Мастер - класс
методическая разработка

Акматова Маргарита Александровна
Мастер - класс по изготовлению нанайского оберега из фоамирана

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Мастер - класс – изготовление домашнего оберега- магнита  из цветного фоамирана

Подготовила Акматова М.А.

Цель: показать особенности национального нанайского орнамента и его символику. Применить простую технику аппликации. Развитие творческих способностей посредством работы с шаблонами, соблюдая народные традиции нанайского народа.

Задачи:        

  • Закрепить интерес к изготовлению нанайского оберега.
  • Развивать тактильное восприятие, аккуратность. Воспитывать уважение и интерес к жизни, традициям и культуре коренных народов Дальнего Востока.

Методы обучения:

- словесный (беседа);

- наглядные  (фотографии, иллюстрации, образцы поделок);

- практические (изготовление оберега).

Ожидаемый результат: оберег, сделанный своими руками.

Материалы: Шаблон из дерева фанеры диаметром 6 см для основы оберега, шаблоны нанайских орнаментов, цветной фоамиран, магнит, клей «Момент», стразы и пайетки для украшения оберега, клей карандаш, ножницы.

История появления орнаментальных мотивов народов Приамурья.

Бачигоапу, андана!

 Так звучит приветствие на языке одного из многочисленных народов, которые издавна проживали и сегодня проживают на территории Дальнего Востока. Это приветствие на языке народа Нани.

Великая река Дальнего Востока - Амур, протянулась через земли Амурской области, Хабаровского края почти на четыре с половиной тысячи километров. Ширина реки в нижнем течении достигает трех и более километров. Со времен глубокой древности могучая река кормила и одевала людей, живших на ее берегах: нанайцев, ульчей, удэгейцев, орочей, нивхов. Река кормила их замечательной и обильно здесь плодившейся красной рыбой: лососем, кетой, сомом, кожа которого эластична, крепка и потому шла на одежду.

Река воспитывала людей. Норовистая, как горячий конь, она требовала от людей мужества, терпения, осмотрительности, быстроты реакции; она воспитывала в людях доброту, готовность прийти на помощь, потому что с Амуром, когда он разбушуется (а это зачастую происходит внезапно), шутки плохи.

Река воспитывала и воображение, фантазию. Народное декоративное, связанное с трудом и бытом искусство народов Приамурья впитало в себя образы реки, всего живого и полезного, что было связано с нею.

Но не одна только река была нужна людям. От солнца также зависело немало. Это солнце приносило с собой весеннее тепло, когда прилетали птицы, когда начинала нереститься и метать икру рыба, когда и тайга и все кругом по берегам Амура и его притоков расцветало, оживало, переполнялось птичьими и звериными голосами.

Люди всецело зависели от природы,

У нанайцев есть мифы, которые повествуют о происхождении отдельных родов от животных: тигра, медведя и других. Анимистические воззрения коренных жителей Приамурья и Приморья сочетались с магическими действиями. Люди верили в силу амулетов. Возможно, что именно от амулетов ведут свое происхождение многие сэвэны (оберег).

Сэвэны — это духи-исцелители, духи-божества, духи-хозяева местности, воды и тайги.

Например, в представлениях нанайцев, живущих на Нижнем Амуре, хозяин медведей являлся одновременно хозяином тайги. Это был огромный медведь с девятью горбами. На медвежьем празднике все дары приносили ему, невидимому хозяину.https://fsd.compedu.ru/html/2018/12/05/i_5c075e897b180/phpWOlap6_mk-nanajskij-obereg_2.jpeghttps://fsd.compedu.ru/html/2018/12/05/i_5c075e897b180/phpWOlap6_mk-nanajskij-obereg_3.jpeg

Древние элементы духовной культуры, отразившиеся в тотемах и амулетах, сохранились и по сей день благодаря глубокой вере в существование души. Представления нанайцев о внешнем мире — это вовсе не механический отпечаток поступивших извне в их сознание идей, ценностей и стереотипов. Это происходило в результате общения с природой, от которой человек себя не отделял.  Каждая вещь, созданная руками мастера или мастерицы, несет в себе традиции своего народа.

Традиции украшения орнаментом бытовых вещей предавались от отца к сыну от матери к дочери. Орнаменты – это история, в своем первоначальном виде – это некое зашифрованное магическое заклинание,  является не только украшением, но и оберегом. 

Орнамент нанайского народа очень древний и имеет свое обозначение. Орнамент отражал окружающую действительность из растений, цветов, насекомых, рыб, добрых зверей и птиц.  Узоры у нанайцев все волнистые, извилистые – это для того, чтобы злой дух запутался в них и убежал.

- Каждый цвет узора что – то обозначал. Кто знает, что обозначает желтый цвет? (солнце) красный цвет? (огонь) синий цвет? (реку Амур, облако, небо) зеленый цвет? (природу, траву, листья). Также используются белый, чёрный и их оттенки.

Рассмотрите повнимательней эти орнаменты. Они полны значения.

- Традиционный узор “родового дерева” символизирует продолжение рода.

- Сидящие на верках птички – это души еще не родившихся детей.

- Изображение корней дерева знаменует устойчивость рода.

- Спираль и черепаха- символ долголетия

- Поцелуй рыбок, рыбки- пожелание иметь большую и крепкую семью, символ семейного счастья

 - Звери- удачу на промысле, приплода в стадах,

- Змеи и дракон- привлечение удачи, отвод злых духов.

Узор в виде чешуи – это чешуя доброго дракона – носит защитную функцию, отгоняет злых духов.

Внимательно изучив историю нанайского народа и национального орнамента можно подобрать сочетание цветов и составить орнамент согласно шаблонам. На окончательном этапе работы можно использовать творческую мысль, но при условии изучения и анализа национальных традиций.

Практическая часть.

Несмотря на кажущуюся простоту исполнения изделия, необходима точность исполнения работы. Рассмотрим поэтапное изготовление оберега

Этап 1. На начальном этапе необходимо подготовить основу, подобрать цвет, наклеить фоамиран на основу.

Этап 2. С помощью шаблона  выбранный узор нарисовать на кусочке фоамирана.

Этап 3. Следующий этап требует внимательности и аккуратности-  вырезать орнамент с животными или птицами, или рыбками. Работа  очень тонкая и ювелирная.

Этап 4. На данном этапе необходимо наклеить орнамент на основу

Этап 5. На заключительно этапе занимаемся украшением оберега пайетками и стразами (приклеиваем  клеем Момент)

Этап 6. Оберег готов

Подведение итогов:

-просмотр и обсуждение выполненных работ;

-самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;

-ответы на вопросы участников мастер-класса;

-общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе изготовления халата и орнамента);

-заключительное слово педагога-мастера.

Список литературы.

1. Дигурова, Т.М. Как провести мастер-класс [Текст]/Т.М. Дигурова, Н.В. Клёнова // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2010. - № 3. – С.13-22.

2. Гаер Евдокия Александровна. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX - начале XX в. (к проблеме устойчивости и развития традиций) :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "В мире профессий. Операционная логистика" для школьников 8-11 класс

Мастер-класс разработан для ознакомления школьников с миром новых, современных профессий а так же подготовки школьников к сознательному выбору профессии, создание условий для успешной профориентации п...

Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»

Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...

Мастер-класс на тему «Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика класса специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки».

Тема мастер-класса:«Проблемы развития комплекса умений и навыков ученика специального фортепиано в свете предпрофессиональной подготовки». Тип урока:Политематический....

МАСТЕР-КЛАСС ПО ПРОФЕССИИ 08.01.07 «МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ» КВАЛИФИКАЦИЯ: «КАМЕНЩИК»

Мастер-класс по теме "Кладка арочной перемычки", профессия 08.01.07 Мастер общестроительных работ (каменщик). ...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...