момент необходимо. Если где-то допущен брак, то считается дурным тоном, если управляющий начнет выяснять, кто допустил ошибку. В своих контактах с иностранными компаниями я очень часто видел, что таким второстепенным вещам, как внешний вид, здания и обстановка кабинетов, уделяется гораздо больше времени, внимания и денег, чем они этого заслуживают. Мы предпочитаем, прежде всего, заботиться об атмосфере на наших заводах, о создании комфортабельной, простой и приятной рабочей обстановки, что, как мы считаем, оказывает прямое воздействие на качество продукции.

        В Америке люди приучены к системе, когда человек продает свой труд за определенное вознаграждение. В каком-то отношении это хорошо, потому что люди знают, что они должны трудиться, чтобы заработать деньги, иначе их уволят. В Японии мы идем на риск, обещая людям постоянную занятость, и затем должны постоянно их мотивировать. Все же я считаю большой ошибкой мнение о том, что деньги — это единственный способ вознаграждения за труд. Людям нужны деньги, но они хотят, прежде всего, получить удовольствие от своей работы и гордиться ею».

        Вопросы:

1.  Как вы относитесь к тезису о том, что в развитых странах зарплата перестает быть существенным мотивационным фактором? Аргументируйте свою позицию.

2.  Каковы особенности системы мотивации работников в современной России? Какую роль занимают в ней материальные стимулы? Приведите примеры. Аргументируйте свою точку зрения.

3. Какая система мотивации на ваш взгляд более эффективна? Аргументируйте свой ответ.

        Кейс № 3        

        Цель: Научиться использовать на практике гибкие формы мотивов сотрудников, учитывая их индивидуальные потребности.

        Ситуация 

        1. Александр Николаевич Смирнов работает экономистом в финансовом отделе крупной компании. Начальник отдела считает его способным и подающим надежды сотрудником. Александр Николаевич стремится работать всё лучше и лучше, предпочитая достаточно сложные, но реально выполнимые задачи. Он желает достигнуть в своей деятельности высоких результатов. Александру Николаевичу очень приятно, что среди своих коллег он пользуется уважением.

        2. Ирина Сергеевна Кравцова — старший мастер завода. На заводе она уже работает более 25 лет. Все сотрудники её хорошо знают и любят за веселый и неунывающий характер, за готовность помочь людям в трудную минуту. Ирина Сергеевна имеет собственное мнение и умеет убеждать окружающих в его правильности. Стремится к пониманию и поддержке своих решений со стороны коллег. Она радостно сообщает всем о своих достижениях, но не скрывает и огорчений, неформальное общение для неё является ключевым фактор в работе. Несмотря на большой стаж работы, Ирина Сергеевна охотно прислушивается к советам и старается их выполнять. Работа и коллеги стали ей второй семьёй.

        3. Владимир Григорьевич Иванов три  год назад окончил институт и в настоящее время работает в юридическом отделе  небольшой компании. Владимир Григорьевич увлечён своей работой и стремится усовершенствовать не только свою деятельность, но и работу коллег. Во время отсутствия руководителя отдела берёт на себя функции управления отделом. Владимир Григорьевич в своей работе проявляет инициативность. Владимир Григорьевич проживает в съемной квартире и через два года планирует приобрести квартиру.  

        Задание:

  1. Проведите анализ и сделайте выводы о потребностях каждого сотрудника.
  2. Разработайте систему мотивации для Смирнова А.Н., Кравцовой И.С., Иванова В.Г., учитывая их потребности, в соответствии с пирамидой Абрахама Маслоу.
  3. Разработайте систему мотивации для Смирнова А.Н., Кравцовой И.С., Иванова В.Г., учитывая их потребности, в соответствии с теорией приобретённых потребностей Дэвида Мак-Клелланда.
  4. Разработайте систему мотивации для Смирнова А.Н., Кравцовой И.С., Иванова В.Г., учитывая их потребности, в соответствии с двухфакторной моделью Фредерика Герцберга.

Задание: используя полученные знания, материалы сети Интернет, данные самоанализа, составьте план  собственной профессиональной карьеры и адаптации на рабочем месте, как основу для выполнения творческого проекта.

Укажите потребности, мотивы, цели и возможные действия по их достижению, начиная с этапа подбора места работы.

V. Рефлексия занятия. Студенты письменно заканчивают предложения, отражающих  их отношение к занятию, учебному предмету. Студент выбирает по два-три наиболее значимых лично для него положения.

Больше всего мне сегодня на уроке понравилось __________________________.

Сегодня на уроке мне не понравилось ______________________________.
Самым интересным сегодня на уроке было __________________________.
Самым сложным для меня сегодня было ____________________________.
Сегодня я научился ______________________________________________.

VI. Заключительная часть.

- Сегодня мы узнали очень многое о том, как можно планировать свою профессиональную карьеру. На что обратить внимание.

Домашнее задание: Оформите План-проект профессиональной карьеры, подготовьте сообщение на тему: «Подготовка к первому рабочему дню».

Выставление оценок за работу на занятии.


Литература

  1. Казначеская Г.Б. Менеджмент: учебник. 15-е изд., стер. –Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 347 с.
  2. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. В.П. Пугачева. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 394 с.
  3. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Уч. пос. / С.Д.Резник, И.А.Игошина; Под ред. С.Д.Резника. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018 - 320 с.
  4. Фаррахов А.Г. Теория менеджмента: История управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учебное пособие / А.Г. Фаррахов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.



Приложение 1.

Раздаточный материал к занятию

Модель мотивации поведения через потребности


Содержательные и процессуальные теории мотивации

        Соотнесите, какие теории относятся содержательным, а какие к процессуальным: теория мотивации А. Маслоу,  теория справедливости С. Адамса, теория приобретённых потребностей Д. Мак-Клелланда, теория ожиданий, двухфакторная теория Ф. Герцберга, модель Портера–Лоулера.

Пирамида потребностей А. Маслоу

image008

Психологический тест № 1

        Данный тест помогает определить ведущие потребности личности. Его методологической основой служит теория мотивации Д. МакКлелланда. Знание своих основных потребностей - исходный момент самомотивации, личностного менеджмента. Кроме того, зная ведущие потребности сотрудников и используя соответствующие стимулы, руководитель может повысить их трудовую мотивацию.

        Вам предлагается 15 высказываний. Выразите своё согласие или несогласие с каждым из них путём выбора соответствующего количества баллов.

Количество баллов

1

2

3

4

5

не согласен                                                                                                 полностью

                                                                                                                    согласен

Вопросы:

1. Я прилагаю все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей
работы (учёбы) по сравнению с тем, что было раньше.

2. Я получаю удовольствие от того, что мне приходится соревноваться
с кем-либо, особенно если я при этом выигрываю.

3. Я часто замечаю, что разговариваю со своими коллегами по работе
на «нерабочие» темы.

4. Мне нравится выполнять непростую работу.

5. Мне нравится брать на себя ответственность.

6. Мне нравится, если окружающие хорошо ко мне относятся.

7. Я хочу знать, насколько хорошо я выполнил то или иное задание в
действительности.

8. Я конфликтую с людьми, которые совершают неприятные для меня
поступки.

9. У меня хорошие отношения со своими коллегами по работе.

10. Мне нравится ставить перед собой реальные задания и выполнять их.

11. Мне нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях.

12. Мне нравится принадлежать к каким-либо группам или входить в состав тех или иных организаций.

13. Я получаю удовлетворение от выполнения сложных заданий.

14. Я часто работаю над тем, чтобы контролировать происходящее вокруг меня.

15. Мне больше нравится работать в группе, нежели в одиночку.

        Для того чтобы определить ваши доминирующие потребности, заполните таблицу. Вам необходимо поставить то количество баллов, которое соответствует вашему ответу на каждый вопрос.

Достижение успеха в целом

Стремление к власти

Тенденция к групповому признанию и уважению

номер высказывания

балл

номер высказывания

балл

номер высказывания

балл

Итого:

Итого:

Итого:

        На основании полученных результатов вы можете ознакомиться с  вашими ведущими потребностями.

Сравнительный анализ теории А. Маслоу и

двухфакторной теории Ф. Герцберга

image008


Психологический тест № 2

        Данный тест основан на мотивационной теории Герцберга. С помощью этого теста вы можете оценить влияние гигиенических и мотивационных факторов на отношение к работе.

        Вам предлагается 15 высказываний. Выразите своё согласие или несогласие с каждым из них путём выбора соответствующего количества баллов.

Количество баллов

1

2

3

4

5

не согласен                                                                                       согласен

Вопросы:

1. Интересное содержание работы.

2. Хороший начальник.

3. Признание проделанной вами работы, уважение к вам.

4. Возможность продвижения по службе.

5. Удовлетворённость личной жизнью.

6. Престижная работа.

7. Ответственная работа.

8. Хорошие условия труда для работы.

9. Разумные правила и процедуры, существующие на данном предприятии.

10.Возможность совершенствования.

11.Работа, которую вы можете хорошо делать и преуспевать в этом.

12.Чувство безопасности, связанное с работой.

        По результатам теста необходимо заполнить таблицу, и выяснить, какие факторы (мотивационные или гигиенические) преобладают у вас.

Гигиенические факторы

Мотивирующие факторы

номер высказывания

балл

номер высказывания

балл

Итого:

Итого:

        На основании полученных результатов вы можете ознакомиться с  вашими ведущими потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Задания составлены на основе рабочей программы Федерального государственного образовательного стандарта  по  профессии начального  профессионального образования 260807.01  «Повар, ...

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП 03 «Техническое оснащение и организация рабочего места»,2016 год

Учебно-методический  комплекс  по дисциплине ОП 03 «Техническое оснащение и организация рабочего места», разработан в соответствии с рабочей  программой ОП 03 «Техническое оснащени...

Учебно-методическая пособие на тему: «Технический уход за швейным оборудованием на рабочем месте»

Одно из важных требований правильной эксплуатации швейной машины - это своевременная смазка узлов и механизмов специальным швейным маслом, марка которого указана в руководстве по эксплуатации швейной ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по предметам: «Основы экономики ипредпринимательства,техническое оснащение и организация рабочего места, МДК 01. 01 технология обработки и приготовления блюд из овощей и грибов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока  по предметам: «Основы экономики ипредпринимательства,техническое оснащение и организация рабочего места,  МДК 01. 01 технология обработки ...

Методическая разработка урока учебной практики на тему: Организация рабочего места для ручных работ. Инструменты и приспособления для ручных работ.

В конспекте урока урока представлены основные принципы организации рабочего места для ручных работи учебно-производственные работы по теме....

методическая разработка интегрированного урока - аукциона по учебным дисциплинам ОУД.12 Химия ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места

Программы изучения учебных дисциплин ОУД.12 «Химия» и ОП.03 «Техническое оснащение и организация рабочего места» реализуются в соответствии ФГОС по программе подготовки квалифи...