РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
рабочая программа

Холодных Елена Николаевна

Кружок “Занимательная информатика” (решение нестандартных задач по информатике) имеет техническую направленность, дополняет и развивает школьный курс информатики и ИКТ, а также является информационной поддержкой дальнейшего выбора обучающихся.

Ознакомительный уровень

Направленность программы:

техническая

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации программы: 72 часа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zanimatelnaya_informatika_po_maketu.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»                    

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

СОГЛАСОВАНО

Председатель ПЦК ______________________

Протокол №      от «     »                  201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина

__________________В.Л. Поляков

«___»___________________201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Ознакомительный уровень

Направленность программы:

техническая

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации программы: 72 часа

Автор-составитель программы:

Холодных Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

Москва

2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружок “Занимательная информатика” (решение нестандартных задач по информатике) имеет техническую направленность, дополняет и развивает школьный курс информатики и ИКТ, а также является информационной поддержкой дальнейшего выбора обучающихся.

Цель и задачи программы

Цель программы – приобретение умения и навыков решения задач по информатике различной сложности.

Задачи программы:

задачи в обучении:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
  6. подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.

задачи в развитии:

  1. развивать познавательный интерес к предметной области «Информатика»;
  2. развивать память, внимание, наблюдательность;
  3. развивать абстрактное и логическое мышление.

задачи в воспитании:

  1. воспитывать информационную культуру;
  2. воспитывать самостоятельность, организованность, аккуратность;
  3. воспитывать культуру общения, ведения диалога.

Отличительные особенности (новизна) программы

В современном мире информатика является одной из лидирующих наук, она широко востребована в различных отраслях науки, техники и производства и образования.

Предметом изучения являются принципы и методы решения задач различной сложности из области «информатика», а также более расширенное изучение некоторых тем из общей программы по информатике.

Основной формой обучения является практикум решения задач.  

Знания, полученные при изучении курса, обучающиеся могут применить при участии в олимпиадах по информатике и для подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации.

Категория обучающихся по программе: 14-17 лет

Срок реализации программы: На изучение курса  по учебному плану отводится 72 часа -  из расчета 2 часа в неделю.

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

– очная

– групповая

Занятия продолжительностью 2 часа проводятся 1 раз в неделю.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

− наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

− понимание роли информационных процессов в современном мире;

− владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

− ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

− развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

− способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

− готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

− способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

− способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Программные требования к умениям и навыкам

Обучающиеся должны уметь:

  1. соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;
  2. работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  3. использовать информацию для построения умозаключений;
  4. использовать элементы логики при работе с информацией;
  5. решать задачи с применением подходов, наиболее распространенных в информатике;
  6. самостоятельно составлять и исполнять алгоритмы;
  7. использовать информационные технологии, готовые программные средства;
  8. создавать и редактировать графические объекты;
  9. уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  10. обрабатывать графическую и текстовую информацию.

По окончании программы:

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

− получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

− умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

− владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;

− умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИК

− владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

− получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

− владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

− планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

− умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

− умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).

− представление знаково-символических моделей на формальных языках;

− планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

− контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

− коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

− владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

− владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

− умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;

Познавательные:

− оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

− построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

− решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

− выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);

− преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;

− решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

− освоение основных понятий и методов информатики;

− выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);

− развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

− построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);

− освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

− освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

− вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

− решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

Коммуникативные:

− соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

− осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

− получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

− овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

− соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и режим контроля:

– входной контроль на первом занятии в форме тестирования

– текущий контроль в форме защиты практических работ.

– промежуточный контроль в форме тестирования

– итоговый контроль в форме защиты тематической презентации

Критерии оценки учебных результатов программы: Знания по данной программе не могут подвергнуться жесткой аттестации, т.к. она направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиск  новых возможностей реализации своего потенциала.

Программа предполагает следующие способы проверки результатов: наблюдение, устный зачёт, зачёт в виде теста, практическая работа, самостоятельная работа.

Формы подведения итогов реализации программы:

По окончании  обучения выполняется итоговая творческая работа, творческий проект.

 В ходе работы над проектами отрабатываются и закрепляются полученные умения и навыки, раскрываются перспективы дальнейшего обучения.

Итоговые работы обязательно выставляются, это дает возможность обучающемуся увидеть значимость своей деятельности, увидеть оценку работы, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

тестирование

2.

Информация и ее кодирование  

8

2

6

Защита практической работы, тест

3

Моделирование

8

2

6

4

Системы счисления  

10

2

8

5

Логика и алгоритмы

14

4

10

6

Элементы теории алгоритмов

10

2

8

7

Средства ИКТ

18

4

14

8

Итоговое занятие

2

2

Защита проектов

Итого:

72

20

52

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

– … учебных недель (если срок реализации программы указан по годам обучения);

– одну учебную группу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.  Техника безопасности.

 

Теория:

 

Знакомство с группой, планом работы объединения. Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой, при работе в кабинете информатики. Вводные занятия. Что такое информатика?

Практика:

Правила работы за компьютером.

2. Информация и ее кодирование

Теория: Кодирование информации. Расшифровка сообщений. Передача информации. Определение времени записи файла. Выбор кода. Количество информации.

Практика: Определение времени записи и времени передачи файла. Определение объема информации и размера записанного файла.  Сравнение двух способов передачи данных.

3. Моделирование

Теория: Схемы,  таблицы, схемы,  графики,  формулы  как  описания  математические модели.  Анализ информационных моделей. Анализ формальных моделей. Поиск определённого маршрута по таблице и по расписанию. Графы.

Практика: Таблицы и схемы. Поиск оптимального маршрута по таблице. Поиск путей в графе.

  1. Системы счисления

Теория: Позиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Сравнение чисел в различных системах счисления. Поиск основания системы счисления по записи числа в этой системе. Уравнения и различные системы счисления

Практика: Двоичная система счисления. Различные системы счисления. Сравнение чисел в различных системах счисления.  Кодирование в различных системах счисления.

  1. Логика и алгоритмы

Теория: Логические  операции. Таблицы истинности. Преобразование логических выражений. Частично заполненные таблицы истинности логических выражений Числовые отрезки. Логические уравнения. Запросы для поисковых систем с использованием логических выражений. Сложные запросы

Практика: Частично заполненные таблицы истинности логических выражений. Логические высказывания. Расположение запросов в порядке убывания/возрастания. Формирование сложных запросов.

  1. Элементы теории алгоритмов

Теория: Анализ и построение алгоритмов для исполнителей. Нестандартные исполнители. Проверка буквенной последовательности на соответствие алгоритму. Проверка числовой последовательности на соответствие алгоритму. Обработка искажённых сообщений. Рекурсивные алгоритмы.  алгебраические операции с элементами массива, двумерные массивы. Теория игр. Выигрышная стратегия.

Практика: Нестандартные исполнители. Обработка искаженных сообщений. Проверка числовой последовательности на соответствие алгоритму. Рекурсивные алгоритмы.

  1. Средства ИКТ

Теория: Анализ диаграмм и электронных таблиц. Изменение формул при копировании. Электронные таблицы и диаграммы. Базы данных. Определение данных по двум таблицам. Файловая система. Маски. Отбор группы файлов по маске. Организация компьютерных сетей. Адресация. Восстановление IP адресов и адресов файлов. Определение адреса или маски сети.

Практика: Работа с электронной таблицей. Определение значения формулы. Изменение формул при копировании в электронных таблицах. Диаграммы в электронных таблицах. Определение данных по одной таблице. Определение данных по двум таблицам. Определение адреса или маски сети. Восстановление IP-адресов и адресов файлов в интернете.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы

Название учебного раздела (учебной темы)

Название и форма методического материала

Вводное занятие

Входной мониторинг в форме теста

Информация и ее кодирование  

планы занятий

задания для отслеживания результатов освоения темы;

методические рекомендации к занятиям.

Моделирование

планы занятий

задания для отслеживания результатов освоения темы;

методические рекомендации к занятиям.

Системы счисления  

планы занятий

задания для отслеживания результатов освоения темы;

методические рекомендации к занятиям.

Логика и алгоритмы

планы занятий

задания для отслеживания результатов освоения темы;

методические рекомендации к занятиям.

Элементы теории алгоритмов

планы занятий

задания для отслеживания результатов освоения темы;

методические рекомендации к занятиям.

Средства ИКТ

планы занятий

задания для отслеживания результатов освоения темы;

методические рекомендации к занятиям.

Итоговое занятие

Защита проектов

Методические особенности реализации программы

(или Механизм реализации программы)

По темам программы планируются различные формы занятий:

- традиционные занятия;

- комбинированные занятия;

- практические занятия.

Важный компонент образовательного процесса - использование разнообразных форм учебно-игровой деятельности: игр, конкурсов, праздников.

Ведущими педагогическими технологиями в реализации программы являются технологии развивающего обучения. Одной из составляющих процесса обучения является использование современных информационных коммуникационных технологий.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

  • словесные (устное изложение, беседа, рассказ);
  • наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

Учебно-методический комплекс

  1. Учебные пособия:
  2. специальная литература;
  • видеоматериалы (видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
  • электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации).
  1. Дидактические материалы:

Наглядные пособия

  • обучающие компьютерные программы;
  • алгоритмы, схемы, образцы, инструкции;
  • дидактические игры;
  • обучающие настольные игры;
  • компьютерные развивающие игры.

Раздаточный материал

  • карточки с индивидуальными заданиями;
  • индивидуальные пособия для учащихся;
  • задания для самостоятельной работы;
  • бланки тестов и анкет;
  • бланки диагностических и творческих заданий;

Материально-техническое обеспечение программы

Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса  в компьютерном классе.

  • светлое, хорошо проветриваемое помещение;
  • дополнительные шторы или жалюзи для затемнения;
  • компьютеры, принтер, сканер, проектор, экран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога:

  1. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 кл.: методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  2. Ройтберг М.А. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания информатики и ИКТ, ФИПИ, Москва. 2014
  3. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 312 с.: ил.
  4. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 328 с.: ил.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

  1.  Ушаков Д.М. ЕГЭ-2017. Информатика. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. — М.: Астрель, 2016.
  2. Самылкина Н.Н., Синицкая И.В., Соболева В.В., ЕГЭ 2016. Информатика. Тематические тренировочные задания. — М.: Эксмо, 2016.

Интернет-сайты:

  1.  Открытый банк заданий ЕГЭ- http://www.fipi.ru/.
  2. Пробные онлайн-тестыhttps://ege.yandex.ru/informatics/?ncrnd=2149
  3. Информатик -http://infbu.ru/catalog/1018
  4. Преподавание, наука и жизнь: сайт К. Полякова -http://kpolyakov.spb.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа (объединения дополнительного образования) «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (КОНДИТЕРСКОЕ ДЕЛО) 2016 год.

Программа расчитана на обучающихся: 16-17 лет и направлена на  формирование теоретических и практических, навыков кондитерского дела; расширение знаний обучающихся  о способах приготовления ...

Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Материалы в автомобильном дизайне»

Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых в дизайне автомобилей....

Рабочая программа Объединения дополнительного образования «Автомобильные материалы автомобилестроения»

Изучение обучающимися основных эксплуатационных материалов, применяемых при ремонте и обслуживании автотранспортных средств.Уровень программы – базовыйСроки реализации – 4 месяцаВозраст об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «ТЕХНИКИ ПРОДАЖ»

Программа курса «Техники продаж »   поможет обучающимся  понять, как работает процесс продажи, создать сценарий собственных действий от первоначального контакта с клиентом д...

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Бытовые холодильники»

Рабочая программа объединения дополнительного образования "Бытовые холодильники"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования Английский язык для населения «Активное долголетие»

Данная программа предназначена для решения важной задачи – формирование знаний, умений и навыков по английскому языку с возрастными жителями, давно изучавшими или ранее не изучавшими английский ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования. Технический английский язык.( Базовый уровень)

Программа направлена на подготовку студентов к международным профессиональным  конкурсам, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.  В свете развития движения Worldskills в России о...