Рабочая программа объединения " Вокал"
рабочая программа
Программа 1 уровня обусловлена тем,что занятия вокалом развивают художественныеспособности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей В настоящее время многие дети и подростки с большим интересом следят за различными музыкальными проектами, программами.Наблюдая за деятельностью того или иного молодого исполнителя, они сами того не замечая, становятся пассивными участниками этого процесса. А у некоторых из них появляется активное желание попробовать свои силы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования – Моздокский Центр детского творчества
ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на Педагогическом совете Председатель Директор МБУДО
Протокол № Методического Моздокского ЦДТ
От «____» ______20 ___ г. Совета __Л.А. Алавердова
Приказ№___ от «__»_____» 20
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной программе
«Вокал»
на 2021 -2022 учебный год
I Уровень
5 лет обучения.
Педагог дополнительного образования –
Дзебоева Светлана Борисовна.
2021 год.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа «Вокал»
Руководитель объединения :Дзебоева Светлана Борисовна,
педагог дополнительного образования,
I квалификационная категория.
Рецензент - Калоева Б. А.
Организации исполнитель : Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
Моздокский Центр детского творчества
Адрес : РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова, д. 33
Тел. ( 8-867-36-) 3-45-48
Факс ( 8-867-36) 3-48- 84
Электронный адрес : mboudod-mozdok@mail.ru
Программа реализуется в МБУДО Моздокский ЦДТ, РСО - Алания
Возраст обучающихся: 6 - 13 лет
Срок реализации программы – 5 лет
Социальный статус : ученики школ, города и района
Цель программы : развитие творческих способностей обучающихся и
осуществление нравственно – эстетического воспитания детей средствами и
возможностями музыкального искусства посредством пения.
Направленность программы : художественная.
Вид программы : Модифицированный.
Уровень освоения программы : общеразвивающий. ( Базовый)
Способ освоения содержания : развивающий.
Пояснительная записка
В общей системе развития, важное значение имеет эстетическое и музыкальное воспитание. Приобщение людей к музыке, к наследию русской и мировой классики, к лучшим образцам современной музыкальной культуры способствует развитию обучающегося. Программа обучения эстрадного вокала ставит своей целью: дать возможность детям получить основы вокального и музыкального образования.
Программа I уровня ( Базовый) направлена на развитие музыкальных способностей обучающихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, основы музыкальной грамоты ( на песенном материале), дирижерский жест, осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства,
Направленность программы: художественная.
Центр детского творчества призван помочь детям расширить их знания в области вокального искусства и музыки, необходимых для вокально - исполнительской деятельности. Предложенная программа «Вокал» предполагает обучение детей профессиональным певческим навыкам.
В объединение « Вокал» принимаются дети с разной музыкальной подготовкой . Педагог определяет подготовку вновь поступивших детей, их вокальные, ритмические данные, и, в зависимости от их уровня , предлагает детям занятия в той или иной группе.
Актуальность и значимость данного вида деятельности.
На занятиях объединения «Вокал» дети учатся петь достаточно чистым по качеству звуком, сохранять индивидуальность, петь в унисон, все виды многоголосия, анализировать музыкальные произведения. У обучающихся формируются навыки исполнительского мастерства и осознанного отношения к музыке. Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию у них инициативы, творческого отношения к делу. Вокальное пение привлекает ребят, стремящихся к творческому самовыражению, возможностью участия в конкурсах, различных уровней.
Отличительные особенности данной программы:
Программа «Вокал» является модифицированной, в основе лежит методика Т.В.Охомуш. Особое внимание в ней уделяется индивидуальности каждого ребёнка. Обучающиеся в объединение дети принимают участие во всех классных, школьных и районных мероприятиях и концертах ,успешно выступают в различных конкурсах ,занимая призовые места. Многие
выпускники объединения связали свою профессиональную деятельность с этим видом творчества.
Содержание программы направлено на развитие общекультурного музыкального уровня и усвоение специальных знаний, необходимых для вокально - исполнительской деятельности. В процессе обучения у детей формируются профессиональные навыки, которые помогают им продолжить учёбу в профессиональных учебных заведениях и лучшей социальной адаптации.
Программа разработана в соответствии с федеральным законам « Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ, Сан
ПиН 2.4.4. 3172-14- 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работу образовательных
организаций дополнительного образования детей», приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 « Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Концепций развития дополнительного образования детей в РФ № 1726 – р от
4 сентября 2014 года, Уставом образовательной организации.
Целью программы является развитие творческих способностей обучающихся и осуществление нравственно- эстетического воспитания детей средствами и возможностями музыкального искусства посредством пения. Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
В обучении: изучение вокальных возможностей человеческого голоса и получение знаний, умений и навыков им управлять;
овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса);
освоение сольной вокальной техники, умений и навыков пения в ансамбле;
формирование навыков певческой установки, накопление музыкально- слуховых представлений, формирование навыков певческой эмоциональности и выразительности, музыкальной памяти.
В воспитании: воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память;
воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей;
формирование осознанного отношения к музыке, содействии в самоопределении, социальной адаптации, формирование мировоззрения, внутренней культуры личности;
В развитии: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и творческих способностей обучающихся, как сольного исполнителя и как певца в вокальном ансамбле;
развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых возможностей;
формирование навыков исполнительского мастерства.
Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6 – 13 лет.
Сроки реализации программы: 5 лет.
Формы проведения занятий:
- учебные занятия.
- занятия- игра.
- репетиция.
- конкурс.
- творческая встреча.
- концерт – праздник.
Методы и приёмы музыкальных занятий.
- демонстрационный
- игровой
- метод наблюдений
- метод упражнений.
Занятия строятся по следующей схеме:
1.Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием ( 2- 3 мин)
2. Дыхательная гимнастика;
3. Речевые упражнения;
4. Распевание;
5. Пение вокализов;
6. Работа над произведениями;
7. Анализ занятия.
Объём часов в год составляет:
1-й год обучение -144часа, 4 часа – в неделю.
2-й ,3-й,4-й,5-й год обучения - 288 часов, 8 часов- в неделю 2 из которых отводятся на сольное пение и работу по подгруппам.
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа, во время которой занятия проводятся с небольшими группами, где каждый ребёнок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени режима занятий. В связи с тем, что программа предусматривает с одной стороны, параллельно проводящийся групповые и индивидуальные занятия, а с другой – освоение целого ряда разделов, учебный план строится нетрадиционно.
Характеристика контингента:
В группе 1 года обучения ( 1 уровня ) минимальное кол-во обучающихся -15 человек, максимальное кол – во 20 человек;
В группе 2 года обучения( 1 уровня) минимальное кол- во – 12 человек,
максимальное кол-во -18 человек;
В группе 3 года обучения ( 1 уровня) минимальное кол- во – 12 человек, максимальное кол- во – 18 человек;
В группе 4 года обучения ( 1 уровня) минимальное кол-во – 12 человек, максимальное кол- во – 18 человек;
В группе 5 года обучения ( 1 уровня) занимаются 15 человек а в группе 5/1 – 17 человек ( мальчики и девочки от 10-13 лет) минимальное количество – 12 чел; максимальное кол-во – 18 человек.
Занятия с группой проводятся 3 раза в неделю по 2 часа и 2 часа в неделю отводится для работы с солистами ( индивидуальная – групповая работа)
Объем часов составляет- 288 часов в год.
В группе от 15 до 20 человек.
Основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся: По окончании срока обучения, дети должны уметь работать над вокально – техническими навыками и основанным репертуаром:
-иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра: эстрадная песня, приёмы стилизации;
-знать приёмы работы над песней;
- уметь работать над расширением и выравниванием звучности голоса на всем диапазоне;
- развить чёткую дикцию, выразительность слов в речитативе;
- сглаживание переходных нот;
- развить и укрепить певческое дыхание и чистоту интонации;
- пение в ансамбле.
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни,
Критерии оценки результатов обучения.
Оценку по итогам работы коллектива эффективнее всего проводить по результатам выступлений, зачётных занятий. Анализ ( разбор каждого музыкального номера) оценивается самими детьми. В процессе обучения проводится контроль и оценка получаемых знаний, умений и навыков (ЗУН).Теоретические знания проверяются путём тестирования, ответов на контрольные вопросы. Большое значение при подведении итогов играет творческий подход обучающихся к решению задания, проявление эстетического вкуса .Для более наглядного контроля ведётся тетрадь динамики роста ЗУН. В ней педагог ,по окончании каждой четверти , в результате выступлений, зачётных занятий, отмечает рост ЗУН каждого ребёнка. По окончании учебного года проводится полный анализ по каждому обучающемуся, и в процентном выражении подводится результативность всего объединения в целом.
Структура занятий:
В структуру занятия входят следующие виды музыкальной деятельности:
- Распевание. Последовательное расширение диапазона, формирование певческой установки, дыхания, правильного голосообразования.
- Основная часть . Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхание по фразам , динамическими оттенками.
- Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Материально – техническое обеспечение
- Наличие специального кабинета ( кабинет вокала)
- Фортепиано , синтезатор
- Музыкальный центр, компьютер
- Звуковая система ( колонки, микрофон, микшер)
- Нотный материал, подборка репертуара.
- Записи аудио, видео, формат СD,МР3
- Записи выступлений, концертов
- Зеркала..
Учебно – тематический план на 5 лет.
№ | Разделы программы | Количество часов | |||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||
1 | Вводные занятия: | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
2 | Проверка вокально – голосовых данных | 4 | - | - | - | - | |
3 | Пение учебно – тренировочного материала: | 34 | 53 | 53 | 53 | 53 | |
4 | Слушание музыки, работа с фонограммами | 16 | 26 | 26 | 26 | 26 | |
5 | Пение музыкальных произведений | 67 | 104 | 104 | 104 | 104 | |
6 | Постановка голоса | 16 | 26 | 26 | 26 | 26 | |
7 | Работа с солистами и вокальными группами | - | 72 | 72 | 72 | 72 | |
8 | Музыкально – образовательные беседы, работа по сквозным программам | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
9 | Зачётные и итоговые занятия | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | |
Итого | 144 | 288 | 288 | 288 | 288 |
Учебно – тематическое планирование на I -й год обучения
№ | Разделы и темы. | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие: Инструктаж по технике безопасности. Правила дорожного движения. | 2 | 2 | |
2 | Проверка вокально-голосовых данных: 1.чистотота интонирования. 2. Ритм. | 4 | 4 | |
3 | Пение учебно –тренировочного материала Дыхательная гимнастика по «Стрельниковой» Упражнение на задержку дыхания «задуть свечу»3. Упражнение на внимание « игра в гостей» | 34 | 4 | 30 |
4 | Слушание музыки: (фонограмм) Разбор текстового материала. Анализ и исследование хоровой партитуры. | 16 | 4 | 12 |
5 | Пение произведений: Работа над песенным репертуаром | 67 | 7 | 60 |
6 | Постановка голоса:1. Выработка навыков певческого дыхания и лёгкого звучания. 2. Выработка плавного и отрывистого хар – ра , звуковедения, дикции, артикуляции. | 16 | 4 | 12 |
7 | Музыкально- образовательная беседа:.1. « Здоровый образ жизни»,2.» Экология»,3. «Этическое воспитание» | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие:1.Проверка знаний, умений и навыков. 2. Выступление, в виде творческих отчётов и концертов | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 144 | 24 | 120 |
К концу I – го года обучения дети
должны знать:
- Строение артикуляционного аппарата
- Особенности и возможности певческого голоса
- Хоровое сольфеджирование, приёмы системы сольмизации (ручные знаки)
- Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, крещендо, диминуэндо.
должны уметь:
- Петь в диапазоне си, до1 - до2 ре 2
- Петь легким звуком ,выразительно, осмыслено
- Правильно дышать ( не поднимая плеч)
- Петь чисто и блажено с сопровождением и без него ( а капелла ) , песни в унисон.
Содержание программы на I- й год обучения
1.Вводное занятие.
Значение музыки, как вида искусства; инструктаж по технике безопасности;
правила дорожного движения.
2. Проверка вокально – голосовых данных:
Чистота интонирования, ритм, диапазон, музыкальный слух.
3.Пение учебно – тренировочного материала.
Форма работы: упражнения на дикцию, на дыхание, гаммы, дыхательная гимнастика, использование скороговорок, музыкальная грамота на песенном материале.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой; « Погончики», «Ладошки», «Большой маятник» и.т.д.,
Упражнение на задержку дыхания: «Задуть свечу»,
Упражнение на вибрацию: губная и языковая, по трезвучиям.
Упражнения на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе,
втягивание» - при выдохе, «надувать шарик», « вдыхаем аромат цветов»).
Упражнение на расслабление голосовых связок: «Зевок», «Рычать», «Озвучить стон
Артикуляционная гимнастика: (язычок, работа мышц губ), скороговорки ( «Бобр добр до бобра», «У быка губа тупа») и.т.д.
Вокальные упражнения:
Формирование высокой позиции звука, округлости гласных ( да – де –ди –до –ду , ми –ме –ма –мо -му)
Упражнение на ощущение диафрагмы в сочетании согласных с гласными звуками ( ЛРИ-РЛИ, НМИ-МНИ,МЛИ-ЛМИ)
Пение интервалов в медленном темпе:б2-м2, б3-м3, ч4-ч5 .
Пение piano, пение закрытым ртом, пение гласной У, унисонное пение.
Пение гамм на легато (плавно, певуче) и стаккато ( легко , отрывисто)
Упражнение на внимание « Игра в гостей».
4.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Работа с фонограммами . Прослушивание, разбор текстового материала, использование фонотеки.
5.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни из репертуара групп: «Непоседы», « Домисолька»,
Детский вокальный ансамбль «Улыбка».
Песни современных композиторов.
6.Постановка голоса.
Физиологически правильная постановка корпуса, головы во время пения.
Чистота интонирования в упражнениях и исполняемых произведениях.
Брать дыхание бесшумно, через нос.
Расширение диапазона голоса (до 1,5 октав)
7. Музыкально – образовательные беседы
«Здоровый образ жизни»; «Экология»; «Этическое воспитание».
8. Зачетные и итоговые занятия
Проверка знаний, умений и навыков ( индивидуальное прослушивание). Выступление в виде творческих отчетов и концертов. Тестирование на знание теоретических основ.
Учебно – тематическое планирование на II -й год обучения
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие: 1.Беседа о технике безопасности.2.Значение музыки, как вида искусства. | 2 | 2 | |
2 | Пение учебно –тренировочного материала:1. Дыхательная гимнастика по «Стрельниковой»2. Попевки на грудной и головной резанаторы «Ла-гу-на», «Эхо». | 53 | 4 | 49 |
3 | Слушание музыки (фонограмм):1. Разбор текстового материала.2.Знакомство с современной и классической музыки. | 26 | 4 | 22 |
4 | Пение произведений: Работа над песенным репертуаром | 104 | 34 | 70 |
5 | Постановка голоса: Выработка навыков певческого дыхания, артикуляции, динамических оттенков. | 26 | 3 | 23 |
6 | Работа с солистами, и вокальными группами. 1.Знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы. 2.воспитание чувство ансамбля, умение слышать себя и партнёров. | 72 | 10 | 62 |
7 | Музыкально- образовательная беседа: 1«Этическое воспитание»2.»Экология» | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие: 1.Проверка знаний, умений и навыков (индивидуальное прослушивание)2. Отчетный концерт | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 288 | 60 | 228 |
К концу II – го года обучения дети
должны знать:
- Строение артикуляционного аппарата
- Особенности и возможности певческого голоса
- Элементарные основы певческого дыхания
должны уметь:
- Петь в диапазоне лям - ре2
- Петь достаточно чистым по качеству звуком, сохранять индивидуальность, стараться « тянуть звук ».
- Правильно формировать гласные и чётко произносить согласные , не утрируя их произведения.
- Петь в унисон несложные двухголосные каноны.
Содержание программы на II -й год обучения
1.Вводное занятие.
Значение музыки, как вида искусства, инструктаж по технике безопасности; правила дорожного движения.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, дикция , кантилена.
Разминка на дыхание по Стрельниковой «Ладошки», « Обними себя», «Откуда пахнет», «Кошки».
Упражнения на задержку дыхания, вибрации, дикции, скороговорки; «Сшит колпак да не по- колпаковски», « Пыхтит как пышка пухлый мишка»,
Упражнения на расслабление голосовых связок: « Гав, Мяу, Дла ».
Пение на кантилену: « Ва-Ве -Ви –Я,Да-Де-Ди-До-Ду»,чередуя легато и стаккато; на скачки пропевая певческие согласные : н,л,м,р.
Попевки на грудной и головной резонаторы: «Ла-гу-на, Эхо».
Опевание звуков на слоги : « Ля-ле ли-лё –лю, Зи-и ма-а»
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание , песенного материала ( фонограмм), разбор текстового материала, анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Детская эстрадная студия «Великан»
Любимые песни детства «Улыбка»
Детская музыкальная группа «Страна волшебная»
Детская группа «Барбарики».
5.Постановка голоса.
Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения, дикции в упражнениях подвижном темпе.
Расширение диапазона около двух октав, выравнивание, округление, звучание гласных.
Выработка единого тембрового звучания, работа над унисоном, над легато.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
Устранения неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звкуовысотного интонирования, освоение элементов музыки. Стремление к художественному единству при исполнении.
7.Музыкально – образовательные беседы.
« Экология»; «Этическое воспитание»
8.Зачетные и итоговые занятия.
Проверка знаний, умений и навыков ( индивидуальное прослушивание). Выступление для родителей , ежегодный
отчетный концерт.
Учебно –тематическое планирование на III -й год обучения
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие:1. Значение музыки, как вида искусства.2. инструктаж по технике безопасности( работа с аппаратурой и микрофоном). | 2 | 2 | |
2 | Пение учебно –тренировочного материала:1.Плавное звуковедение на основе развития дыхания;:попевки, упражнения на кантелену.2. Округление гласной «а» | 53 | 4 | 49 |
3 | Слушание музыки:. Разбор фонограмм, и фразировок. | 26 | 4 | 22 |
4 | Пение произведений: Работа над песенным репертуаром | 104 | 34 | 70 |
5 | Постановка голоса:1.Расширение диапазона 2. Звучание двойных гласных»а –я»,»о-ё»,»у-ю»и.т.д. | 26 | 3 | 23 |
6 | Работа с солистами, и вокальными группами: Единое дыхание,дикция,артикуляция.Понятие импровизации. | 72 | 10 | 62 |
7 | Музыкально- образовательная беседа:»Краеведение» | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие:1.Выступление в виде показа для родителей 2.Творческих отчётов и концертов.. | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 288 | 60 | 228 |
К концу III – года обучения дети
Должны знать:
- Структуру формирования звукообразования дикции и артикуляции
- Виды вокальных штрихов и атаки звука.
- Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, крещендо, диминуэндо.
Должны уметь:
- Петь в диапазоне ля м – ре2 ( ми) 2
- Развивать и укреплять певческое дыхание и чистоту интонации
- Развивать четкую дикцию, выразительность слова.
- Контролировать качество звука (отсутствие форсирования звука);
- Петь простейшее двухголосие; работать над «сглаживанием» регистров;
Содержание программы на III-й год обучения
1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
Значение музыки, как вида искусства.
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция , кантилена , ансамбль , атака звука.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Рок –н – Ролл», « Маленький маятник» , « Ушки».
Упражнения на артикуляцию: « Дук – дик – дак - дик, Степ –стап –стип –сти - дай».
Упражнения на кантилену и на диафрагмальное дыхание: « Свет в конце тоннеля»
Упражнения с элементами двухголосия: «Эхо», « Совенок»
Упражнение на атаку звука: « Сам –дей –сам- дай»
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание песенного материала (фонограмм)
Разбор тестового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Композитор. А. Ермолов.
Композитор. В. Тюльканов.
Композитор. И. Крутой.
Группа « Новое поколение»
Группа «Талисман»
Детская эстрадная группа « Непоседы»
Детская эстрадная группа « Волшебники двора».
5.Постановка голоса.
Выработка плавного и отрывистого характера звуковедения, выработка дикции в упражнениях подвижного темпа.
Расширение диапазона ( до октавы) , выравнивание, округление, звучание гласных, выработка единого тембрового звучания, работа над унисоном, над легато.
Освоение плавного и гибкого звуковедения.
Работа над дыханием, с ощущением опоры.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
Единое дыхание. Формирование навыка правильного вдоха: делать небольшой спокойный вдох.
Петь небольшие фразы на одном дыхании.
Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Работа над художественным образом песни
7.Музыкально – образовательные беседы.
«Краеведение», «Эстетическое воспитание»
8.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление в виде показа для родителей. Творческие вечера и концерты.
Учебно – тематическое планирование на IV – год обучения
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие :Инструктаж по технике безопасности(работа с аппаратурой и микрофоном) | 2 | 2 | |
2 | Пение учебно –тренировочного материала:1.»А,капелла»2. Пение импровизаций.3.Пение двух-трёх голосие. | 53 | 4 | 49 |
3 | Слушание музыки (фонограмм)Знакомство современной и классической музыки. | 26 | 4 | 22 |
4 | Пение произведений. Работа над песенным репертуаром. | 104 | 34 | 70 |
5 | Постановка голоса.1.Четкое, легкое исполнение мелких длительностей.2. Интонирование полутонов и хроматических ходов. | 26 | 3 | 23 |
6 | Работа с солистами и вокальными группами: Пение музыкальных произведений двух-трёхголосий | 72 | 10 | 62 |
7 | Музыкально- образовательная беседа.»Этическое воспитание» | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие .Проверка знаний,умений и навыков.2.Отчетный концерт. | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 288 | 60 | 228 |
К концу IV – года обучения дети
Должны знать:
- Виды синкоп, ритмических рисунков и их использование в музыкальных произведениях.
- Структуру формирования звукообразования дикции и артикуляции .
- Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, крещендо, диминуэндо
Должны уметь:
- Петь в диапазоне соль м ( лям) – (ми) 2
- Развивать четкую дикцию, выразительность слова
- Петь чисто и слажено все виды двухголосия и не сложное трёхголосие
- Петь осмысленно, выразительно, продвигаться в области фразировки.
Содержание программы на IV -й год обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхания, а,капелла, ансамбль, импровизация, мелизмы.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Рок-н-Ролл», «Откуда пахнет», « Перекаты».
Вокальные упражнения по системе Сетта Риггса: губная и языковая вибрация, и. т. д.
Импровизация на песенном материале.
Джазовые распевки: « Ту- фа-я», « Я пою».
А,капелльное пение: попевки « Со вечера», « Ах, вы сени».
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание , песенного репертуара.
Разбор текстового материала
Анализ и исследование хоровой партитуры.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
.Музыкальные произведения из мюзиклов: « Классный мюзикл».
Детская вокальная группа « Open Kids»
Вокальная группа « Республика Кидс»
Эстрадная вокальная группа « Новое поколение»
Детский вокальный ансамбль « Непоседы»
Детский вокальный ансамбль « Волшебники двора»
5.Постановка голоса.
Использовать правильную певческую установку.
Четкое , легкое исполнение мелких длительностей.
Выработка навыков трехголосного пения.
Упражнения с пунктирным ритмом в подвижном темпе.
Интонирование полутонов и хроматических ходов.
6 .Работа с солистами и вокальными группами.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, двухголосие.
Разучивание произведений разной тематики. Разбор.
Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания, звукообразования. Звуковедения, дикции, ансамблевого строя. Разучивание новых упражнений.
Работа над песней, соблюдая все вокально-хоровые навыки. Умение передать образ в песне.
7.Музыкально – образовательные беседы.
«Музыкальные формы и жанры».
8.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление в виде показа для родителей. Творческие вечера и концерты. Теоретические знания проверяются путем тестирования ( ответов на контрольные вопросы).
Учебно – тематическое планирование на 5-й год обучения
№ | Тема | Всего часов | Количество часов | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Вводное занятие.1.Значение музыки, как вида искусства.2.Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 | Пение учебно –тренировочного материала.1.Пение в ансамбле.2. Мелизмы.3.Вибрато. | 53 | 4 | 49 |
3 | Слушание музыки 1..Анализ и исследование хоровой партитуры.. 2.Работа над содержанием произведения, характера. | 26 | 4 | 22 |
4 | Пение произведений. Работа над песенным репертуаром. | 104 | 34 | 70 |
5 | Постановка голоса.1. Работа над двухголосным пением.2.Интонирование полутонов и хроматических ходов. | 26 | 3 | 23 |
6 | Работа с солистами и вокальными группами: | 72 | 10 | 62 |
7 | Музыкально- образовательная беседа.»Музыкальные формы и жанры». | 1 | 1 | |
8 | Зачётное итоговое занятие. 1.Проверка знаний ,умений и навыков(индивидуальное прослушивание.2.Отчетный концерт. | 4 | 2 | 2 |
9 | Итоги | 288 | 60 | 228 |
К концу V– го года обучения дети
должны знать:
- Жанры вокальной музыки
- Типы дыхания
- Применение вокально-хоровых навыков во время исполнения музыкальных произведений
- дефекты певческого звука « белый звук».
должны уметь:
- Петь в диапазоне фа м (соль м) – ми2 (фа) 2
- Петь на одном дыхании более длинные музыкальные произведения
- Исполнять двух и трехголосия.
- Самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов пения.
Содержание программы на 5-й год обучения.
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности ( работа с аппаратурой и микрофоном).
2.Пение учебно – тренировочного материала.
Дыхание, артикуляция, ансамбль, мелизмы, резонатор.
Динамические оттенки.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой « Ладошки», « Погончики», « Большой маятник», « Рок- н –Ролл».
Упражнения на артикуляцию: « Трубочка- улыбочка»( дук- дик –дак- дик)
Упражнения на соединение головного и грудного регистров(резонаторы) «Микс» , «Лагуна».
Упражнения на динамические оттенки: (piano,forte,diminuendo,crescendo) на песенном репертуаре.
Пение в ансамбле с элементами двух-трех голосие.
Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре.
3.Слушание музыки , работа с фонограммами.
Прослушивание, песенного репертуара.
Разбор текстового материала.
Анализ и исследование хоровой партитуры.
Работа с фонограммами.
4.Пение музыкальных произведений.
Примерный репертуар:
Песни зарубежных и отечественных исполнителей.
Вокально- эстрадная группа «Ассорти».
Вокальная группа « Республика кидс»
Театр песни «Талисман»
Театр студия « Непоседы»
5.Постановка голоса
Работа над расширением диапазона до (1)- до(2), петь легким , светлым «своим» голосом.
Работа над двух – трех голосным пением.
Пение хроматической гаммы в медленном темпе, исполнение арпеджио, «ломанные».
Выработка энергичного, но не резкого форте и мягкого, но звучного пиано на основе хорошего владения певческим дыханием.
Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов.
6. Работа с солистами и вокальными группами.
Упражнения для повторения и закрепления навыков дыхания, звуковедения, дыхания, дикции.
Двухголосия и элементы трёхголосия.
Разучивание новых упражнений, песен разной тематики.
7.Музыкально – образовательные беседы.
«Музыкальные формы и жанры».
8.Зачетные и итоговые занятия.
Выступление в виде показа для родителей. Творческие вечера и концерты. Теоретические знания проверяются путем тестирования
Календарно – тематический план на 5- й год обучения
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Планируем. сроки. | Фактическ. сроки. | ||
Теории | Практики | |||||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности; (работа с аппаратурой и микрофоном) Значение музыки , как вида искусств | 0,5 | 1,5 | |||
2 | Пение учебно – тренировочного материала: Вокальные упражения, губная и языковая вибрация. Пение музыкальных произведений: Разбор песенного реперт-ра, отработка голосоведения, динамических оттенков. Слушание музыки. работа с фонограммами: Прослушивание и разбор произведений. | 6,0 | 20 | 11.09-11.09 12.09-14.09 16.09-16.09 18.09-18.09 19.09-21.09 23.09-25.09 25.09-28.09 | ||
3 | Пение учебно- тренировочного материала: Упражнения на соединения головного и грудного регистров. Постановка голоса: Работа над двух-трех голосным пением Пение музыкальных произведений: Разбор песен, разбор динамических оттенков и смысловых ударений в песне | 5,5 | 21
| 26.09-30.09 30.09-02.10 02.10-05.10 03.10-07.10 07.10-09.10 09.10-12.10 10.10-14.10 14.10-16.10 16.10-19.10 17.10-21.10. 21.10-23.10 23.10-26.10 | ||
4 | Работа с солистами: Упражнения для закрепления навыки дыхания, артикуляции , дикции, звуковедения. Работа над песенным материалом. | 6,5 | 20 | 24.10-28.10 28.10-30.10 30.10-02.11 31.10-04.11 04.11-06.11 06.11-09.11 07.11-11.11 13.11-13.11 | ||
5 | Пение учебно-тренировочного материала: Упражнения на динамические оттенки.(форте-пиано, диминуэндо-крещендо) Пение музыкальных произведений: Разбор песенного материала. Слушание музыки: Работа с фон-ми. Анализ и исследование хоровой партитуры. | 5,0 | 20 | 14.11-16.11 18.11-18.11 20.11-23.11 21.11-25.11 25.11-27.11 27.11-30.11 28.11-02.12 02.12-04.12 04.12-11.12 05.12-18.12 | ||
6 | Пение учебно- тренировочного материала: Пение в ансамбле с элементами двух – трех голосие. Пение музыкальных произведений: Пение произведений в характере, исправление ошибок в голосоведении дыхании. Постановка голоса: Пение хроматических гамм в медленном темпе, исполнение арпеджио , «ломанные». | 6,0 | 20 | 09.12-21.12 11.12-23.12 16.12-25.12 18.12-27.12 19.12-29.12 23.12 25.12 | ||
7 | Зачетные и итоговые занятия: Творческие вечера для родителей, отчетный концерт. | 0,5 | 1,5 | 27.12 | ||
8 | Пение учебно-тренировочного материала: Пение в ансамбле с элементами двух – трех голосия. Постановка голоса: Работа над расширением диапазона ( до1-до2),петь легким светлым «своим»голосом. Пение музыкальных произ-ий: Разучивание .песни .Отработка голосоведения и динамических оттенков. | 5,0 | 20 | 09.01-10.01 11.01.-12.01 12.01-14.01 16.01-16.01 18.01-18.01 19.01-20.01 23.01-22.01 25.01-24.01 26.01-25.01 03.02-27.01 05.02-01.02 06.02-03.02 | ||
9 | Пение учебно- тренировочного материала :Интонирование ступеней лада и интервалов, в мажоре и миноре. Пение музыкальных произведений: Работа с песенным репертуаром. Слушание музыки. Прослушивание и разбор произведений. | 4,5 | 21 | 10.02-05.02 12.02-07.02 13.02-09.02 17.02-11.02 19.02-13.02 20.02-16.02 26.02-18.02 27.02-20.02 02.03-03.03 04.03-05.03 05.03-07.03 | ||
10 | Пение учебно-тренировочного материала: Упражнения на динамические оттенки, пение нон легато, легато. Пение музыкальных произведений: Разбор песен, разбор динамических оттенков и смысловых ударений в песне. Постановка голоса: Укрепление навыков певческого дыхания и звукообразования голосов. | 6,0 | 20
| 09.03-10.03 11.03-12.03 12.03-14.03 16.03-16.03 18.03-19.03 19.03-21.03 25.03-24.03 | ||
11 | Пение учебно-тренировочного материала: Пение хроматических гамм в медленном темпе, арпеджио, ломанные. Музыкально образовательные беседы: « Музыкальные формы и жанры» Слушание музыки: Разбор фонограмм и фразировок. | 5,0 | 21 | 06.04-07.04 08.04-09.04 09.04-11.04 13.04.-13.04 15.04-16.04 16.04-18.04 | ||
12 | Работа солистами: упражнения для закрепления навыка дыхания, дикции, звуковедения. Работа над песенным материалом | 4,0 | 20 | 20.04-21.04 22.04-23.04 23.04-25.04 11.05-28.04 13.05-12.05 14.05-15.05 | ||
13 | Пение учебно-тренировочного материала: Музыкально образовательные беседы: « Музыкальные формы и жанры» Слушание музыки: Разбор фонограмм и фразировок. | 5,0 | 20,5 | 18.05-17.05 20.05-19.05 21.05-22.05 25.05-26.05 27.05-28.05 | ||
14 | Зачетные и итоговые занятия. отчетный концерт | 0,5 | 1,5 | 28.05 | ||
15 | Итоги | 60 | 228 |
Воспитательная работа
Задачи | Дела объединения по решению поставленных задач | Сроки | Отметка о выполнении |
Создать праздничную сказочную обстановку, вызывать у детей радостные положительные эмоции. | Новогодние утренники | Декабрь 2021г | |
Воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к Российской армии. | Праздник посвященный «Дню защитника отечества» «Мы помним – мы гордимся !» 77–летию Победы | Февраль 2022 Май 2022 | |
Воспитание уважительного отношения к девочкам, мамам, учителям - развития чувства доброты, желания дарить людям радость.
| Праздник к «Международному женскому дню» | Март 2022г | |
. Воспитание сценических навыков: умение собраться на сцене, донести до слушателя все, что было подготовлено на занятиях. | Отчетный концерт | Апрель 2022г | |
Показать родителям каких результатов в освоении образовательной программы достигли их дети, насколько совместные усилия педагога и родителей помогли детям овладеть знаниями , умениями, и навыками. | Открытые занятия для родителей. | Февраль 2022г |
Методическое обеспечение
1.Вводное занятие:
Беседы, инструктаж о технике безопасности, правила дорожного движения.
2.Проверка вокально – голосовых данных. Форма работы : прослушивание, проверяется внимание, кратковременная музыкальная память, музыкальный слух, диапазон, тип голоса, эмоциональная отзывчивость на музыку.
3.Пение учебно – тренировочного материала. Форма работы: упражнения на дикцию, на дыхание, гаммы, вокализы, на кантилену, дыхательная гимнастика, использование скороговорок, музыкальная грамота на песенном материале.
4.Слушание музыки, работа с песенным репертуаром ( фонограммами).
Форма работы: работа с фонограммами. Прослушивание, разбор текстового материала, анализ и исследование хоровой партитуры. Использование фонотеки.
5 Пение музыкальных произведений. Формы работы: Показ и разбор музыкальных произведений ( прослушивание, разбор текстового материала ,работа по фразам , предложениям отдельных отрывков и сложных аккордов и интервалов). Работа над эмоциональным раскрытием произведений . Использование фонотеки.
6. Постановка голоса. Формы работы: Вокальная работа включает в себя работу над дикцией, дыханием, над звуком образованием, артикуляцией рта, динамическими оттенками, интонированием, развитие певческого диапазона.
7. Работа с солистами: Акцентировать внимание вокалиста на приемах и методах вокальной работы, которые помогают справляется с индивидуальными недостатками пения, помогают совершенствовать голос, организовать процесс самонаблюдения и самоанализа, а также создать на занятии оптимальные условия для развития вокальных навыков и личностного потенциала исполнителя.
8. Зачетные и итоговые занятия. Формы работы: Проверка знаний, умений и навыков ( индивидуальный опрос, прослушивание)
9. Выступление сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчетов и концертов. Для более наглядного контроля ведется тетрадь динамики роста ЗУН . Теоритические знания проверяются путем тестирования ( ответов на контрольные вопросов).
Для занятий в объединений « Вокал» необходимо: просторное, проветриваемое помещение с хорошо настроенным инструментом( пианино), музыкальная аппаратура , микрофоны, диски
Список литературы.
1.Алмазов Е.И, Орлова Р.Д. о неточной интонации у школьников и путях ее исправления.
2. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 1 – Москва 1962г год.
3. Вопросы физиологии пения и вокальной методики. Труды государственного музыкально – педагогического института имени Гнесиных, выпуск XXV- Москва, 1975 г.
4.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.
5. Методика обучения эстрадному вокалу « Чистый голос» составитель Т. В. Охомуш.
6. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11 2018г № 196.
7.Полная программа совершенствования вашего голоса « Пойте как звёзды», Сэт Риггз.
8. Сан Пин 2.4.4.3172 – 14 « Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей»
9.Струве Г.А. Школьный хор. Книга для учителей – Москва – Просвещения 1981 г.
10.Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 – ф3
11.Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. Москва 1975 год.
12. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ №1726-р от 4 сентября 2014 года . Уставом образовательной организации.
13.Интернет- ресурсы:
Екатерина Квернадзе Е. «Базовое вокальное дыхание» https://sub-cult.ru/literatura/novinki-literatura/8856-ekaterina-kvernadze-bazovoe-vokal-noe-dyhanie
Основатель школы разножанрового вокала http://www.impro.ooo/irina-tsukanova.htmlПевец К. Плешаков-Качалин https://infokupon.com/authors/Kirill-Pleshakov-Kachalin.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005625-1517560315.jpg)
Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Материалы в автомобильном дизайне»
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых в дизайне автомобилей....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005625-1517560315.jpg)
Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»
Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.Уровень программы – базовыйСроки реализации – 4 месяцаВозраст об...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/19/picture-1050306-1534708638.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «ТЕХНИКИ ПРОДАЖ»
Программа курса «Техники продаж » поможет обучающимся понять, как работает процесс продажи, создать сценарий собственных действий от первоначального контакта с клиентом д...
Рабочая программа объединения дополнительного образования «Бытовые холодильники»
Рабочая программа объединения дополнительного образования "Бытовые холодильники"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/21/picture-1394037-1647859368.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
Кружок “Занимательная информатика” (решение нестандартных задач по информатике) имеет техническую направленность, дополняет и развивает школьный курс информатики и ИКТ, а также является ин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/02/picture-920162-1493726383.jpg)
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программе объединение " Вокал"
Программа второго уровня имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, а так же индивидуальное обучение вокалу, формирует...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/28/picture-861780-1519824698.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования Английский язык для населения «Активное долголетие»
Данная программа предназначена для решения важной задачи – формирование знаний, умений и навыков по английскому языку с возрастными жителями, давно изучавшими или ранее не изучавшими английский ...