ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка

Легостаева Марина Павловна

МАТЕРИАЛ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК            

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 44»

                                                                                                             141532, Московская область,                                                                                                                                                                                                                                                                              

тел. 8(4962) 63-73-03                                                                 городской округ Солнечногорск,                                                                                                                                                                                                        

e-mail:  mdou44@mail.ru                                       д. Радумля, мкрн. Механического завод №1

Памятка для родителей по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность

http://school7ach.ucoz.ru/news2015/a4cb4fb6.png

Воспитатели: Легостаева М.П.

.

Солнечногорск. 2020 год

- Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

- Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

- Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

- Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

- Не сдерживайте инициативу.

- Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

- Не раздражайтесь, когда ребенок задает слишком много вопросов.

- Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

- Учите доводить дело до конца.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК            

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 44»

                                                                                                             141532, Московская область,                                                                                                                                                                                                                                                                              

тел. 8(4962) 63-73-03                                                                 городской округ Солнечногорск,                                                                                                                                                                                                        

e-mail:  mdou44@mail.ru                                       д. Радумля, мкрн. Механического завод №1

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ над ПРОЕКТОМ.

http://weclipart.com/gimg/6653581E4A284C54/Parents-Day.png

Воспитатели: Легостаева М.П.

Солнечногорск. 2020 год

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:

1. Каждый ребенок должен участвовать в работе проекта с желанием.

2. Детям необходима свобода выбора.

3. Относитесь к наблюдениям детей серьезно.

4. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям.

5. Старайтесь избегать назидательности, морализаторства.

6. Поддерживайте естественный интерес ребенка к природе, его любознательность.

7. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств ребенка: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание.

8. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в повседневном.

9. Работу в рамках проекта надо вести регулярно.

10. Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе.

11. Работа в рамках проекта предлагает сотрудничество, сотворчество ребенка и взрослого.

12. Никогда не делайте нравоучительных выводов на основе высказываний, заключений ребенка.

13. Развивайте детскую фантазию.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК            

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 44»

                                                                                                             141532, Московская область,                                                                                                                                                                                                                                                                              

тел. 8(4962) 63-73-03                                                                 городской округ Солнечногорск,                                                                                                                                                                                                        

e-mail:  mdou44@mail.ru                                       д. Радумля, мкрн. Механического завод №1

Консультация для педагогов

«Что такое проект?»

                                                                               То, что я услышал, я забыл.

                                                               То, что я увидел, я помню.

                                                            То, что я сделал, я знаю.

«Устремляйтесь к самому большему,

ибо назначившие себе малый круг, называются обреченными, и все возможности для них пройдут тем же радиусом»

Е. Рерих

«Метод проб и ошибок весьма неплох. Но бывает и так, что “экспериментатор” после очередной “пробы” больше никогда не делает ошибок. Поэтому изучайте опыт других, больше читайте мудрые книги. Все многократно описано. Найди стержень проблемы, ухватись за него покрепче и неуклонно следуй. Вот и все».

(Из наставлений Генеши)

Что такое проект?

 - «Проект» (лат.) «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».

- «Проект – есть действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».                                                   В. Кильпатрик

Проект – это пять «П»

 Проблема

 Проектирование (планирование)

  Поиск информации

 Продукт

 Презентация

Метод проектов:

- это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов (педагогический словарь)

– это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

 - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей

 – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

 Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. 

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Главное в проектной деятельности то, что дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

1. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования;

2. Способствует выработке исследовательских умений;

3. Способствует развитию креативности и логического мышления;

 4. Объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОУ и профессиональных сообществ, курсах повышения квалификации;

5. Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы;

6. Повышает компетентность педагога;

7. Повышает качество образовательного процесса;

8. Предполагает стимулирование работы членов проектной группы;

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Зачем нужны проекты?

  • Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
  • Помогают осваивать детьми окружающую действительность.
  • Способствуют развитию творческих способностей.
  • Способствуют умению наблюдать, слушать.
  • Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.
  • Способствуют развитию мышления, внимания, воображения.
  • Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
  • Развивают, память, речь.

Метод проекта даёт педагогам большую возможность:

 выявлять «зону ближайшего развития» и соответственно планировать дальнейшую работу с ним

 Развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования схем, карт, моделей алгоритмов

 прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни

 инструктору по физкультуре развивать детей физически во время интегрированных занятий-прогулок

  руководителям развивать музыкальные и танцевальные способности

 развивать артистизм и яркость речи в постановке спектаклей в театре

 позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний  формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Метод проектов как педагогическая технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем.

• Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённыхв данный момент общим интересом.

 • В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьёзных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде. Осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. 

 Основная цель проектного метода в ДОУ: Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов , способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

 Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. 

Задачи развития:

1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. развитие познавательных способностей;

 3. развитие творческого воображения;

4. развитие творческого мышления;

5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

 В младшем дошкольном возрасте – это:

  вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);  активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

 формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

 формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

  развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

 формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;  

 развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

 пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

 приобщать детей к процессу познания;

 формировать различные представления;

 привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

 побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  формирование эмоциональной заинтересованности;

 знакомство с предметами и действиями с ними;

 развитие мышления и воображения;

 речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

 осознание поставленной цели;

 овладение различными способами решения поставленных задач;

 способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;

 поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:

 стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

 формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

 социальное развитие:

 формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»); познавательное развитие:

 обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

 расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

 сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

 развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

 овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

 развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

 формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

 развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности: 

 произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

  потребности в создании собственной картины мира;

 навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

 выявить проблему;

  самостоятельно искать нужное решение;

 выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

 самостоятельно анализировать полученные результаты. Линии развития личности.

Социальное развитие:

 развитие самопознания и положительной самооценки;

 овладение способами внеситуативно-личностного общения;

  высокий уровень коммуникативной компетентности;

 осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:

 развитие осознанного отношения к своему здоровью;

 формирование потребности в здоровом образе жизни;

  совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

 Познавательное развитие:

 систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

  развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб 10 любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:

 углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;

 овладение различными видами худ. деятельности;

 развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Виды проектов

По доминирующей деятельности в проекте:

  • Исследовательские: 

- Развитие познавательных способностей детей:

наблюдать, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки

- Систематизация знаний об окружающем мире

- Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе

  • Информационные: 

- Создание условий для формирования нравственных ценностей и ценностей здорового образа жизни;

  • Творческие:

 -Развитие творческого потенциала каждого

- Овладение различными видами творческой деятельности

- Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству - Вовлечение в дизайнерскую деятельность

  • Игровые:

- Развитие игровых умений детей,

 - Развитие навыков общения

- Использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности поощрение инициативности игровых замыслов

  • Практические
  • Ознакомительно-ориентировочные

 - Приобщение детей к прошлому и настоящему своей культуры, а также к явлениям других культу (в их историческом и географическом аспектах)

По характеру содержания включают:

  • ребёнка и его семью
  • ребёнка и природу
  • ребёнка и рукотворный мир
  • ребёнка, общество и культуру

По количеству участников в проекте:

  • групповые
  • индивидуальные
  • Коллективные

По продолжительности выполнения проекта:

  • краткосрочные
  • среднесрочные
  • Долгосрочные

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательское-творческие:

дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4.творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Начинать надо с составления Информационной карты проекта, в которой указывается:

 цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей),

  участники,

 возраст детей, тип проекта,

  форма проведения итогового мероприятия,

  продукты проекта для всех участников,

  ожидаемые результаты

Этапы работы над проектом

 I Подготовительный этап

  • Определить вид проекта
  • Определить цели и задачи развития обучения, воспитания
  • Обеспечить информационное, учебно-материальнотехническое оснащение проекта
  • Составить план –схему
  • Продумать каким образом можно включить детей и родителей в проект.

  Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени. 

 Разработка проекта – план деятельности по достижению цели для ребенка)

  к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

  в каких источниках можно найти информацию;

 какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

 с какими предметами научиться работать для достижения цели.

План – схема проекта 

  • Тема и её происхождение
  • Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
  • Необходимые материалы
  • Вопросы к детям по предлагаемому проекту
  • Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
  • Как нам найти ответы на наши вопросы?
  • Оценка. Что нового узнали? (с точки зрения детей и родителей)

 Предложения по расширению и совершенствованию проекта. Как нам найти ответы на наши вопросы?

  • Оценка. Что нового узнали? (с точки зрения детей и родителей)
  • Предложения по расширению и совершенствованию проекта

 II Организация проектирования 

  • Организовать группы
  • Поставить цели, задачи проекта
  • Распределить обязанности внутри группы
  • Предложить возможные способы презентации

III Реализация проекта

  • Сбор необходимой информации и оформление её в виде альбома, схем, карточек, игрового оборудования;
  • Знакомство с литературой, видеоматериалом, иллюстрациями, предметами по теме

IV Презентация

  • Презентация готовых продуктов

Трудности III этапа может вызывать разный уровень подготовки детей. 

Преодолеть их помогает грамотная подготовка к проекту, которая должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, и условия, в которых будет проводиться проект.

 3.Следующим этапом составления проекта является «Системная паутинка». 

В ней расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных областях.

4.И в заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т.е. рефлексию.

 Затем составляется краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа и расписывается на всех участников.

 1. Подготовительный этап – создание проблемной ситуации.

 2.Основной этап – не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой 15 максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах

 3. Заключительный этап. На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться в различных формах.

 Роль педагога при взаимодействии с семьей

 В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями.

Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха!

Консультация для воспитателей ДОУ

«Как организовать проект с детьми»

Цель: повысить компетенции воспитателей по оформлению проектов в ДОУ.

Задачи: дать примерные варианты проектной деятельности с детьми дошкольного возраста;

Нацелить педагогов, на деятельность, основанную на адекватных возрасту формах организованной образовательной деятельности с детьми.

Форма записи проекта в план воспитателя (1 лист)

Тема проекта:…(важно помнить об образности и деятельностном характере).

Участники: дети (возможный вариант дети других групп); не только родители, но и другие члены семьи, все, кто работает в детском саду (не только специалисты, но и повар, завхоз или дворник); представители социального окружения (библиотекарь, тренер спортшколы, ученики соседней школы и т.п.).

Сроки проведения: (конкретные даты, и необязательно с понедельника).

Итоговое событие: (вариант значимого подведения итогов совместной деятельности).

Предпосылки к определению цели детьми: 1-3 предложения, что сделал педагог, чтобы дети захотели найти, узнать, помочь, принять участие.

Цель детей: конкретная, «детская» (найти, помочь, поздравить); тесно связанная с темой и итоговым событием.

Далее в таблицу записываются образовательные области и задачи.


Образовательные области и задачи проекта


Образовательные области (направления развития)

воспитательные

развивающие

обучающие

Физическое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Варианты начала проектов

Проект «Куклу поздравляем, чаем угощаем»

Предпосылки к определению цели детьми: в кукольном домике дети увидели нарядную новую куклу, в сумочке паспорт с датой рождения ( в конце недели).

Цель детейорганизация чаепития на День рождения куклы.

Проект «Про семью, про дружную, всем такую нужную»

Предпосылки к определению цели детьми: воспитатель говорит детям о том, что приближается праздник «День семьи», и спрашивает, как можно его отметить.

Цель детей: рассказ о своих семьях (организация выставки, подготовка к концерту, приглашение родных на концерт – изготовление открытки – приглашения).

Проект «Чистый берег»

Предпосылки к определению цели детьми: девочка Маша поделилась своим участием в акции по очистке правого берега реки от бытового мусора.

Цель детей: поиск ответов на вопросы «Как мы можем помочь реке?», «Что мы можем сделать?»

Проект «Чтобы в космос полететь, надо много знать и уметь»

Предпосылки к определению цели детьми: Незнайка (кукла) собирается лететь на Луну, просит ребят помочь ему в этом (рассказать о космосе, изготовить ракету и т.д.).

Цель детейпомощь Незнайке (организация выставки летающих аппаратов, изготовление ракеты, проведение сюжетно – ролевой игры «Полет в космос»).

Проект «Зачем людям нужны вилки?»

Предпосылки к определению цели детьми: исчезновение вилок в группе.

Цель детей: возвращение вилки (узнать как можно больше интересного о вилке).

Проект «Поздравляем снеговика с Днем рождения»

Предпосылки к определению цели детьми: дети лепят снеговика на участке, рассматривают его. Через несколько дней у детей пропадает к нему интерес. Меняем мимику снеговика (грустный рот). Беседа (подводим к тому, что снеговик хочет отметить день рождения).

Цель детей: организация дня рождения снеговика (изготовление подарков, украшение участка).

Проект «Доброе дело  собаке и кошке приятно»

Предпосылки к определению цели детьми: утром воспитатель вешает в центре познания фотографию своей кошки. Дети заинтересовались фотографией, тогда воспитатель предлагает им поиграть в игру «Задай мне вопрос». Дети начинают задавать вопросы и узнают историю про потерявшегося котенка, который нашел свой дом.

Цель детей: сочувствие потерявшимся, бездомным животным и помощь им.

Проект «В школу собираемся»

Предпосылки к определению цели детьми: Буратино собирается в школу, просит ребят помочь ему в этом (рассказать о школе, собрать портфель и т.д.).

Цель детей: помощь Буратино (организация музея школьных принадлежностей, создание школы для кукол и т.д.)

Проект «Чтобы по улицам гулять, правила необходимо знать»

Предпосылки к определению цели детьми: приглашение детей на прогулку по улицам города.

Цель детей: участие в прогулке по улицам города, изучение видов транспорта, правила движения его и пешеходов.

Консультация для родителей

Роль семьи в

реализации проектов

в ДОУ

Проект – что это?

 Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». А в переводе с греческого – это путь исследования.

Проект – специально организованный взрослым и выполняемый с детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Зачем нужны проекты?

  • Поддержка и развитие самостоятельной и познавательной деятельности детей.

  • Развитие познавательной сферы, расширение кругозора.

  • Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка.

  • Развитие умения наблюдать, слушать.

  • Развитие мышления, навыков обобщать и анализировать, внимания, воображения, памяти, речи.

  • Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).

Прежде расширяются знания детей о различных областях действительности, а также развиваются общие способности дошкольников – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

Если дети участвует в работе над проектом, то какова же роль вас родителей?

Задача родителя - знать суть проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью.

Способ разработки проектов.

Способ разработки проектов, связан с использованием, так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаёт детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

2. Что мы хотим узнать?

Затем воспитатель задаёт второй вопрос: «Что мы хотим узнать?»

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопрос?»

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

3. Что узнали?

Ответы на вопрос «Что мы узнали?» дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты.

Воспитатель должен ответить на следующие вопросы:

  • Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?
  • Что нужно изменить в следующий раз?
  • Чему научились дети?
  • Что не удалось?
  • Почему?

Основные этапы работы над проектом.

Этап подготовительный.

Пример 1: чтение сказки Дуб, Создание игровой мотивации, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Введение детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. (проблема птиц: много, а дерево одно; что делать) у кого какое дерево будет? Всякая ли птица полетит к вашему дереву? Почему?

Этап активной деятельности.

 Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. (сходить в библиотеку. спросить у старших,посмотреть в компьюторе) Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Этап презентации 

Завершающий, Подведение итогов (презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новым знанием или опытом). Любимое дерево нашей семьи и кто к нему прилетел.

Пример 2:

В начале работы над проектом на стенде «Для вас родители» оформляется информационный лист следующего содержания:

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Мы с ребятами решили начать работу над новым проектом на тему «Как звери нашего края готовятся к зиме?», чтобы узнать как можно больше об особенностях жизни животных, их повадках, способах подготовки к зиме.

Для этого у нас в группе есть картинки с изображением некоторых животных нашего края, сборник стихов по данной теме. Нам очень нужно всё, что поможет больше узнать о жизни животных в период подготовки к зиме и способах зимовки:

 - энциклопедии с информацией по теме;

- произведения художественной литературы;

- картинки из журналов или Интернета;

- настольные игры и раскраски по теме;

- информация о том, как разные звери готовятся к зиме;

- мультипликационные фильмы по теме;

- помощь в организации экскурсии в краеведческий музей и т. д.

Мы очень на вас надеемся!

Таким образом, родители будут проинформированы о том, какая тема заинтересовала детей, какой объём материала у них имеется.

Перед родителями раскрывается перспектива работы над проектом.

В дальнейшем в процессе индивидуальных бесед воспитатель выясняет у родителей более конкретно, кто какую помощь из предложенного списка сможет оказать.

При этом необходимо поощрять проявление родителями инициативы и с радостью принимать от них любую помощь.

 Очень важна помощь родителей в изучение необходимого материала по теме проекта. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме.

 Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта.

Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а также книги, периодические издания, Интернет.

Помните! Вы родители – источник информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей

- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми, они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию "семья”.

Помните! Любой проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Совместная деятельность детей с родителями должна выстраиваться как партнёрская деятельность, обусловленная равноправным участием и взаимным уважением участников проекта. И зависит от заинтересованности Вас взрослых.

Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Встреча с родителями

«Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.

Мастер – класс «Травянчики»

Цель:

познакомить родителей с основами проектной деятельности в форме мастер - класса

Задачи:

  • раскрыть задачи, формы и структуру проектной деятельности через игровые ситуации;
  • определить роль семьи в реализации проектной деятельности;
  • привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике»
  • продемонстрировать мастер-класс «Травянчики»

Ход встречи.

Воспитатель 1

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть на нашей встрече. Надеемся, что она пройдет интересно и плодотворно.

Воспитатель 2

Предлагаем всем немного отдохнуть и поздороваться друг с другом. В этом нам поможет наш друг светофор. Я буду поднимать «кружок светофора» определенного цвета вверх: каждый из участников встречи должен поздороваться как можно с большим количеством присутствующих. Здороваться нужно разными способами.

Красный кружок – надо пожать руку,

Зеленый – кивнуть друг другу

Желтый – «поздороваться локтями»

Во время приветствия разговаривать и комментировать действия нельзя.

Методика «Светофор приветствия»

Воспитатель 1

Мы с вами зарядились друг от друга положительными эмоциями и позитивом. Можно поговорить о теме нашей встрече. «Проектная деятельность в семье и детском саду».

На столе ватман с темой собрания «Проектная деятельность в семье и детском саду»

Давайте встанем вокруг стола. Возьмите свои фотографии и расположите их на таком расстоянии от темы, которое могло бы продемонстрировать вашу близость или отдаленность по отношению к ней.

Родители располагают фото.

Методика «Выбери дистанцию»

Скажите, пожалуйста (имя, отчество родителя) почему Вы выбрали именно такое расположение?

(Диалог с родителями)

Спасибо. Присаживайтесь.

Итак, тема нашей сегодняшней встречи «Проектная деятельность в семье и детском саду», сегодня мы с вами рассмотрим ее, как средство развития познавательного интереса детей(картинка)

Проект – это совместная со взрослыми деятельность детей (картинка), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, а значит, опираясь на усвоенный опыт, он значительнее и продуктивнее будет использовать свои знания в других областях» (картинка) говорил психолог Выготский.

Конфуций сказал:

«Что я услышал, я забыл.

Что я увидел, я запомнил.

Что я сделал, я понял!»

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. 

Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность.(картинка)

А действительность может быть таковой. На этом столе вы найдете качества, которое вы бы хотели видеть в своих детях.

Выберете то, которое вы считаете наиболее важными для вашего ребенка и прикрепите его к ватману.

На столе написано «Я хочу, чтобы мой ребенок был…» и лежат листочки с качествами.

Родители выбирают и крепят к ватману

На ватмане «Мой ребенок…»

любознательный,

самостоятельный,

активный,

эмоциональный

выразительный

умеющий высказывать свое мнение,

творческий,

организованный,

общительный,

инициативный,

уверенный в своих силах,

успешный в своих действиях

позитивно мыслящий,

целеустремленный

И нам как педагогам, хотелось бы воспитать все эти качества в детях, тем более что потенциалом обладают несомненно все дети. Мы находим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Работа по проектной деятельности строится по формуле:

проект = дети + семья + педагоги. (табличка)

Благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного дальнейшего развития.

Но есть небольшие разногласия между тем, что мы хотим развить в ребенке и тем, ЧТО мы взрослые для этого делаем, между взрослым и ребенком наблюдается пассивное взаимодействие

Мы сняли небольшой видеосюжет – Внимание на экран.

Видеофрагмент «Как мы проводим вечер дома?»

Нужно отметить, что нас порадовало, что ни один из детей не сказал, что по вечерам играет в планшет или просто весь вечер смотрит телевизор. Но зачастую мы оставляем детей наедине со своими игрушками.

Как мы уже сказали, познавательная активность не является врождённой. Ее нужно развивать!

А нам взрослым нужно знать, что если ребенок просит вас о чем-то рассказать, объяснить что-либо, нужно отложить все свои дела и уделить время маленькому «почемучке»

Мы для вас приготовили «Банк памяти», здесь находятся принципы активного взаимодействии с ребенком.

Пожалуйста, выберете себе любой квадратик и зачитайте, что там написано. Оставьте его себе, поместите на видное место и помните об этом всегда.

  1. Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

  1. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

  1. Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

  1. Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

  1. Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

  1. Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

  1. Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

  1. Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

  1. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

  1. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

  1. Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

  1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребѐнком.

  1. Говорите с ребѐнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

  1. Задавайте ребѐнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

  1. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребѐнка и никогда не смейтесь над ними.

  1. Проводите совместные наблюдения и опыты.

  1. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребѐнка.

  1. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

  1. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребѐнком.

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития.

Люди, животные, растения, техника, явления природы, законы физики и химии, география – все это становится предметом пристального изучения и наблюдения.

(отразить в картинках)

Конечно, можно дать детям готовые ответы, вложить в их умы наше восприятие мира. А можно предоставить им возможности проверить все на собственном опыте.

Воспитатель 2

И в рамках нашего ежегодного конкурса «Огород на подоконнике», мы хотим предложить вам принять участие в проекте нашей группы «Зов джунглей». Пусть дети сами примут активное участие в нем, наша задача помочь им, и порадоваться их достижениям.

Мастер-класс «Травянчик»

(этапы мастер-класса расположить на ватмане)

Воспитатель 1

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон

Следуйте мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Воспитатель 1

Мы надеемся, что наша с вами встреча, даст в скором будущем свои плоды (первый ряд травы из бумаги)

Мы рады, что мы с вами живем в атмосфере творчества и сотрудничества

(второй ряд)

Мы считаем, что только в таких условиях, мы сможем воспитать всесторонне развитую личность   (третий ряд)

Давайте, посмотрим, как наша поляна расцветет, когда мы будем вместе развивать детей. Украсим ее весенними цветами. Но наши цветы не простые, с обратной стороны есть незаконченное предложение. Его нужно дописать и посадить цветок на нашей поляне. Выбирайте цветы.

Рефлексия «Весенняя поляна»

Спасибо за откровенность. Пополните свою копилку новыми идеями. 

(буклеты для родителей «Проекты дома»).  До новых встреч!



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК            

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 44»

                                                                                                             141532, Московская область,                                                                                                                                                                                                                                                                              

тел. 8(4962) 63-73-03                                                                 городской округ Солнечногорск,                                                                                                                                                                                                        

e-mail:  mdou44@mail.ru                                       д. Радумля, мкрн. Механического завод №1

для воспитателей

«Технология проектного обучения»

Воспитатели: Легостаева М.П.

Солнечногорск. 2020 год

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Типы проектов в ДОУ

(по Л. В. Киселевой)

1. По количеству участников: индивидуальный;

парный;

групповой (от 3 до 10-12 человек);

фронтальный (вся группа).

2. По продолжительности: краткосрочный (1-4 недели);

среднесрочный (от 1 месяца до 5);

долгосрочный (от 6 месяцев до 9).

3. По содержанию: монопроект (одна образовательная область); чаще применяются в школе (биология, история).

интегративный (две и более образовательных обл).

4. По доминирующему виду деятельности: В разных источниках виды проектной деятельности называются по-разному,

Исследовательско-познавательный - полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; дети совместно с взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Исследовательские проекты могут носить индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

Например: Миша не пользовался популярностью у детей: его редко принимали в игру. Когда в группе была организована проектная деятельность, Миша предложил исследовательский проект, посвященный устройству автомобиля. Он разобрался в устройстве основных блоков автомобиля, научился различать марки и описывать их преимущества и недостатки. После презентации своего проекта Миша стал своеобразным экспертом по автомобилям и приобрел авторитет у мальчиков. Исследовательский проект «Почему кусаются собаки?»

Творческие - предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник). (со второй младшей группы) Пример: проект создания уголка по конструированию или проект «Зимние забавы»

Игровые - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. (со второй младшей группы).

Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (оформление папки, выставки, (со средней группы). Пример: «Здоровье ребенка в наших руках»

Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.).

Нормативная проектная деятельность – это проекты по созданию норм. Такие проекты всегда инициируются воспитателем, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Пример: «Как вести себя в ходе игры» или «Правила пользования ножницами».

Более подробно о проектной деятельности можно узнать в пособии для педагогов дошкольного учреждения «Проектная деятельность дошкольников» Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.

Обязательные составляющие проекта:

- детская самостоятельность (при поддержке педагога);

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей;

- познавательных и творческих навыков;

- применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Этапы разработки и проведения проекта

(последовательность работы воспитателя)

Последовательность работы педагога над проектом:

• постановка цели, исходя из потребностей и интересов детей;

• вовлечение дошкольников в решение проблемы;

• составление примерного плана по достижению цели (поддержка интереса детей и родителей);

• обсуждение плана с семьями обучающихся;

• обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• составление плана-схемы проведения проекта (совместно с детьми и родителями);

• сбор информации, материала;

• распределение домашних заданий для родителей и детей;

• проведение занятия, игры, наблюдений, экскурсий (мероприятия основной части проекта);

• поощрение самостоятельной творческой работы детей и родителей (поиск материалов, изготовление поделок, рисунков и т. д.);

• организация презентации проекта (праздник, акция, театрализованное представление и т.

• подведение итогов (выступление на педсовете, обобщение опыта, методическая разработка)

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

1 - Проблема;

2 - Проектирование или планирование;

3 - Поиск информации;

4 – Продукт;

5 - Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения.

План-схема реализации проекта

Автор проекта.

Группа.

Тема проекта.

Участники проекта.

Сроки проведения.

Алгоритм описания проекта.

Актуальность.

Вид проекта

Цель.

Задачи.

План реализации.

1. Постановка проблемы.

2. Продукт (конкретный замысел). Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым, проектная папка и другое.

3. Планирование. (какие виды деятельности, в какой последовательности, задачи)

4. Презентация. (праздник, фотоальбом, выставка и т. д.).

5. Анализ результатов.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК            

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  № 44»

                                                                                                             141532, Московская область,                                                                                                                                                                                                                                                                              

тел. 8(4962) 63-73-03                                                                 городской округ Солнечногорск,                                                                                                                                                                                                        

e-mail:  mdou44@mail.ru                                       д. Радумля, мкрн. Механического завод №1

Как организовать проектную и исследовательскую деятельность в природе.

http://galerey-room.ru/images/070945_1385525385.png

Воспитатели: Легостаева М.П.

Солнечногорск. 2020 год

Как организовать проектную и исследовательскую деятельность в природе

Педагогическая тонкость при создании проекта заключается в том, что ребенок должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что воспитатель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения воспитателя.

Напомню идею Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребенок делает вместе со взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

Обратимся непосредственно к моему проекту, идею которого подсказали мне дети моей группы. Когда я приступила к поискам на ответы детей, то поняла, что это целая проектная история, развивая которую, я почерпнула сама немало нового, привлекла родителей своих деток, коллег, и, конечно, дети узнали много нового и интересного из жизни окружающей среды, тем более, что инициаторами проекта стали сами дети. Я думаю, что такие проекты, помогут детям поближе познакомиться с природой, и не только отвлечься от современных гаджетов, но и научиться использовать их по назначению.

По своему типу наш является исследовательским, так как целью проекта является доказательство или опровержение детской гипотезы о липовом цвете; формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

Задачами проекта было углубление экологических знаний детей и взрослых по данной теме; реализовать творческий потенциал детей; привлечь родителей к активным формам работы с детьми; расширить знания детей о пользе липы; развивать умения детей формулировать проблему, анализировать ситуацию, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности, для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта; способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению; развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами и родителями, потребность в постоянном саморазвитии.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность процесса, являлось личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь нашего проекта.

Расскажу немного об истории возникновения нашего проекта.

Как я уже говорила, появился этот проект по инициативе детей, которую я с радостью поддержала. Тем более, новые стандарты по ФГОС дают нам возможность поддерживать детскую инициативу.

(1. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений

2. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

3. сотрудничество Организации с семьёй

4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности)

На участке нашей группы дети на липе соцветия. Детям стало интересно, зачем они нужны липе и чем полезны человеку, ребята так и не пришли к единому мнению. Появилась проблемная ситуация.

В процессе работы над проектом использовались следующие методы:

обсуждение, передача впечатлений с помощью художественного восприятия, работа с родителями, поиск информации, наблюдения за объектами,  исследования, опыты, эксперименты, проверка различных версий, беседы, рассуждения, выводы.

По итогам реализации проекта, был достигнут положительный результат, дети пришли к единому мнению о том, что соцветия это семена липы, узнали много нового и о полезных свойствах липы. Каждый ребенок, принявший участие в проекте, испытывал чувство гордости за достигнутый результат. В ходе работы над проектом у воспитанников и родителей повысился интерес и желание заниматься экологическими проблемами.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Название проекта.

Ответственный

«Как хорошо уметь играть» ноябрь 2017 год

Воспитатели

«Если хочешь быть здоров» январь-март 2018 год

Воспитатели

«Моя семья» март-май 2018 год

Воспитатели

«Лето, лето…» июль 2018 год

«Летят разноцветные листья» сентябрь 2018 год

Воспитатели

«В гостях у сказки». Ноябрь 2018 год

Воспитатели

«Путешествие в зиму». Декабрь- февраль  2018-2019

Воспитатели

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» март-апрель 2019 год

Воспитатели



Предварительный просмотр:

 «Применение технологий проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе с детьми второй младшей группы

Автор: воспитатель Легостаева М.П.

Общие понятия проектной деятельности.

Сейчас в педагогической среде, и, в частности, в дошкольной, много внимания уделяется проектированию.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Все проекты в педагогической деятельности можно разделить на несколько групп:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные» - направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные», - при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, вокальной, художественной (картина) или иной формах;
  • «конструктивные» - нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

По типу, проекты можно сгруппировать так:

  1. по доминирующему методу:
  • исследовательские,
  • информационные,
  • творческие,
  • игровые,
  • приключенческие,
  • практико-ориентированные.
  1. по характеру содержания:
  • включают ребенка и его семью,
  • ребенка и природу,
  • ребенка и рукотворный мир,
  • ребенка, общество и его культурные ценности.
  1. по характеру участия ребенка в проекте:
  • заказчик,
  • эксперт,
  • исполнитель,
  • участник от зарождения идеи до получения результата.
  1. по характеру контактов:
  • осуществляется внутри одной возрастной группы,
  • в контакте с другой возрастной группой,
  • внутри ДОУ,
  • в контакте с семьей,
  • учреждениями культуры,
  • общественными организациями (открытый проект).
  1. по количеству участников:
  • индивидуальный,
  • парный,
  • групповой,
  • фронтальный.
  1. по продолжительности: 
  • краткосрочный,
  • средней продолжительности,
  • долгосрочный.

Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Теоретическое описание технологии проектной деятельности.

Педагогическая практика показывает, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти, в детский сад, а затем и в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию, когда взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как это обеспечивает взаимопроникновение разделов программы друг в друга, или, иначе говоря, как развивает детей интеграция этих разделов.

Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их. Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, а людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает воспитаннику строить свой жизненный мир. Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.

Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование предполагает наличие индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования. Во ФГОС в основных принципах как раз и говорится о содействии и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. В проектной деятельности ребенок. По утверждению специалистов. Сталкиваются с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо: - заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми); - открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе; - согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Метод проектов, таким образом, можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:

Целеполагание

-педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта 

-план деятельности по достижению цели: - к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); - в каких источниках можно найти информацию; - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.

        Выполнение проекта 

- практическая часть.

Подведение итогов 

- определение задач для новых проектов.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого воображения;

4) развитие творческого мышления;

5) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ставится акцент на привитие детям способностей к добыванию, а не к получению готовых знаний. Причем необходимо, чтобы на начальном этапе внедрения метода проектирования дети добывали знания частично самостоятельно, частично при помощи взрослых. Другими слова, на данном этапе требуются промежуточные «целевые ориентиры», отражающие уровень развития 3-4 летнего ребёнка. Прежде чем приступить к выполнению педагогических проектов, в первую очередь нужно изучить готовность детей 3-4 лет к проектно-исследовательской деятельности, провести мониторинг развития; провести анкетирование родителей, собрать информацию о готовности родителей к такого рода развития детей.  В ходе осуществления поставленных задач нужно организовать для детей совместную со взрослыми проектно-исследовательскую деятельность. Способствовать формированию умения у детей ощущать трудность, искать проблему и находить совместно со взрослым решение. Оценить полученный результат. Сравнить с ожидаемым результатом. В конце произвести анализ проделанной работы с целью осуществления коррекционной работы при разработке новой проектной деятельности.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

 - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

       - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

Практическое применение метода проектов.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Использование проектной деятельности хочу показать на примере проекта «Летят разноцветные листья», 

Актуальность проекта:

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема:

Деревья окружают наших детей везде в парках, во дворах наших домов, на участках детского сада, но мы взрослые и дети мало обращаем внимание на них. А если и говорим, то лишь, название дерева и сразу запреты«Не подходи!»«Нельзя ломать!»«Не трогай, испачкаешься смолой!».

Дети большой интерес проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети воспринимают деревья, как неживые объекты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у животных.

Обоснование проблемы:

- неумение детей различать деревья.

- неумение и нежелание родителей рассказывать об окружающих детей деревьях, о пользе, которую они приносят человеку.

Цель:

- формировать у детей интерес по изучению жизни деревьев на территории детского сада, представление о деревьях.

   Задачи:

- формировать элементарные представления о жизни деревьев, их роль в жизни человека;

- развивать наблюдательность, воображение, творчество, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- учить отражать знания, полученные опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);

- активизировать словарный запас речи младшего дошкольника;

- способствовать развитию кругозора детей, воспитанию любви и уважения к природе.

Методы:

- наглядные;

- словесные;

- игровые;

- практические: наблюдения, рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальны произведений, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц, игры. 

Предполагаемый результат:

Дети: формирование осознанно-правильного отношения к природе, систематизация знаний о деревьях, повышение познавательных интересов через различные виды деятельности.

Родители: повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.

Продукты проекта:

  • разработанные рекомендации и консультации для родителей;
  • выставка творческих работ родителей и детей;
  • систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья»;
  • ООД по творческому развитию «Ковер из листьев»;
  • Лэп-бук «Деревья нашего участка».

       Заключение

Проблема качества образования на сегодняшний день остается насущной, но недостаточно разработанной. В обществе и в развитом научно-техническом прогрессе появилось множество изменений. Существующая модель образования в России перестала удовлетворять массы, поскольку социальный заказ не соответствовал результатам. Изменился конечный результат образования.

Итоговой целью образования должна теперь стать не просто гармонично развитая личность, а личность, способная ориентироваться в потоке быстро изменяющейся информации, личность способная приспособиться к новым условиям жизни в эпоху научно-технического прогресса.

В связи с этим возникла необходимость в перестроении образовательного процесса. Началась эпоха перемен, модернизации, постепенное перестроение с обучения и воспитания общей массы, получающей готовые знания на личностно-ориентированную модель образования. Требовался переход от репродуктивного способа подачи материала в массы к продуктивной деятельности каждой отдельной личности. При этом педагог выступает помощником, направляющим эту личность в необходимое русло индивидуального развития.

В результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

-    формируется положительная мотивация к процессу познания.

        - повышается познавательная активность, коммуникабельность,   расширяется круг задаваемых им вопросов.

 - совершенствуется умение разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.

- ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией.

 - появляются  условия для самореализации, формирования уверенности и развития креативности.

- развивает социально-личностные качества.

Использованная литература:

1.  Н.Е. Веркса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».

2. В.А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников».

3. А.А. Сидорова «Как организовать проект с дошкольниками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ"

Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретическ...

«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».

Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся  в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого?     Ли...

Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка.

Эффективность использования проектного метода в практике обучения иностранному языку высока по всем видам деятельности: улучшается качество перевода текста, чтения, письм...

Конспект урока экономики. С применением элементов технологии проектной деятельности

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий  субъект, предназначенный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.(работа со словарём)Индивидуальный предпринимате...

Внеурочное занятие с использованием технологии проектной деятельности

Занятие во внеурочное время по биологии с использованием технологии проектной деятельности. Лекарственные растения сосновского района...

Технология проектной деятельности

Материал "Технология проектной деятельности"...

Авторская презентация для педагогов "Технология проектной деятельности"

Презентация создана, с целью ликбеза, для преподавателей Санкт-Петербургского пожарно-спасательного колледжа по теме "Инновационные педагогические технологии. Технология проектной деятельности&qu...