Статья "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ"
статья на тему

Мирошниченко Наталья Ивановна
Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novaya_1.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Мирошниченко Н.И.

преподаватель спецдисциплин ОГАПОУ

«Яковлевский педагогический колледж»

Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперёд развития.                                                                                    Л. С. Выготский

Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.

В качестве основных требований к использованию метода проектов выступают: наличие значимой проблемы, требующей интегрированного знания и исследовательского поиска решения; теоретическая, практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы).

Основными этапами проектной деятельности являются: организационно-подготовительный, технологический и заключительный, на котором происходит представление результатов и контроль деятельности учащихся.

Учитывая специфику образовательного процесса в педагогическом колледже и возраст студентов, считаю, что наиболее перспективной формой работы является использование проектного обучения, методической основой которого является метод проектов.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения педагога разнообразить учебный процесс. Одним из таких направлений является проектная технология. Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов колледжа для меня является повышение уровня научной подготовки специалистов для последующего обучения в высших учебных заведениях. 

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Учебный проект или исследование с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании считаю, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Проектной деятельностью студенты  педагогического колледжа занимаются   в рамках  учебной  деятельности на занятиях междисциплинарного курса. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Считаю, что организации исследовательской проектной деятельности необходимо обучать студентов не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему я провожу занятия-исследования и занятия – проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

На занятиях стараюсь использовать различные ситуационные и проблемные задания, когда студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят  аналитические исследования в поисках нужных решений. Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают новые познания в исследуемой области, делают личные открытия и накапливают опыт творческой деятельности. По выполненным работам можно судить о творческом потенциале каждого из студентов колледжа.

          Основная цель моей педагогической деятельности — воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у студентов умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку обучаемых; через привлечение студентов к исследовательской работе, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

Нетрадиционные формы проведения занятия стимулируют деятельность студентов, поэтому использую уроки-лекции, семинары, путешествия, диспуты, соревнования, проблемные, интегрированные уроки. На занятиях стараюсь создавать условия для индивидуального творчества студента, полагая, что состояние вдохновения, творческого порыва стимулирует его познавательный интерес как основу главной его потребности в процессе обучения.

На основе такого взаимодействия удается заинтересовать студентов, вовлечь в активную познавательную и исследовательскую деятельность в области междисциплинарного курса.

Метод проектов позволяет овладеть коммуникативной способностью, защищать свою точку зрения, составлять план, владеть аудиторией — все перечисленные навыки могут быть полезными и при изучении других дисциплин.

Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики. В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач: обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы; формирование у студентов общих и профессиональных компетенций; воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала; развитие коммуникативных навыков.

Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой. Производственная практика - один из важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий формированию профессионального опыта, умений и навыков к самостоятельной трудовой деятельности.

Применяя проектно-исследовательскую деятельность в процессе подготовки специалистов, педагоги формируют общие и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы. Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться.

Список использованной литературы

  1. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. - М., 1998
  2. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003.
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999, - 224 с.
  6. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с. (Методическая библиотека)
  7. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

Интернет-ресурсы

http://schools.keldysh.ru/labmro

www.vernadsky.dnttm.ru

www.issl.dnttm.ru

www.konkurs.dnttm.ru

www.subscribe.dnttm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

«Проектная деятельность на занятиях естественно-научного цикла»

Данная статья отражает современный подход в обучении студентов на занятиях естественно-научного цикла с помощью внедрения проектной деятельности. В ней рассматривается не только теория данной технолог...

Технологическая карта учебного занятия. Учебное занятие по английскому языку, разработанное с применением методики построения проблемной задачи

Проблемное обучение на уроках английского языка – способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности,эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащи...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РЕКЛАМНОГО ПРОДУКТА.

Данная статья посвящена раскрытию  инновационных  методов, метода проектов, метода мозгового штурма (атаки) и их  применению на занятиях по изготовлению рекламного продукта....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ РЕКЛАМНОГО ПРОДУКТА.

Данная статья посвящена раскрытию  инновационных  методов, метода проектов, метода мозгового штурма (атаки) и их  применению на занятиях по изготовлению рекламного продукта....