рабочая программа 8 кл
рабочая программа

Копылова Оксана Михайловна

Рабочая программа по музыке 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass_kopylova_o.m.docx233.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\скан Копылова ОМ\8 001.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для        8 класса соответствует:

  1. Закону РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

  1. Образовательной программе основного общего образования МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»;

  1. Учебным планом МАОУ "Хоринская средняя общеобразовательная школа №2"

  1. Положению о рабочих программах « МАОУ «Хоринская СОШ №2»

  1. УМК по предмету музыка:

  1. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 5-8 классы. — М.: Просвещение, 2014.

Количество часов на 2019/2020 учебный год: 34 часа; в неделю 1 час. Специфика класса: В пубертатном периоде происходит становление главных чертхарактера, т.е. основ личности; выявляются способности, наклонности, интересы, значительная часть социальных отношений. Подросток пытается вырваться из опекаемого детства к самостоятельности, однако он еще учится, является иждивенцем, часто проявляет детские формы взаимоотношений. Чувство взрослости и растущие притязания вступают в противоречие с реальной действительностью. Это и является причиной кризиса подросткового возраста. Основные причины тревожности и страхов у подростков обычно вызваны взаимоотношениями со сверстниками, а не проблемами с учебой, как у младших школьников. Ломка старых психологических структур ведет к взрывам непослушания, поэтому период 14-15 лет (7-8 классы) наиболее труден для окружающих. Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». Включение подростка

  • такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений, является основной задачей уроков музыки.

  • учебном курсе ставится задача обобщения музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения

композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру. Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений». Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох. Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Выпускников основной школы по музыке выражаются в следующем:

  • Общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • Осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;

  • Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;

  • Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;

  • Осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;

  • Рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;

  • Применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;

  • Постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;

  • Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • Освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и

навыками для реализации собственного творческого потенциала. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы

программы по музыке являются:

  • Формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

  • Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

  • Совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

  • Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
  • Наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

  • Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

  • Сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школыпрограммы по музыке характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • Формирование  и  развитие  компетентности  в  области  использования

информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию Личностные результатами изучения музыки являются:

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. Коммуникативные результатами изучения музыки являются:использоватьпринятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Познавательные результатами изучения музыки являются:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  • наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Планируемые результаты обучения музыке в 8 классе Ученик научится:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;

  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;

  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

  • понимать основной принцип построения и развития музыки;

  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;

  • понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;

  • определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;

  • понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;

  • понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;

  • распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;

  • определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;

  • узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

  • различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;

  • называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);

  • узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);

  • определять тембры музыкальных инструментов;

  • называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;

  • определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • определять характерные особенности музыкального языка;

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;

  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;

  • определять характерные признаки современной популярной музыки;

  • называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;

  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;

  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;

  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;

  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;

  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;

  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;

  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;

  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;

  • понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;

  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;

  • приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;

  • применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;

  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;

  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;

  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;

  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;

  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;

  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.)

Содержание учебного предмета «Музыка» 8 класс

Разделы

Содер

Количество часов

п/п

программы

жание

блока

1.

«Жанровое

16

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного

многообразие музыки»

человека. Искусство как хранитель культуры,

духовного опыта человечества. Обращение к искусству

прошлого с целью выявления его

полифункциональности и ценности для людей,

живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль –

язык. Наука и искусство. Знание научное и знание

художественное. Роль искусства в формировании

художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры

(архитектуры, живописи, скульптуры, музыки,

литературы и др.) и предметы материальной культуры

в контексте разных стилей (по выбору учителя на

знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о

многообразии материальной и художественной

культуры на примере произведений различных видов

искусства.

  1. «Музыкальный стиль».18Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя.

Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических

  • современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров..

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайков¬ский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Сви¬ридов и др.).

ИТОГО:        34

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего

Дата проведения

час.

Тема  1  полугодия:  «Жанровое  многообразие

(16

план

факт

музыки»

час)

1.

Классика и современность. Музыка

1

06.09.19

И.С.Баха и 21 век

2.

Современные обработки классических

1

13.09.19

произведений

3.

Жанровое многообразие музыки

1

20.09.19

4.

Жанры эстрадной песни

1

27.09.19

5.

Патриотическая тема в музыке

1

04.10.19

Гимн России. Гимн Бурятии.

6.

Проникновение фольклора в

1

11.10.19

современную музыку

7.

Проникновение фольклора в

1

18.10.19

современную музыку

8.

Вокальные жанры и их развитие в музыке

1

25.10.19

разных эпох

9.

Тема любви – вечная тема в искусстве

1

01.11.19

10.

Тема любви – вечная тема в искусстве

1

08.11.19

11.

Вальс. Иоганн Штраус – король вальса

1

15.11.19

12.

Жанр вальса в «серьезной» и «легкой

1

22.11.19

музыке»

13.

Интонации и ритмы марша

1

29.11.19

14.

Интонации и ритмы марша

1

06.12.19

15.

Выдающиеся исполнительские

1

коллективы

13.12.19

16.

Обобщающий урок

1

20.12.19

Тема 2 полугодия: «Музыкальный стиль».

18 час

17.

Джаз. Корни и истоки. Симфоджаз

1

27.12.19

18.

Рок-опера

1

17.01.20

19.

Авторская песня

1

24.01.20

20.

Авторская песня

1

31.01.20

21.

Духовная музыка

1

07.02.20

22.

Обращение

композиторов

к

образцам

1

духовной

музыки

при

создании

14.02.20

музыкальных произведений

23.

Вечная музыка Вивальди. Эпоха Барокко

1

в музыке

21.02.20

24.

Характерные

признаки

музыкального

1

классицизма

28.02.20

25.

«…И   музыка,   которой   нет   конца..».

1

6.03.20

Эпоха романтизма в музыке

26.

Творческий стиль С.Рахманинова

1

13.03.20

27.

Историческая   хроника   А.Пушкина   и

1

20.03.20

опера М.Мусоргского «Борис Годунов»

28.

Историческая   хроника   А.Пушкина   и

1

27.03.20

опера М.Мусоргского «Борис Годунов»

29.

Всегда современный Чайковский П.

1

03.04.20

30.

Мыпомним…Мыгордимся…Песни

1

великого подвига

10.04.20

31.

Мыпомним…Мыгордимся…Песни

1

17.04.20

великого подвига

32.

Традиции  и  новаторство  в  творчестве

1

24.04.20

С.Прокофьева

33.

Обобщение по разделу и курсу

1

8.05.20

34.

Обобщение по разделу и курсу.

1

15.05.20

Всего

34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка. Искусство. 8-9 классы./

[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э.Кашекова]. – М: «Просвещение», 2016год). Программа «Музыка» для основной школы в данном издании имеет гриф «ФГОС»;

  1. Сергеева Г., Критская Е. Уроки музыки. Поурочные разработки. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

  1. Сергеева Г.П. О преподавании предмета «Музыка» в 8-9 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО // Введение ФГОС основного общего и среднего общего образования. – Наро-Фоминск, 2014. – С. 5-25.

  1. Алексеева Л.Л., Критская Е.Д. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. – 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2013..

  1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка». 5 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2013.

  1. Сергеева Г., Критская Е. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия музыкального материала (MP3). – М.: Просвещение, 2013.

  1. Хрестоматии с нотным материалом. Сборники песен.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Под руководством Д.Б. Кабалевского. 1-8 классы. – М.: Просвещение, 2007.

.

Научно-методическая литература:

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. - 2-е изд. – М.: Искусство, 1968.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996.
  4. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Советский композитор, 1977.
  5. Копылова А.В. Технология урока искусства. – Книга первая. – М.: Тач Маркетинг, 2004.
  6. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: исследование. – М.: Композитор, 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...