Рейтинговая система оценки знаний обучающихся
материал

Елена Алексеевна Зубарева

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

ДОКЛАД

На тему: 

«Рейтинговая система оценки знаний обучающихся».

Автор:

преподаватель Зубарева Е.А.

г.Рославль 2018 г.

Сегодня, когда система образования претерпевает серьёзные изменения, от преподавателя требуется не просто оценка приобретенных обучающимся знаний, умений и навыков, а учет его индивидуальных особенностей:

  • способностей;
  • степени активности на уроке;
  • количества усилий затраченных на подготовку.

И такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам – это рейтинговая система (рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся).

Целями введения рейтинговой системы оценивания учебных достижений являются:

  • расширение компетентности обучающихся в области изучения дисциплины;
  • развитие у обучающихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию;
  • создание условий, учитывающих индивидуальные способности, возможности обучающихся, для успешной реализации целей обучения;
  • повышение ответственности обучающихся за результаты своего обучения.

Рейтинговая система оценивания знаний позволяет:

обучающимся осуществлять выбор возможных вариантов и форм овладения дисциплиной (в соответствии с индивидуальными особенностями);

преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности, создать максимальную комфортную среду обучения и воспитания, объективно оценить обучающегося и прокомментировать его оценку, избежать конфликтных ситуаций.

Смысл данной системы состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется в рейтинговой таблице. После каждого вида деятельности на уроке каждому ученику в оценочный лист выставлялся рейтинг, что требует внимания, быстроты и объективности. Далее рейтинг переводится в традиционную оценочную шкалу (отметку).

Рейтинговая система имеет несколько вариантов.

1)     По объёму учебного материала:

-       на один урок;

-       на тему;

2)     По способу оценивания:

-       бальная система;

-       средняя оценка;

-       без бальная.

Давайте их рассмотрим.

На один урок. Требует четкого планирования всех этапов урока, вычленения всех видов работ, которые проводились на уроке (так как за каждый вид работы начисляются баллы). В практике большинства педагогов (моей тоже) преобладают комбинированные уроки, и достаточно просто выделить три его основных этапа:

-     повторение пройденного материала (актуализация опорных знаний);

-     изучение нового материала;

-     закрепление пройденного на уроке;

и дополнить при необходимости отдельными элементами (работа с карточками, у доски, сообщения, тесты, решение задач, практические работы, активность на уроке). данная система более гибкая.

На тему. Необходима большая кропотливая работа, так как планирование и выделение видов работ проводится на всю тему, затруднение вызвано тем, что если в процессе изучения темы необходимо добавить отдельные элементы, то необходимо полностью переделывать соответствующие ведомости.

Бальная система. Каждый этап урока:

-     готовность к уроку (наличие учебника, конспекта, выполненное домашнее задание);

-     устный ответ;

-     дополнения;

-     активность и другое;

оценивается определённым количеством баллов. Затруднения вызывает подведение итогов так как за 2-3 минуты необходимо подсчитать рейтинг для всех учеников группы, а за тем перевести его в традиционную оценку, путём наложения полученных баллов на заранее выбранную интервальную шкалу, где каждому интервалу соответствует та или иная оценка.

Например:  "5" - 27 - 30 баллов;   "4" - 21 - 26 баллов;   "3" - 15 - 20 баллов.

Средняя оценка. Каждый этап урока:

-     ответы на вопросы повторения;

-     работа с карточками;

-     дополнения;

-     тестирование и другое;

оценивается определённой оценкой. Данная система создаёт те же трудности что и предыдущая, при этом необходимо подсчитать средний балл.

Без бальная. Ответ или работа на любом этапе урока в зависимости от правильности оценивается "+" или "-", частично правильный ответ "+/-" или "-/+", затем ориентируясь на преобладающие знаки преподаватель выставляет оценку.

На мой взгляд, преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы оценивания учебных достижений как средства успешного развития компетентности учащихся очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность учебной деятельности обучающихся за счет целого ряда факторов:

  1. стимулируется максимально возможный интерес учащихся к конкретной теме, а , следовательно, к предмету в целом;
  2. процесс обучения и контроля охватывает всех обучающихся, их обучение при этом контролируется учителем и одноклассниками;
  3. дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает стрессовой ситуации;
  4. развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся;
  5. наблюдается поворот мышления и поведения школьников в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.

Сравнивая традиционную и рейтинговую системы оценивания учащихся, прихожу к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся стимулирует ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.

Предлагаю использовать хотя бы элементы метода рейтинговой оценки знаний учащихся на уроках, так как это значительно повышает активность детей, продуктивность урока, снимает стресс у учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Рейтинговая система оценки знаний обучающихся Преподаватель высшей квалификационной категории Зубарева Е. А. СОГБПОУ Рославльский многопрофильный колледж

Слайд 2

расширение компетентности обучающихся в области изучения дисциплины; развитие у обучающихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию; создание условий, учитывающих индивидуальные способности, возможности обучающихся, для успешной реализации целей обучения; повышение ответственности обучающихся за результаты своего обучения. Цели введения рейтинговой системы оценки знаний:

Слайд 3

По объёму учебного материала: - на один урок; на тему; По способу оценивания: - бальная система; - средняя оценка; - без бальная. Виды рейтинговой системы оценки знаний:

Слайд 4

№ п/п Фамилия, имя уч-ся Участие в уроке: Работа с карточками Фронтальный опрос повторение Работа на уроке по новой теме Мини п/р «Составление оборотной ведомости» Дополнит. задания «Корреспонденция счетов» Фронтальный опрос. Закрепление. Оценка за урок 1 Бекусова Настя 5 5 5 2 Гавриленкова Татьяна 3 3 Голиненко Ксения 5 5 5 5 5 4 Горина Катя 5 5 5 5 5 Гордеева Марина 3 6 Гермес Лидия 3 3 4 3 7 Джалилова Ирина 4 8 Зуева Елена 3 3 3 3 9 Иванова Александра 5 4 4 4 10 Козырева Маша 5, 5 5 5 5 5 11 Калистратова Катя 5 4 5 5 5 12 Лаврентьева Оля Н 13 Лаврова Юля 5, 5 4 5 5 5 14 Макаренкова Аня 3 4 3 3 3 15 Павлова Света 5 16 Полещенкова Анна 5, 5 4 5 5 17 Платонова Вера 4 5 5 5 5 18 Прядохина Юля Н 19 Семёнова Юля 4 5 4 4 20 Таратенкова Лена 2 21 Телюкова Лена 5 4 4 4 22 Филиппова Вика 3 23 Хроменкова Катя 5 4 4 4 4 24 Яковлева Наташа 2 Ведомость оценок Предмет: «Экономика» Тема урока: «Безработица» Группа: 25ТПИ Курс: 2

Слайд 5

№ п/п Фамилия, имя уч-ся Участие в уроке Работа с карточками Вопросы для повторения Изучение нового материала (дополнения) Сообщения Заполнение таблицы Тест Оценка за урок 1 Алексахина Юля 5 5 4 5 2 Бодина Вика 3 3 3 3 Болотова Катя н 4 Батурин Сергей 4 4 3 4 5 Васильева Настя 3, 2 4 3 3 6 Данейкина Люда 5 5 4 5 7 Закоулов Антон 5, 4 5 5 5 8 Игнатова Вика 5 4 3 4 9 Каретникова Маша 5 5 4 5 10 Кирпиченкова Юля н 11 Клыш Лена н 12 Лабутина Настя 5 5 5 5 13 Левенкова Света 5, 5, 5 5 5 14 Маслова Наташа 5, 4 5 5 4 4 15 Масленникова Катя н 16 Матюхина Аня 5, 4 4 3 4 17 Сергеенкова Алина 5 5 5 5 5 18 Сафронова Снежана 3 3 3 3 19 Сорокина Яна 3 4 3 3 20 Сошенкова Аня 4 4 4 Ведомость оценок Предмет: «Маркетинг» Тема урока: «Жизненный цикл товара» Группа: 35 ТПИ Курс: 3

Слайд 6

№ п/п Фамилия, имя уч-ся Участие в уроке: Вопросы по опреде-лениям Вопросы по разделам плана счетов Задание № 1 Примеры Задание № 2 Закрепление материала урока Оценка за урок 1 Бодина Вика Н 2 Бокова Маша Н 3 Болотова Катя + +/- - 3 4 Васильева Юля Н 5 Гусаренко Диана Н 6 Головлёва Катя + - + / - 3 7 Игнатова Вика - + 3 8 Каретникова Маша - + + - 3 9 Кирпиченкова Юля + - + / - 3 10 Клыш Лена + - +/- 3 11 Лабутина Настя + + - 4 12 Левенкова Света + - + +, + / - + - 4 13 Маслова Наташа - + + + - 4 14 Масленникова Катя + + + +, + 5 15 Матюхина Аня + / - + + + 5 16 Новикова Настя + - +/- 3 17 Сергеенкова Алина + + + + 5 18 Сорокина Яна + + - 4 Ведомость оценок Предмет: «Теория бухгалтерского учета» Тема урока: «План счетов» Группа: № 7 Курс: I Дата проведения: 0 9 .02.2013 г.

Слайд 7

Ведомость оценок Предмет: «Основа экономики» Тема урока: «Доходы и расходы домашних хозяйств» Группа: 32ТП Курс: 3 № п/п Фамилия, имя учащегося Участие в уроке Оценка за урок Вопросы для повторения Вопросы в ходе изучения нового материала Сообщения Вопросы для закрепления 1 Алешина Наталья + + + + 5 2 Захаренкова Людмила +/- +/- 4 3 Кондратова Ольга Н 4 Круглая Юлия + + +, + 5 5 Мешечкина Мария +/- +/- 4 6 Науменкова Надежда Н 7 Ноздрина Алиса Н 8 Пестерева Ирина - + +/- 4 9 Плюснина Светлана + + 5 10 Романова Наталья +/- +/- 4 11 Сидорова Ольга + + + + 5 12 Скрипкина Ирина Н 13 Трубенкова Ирина + + +, + 5 14 Шашкова Надежда - +/- + 4 15 Шушура Анастасия +/- + 4 16 Фащиленко Яна + + 5

Слайд 8

№ п/п Фамилия, имя уч-ся Участие в уроке: Карточки Таблица Тест Опрос Дополнитель ные вопросы Закрепление материала Оценка За урок 1 Авдюшкина Ира Н 2 Варченкова Катя Н 3 Виноградова Настя Н 4 Базалива Оля +, -, - + 3 5 Кочегарова Ирина + + +, + 5 6 Корнеева Вика Н 7 Магурова Людмила Н 8 Москалёва Юлия +, + - 4 9 Музика Таня +, +, +, + +, + 5 10 Новикова Татьяна +, +, -, + + +, + 5 11 Пантюхов Ваня + - + 4 12 Пендрикова Елена +, +, +, +, + + 5 13 Прикот Анна + / - + 4 Ведомость оценок Предмет: «Маркетинг» Тема урока: «Разработка нового товара» Группа: 35ТПИ Курс: 3

Слайд 9

Стимулируется максимально возможный интерес учащихся к конкретной теме, а , следовательно, к предмету в целом; Процесс обучения и контроля охватывает всех обучающихся; Дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой природе находит оптимальный выход в игровой форме; Развиваются элементы творчества, навыки самоанализа, включаются дополнительные резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся; Наблюдается поворот мышления и поведения обучающихся в направлении более продуктивной и активной познавательной деятельности.

Слайд 10

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рейтинговая система оценки знаний учащихся.

Способы повышения интереса учащихся к уроку и предмету в целом с помощью нетрадиционной системы оценки знаний....

Из опыта работы по реализации рейтинговой системы оценки знаний в образовательной организации среднего профессионального образования

В статье речь пойдет об опыте работы по внедрению модульно-рейтинговой технологии в обучение студентов СПО дисциплине "Методика преподавания  русского языка в начальных классах".В рамках ФГОС СПО...

Бально-рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Статья описывает опыт внедрения бально-рейтинговой оценки знаний обучающихся на примере группы СПО при узучении дисциплины Технология машиностроения. Приведены основные критерии оценки, описан результ...

Рейтинговая накопительная система оценки знаний обучающихся СПО

Статья: "Рейтинговая  накопительная система оценки  знаний обучающихся СПО"...

Выступление на заседании ЦМК на тему"Анализ результатов внедрения бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов"-2015

План выступления:1.      Основные составляющие БРС.2.      Внедрение БРС:a.       Этапыb.      ...

Методические указания по рейтинговой системе оценки знаний по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы и приводы"

Методические указания содержат рекомендации по разработке и внедрению рейтинговой системы оценки знаний обучающихся по дисциплине ОП.13.ВЧ. «Гидравлические и пневматические системы и приводы&raq...