Эффективность использования метода педагогической игры при обучении студентов медицинского колледжа.
статья

Сидоревич Светлана Николаевна

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnost_pedagogicheskoy_igry-2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи:

преподаватель Сидоревич Светлана Николаевна

Эффективность использования метода педагогической игры при обучении студентов медицинского колледжа.

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях среднего медицинского учреждения, что предопределило актуальность данной темы.

Методом позволяющим, личностно значимо и практически направлено выстроить процесс профессионального обучения, может стать метод «деловой игры». Это позволит активизировать познавательную деятельность студентов, формировать их практические навыки и профессиональные представления. В деловой игре воспроизводятся профессиональная обстановка, сходная с реальной. Деловая игра воспитывает личностные качества ускоряет процесс социализации. Но эта «серьёзная» профессиональная деятельность реализуется в игровой форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально раскрепоститься, проявить творческую инициативу.

         Актуальность работы определена необходимостью разработки специальных педагогических методов, позволяющих интенсифицировать обучение в профессиональном образовании. Зачастую, обладая хорошей профессиональной подготовкой, медсестра может быть психологически не готова к действию, и все ее профессиональные навыки теряют свое значение, особенно в экстренных ситуациях, когда необходимо принять решение самостоятельно и реализовать его.

         Гипотеза исследования: предполагалось, что использование игры как нетрадиционного метода в обучающем процессе позволяет активизировать познавательную деятельность, интенсивно формировать практические навыки и профессиональные представления студентов.

         Цель работы определяется рядом входящих в нее задач:

  1. Изучить игру как активный метод в педагогическом процессе.
  2. Определить специфику и условия организации игры в обучающем процессе профессионального образования.
  3. Сравнить две группы студентов, обучающихся по традиционным методикам, и с использованием игр на практических занятиях профессионального модуля ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах специальности «Сестринское дело».

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Методы наблюдения, сравнения, изучения передового педагогического опыта.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Результаты квалификационного экзамена.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Именно в этом случае студенту предоставлена возможность моделировать свою будущую профессиональную деятельность – вырабатывать быстроту действий, сообразительность, умение применять теорию на практике, осваивать профессиональные и общие компетенции, приобретать первоначальный практический опыт. 

Можно выделить несколько типов деловых игр.

Первый тип игры: «медработник   -  пациент». Это основная форма клинической игры, моделирующей условия интеллектуальной профессиональной деятельности фельдшера или медсестры направленной на распознавание болезней и лечение больного. Эта форма наиболее проста, она является основой всех клинических игр. Учебная игра «фельдшер -  пациент» организационно и методически чрезвычайно широка, мобильна и может применяться в диапазоне от единственного играющего с преподавателем студента до применения этой методики на лекции. По специальности «сестринское дело» разработаны ролевые игры «медсестра – пациент» по сбору информации о пациенте, расспросу, выявлению жалоб и сведений о болезни и жизни. Игры используем в учебном процессе начиная с первых курсов.   На старших курсах студенты имеют возможность в деловой игре имитировать профессиональную деятельность медсестры в условиях стационара, а фельдшера в условиях скорой помощи или ФАПА. Это такие игры как «Утро в эндокринологическом отделении», «Один день кардиологического больного в стационаре», «Фельдшер скорой помощи на вызове», «Роды», и др.

Второй тип – «Действия медицинского персонала в нетипичных ситуациях». Эта игра отличается тем, что   в игре участвуют консультанты, координаторы, менеджеры. Формально эта ролевая игра, где разные играющие выполняют роли медсестер разных специальностей и уровня подготовки, включает интегральные связи.  По своей сути она односторонняя. Этот вариант гораздо сложнее для студентов и требует более серьезной подготовки и включает.

Третий тип клинической игры – это «Фельдшер скорой помощи», «Фельдшер ФАПа». Отличие этого варианта в том, что фельдшер обслуживает нескольких пациентов. При этом для моделирования наиболее реальной ситуации каждый из этих больных находится на разных стадиях обследования и лечения, на разных стадиях своих заболеваний.   Здесь помимо чисто клинических задач, возникает организационные проблемы взаимодействия с разными специалистами ЛПУ, с вспомогательными, клиническими, инструментальными и лабораторными службами.

Лечебное учреждение, получающее молодых специалистов, часто жалуется, что выпускники не владеют профессиональными элементарными навыками, особенно плохо они подготовлены к взаимодействию со своими коллегами и различными службами.

Моделирование профессиональной работы медработника в коллективе ЛПУ посредством учебной игры в принципе позволит лучше подготовить студента    к оптимальной деятельности. Иными словами, медицинские игры должны моделировать сложные проблемы в ЛПУ, максимально реальные модели профессиональной работы медработника с пациентом.

Главное назначение деловых игр -  уменьшить для учащихся степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Стоит ли напоминать, что «производственная сфера» медработника -  это пациент. И неожиданность ситуации для фельдшера или медсестры в сложных случаях оборачивается вполне реальной гибелью пациента.

Учебная игра   может быть не только методом обучения, но и методом контроля, который в условиях, приближенных к реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной профессиональной деятельности. 

Наиболее благоприятный момент для применения деловых игр – завершающий этап обучения, когда студенты уже обладают достаточным уровнем знаний, умеют самостоятельно работать и им легче справиться с ситуациями, моделирующими профессиональную деятельность. При таком методе обучения участникам игры предлагают конкретную ситуацию с двумя вариантами распределения ролей.

При первом варианте роли распределяются между некоторыми обучаемыми, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями или выполняют функции «арбитра».         
Во втором – слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая из них берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.

По методике первого варианта деловая игра представляет собой имитационную игру, в ходе которой участники, имитируя деятельность того или иного служебного лица, на основе анализа данной ситуации принимают решения. Бригада делится на две малые группы: первая – «исполнители», вторая – «оппоненты», оценивающие действия «соперников», не имея перед собой эталонов ответов. В игре принимает участие и «арбитр», который, по эталонам ответов на теоретические знания и практические навыки, оценивает действия студентов.     

 

Пример: пациент К. 78 лет. в тяжелом состоянии с диагнозом: «Острое расстройство пищеварения» поступает в приемное отделение инфекционной больницы. В данной игре студенты ставят приоритетную проблему, оценивают ситуацию, выдвигают возможные варианты решения, и, проанализировав каждый из них, выбирают наиболее оптимальный. По условию задания бригада студентов должна оказать неотложную помощь в приемном покое, и, согласно установленного алгоритму, показать определенные практические навыки (промывание желудка, постановку очистительной клизмы, внутримышечное, внутривенное, подкожное введение лекарственного препарата). Затем один из участников должен определить программу лечения пациента с острой кишечной инфекцией в стационаре. Таким образом, проведение предложенной деловой игры позволяет оценить некоторые профессиональные компетенции по неотложной помощи на догоспитальном этапе.

Другая игра «Синдром гипертермии» составлена по той же методике, но имеет некоторые особенности. Преподаватель делит бригаду на три подгруппы, каждая из которых имеет свое название и во время игры должна выполнить три задания по определенному алгоритму действия. Первая – «Фельдшер» получает ситуационную задачу, по условиям которой у пациента помимо гипертермии, будут судороги. Но тактика фельдшера будет зависеть от определения этиологии судорог, поэтому данная подгруппа, обращается ко второй подгруппе «Информатор», которая имеет дополнительные сведения о пациенте из анамнеза жизни, истории развития заболевания, данных объективного обследования.           Подгруппа № 3 «Арбитр», получает эталон правильных диагнозов по задачам. Эта подгруппа должна назначить лечение основного заболевания и судорожного синдрома в условиях стационара. В игре решаются несколько задач. Деловая игра этого типа позволяет провести контроль сформированности профессиональных компетенций по диагностической деятельности.

По методике второго варианта составлена деловая игра «Специфическая профилактика кори». В игре принимает участие вся бригада (на очередном этапе игры в роли фельдшера фельдшерско-акушерского пункта выступает новый студент), но контролирует, направляет и активизирует работу внутри бригады «ведущий фельдшер», из числа способных студентов. В ходе игры фельдшер должен      составить индивидуальный план прививок, осмотреть ребенка перед прививкой ребенка и дать рекомендации его матери, ответить на многочисленные вопросы матери по специфической профилактике кори, поставить прививку, а также   правильно оценить ситуацию при потере сознания, которое возникло при постановке прививки ребенку и оказать ему неотложную помощь. К тому же в этот день ФАП посетил врач- эпидемиолог районной СЭС для контроля расположения прививочных препаратов на полках холодильника. При проведении этой деловой игры проверяются и оцениваются профессиональные компетенции профилактической деятельности фельдшера.

Включение в учебный процесс игр   делает сам процесс обучения радостным, эмоционально наполненным. Состязательность, смена видов занятий в форме игрового действия оживляет восприятие, способствует более прочному запоминанию учебного материала, обогащает процесс обучения, действуя по принципу: «Расскажи мне – и я услышу. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня - и я пойму».

Деловые игры – это перспективная форма учебной деятельности, которая формирует навыки клинического мышления. Игровые и имитационные технологии – современное требование времени, которое обусловлено, в первую очередь, обучением по ФГОС III, принципиальным отличием которого является переход от знаниевых технологий к компетентностым, где клиническое мышлении рассматривается как одна из профессиональных компетенций будущего специалиста. 

Имитационное обучение – это обучение, при котором обучаемый осознано, выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения. Синонимом имитационного обучения является «моделирование» в процессе обучения, а в сфере здравоохранения еще используют термин «симуляционное обучение», когда для моделирования профессиональных ситуаций разными способами симулируют проявления болезней.
Медицинская имитация может уловить и передать широкий ряд клинических ситуаций
редкого клинического случая. Такая имитация дает учащимся возможность пройти через это и на практике научиться тактике ведения редких, жизнеугрожающих состояний, частота которых низка, но ставки при этом высоки. Не все студенты способны освоить один и тот же навык за одинаковый промежуток времени, т.к. у каждого студента своя «кривая обучения» в части формы и ускорения, которая не может всегда быть приспособлена под традиционные методы обучения. Приобретенные во время имитации клинические навыки могут урегулировать эти разногласия между студентами, пока достигаются отдаленные результаты - можно демонстрировать компетентность в поставленных задачах на всех уровнях сложности.

Одним из факторов правильного применения имитационного обучения является предварительная подготовка преподавателей и материально – техническая база (специальные тренажеры, симуляторы и модели). 

Имитационное обучение способствует повышению качеству обучения за счет того, что профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Для этого используются игровые методы обучения, а также специальные тренажеры, симуляторы и модели. Использование таких высокотехнологичных средств обучения позволяет   формировать профессиональные компетенции и развивать клиническое мышление, и обеспечивают у каждого учащегося достижения третьего уровня обучения - практического овладения профессиональной деятельностью.

Заключение. Анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анализ промежуточной и итоговой аттестации студентов, использование опросной методики позволили сделать заключение.

  1. Игра является актуальным методом современного профессионального обучения.
  2. Психолого-педагогические корни обучающей игры имеют своим объектом игровую деятельность студента.
  3. Использование игры приближает процесс обучения непосредственно к профессиональной деятельности, вырабатывает стереотип поведения в экстренных ситуациях, сообразительность, быстроту действий, позволяет быстрее и эффективнее осваивать профессиональные компетенции.
  4. Игра является средством личностного взаимодействия, позволяющего решить проблемные вопросы, конфликтные ситуации. В игре формируется коллектив, общая культура, коллективные установки студентов, осваиваются общие компетенции.
  5. Игра является оптимальной, эффективной формой проведения обучающего процесса, формирующего высокую степень мотивации, высокую познавательную активность в учебной деятельности.

Использование данного метода позволяет интенсифицировать учебно-производственную деятельность студента, создать мотивации к плодотворной профессиональной деятельности, способствует приобретению первоначального практического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

Педагогическая мастерская: организация кружковой работы у студентов медицинских колледжей

Обмен опытом организации кружковой работы у обучающихся медицинских колледжей....

Презентация. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания студентов медицинского колледжа

В презентации представлены: основные факторы, участвующие в формировании личсности современных студентов, основные причины, способствующие затруднениям в обучении студентов, подходы к решению проблемы...

Педагогические условия успешности обучения студентов медицинских вузов на кафедре фармакологии

Педагогические условия успешности обучения студентов медицинских вузов на кафедре фармакологии...

2018 научно-практическая конференция .г Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

2018 научно - практическая конференция г.Улан-Удэ Статья Метод проектов в формировании общих и профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа....

Методы активного обучения как средство стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности студентов медицинских колледжей

Методы обучения являются одним из компонентов педагогического процесса наряду с целями и задачами, содержанием, организационными формами и результатами. Осмысление преподавателем понятия «метод обучен...

Симуляционное обучение как эффективный метод практической подготовки студентов медицинского колледжа

Симуляционное обучение – обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому студенту выполнить про...